Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Рекомендации по проведению праздника.




Дня славянской письменности и культуры)

Составитель: Н. В. Царегородцева,

главный библиотекарь научно-

методического отдела

Национальной библиотеки

им. С. Г. Чавайна.

 

Йошкар-Ола

2018

   Национальной библиотекой им. С. Г. Чавайна подготовлены методические материалы в помощь работе муниципальных библиотек по проведению Дня славянской письменности и культуры.

    Целью данных рекомендаций является оказание методической помощи библиотекарям-организаторам проведения праздника.

 

 

Оглавление

1. История праздника…………………………………………….с. 4

 

2. Рекомендации по проведению праздника. Формы массовой работы………………………………………..............................с. 7

 

2.1. Викторины…………………………………………………..с. 9

а) «Знаешь ли ты историю алфавита?»…………………………..с. 9

б) «Вопрос – ответ»………………………………………………..с.10

в) «Викторина ко Дню славянской письменности»……………..с. 15

 

2.2. Загадки о книге и письменности…………………………...с. 21

 

2.3. Пословицы о книге и письменности……………………….с.22

 

2.4. Высказывания о книге и  чтении ...………………………..с. 22

 

2.5. Интересные факты о книгах…………………….…………..с. 23

 

2.6. Исторический экскурс  «Откуда азбука пошла?»…….........с.24

 

3. Список, сценариев в помощь проведения Дня

славянской письменности и культуры…………………………с.31

 

«Изобретение алфавитного письма

было тем великим шагом,

который привел человечество

от варварства к цивилизации»

Э. Тейлор

История праздника.

 

24 мая, в День памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Россия традиционно отмечает День славянской письменности и культуры. Этот праздник после многих десятилетий забвения был возрожден в нашей стране в 1986 году, а в 1991 году ему был придан статус государственного (Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР «О Дне славянской письменности и культуры», 30 января1991 года).

Сегодня День славянской письменности и культуры отмечается и государством, и Русской Православной Церковью. В эти дни внимание общественности особо обращено на «великий, могучий русский язык, необходимость сохранения его богатства и выразительности. Поэтому актуально и грамотно нужно выстроить в библиотеке организацию мероприятий в эти дни, целью которых станет приобщение подрастающего поколения к культурно-историческому наследию России, ее духовно-нравственному потенциалу посредством изучения славянской письменности и культуры.

Из нашей истории мы знаем, что этот праздник восходит к церковной традиции, существовавшей еще в X-XI вв. Это один из самых ярких национальных, патриотических праздников славянских народов. Он представляет собой значительное явление в культурной и политической жизни многих стран, особенно славянских.

Почти двенадцать веков отделяют нас от того времени, когда жили, творили великие славянские просветители Кирилл и Мефодий. Первоучители не только перевели с древнегреческого языка на славянский язык главнейшие христианские книги, но и воспитали целую плеяду учеников, от которых разрослось древо великой славянской культуры.

Таким образом, праздник День славянской письменности возник в память о двух братьях, которых именуют Солунскими. Кирилл и Мефодий были византийцами, полное название города - места их рождения - Фессалоники. Они происходили из знатного рода и в совершенстве владели греческим языком.  В некоторых хрониках указано, что в этой местности был распространен и местный диалект, который относился к славянскиму, однако, документальных подтверждений о наличии второго родного языка у братьев не найдено. Многие историки приписывают им болгарское происхождение, ссылаясь на ряд источников, но вполне возможно, что они были греками по рождению. До пострига Кирилл носил имя Константин. Мефодий был самым старшим среди братьев в семье и первым удалился в монастырь. Константин получил блестящее образование, заслужил почет и уважение в ученой среде. После ряда событий, он удалился к брату в монастырь вместе со своими учениками и соратниками. Именно там началась обширная работа, прославившая их. Наследие братьев, история праздника славянской письменности восходит к событиям 9 века н. э. Начиная с пострига Кирилла, в стенах монастыря, началась работа над разработкой кириллицы. Так сейчас именуется один из первых алфавитов старославянского языка. Первичное его название - "глаголица". Считается, что замысел о ее создании возник еще в 856 году. Стимулом для их изобретения была миссионерская деятельность и проповедование христианства. Множество правителей и церковников обращались в те времена в Константинополь, прося предоставить им молитвы и песнопения на их родном языке. Система глаголицы позволила Кириллу и Мефодию перевести ряд церковных книг на славянский язык и открыть тем самым дорогу христианству на восток.

Кирилл и Мефодий почитаются на Востоке и на Западе. Примечательно, что в церковном обиходе очередность их имен - Мефодий, а затем Кирилл. Вероятно, это говорит о более высоком сане старшего брата, который отмечается отдельно, несмотря на более важный научно-исследовательский вклад его брата. На иконах они всегда изображены вместе, святыми же были признаны в конце 9 века. Оценив работу братьев, болгары, которые были ближайшими славянами, решили обозначить это событие. Уже с 11 века, как сообщают некоторые источники, появилась официальная церковная дата празднования. Датой было установлено 11 мая. Многие века это был день памяти святых, позже, в эпоху расцвета науки и просвещения, событие превратилось в праздник славянской письменности. Именно болгарский народ был инициатором торжеств и хранителем этой традиции. Народ гордился Кириллом и Мефодием как просветителями, дарившими славянскому миру возможность самоопределения и национальной независимости, в том числе по церковной линии. Эта дата стала центральной в культурной и духовной жизни балканских народов. Многое изменилось в конце XVIII - начале XIX века: пересмотр ценностей, взглядов, начало прогресса. Именно в этот период праздник славянской письменности получил новую жизнь. Начало опять было положено в Болгарии, где в 1857 году прошли массовые торжества. Не желая отстать от братьев-славян и помня о том, какой толчок для развития языкознания, литературы и науки дала разработка алфавита, государство Российское в 1863 году организовало торжества по случаю тысячелетнего юбилея от предполагаемой даты создания старославянского алфавита. Несмотря на уважение к равноапостольным святым и оценку их вклада в виде переводов церковных книг, памятная дата, занесенная в государственный календарь, на долгое время была будто забыта.В годы советской власти этот праздник был несправедливо предан забвению и восстановлен лишь в 1986 году. Идея возобновления общенационального, общественного празднования памяти Святых Кирилла и Мефодия и Дней славянской письменности и культуры в России родилась в 1985 году, когда славянские народы вместе с мировой общественностью отмечали 1100-летие со дня кончины святителя Мефодия, архиепископа Моравского и Паннонского.

В 1986 году в Мурманске прошел первый праздник, он назывался «Праздник письменности», в последующие годы праздник проводился в Вологде (1987), Великом Новгороде (1988), Киеве (1989) и Минске (1990).

В Мурманске, благодаря инициативе писателя, активиста возрождения интереса к этому празднику, неоднократно награжденному Государственными премиями Маслову Виталию Семеновичу, был установлен памятник Кириллу и Мефодию.

Интерес, подогреваемый общественностью, вырос в традицию, которая вскоре была узаконена (30 января 1991 г.).

Датой было выбрано 24 мая, аналог 11 мая по новому стилю. С этих пор празднования проводились в одном из городов. Так, за период с 1991 по 2000 год, эпицентром событий были Москва, Владимир, Белгород, Кострома, Орел, Ярославль, Псков, Рязань. Позже были задействованы и более отдаленные от столицы города - Новосибирск, Ханты-Мансийск. С 2010 года указом президента Д. А. Медведева центром культурных и церковных событий назначена Москва. Как правило, наиболее важным местом в моменты важных духовных событий становится храм Христа Спасителя, где проводит службу Патриарх Московский и всея Руси. Традиционные торжества предполагают утреннюю Божественную литургию. Позже патриарх произносит речь, обращаясь к прихожанам, духовным и государственным лицам. В стенах храма братья именуются “учителями Словенскими”. Прежде всего, отмечается просветительская направленность святых, то, что они несли народу слово, культуру, язык, руководствуясь божественными законами и нравственными нормами. Понятие просвещения толкуется в церкви как излучение света, указывающего человеку путь к свету, а значит, к Богу. На данный момент церковь активно участвует в жизни страны, откликаясь на политические проблемы и тяготы жизни прихожан. Это позволяет не только отрешиться от земного, посетив литургию, но и узнать позицию церкви по основным вопросам бытия и государственности. После официальной части в стенах кафедрального собора совершается крестный ход к памятнику Кириллу и Мефодию. Он расположен в центре Москвы, на Славянской площади. Там совершается молебен, а затем возлагаются венки.

 

Рекомендации по проведению праздника.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 212.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...