Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВИКТОРИНЫ, ПОСВЯЩЁННОЙ ДНЮ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ




 

1. Русский - язык девяти падежей. В русском языке шесть самостоятельных падежей, но есть ещё три, которыми все мы часто пользуемся. Назовите их.

2. Все вы с лёгкостью сможете образовать прошедшее время от любого глагола:

Сделать - сделал, думать - думал, знать - знал, идти - шёл.

Какой глагол прошедшего времени является супплетивом? Дайте определение: Супплетив – это …

3. Напишите глагол, в котором нет корня.

4. Загадка – ловушка. «В русском языке есть четыре слова, оканчивающиеся на «-со». Три из них приведены: мясо, просо, колесо. Назовите четвёртое».

5. В русском языке есть одно слово с 7-ю буквами «О». Назовите его, если никаких других гласных в нём нет.

6. Образуйте форму мн. ч. род. п. существительного «дно», «кочерга»?

7. Чем отличается азбука от алфавита?

8. Инициатива возрождения в России празднования Дней славянской письменности принадлежит писателю ...

9. Какое местоимение может работать приставкой? Приведите примеры.

10. Кто и когда ввёл в употребление букву «Ё»? Какое отношение к этой истории имеет Г.Р. Державин?

11. В русской поэзии XIX века тогдашняя столица России могла называться Петербургом, Петроградом или Петрополем. Эти слова передают одно и то же значение (‘город Петра’) на трёх разных языках. Каких?

12. Как в 18 веке называли восклицательный знак?

13. Даль предлагал заменить иностранное слово «атмосфера» на два русских слова. Назовите их.

14. Как до XIV века на Руси назывались все неприличные слова?

15. Русские поэты и писатели придумали много новых слов. Попробуйте сопоставить слово и его создателя.

 1) вещество (Карамзин)

2) промышленность (Хлебников)

3) головотяпство (Северянин)

4) стушеваться (Островский)

5) бездарь (Салтыков-Щедрин)

6) изнеможенный, лётчик (Ломоносов)

7) самодур (Достоевский)

 16. Вставьте недостающие слова.

Славянские просветители, братья Кирилл и Мефодий, были родом из македонского города Солуни. Теперь это город …. на берегу …. моря. Мефодий был старшим из семи братьев, а младшим был … . Имя Кирилл он получил при пострижении в монашество уже перед самой кончиной.

17. Существует утверждение, что наша азбука — “дочка” греческого алфавита. Объясните, почему?

18. Эту букву дважды убирали из азбуки и дважды восстанавливали, пока в 1918 г. не убрали совсем. Что это за буква?

19. Хотя старославянский язык раньше понимали во многих славянских странах, их языки немного отличались. Как назывался «свой» вариант языка для каждой страны?

20. Как называлась первая русская печатная книга? Когда она вышла?

21. Какой русский царь ввёл новый гражданский шрифт и сделал буквы похожими на современные?

22. Как называлась первая печатная газета в России?

23. Этот литературный славянский язык является самым молодым, его алфавит был создан только в 1944 г. Что это за язык и в какой стране он является государственным?

24. В каком из современных славянских языков используются две системы письма - кириллица и латиница?

25. Этого сказочного персонажа знают многие славянские народы. Чехи называют его "змок", белорусы - "цмок", поляки - "смок". А как его называют в русских сказках? 


 

ОТВЕТЫ К ВИКТОРИНЕ, ПОСВЯЩЁННОЙ ДНЮ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ

 

1. Русский - язык девяти падежей. В русском языке шесть самостоятельных падежей, но есть ещё три, которыми все мы часто пользуемся. Назовите их.

Звательный падеж (вокатив).

 Местный падеж (локатив).

Разделительный падеж (партитив).

2. Все вы с лёгкостью сможете образовать прошедшее время от любого глагола:

Сделать - сделал, думать - думал, знать - знал, идти - шёл.

Какой глагол прошедшего времени является супплетивом? Дайте определение: Супплетив – это Форма из парадигмы слова, образованная от другой основы

3. Напишите глагол, в котором нет корня.

 Вынуть

4. Загадка – ловушка. «В русском языке есть четыре слова, оканчивающиеся на «-со». Три из них приведены: мясо, просо, колесо. Назовите четвёртое».

Четвёртого полностью русского существительного на"-со" в нашем языке нет, но можно сказать, что 4 слово это «лассо» или «серсо»

5. В русском языке есть одно слово с 7-ю буквами «О». Назовите его, если никаких других гласных в нём нет. Обороноспособность

6. Образуйте форму мн. ч. род. п. существительного «дно», «кочерга»?

Существительное - дно - среднего рода, имеет форму во множественном числе и только одну - ДОНЬЯ.

7. Чем отличается азбука от алфавита? Слово “азбука” произошло от названий двух первых букв славянской азбуки: А (аз) и Б (буки): АЗБУКА: АЗ + БУКИ
а слово “алфавит” происходит из названия двух первых букв греческого алфавита: АЛФАВИТ: АЛЬФА + ВИТА

8. Инициатива возрождения в России празднования Дней славянской письменности принадлежит писателю ...

 Инициатива возрождения в России празднования Дней славянской письменности принадлежит Мурманской писательской организации и в особенности писателю Виталию Маслову.

9. Какое местоимение может работать приставкой? Приведите примеры.

Местоимение ВЫ: выпечка, выбегать, выходить, выглядывать, вырез

11. В русской поэзии XIX века тогдашняя столица России могла называться Петербургом, Петроградом или Петрополем. Эти слова передают одно и то же значение (‘город Петра’) на трёх разных языках. Каких? Немецкий, французский, греческий

12. Как в VIII веке называли восклицательный знак? «точкой удивления»

13. Русский писатель, этнограф Даль предлагал заменить иностранное слово «атмосфера» на два русских слова. Назовите их.

Даль в свое время предлагал заменить иностранное слово «атмосфера» на русские «колоземица» или «мироколица»

14. Как до XIV века на Руси назывались все неприличные слова?

До XIV века на Руси все неприличные слова назывались "нелепыми глаголами".

15. Русские поэты и писатели придумали много новых слов. Попробуйте сопоставить слово и его создателя.

1) вещество (Ломоносов)

2) промышленность (Карамзин)

3) головотяпство (Салтыков-Щедрин)

4) стушеваться (Достоевский)

5) бездарь (Северянин)

6) изнеможенный, лётчик (Хлебников)

16. Вставьте недостающие слова.

 

16. Славянские просветители, братья Кирилл и Мефодий, были родом из македонского города Солуни. Теперь это город …. на берегу …. моря. Мефодий был старшим из семи братьев, а младшим был … . Имя Кирилл он получил при пострижении в монашество уже перед самой кончиной.

Славянские просветители, братья Кирилл и Мефодий, были родом из македонского города Солуни. Теперь это город Салоники на берегу Эгейского моря. Мефодий был старшим из семи братьев, а младшим был Константин . Имя Кирилл он получил при пострижении в монашество уже перед самой кончиной.

17. Существует утверждение, что наша азбука — “дочка” греческого алфавита. Объясните, почему?

Кирилл и Мефодий взяли греческий алфавит и приспособили его для звуков славянского языка.

18. Эту букву дважды убирали из азбуки и дважды восстанавливали, пока в 1918 г. не убрали совсем. Что это за буква?

(Ижица)

19. Хотя старославянский язык раньше понимали во многих славянских странах, их языки немного отличались. Как назывался «свой» вариант языка для каждой страны?

(Извод)

20. Как называлась первая русская печатная книга? Когда она вышла? («Апостол». 1564 г.)

21. Какой русский царь ввёл новый гражданский шрифт и сделал буквы похожими на современные?

 (Пётр I)

22. Как называлась первая печатная газета в России? («Ведомости»)

23. Этот литературный славянский язык является самым молодым, его алфавит был создан только в 1944 г. Что это за язык и в какой стране он является государственным? (Македонский. Республика Македония)


24. В каком из современных славянских языков используются две системы письма - кириллица и латиница? (Сербохорватский)


25. Этого сказочного персонажа знают многие славянские народы. Чехи называют его "змок", белорусы - "цмок", поляки - "смок". А как его называют в русских сказках? (Змей Горыныч).

Читателям младшего и среднего возраста можно загадать загадки о книге и письменности или дать задание продолжить пословицу.

2.2. Загадки о книге и письменности:

 

· Не куст, а с листочками, не рубаха, а сшита, не человек, а рассказывает (Книга).

· Семя плоско, поле гладко, кто умеет, тот и сеет, семя не всходит, а плод приносит (Гусиное перо).

· Носила меня мать, уронила меня мать, подняли меня люди, понесли в торг торговать, отрезали мне голову. Стал я пить и ясно говорить (Книга).

· Говорит она беззвучно, а понятно и не скучно. Ты беседуй чаще с ней – станешь вчетверо умней (Книга).

· Хоть не шляпа, а с полями, не цветок, а с корешком. Разговаривает с нами всем понятным языком (Книга).

 

2.3.  Пословицы о книге и письменности:

 

 

· Не красна книга письмом, а красна умом.

· Книга хороша, да начетчики плохи.

· Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

· Не всякий, кто читает, в чтении силу знает.

· Книга – друг человека.

· Кто много читает, тот много знает.

· Одна книга тысячу людей учит.

· Книги читать – не в ладушки играть.

· Умен, как поп Семен: книги продал, да карты купил, забился в

               овин, да играет один.

· Много читает, а дела не знает.

· Читай, книгочей, не жалей очей.

· Книга книгой, да и своим умом двигай.

· Хлеб питает тело, а книга – разум.

· Ум без книги, как птица без крыльев.

· Золото добывают из земли, а знания из книг.

· Испокон века книга растит человека.

· Прочел новую книгу – встретился с другом.

 

 

Ребятам более старшего возраста можно дать задание посложнее – написать творческую работу или объяснить, как можно объяснить своими словами высказывания о книге.

 

2.4.  Высказывания о книге и чтении:

Всякого рода грубость тает, словно в огне, под влиянием ежедневного чтения хороших книг. (В. Гюго)

Чтение делает человека знающим, беседа – находчивым, а привычка записывать – точным. (Ф. Бэкон)

Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению. (Ф. Бэкон)

Люди перестают мыслить, когда перестают читать. (Д. Дидро)

Ни о чем не думает лишь тот, кто ничего не читает. (Д. Дидро)

Чтение для ума – это то же, что физическое упражнение для тела.(Д. Аддисон)

Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкаешь хорошо говорить. (Вольтер)

Книга – это сосуд, который нас наполняет, но сам не пустеет.(А. Декурсель)

Произведение, которое читают, имеет настоящее; произведение, которое перечитывают, имеет будущее. (А. Дюма-сын)

Можно определить достоинство народа по количеству книг, которые он поглощает. (Э. Лабуле)

В хорошей книге больше истин, чем хотел вложить в нее автор. (М. Эбнер-Эшенбах).

 

Интересные факты о книге.

 

Самая большая книга в мире – «Супер книга», имеет размеры 2,74х3,07 м, весит 252,6 кг и содержит 300 страниц. Она была издана в Денвере, Колорадо, США в 1976г.

Самая маленькая книга, поступившая в продажу, была напечатана на бумаге размером 1х1 метр. Это детская сказка «Старый король Коул», изданная в 1985 г. в Шотландии. Страницы ее можно осторожно переворачивать с помощью иголки.

Самая маленькая книга в мире – до недавнего времени это был «Кобзарь» – чудо рук украинского инженера, созданное с помощью микротехники. Она изготовлена в единственном экземпляре и состоит из двенадцати страниц текста и двух иллюстраций. Страницы сшиты окрашенной паутиной, а переворачивать их можно заостренным концом волоса. Обложка изготовлена из лепестка бессмертника и украшена с обеих сторон золотыми полосками. Семь подобных изданий легко умещаются на торце спички, а прочесть книгу можно лишь с помощью увеличительного стекла. Ее легко можно продеть сквозь игольное ушко или спрятать в ресницах. Позже оказалось, что эта книжечка не является пределом для миниатюристов. Жмеринский умелец создал томик стихов объемом всего 0,0064 куб. мм! На обложке книги выгравирован портрет поэта. Если смотреть на книжку невооруженным глазом, то она выглядит пылинкой, ведь она в 15 раз меньше макового зернышка. Если же заглянуть в микроскоп, то можно увидеть довольно-таки пухлый томик.

Самый оригинальный автографписателя принадлежит Максиму Горькому. Весной 1937г. итальянские рыбаки в окрестностях Палермо выловили огромную черепаху весом в 100 кг. Их внимание привлекла надпись, сделанная на панцире: «Выпустил на свободу черепаху Торто 1 апреля 1922г. Черепаха весит 52 кг и длина ее 90 см. Тото очень любит сардинки. Максим Горький. Капри».

Первая рукописная книга на Руси – «Куранты». Начала выходить в 1621г. по распоряжению царя Михаила Федоровича. Содержание газеты считалось государственной тайной, поскольку в ней приводились выдержки из иностранных газет о различных событиях в Европе. «Куранты» читали только царь и его ближайшее окружение. Газета выпускалась в единственном экземпляре.

Первая печатная газета на Руси – «Ведомости»–стала издаваться по указу Петра1 и предназначалась для массового читателя.

Самая древняя библиотека мира – это коллекция глиняных книг царя Ашшурбанипала в Ниневии (7 век до н. э.).

Самая первая библиотека на Руси была создана Ярославом Мудрым в Киеве в Софийском соборе в 1037 году.

Самая крупная библиотека мира – Библиотека Конгресса США в Вашингтоне.

Самая крупная библиотека в России – Российская государственная библиотека в Москве.

 

2. 6. «ОТКУДА АЗБУКА ПОШЛА?»
(исторический экскурс)


Действующие лица:
Библиотекарь, 1 летописец, 2 летописец, Охотник, Таффи, Меро, Бэнси, Кирилл, Мефодий, Мальчик, Старик, Гусляр.

Во время экспедиции дети перевоплощаются то в летописцев, то в братьев Кирилла и Мефодия, то в героев книг.

Старинные одежды, духовная музыка, видеофильмы дополнят эту праздничную программу.
Библиотекарь:Эй, девчонки и мальчишки! Собирайтесь к нам ско­рей! День пришел славянской книги, православных всех людей.
1-й летописец:Вы узнаете сейчас

Про рожденье буквы «аз».

Про монахов-летописцев

Тоже будет наш рассказ.

2-й летописец: Труд бессонный тех монахов

Имена их сохранил.

Будут жить в веках бессмертных
Вместе: И Мефодий, и Кирилл!
Библиотекарь:Мефодий и Кирилл – родные братья, создатели сла­вянской азбуки. Именно поэтому, ежегодно 24 мая отмечается День сла­вянской письменности и культуры. Этот день – день их памяти.
1-й летописец:Кроме того, они перевели с греческого на славян­ский язык священные и церковные книги, ввели у славян богослужение на их родном языке. За это и почитаются православной церковью, как святые вот уже десять веков.
2-й летописец:По широкой Руси нашей матушке

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

1-й летописец:Вспоминают Кирилла с Мефодием,

Братьев славных равноапостольных,

В Белоруссии, в Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии.

2-й летописец:Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

На Украине, в Хорватии, Сербии:

1-й летописец:Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

Библиотекарь:Спасибо святым братьям Кириллу и Мефодию, что они подарили славянам азбуку, а вместе с ней и книги.

Как хорошо в ненастный вечер,

Сидеть за книгой у стола,

Читать про горы, дюны, глетчер,

Про море и его дела.
2-й летописец:Узнать, как люди прежде жили,

Какую с кем вели войну,

И как в поход они ходили,

Как побеждали в старину.

1-й летописец:И древних городов названья,

И кем построены они...

И после, затаив дыханье,

Читать рассказ про наши дни;

Библиотекарь:Даже маленький ребенок,

Не умеющий читать,

Только выйдет из пеленок –

Просит книжку показать.

1-й летописец: А ведь много-много лет назад книг вообще не было. Все рассказы про отважных воинов, все сказки про Луну и Солнце – все

рассказывали вслух. И сейчас мы говорим про старинные истории – «Предание». Предание... Передание... Это значит, что их передавали от одного человека к другому.

2-летописец:Но как трудно запомнить самые разные и длинные ис­тории. Большая часть их исчезала. Наконец; человек догадался, как можно сохранить речь – значками изображать каждый звук. Так появилась письменность. Но хорошо знакомые всем нам буквы появились не сразу. Сейчас мы с вами перенесемся на машине времени в глубь веков, перечитаем летопись времен о том, как человек учился писать. И помо­жем в этом вам мы – летописцы.
(Звучит музыка, гаснет свет. Когда свет загорается, перед детьми ̶ поляна, на ней девочка Таффи в набедренной повязке. Она что-то ри­сует хворостиной на земле.)
1-й летописец: Итак, мы с вами, дорогие мои путешественники, по­пали в те далекие времена, когда наши предки умели выражать свои мысли только рисунками. По научному такие рисунки называются пиктограммами. Рисунки помогали людям запоминать. Нарисуют озеро, рядом огромную рыбу. Картинка – память об удачной ловле рыбы. Нарисуют холмы и реку, а среди деревьев дорогу – память о дальнем путешествии. Но их серьезный недостаток в том, что читать их можно по-разному.
(На поляну несколько первобытных охотников выталкивают чело­века. Девочка встаёт.)
Девочка: А вы, кажется, так и не принесли папиной остроги с чёр­ной рукояткой? И что вы делаете с моим милым чужеземцем?
Охотник: Таффи, он принес ужасную картинку, на которой было нарисовано, что твоего отца всего прокололи копьями.
Девочка:Я хотела, чтобы чужеземец принес острогу, и потому на­рисовала картинку. Там было не много копий, а всего одно. Я только нарисовала его в трех местах, чтобы чужеземец хорошенько запомнил, что его нужно принести. Я не виновата, что вышло так, как будто копье воткнулось папе в спину - на коре не хватало места. А то, что вы приняли за злых людей - бобры. Я нарисовала их, чтобы показать, что ему нужно идти через болото, и нарисовала маму около входа в пещеру с поднятыми руками, чтобы было видно, как она рада, увидев такого милого чужеземца, и я думаю, что вы самый глупый народ на свете!
Охотник(смеясь): О, дитя, ты сделала великое открытие. Придет время, когда люди будут называть это письмом. Теперь это только кар­тинка, а картинки, как мы убедились сегодня, могут подать повод к недоразумению. Но настанет время, о дитя, когда мы будем писать буквы.

Библиотекарь:Об этом нам поведал Р. Киплинг в своем рассказе «Как было написано первое письмо». (Все уходят.)

2-й летописец:Ребята, а давайте попробуем посоревноваться с древними художниками в изобретательности.

В моей заветной сумке есть забавные картинки, которые называются ребусами. Чтобы их «прочитать», нужно правильно назвать изображенные на них предметы. Обратите внимание, на картинках есть знаки, похожие на запятые. Это значит, что нужно назвать нарисованный предмет, а потом убрать указанное количество букв в начале или в конце слова. (Для игры предлагаются простейшие ребусы.)

1-й летописец: Правда ли, что эти ребусы напоминают некоторые виды письма? В древних буквах и теперь угадываются рисунки: то голова быка, то птица, то какое-нибудь растение. Постепенно эти рисунки упрощались, становились условными обозначениями, символами. Каждый значок обозначал целое слово. Такие значки назывались иероглифами. И сейчас мы с вами перенесемся в Древний Египет на тысячи лет назад.
(Перед детьми появляется мальчик, сидящий на циновке и стара­тельно пишущий палочкой, смоченной в краске, на глиняном черепке. Это - Меро. Вбегает другой мальчишка - Ренси.)
Ренси:Меро, пойдем играть!
Меро:Не могу. Видишь, я учусь
Ренси(с интересом рассматривая черепок): А что тут написано?
Меро:Я написал: Бог Ра. Каждый значок - это целое слово, видишь?
Ренси:Интересно. И так ты можешь написать все, что захочется?
Меро:Нет, еще не все. Иероглифов очень много, трудно их все за­помнить, но через несколько лет я стану настоящим писцом.
Ренси:А как же написать, Меро, твое имя? Тебя что ли рисовать?
Меро:Ну, это просто. Сначала я нарисую метелку камыша, а потом рот. Метелка начинается на «Me», а рот на «Ро» Ме-ро.
Ренси: Слушай! Так можно писать не только имена людей, а все слова? Писать будет легче: как слышится, так и пишется. (Уходят.)
Библиотекарь: Но иероглифы более сложны из-за того, что к каж­дому слову нужно было подобрать особый значок. А слов в языке так много! И, главное, картинки не были связаны со звучанием слов

А ведь для письма лучше всего использовать знаки, которые соот­ветствуют самым мелким частицам человеческой речи - звукам. Как же они называются? Ответить на этот вопрос вам помогут шарады и загадки.

Начало деревом зовется.

Конец – читатели мои.

В книге целое найдется,

Здесь в каждой строчке есть они.

Черные птички

На каждой страничке

Молчат, ожидают,

Кто их прочитает.

С виду черные, кривые

От рождения немые

А как только встанут в ряд.

Сразу вдруг заговорят. (Буквы)

Библиотекарь: Правильно, буквы. Их можно соединять в самые различные сочетания, получая сотни разных слогов, а из них нетрудно сложить и слова. 2-й летописец: Эй, крючки и точки!

Черточки, кружочки!

Собирайтесь вместе,

Становитесь в строчки.

И шагайте слаженно,

По листу бумажному.

1-й летописец: Первые буквы придумали финикийцы в X веке до н.э., но они записывали только согласные.

Попробуйте прочитать слова: ТГ, ПРВЛ, ЖР (Утюг, туго, привал, правило, порвал, перевел, жир, жар, жюри.)

Библиотекарь: Сложновато. Не правда ли? Слишком много вари­антов прочтения такого письма, если его применять к русскому языку.

Но древние греки, воспринявшие это буквенное письмо, уже прибавили к согласным буквам гласные. Так появился первый в мире настоящий алфавит.

1-й летописец:Мне известно, что само слово «алфавит» происходит от названия первых букв финикийцев «алеф» и «бет». Иногда «бет» произносится как «вита», поэтому в некоторых языках говорят – алфавит. Наш алфавит называется «азбукой» тоже от ее первых букв.
2-й летописец:Букву «а» когда-то звали буквой «аз».

Букву «б» когда-то звали буквой «буки».

Эти «аз» и «буки» – старые подруги,

С этих «аз» и «буки» азбука у нас.

Хотите узнать, когда и как она родилась? Обратимся снова за помощью к машине времени. (На сцене – гусляр-песенник.)
Гусляр:Гой, вы славные наши разлюбезные, милые детки. Расскажу я вам о святой Руси, о далеких временах, вам неведомых. Жили-были тогда добры молодцы, раскрасавицы-красны девицы. А у них были добрые матушки, бородатые мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать. Вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать и письма писать, не было у них азбуки.
1-й летописец:А в то время в далеком греческом городе Солунь (ныне Солоники) жили два брата, сыновья военачальника. Отец их был греком, но мать – славянка. Говорила с детьми на родном славянском языке. Звали их Кирилл и Мефодий. Сейчас наша машина времени по­может познакомиться с ними.
(Перед читателями два беседующих мальчика - Кирилл и Мефодий.)
Кирилл:А почему наш учитель все время говорит по-гречески? Я слышал, в лавке он прекрасно разговаривал по-славянски.
Мефодий:Так это в лавке. А в школе можно только на греческом языке. Потому что книги, знания - все от греков.
Кирилл:А почему у славян нет своих книг?
Мефодий:Потому что писать на славянском языке нельзя.
Кирилл:Как это? Вот я возьму и напишу «Дом».
Мефодий:А «Я живу в доме» ты уже не напишешь, потому, что нет такой буквы «Ж» и «Я» тоже нет.
Кирилл:Так я придумаю! Вот вырасту и придумаю славянские буквы. Славяне будут писать и не хуже, чем греки.
(Машина времени снова переносится в Древнюю Русь.)
Гусляр:Прошли годы. И явились на Русь, как и обещали, два просвети­теля, братья мудрые Кирилл с Мефодием. Долго речь они русскую слу­шали, а потом ее, стали записывать. И придумали они буквицы, а из них и составили азбуку. Она и названа была «кириллицей» в честь младшего брата.
2-й летописец: Часть букв была заимствована из греческого алфа­вита, часть создана специально для передачи тех звуков славянского языка, которых не было в греческом. Это буквы: Б, Ж, У, Ч, Щ, Ц, Ю, Я. Случилось это в 863 году.
1-й летописец: Каждая буква в древней славянской азбуке была особенной. Она имела имя. Послушайте, как звучит старинная азбука.

Г – «глагол»

Д – «добро»

Т – «твердо»

Л – «люди»

М – «мыслете»

С – «слово»

Давайте попробуем перечислить все буквы старославянского алфавита.

2-й летописец: Кроме того, у каждой буквы было еще и определенное цифровое значение, например: «Аз» – 1; «Веди» – 2; «Глагол» – 3; «Добро» – 4 и так далее. Так что даты и числа тоже записывались с их помощью. Когда буквы обозначали цифры, над ними ставилась так называемая титла (~): Ãз + глãгол = дõбро = (1+3=4);
1-й летописец: Запомнить все это можно было только путем долгой зубрежки. Недаром в старину говорилось «Азбуку учат – на всю избу кричат» и «Корень учения горек, да плод его сладок». Это от того, что грамоту в школяров часто вколачивали розгами, которые считались серьезным помощником воспитателя.

Вот как писала об этом Н. Кончаловская в книге «Наша древняя столица»:

В старину учились дети -

Их учил церковный дьяк, -

Приходили на рассвете

И твердили буквы так:

А и Б как Аз да Буки,

В – как Веди, Г – глагол,

И учитель для науки

По субботам их порол.


Библиотекарь: Такой азбука была до начала 18 века, когда Пётр I провел реформу русского письма. Он убрал ряд ненужных букв – юсы, пси, омега, исчезли и титлы. Ну-ка, Машина, перенеси нас в петровскую Россию. (Перед нами – мальчик с книгой и старик.)
Старик:(подходя и заглядывая в книгу) А что это такое?
Мальчик:Это цифры, чтобы числа обозначать.
Старик:Что за цифры эти глупые, испокон веков на Руси числа бу­квами писали. «Аз» –значит «один», «Веди» – «два». Чем плохо?
Мальчик:Дедуля, так же легче сразу. Видишь, где число, а где слово написано.
Старик(возмущенно): Легче! А слова-то, ты только посмотри, как написаны! Почему УХО вместо ОУХО?

Мальчик: Так ты подумай, «ОУ» все равно как «У» читается. Зачем его по-разному писать? Только голову забивать.

Старик:А, может быть, так и надо. Раньше так было. Этими новыми буквами писать просто. Так, смотришь, и крестьянин писать начнет!
Мальчик:Так что же плохого, деда, сейчас ученые люди нужны.
Старик:А кто придумал новыми, простыми буквами писать?
Мальчик:Это – царь Пётр. Рассказывают, он взял русскую азбуку, да и вычеркнул все лишние буквы, а нужные оставил.
Библиотекарь:Окончательно был освобожден наш алфавит от лишних письменных знаков декретом от 17 октября 1918 года «О введении новой орфографии».

В любой старинной книжице

Ты можешь прочитать:

Жила на свете Ижица,

А с нею буква Ять.

Но время быстро движется,

И жизнь уже не та.

Где нынче буква Ижица?

Где Ять? И где Фита?

Уж так на свете водится,

Как говорил мудрец,

Когда без нас обходятся,

То значит, нам конец.

2-й летописец: Они исчезли вместе с твердым знаком в конце слов.

Без них правописание

Сумело обойтись.

Новейшие издания

Без них вступают в жизнь.
1-й летописец: Вот, оказывается, какая длинная история у наших букв.

Машина времени перенесла нас на много веков назад. Мы присутст­вовали при изобретении рисуночного письма. Потом попали в эпоху ие­роглифов и клинописи, проникли в тайны первой азбуки, познакомились с создателями алфавита славян

2-й летописец: Так восславим буквы эти!

Пусть они приходят к детям,

И пусть будет знаменит,

Наш славянский алфавит!

А теперь, Машина времени, неси нас в наш двадцать первый век!

Очень хочется домой! И спасибо тебе за это замечательное путешествие.

Библиотекарь: Ну вот, конец нашего путешествия и мы снова дома, в стенах библиотеки, среди книг. А знаете ли вы, что книги на книжных полках расположены тоже в алфавитном порядке?

Давайте сыграем с вами в игру «Сказочная азбука» и убедился, знаете ли вы алфавит. Все вы по очереди называете имена сказочных героев от А до Я. Например: А- Али-Баба, Б – Буратино, В – Винни-Пух и т.д.

Но в нашей игре есть одно правило-условие: кто ошибется, обмол­вится или не сможет назвать сказочного героя – словом, «провинится», тот выбывает из игры и отдает «фант». Это какая-нибудь маленькая ве­щица: платок, пуговица, значок, лента, орех, ключик. У кого что найдется. Когда игра подойдет к концу, владельцы фантов должны будут от­ветить на вопросы викторины:

Кто был автором «рисуночных писем» и как называются они по-научному?- (Первобытные люди. Пиктограммы.)

Что служило людям первым писчим материалом?- (Глина, бере­ста, папирус, пальмовые листья, камни.)

Какое русское слово состоит их трех слогов, а указывает на 33 буквы?- (Азбука)

Как появилось слово «азбука»?- («Аз» и «Буки» – первые буквы славянского алфавита).

А слово «Букварь»?- (От слова «буквица» – буква)

Кто создал славянскую азбуку?- (Кирилл и Мефодий)

Какой год считается годом возникновения славянского письма?- (863 год)

В чье царствование славянская азбука была заменена «граждан­ской»?- (В царствование Петра I)

Почему так говорят: «Надо начинать с «азов»; «Сначала «аз» и «буки»- – потом все науки»? («Аз» – первая буква славянской азбуки.) «Аз» и «буки» – детям муки»; «Аз», «буки» и «веди» страшат, как медведи». «Азбуку учат – на всю избу кричат». (Азбука была очень сложной для запоминания, требовала зубрежки и часто вбивалась розгами.)

Вспомните пословицы, в которых отражено отношение людей к знанию, слову. Объясните их смысл.

1. Без букв, и грамматики не учатся математике

2. Велико ли перо, а большие книги пишет

3. Грамота не болезнь, годы не уносит

4. Древо и учитель познаются по плоду

5. Знание лучше богатства

6. Корень учения горек, да плод его сладок

7. Кто не учен, тот глуп

8. Не пером пишут, а умом

9. Хорошая книга — лучший друг

10. Ученый сын старше неученого отца

11. Уменье везде найдет примененье

12. Почитай учителя как родителя

13. С книгой поведешься — ума наберешься

14. Я – последняя буква в алфавите, и т.д.

 


3. Список сценариев в помощь проведения Дня славянской письменности и культуры:

1.Все началось с таблички, свитка, бересты… : День славянской письменности и культуры // Читаем, учимся, играем. ̶ 2003. ̶ № 1. ̶ С. 10 ̶ 13.

2.Гимн письменам (О праздновании Дня славянской письменности) // Библиотека. ̶ 1997. ̶ № 2. ̶ С. 9 ̶ 10.

3.Глоба, Л., Сухотина Е. Вначале было слово: (Дни славянской пись­менности и культуры в Орле) / Л. Глоба, Е. Сухотина // Библиотека. ̶ 1998. ̶ №.1. ̶ С. 116 ̶ 117.

4.Гниловская, Н. Празднование дней славянской письмен­ности и культуры / Н. Гниловская, Т. Ершова // Библиотека. ̶ 1997. ̶ № 1. ̶ С. 73 ̶ 74.

5.36. День славянской письменности и культуры: сценарий. // Последний звонок. – 2007. – № 8. – С. 12-16.

6.Изобретатель книгопечатания : Урок ̶ портрет к 605 ̶ летию со дня рождения Иоганна Гутенберга // Читаем, учимся, играем. ̶ 2005. ̶ № 5. ̶ С. 36.

7.Лавров А. «Свет разумения книжного»: В 863 г. братья Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку / А. Лавров // Библиотека. – 1993. – № 10. – С. 60–61.

8.Литера к литере, строка под строкой… : Материал, посвященный истории русского книгопечатания // Читаем, учимся, играем. ̶ 2008. ̶ № 10. ̶ С. 63 ̶ 72.

9.Лихачева А., Полякова Е. Русский язык – нам есть чем гордиться!: сценарий устного журнала для старшеклассников. // Воспитание школьников. – 2007. – № 8. – С. 66-71.

10.Малая Н. Сокровища зеленого сундучка / Н. Малая // Воспитание школьников. – 2001. – № 2. – С. 64–68.

11.Начало Аза: Об истории азбук и букварей // Читаем, учимся, играем. ̶ 2001. ̶ № 5. ̶ С. 65 ̶ 69.

12.От глиняной таблички к печатной страничке: Библиотечный урок для учащихся 7 ̶ 11 классов // Читаем, учимся, играем. ̶ 2008. ̶ № 2. ̶ С.4 ̶ 8.

13.35., Откуда азбука пришла.//Читаем, учимся, играем. – 2000. – №2. – С.8-12.

14.Свет разумения книжного (О создании славянской азбуки Кириллом и Мефодием) // Библиотека. ̶ 1993. ̶ № 10. ̶ С. 60 ̶ 61

15.Славянская письменность и ее создатели: устный журнал для 6–7 классов // Школьная б-ка. – 2002. – № 3. – С. 54–60.

16.Токарева,О. Язык есть исповедь народа: Сценарий праздника в дет­ской библиотеке // Библиотека, 1998. ̶ № 8. ̶ С. 44 ̶ 47.

17.28. Центр славянской письменности и культуры: Организация массовой работы [Сценарий игры для школьников] / [; Отдел инф-ции Центр. дет. б-ки Калининск. р-на] // Библиотечное дело. – 2003. – № 1. – С. 40–42.

18..Читаем, учимся, играем: журн.-сб. сценариев для б-к. - М.: Либерея-Бибинформ, 2003. – Вып. 1.

19. Читаем, учимся, играем: журн.-сб. сценариев для б-к. - М.: Либерея-Бибинформ, 2000. – Вып. 2.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 887.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...