Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Факторы ЗОЖ. Организация студенческого труда, отдыха и эффективной самостоятельной работы




В начале учебыстуденты сталкиваются с рядом трудностей. Их можно разделить на три группы.

Дидактические трудности связаны с изменением методов обучения, со сложностью и большим, чем в средней школе, объемом занятий, нередко со слабой школьной подготовкой или значительным перерывом в учебе. Особое значение имеет отсутствие навыков систематической самостоятельной работы.

Социально-психологические трудностиобусловлены изменением образа жизни обучающихся. Происходит смена обстановки, круга общения. Требуется время, чтобы приспособиться к новому укладу жизни.

Профессиональные трудностивозникают у студентов из-за того, что не с первого курса начинаются профилирующие дисциплины. Процесс формирования будущего специалиста на начальном этапе требует изучения общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, иностранного языка, ряда математических и естественнонаучных дисциплин, и только позднее начинается более углубленная профессиональная подготовка.

Учеба является разновидностью умственного труда и требует усиленной работы головного мозга. Негативные факторы, которые подстерегают человека, занимающегося умственным трудом, зависят также от условий, в которых он выполняется. Студенты подолгу находятся в душном помещении, в однообразной сидячей позе. В результате возникает переутомление. Соблюдение правильного режима дня способствует улучшению работоспособности, успешному выполнению заданий и усвоению нового материала, предохраняет от переутомления.

 

Рис. 2. Стадии работоспособности

Стадии работоспособности Характеристика
1 Предрабочее состояние Под влиянием доминантной установки повышается активность функций организма до начала работы
2 Врабатывание Происходит сонастройка функций организма (двигательной, вегетативной, сенсорной) и выработка устойчивого динамического стереотипа
3 Устойчивая работоспособность Характеризуется наивысшей производительностью труда при наименьших физиологических затратах
4 Утомление Ухудшается функциональное состояние организма и снижается технико-экономические показатели
5 «Конечный порыв» В ее основе лежат эмоциональные влияния, связанные с предвкушением окончания работы

 

В соответствии с этим необходимо планировать свою работу. Сначала следует выполнять задания средней трудности, затем самые сложные и в конце работы, когда внимание ослаблено, — самые легкие. Примерно через каждые 1 – 1,5 часа занятий необходимо делать кратковременные перерывы, чтобы восстановить работоспособность. Надо приучить себя ложиться спать в одно и то же время. Лучше раньше ложиться и раньше вставать. Сон должен составлять 7 – 8,5 ч в сутки, сокращение его на час снижает производительность труда на 5–20 %, а сон свыше 9 ч в сутки действует на организм расслабляюще.

На производительность умственного труда влияет состояние окружающей обстановки. Стены в рабочем (учебном) помещении должны быть светлыми и интенсивно отражать свет. При темном или слишком ярком свете очень быстро утомляются глаза. Освещенность на рабочем месте должна быть не менее 300 лк. Источник освещения следует располагать слева, чтобы не создавалось теней на рабочем месте. Для пишущей левой рукой – наоборот. Обязательно должно быть включено общее освещение.

Для эффективности умственного труда имеет значение и нагрузка на слуховой анализатор. Наиболее благоприятна абсолютная тишина читального зала, кабинета.

Температура воздуха в учебной аудитории должна составлять 18 – 20 °С при относительной влажности воздуха 40 – 70 %. Повышение содержания углекислого газа до 0,1% способствует появлению функциональных нарушений и снижению работоспособности, что предопределяет необходимость систематического проветривания помещения.

Учеба должна чередоваться с оптимальным отдыхом. Наиболее полезны активные виды отдыха – физкультура, спорт, туризм. Это мощные стимуляторы восстановления сил, поднятия настроения, укрепления воли. Отдых может быть и пассивным, например, в сидячем положении. Сидеть следует, откинувшись на спинку стула, расслабив мускулатуру, вытянув ноги и закрыв глаза. Поможет снять утомление после напряженной умственной работы и повысит работоспособность еще на 1 – 1,5 часа обтирание лица холодной водой. Против утомления оказывают благоприятное действие сладкие вещества, например, сахар, шоколад.

Однако режим и вид отдыха не могут быть одинаковыми для всех. Во многом они зависят от условий жизни, обстановки, индивидуальных особенностей человека.

Одним из элементов культуры умственного труда является умение обучающихся самостоятельно работать с разными учебными материалами, квалифицированно владеть технологией ведения разных видов учебной работы. Вместе с тем многие студенты в начале обучения испытывают большие трудности, связанные с отсутствием соответствующих навыков самостоятельной работы, основным принципом которой является ее систематичность.

С первых дней учебы необходимо ежедневно не менее 3 – 4 ч готовиться к лекциям, семинарам и лабораторным занятиям. При этом самостоятельную работу нужно обязательно четко планировать. Работать надо активно, напряженно и внимательно.

В работе студента значительное место занимает конспектирование. Надо научиться правильно записывать лекции, вести краткие конспекты. Ведение конспекта создает особенно благоприятные условия для запоминания услышанного. В этом процессе принимает участие слух, зрение и рука (т.е. все виды памяти). Существуют некоторые общие правила записи лекций. По каждому предмету следует иметь отдельную тетрадь, на страницах которой оставлять поля для заметок, вопросов, собственных мыслей. Наиболее важные положения следует выделять подчеркиванием.

Для того чтобы информация быстрее усваивалась, необходимо разделять материал на абзацы, главы, параграфы. Писать нужно быстро и четко. Не следует стремиться вести дословную запись речи лектора, превращая ее в механический процесс. Главное – научиться отделять основную информацию от второстепенной.

Перед лекцией необходимо изучить материал предыдущей лекции, психологически настроиться на восприятие нового материала. Важно помнить: ни одна дисциплина не может быть изучена только по конспектам. Должно быть параллельное, систематическое изучение материала учебника и конспекта.

За время обучения приходится изучать до 25000 страниц различного текста. Установлено, что студент на начальном этапе обучения читает медленно: 150–160 слов в минуту вслух и 250–260 — про себя. Важно научиться различным видам чтения: выборочному, сплошному, чтению с переработкой материала (конспектирование) и смешанному. Студенты должны уметь выбрать наиболее эффективный вид чтения для выполнения конкретного задания.

 

Факторы ЗОЖ. Режим сна

 

Сон человека – основной и ничем не заменимый вид отдыха и способ восстановления сил и энергоресурсов организма, особенно для растущего организма. Считается, что десятиминутный сон восстанавливает активность мозга на один час.

Великий русский физиолог И.П. Павлов указывал, что сон – это своего рода торможение, которое предохраняет нервную систему от чрезмерного напряжения и утомления. Сон должен быть достаточно длительным и глубоким. Если человек мало спит, то он встает утром раздраженным, разбитым, а иногда с головной болью.

Учебный труд подростков и студентов предполагает высокую степень психофизических нагрузок и большого количества времени на занятия и подготовку к ним. Однако современный ритм жизни в городе предполагает непродуктивные затраты времени (транспортные пробки, очереди и др.). Из-за постоянной нехватки времени учащимся и студентам приходится чем-то жертвовать. И, чаще всего, они жертвуют сном. Дефицит сна накапливается и не восполняется даже в выходные дни, так как различные мероприятия и интенсивная подготовка к предстоящей учебной неделе не дают возможности выспаться. Наблюдения за студентами показывает, что на занятиях, особенно на первых парах, большая часть группы откровенно зевает и спит, а на последней пареприсутствуют лишь самые выносливые.

Проблема недостаточного сна подростков и студентов является предметом заботы и внимания специалистов, потому, как недосыпание приводит к существенным проблемам со здоровьем. Нарушения биологических ритмов организма, режима и продолжительности сна ведет к ухудшению физического и психоэмоционального состояния, депрессиям, нарушениям поведения и агрессивности подростков и студентов; кроме того, недостаток сна ухудшает память, мышление, концентрацию и объем внимания, снижает быстроту психомоторных реакций, что негативно отражается на результатах учебы. Учащиеся и студенты нуждаются в достаточном количестве и качестве сна вследствие биологического созревания и приходившихся на этот этап онтогенеза высоких учебных и психоэмоциональныхнагрузок.

Определить время, необходимое для сна, всем без исключения людям нельзя. Потребность во сне у разных людей неодинакова. В среднем эта норма составляет около 8 часов. К сожалению, некоторые люди рассматривают сон как резерв, из которого можно заимствовать время для выполнения тех или иных дел. Систематическое недосыпание приводит к нарушению нервной деятельности, снижению работоспособности, повышенной утомляемости, раздражительности.

Чтобы создать условия для нормального, крепкого и спокойного сна, необходимо за 1 – 1,5 часа до сна прекратить напряженную умственную работу. Ужинать надо не позднее, чем за 2 – 2,5 часов до сна. Это важно для полноценного переваривания пищи. Спать следует в хорошо проветренном помещении, неплохо приучить себя спать при открытой форточке. Ночное белье должно быть свободным, не затрудняющим кровообращение, нельзя спать в верхней одежде. Не рекомендуется закрываться одеялом с головой, спать вниз лицом: это препятствует нормальному дыханию. Желательно ложиться спать в одно и то же время – это способствует быстрому засыпанию.

Существуют разработанные для каждой возрастной категории физиологические нормы продолжительности сна:

v для подростков (12–14 лет) — 9–8,5 часов;

v для учащихся (15–18 лет) — 8,5–8 часов;

v для студентов (19–22 года) — 8–7,5 часов

Специалисты считают, что соблюдение режима сна – время отхода ко сну и время пробуждения, существенно влияют на качество сна, при этом время отхода ко сну у разных возрастных категорий имеет разницу (30 минут), то время пробуждения для всех одинаково – 7 часов утра. Специалисты рекомендуют:

v для подростков (12–14 лет) время «отбоя» — 22.00 часов;

v учащихся (15–18 лет) — 22.30 часов;

v для студентов (19–22 лет) — 23.00 часов.

Пренебрежение этими простейшими правилами гигиены сна вызывает отрицательные явления. Сон становится неглубоким, неспокойным, вследствие чего со временем развиваются бессонница, те или иные расстройства в деятельности нервной системы.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 990.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...