Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Б) Викторина «Вопрос – ответ».




( по тематическим подборкам  отрывков стихотворений русских и зарубежных поэтов о Слове).

1. Молчат гробницы, мумии и кости, -

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный – речь.

(И. Бунин).

Какой смысл вложил поэт в созданное стихотворение?

2.При свиданье – с глазу на глаз

Мы ведем свои беседы;

Но, расставшись, мы вверяем

Наши тайны тем, которых

Посылаем мы друг к другу;

А посланники не редко

И искажают наши вести

Иль другим их открывают.

Из мешка он вынул краски,

Всех цветов он вынул краски

И на гладкой на бересте

Много сделал тайных знаков,

Дивных и фигур и знаков;

Все они изображали

Наши мысли, наши речи.

Белый круг был знаком жизни,

Черный круг был знаком смерти;

Дальше шли изображенья

Неба, звезд, луны и солнца,

Вод лесов и горных высей,

И всего, что населяет

Землю вместе с человеком.

Для земли нарисовал он

Краской линию прямую,

Для небес – дугу над нею,

Для восхода – точку слева,

Для заката – точку справа,

А для полдня – на вершине,

Все пространство под дугою

Белый день обозначало,

Звезды в центре – время ночи,

А волнистые полоски –

Тучи, дождь и непогоду.

Отрывки из поэмы Г. Лонгфелло

«Песнь о Гайавате»

(в переводе И. Бунина)

О каком древнем виде письменности идет речь в предложенном стихотворении? Вспомните название русского города, в котором были открыты исторические памятки, отражавшие именно такой способ письма.

 

Старославянский язык

А все же до жалости редко

Среди почитаемых книг

Мы ищем язык наших предков –

Для нас неудобный язык.

Пускай не во всем он понятен

И мудрым ученым порой,

И белых в нем более пятен,

Чем даже на карте земной, -

Но вслушайтесь в давнюю эту

Эпоху, за каждой строкой

В словах легковесности нету,

Поспешности нет никакой!

Над лунным челом летописца

Татарские кони храпят.

И все ж принимает страница

Не каждое слово подряд:

Когда они слабы и мелки,

Негоже и браться за труд,

Над ним не секундные стрелки,

Смертельные стрелы поют.

И долгий подсказывал опыт,

Что выразить может верней

Коней несмолкающий топот,

Звон лат, и монет, и церквей,

Набата отверстое горло,

Рев рога и дробь топора,-

Не наше ленивое «ОРО»,

А страшное грозное «РА»!

Великих высот достигали

Два слога в звучанье стальном,

Двумя оставаясь слогами

В воинственном слоге одном.

И с краткостью – признаком силы

Слова обретали тогда

Летящую тяжесть секиры.

Спокойною грузностью плода…

Да здравствует старославянский!

В нем кровь замешалась и пот!

Густой, непрозрачный и вязкий,

Тяжелый. Как сотовый мед!

Как капли его золотые,

Живут и сейчас в языке

Слова налитые, густые. –

Хоть каждое взвесь на руке.

Они веселы и суровы.

До наших времен донесли

Значительность каждого слова

В начале российской земли.

(О. Дмитриев)

Перечислите особенности старославянского языка, отмеченные автором    стихотворения. Приведите примеры старославянизмов в современно русском языке.

 

4. Великий день Кирилловой кончины –

Каким приветствием сердечным и простым

Тысячелетней годовщины

Святую память мы почтим?

Какими этот день запечатлеть словами,

Как не словами, сказанными им,

Когда, прощаясь и с братом, и с друзьями,

Он нехотя свой прах тебе оставил, Рим…

Причастные к его труду,

Чрез целый ряд веков, чрез столько поколений,

И мы, и мы его тянули борозду

Среди соблазнов и сомнений.

И в свой черед, как он, не довершив труда,

И мы с нее сойдем и, словеса святые

Его воспомянув, воскликнем мы тогда:

«Не изменяй себе, великая Россия!

Не верь, не верь чужим, родимый край,

Их ложной мудрости иль наглым их обманам,

И, как святой Кирилл, и ты не покидай

Великого служения славянам».

(Ф. Тютчев)

Почему разговор о кончине святого Кирилла превращается в устах поэта в торжественный призыв служить славянам? Попробуйте вспомнить исторические события, которые связаны с эпизодом, описанным поэтом.

5. Позабыв про игры и веселье,

Лишь пред бездной ощущая страх,

Он сидит в своей убогой келье,

С миром распростившийся монах.

И пока не позовут к вечере,

Пишет, не жалеючи чернил,

Он про этот мир, погрязший в скверне,

Но который почему-то мил.

Свечка перед ним горит, мерцая,

Аскетично сжат упрямо рот…

Где-то там проходит жизнь земная,

Полная смятенья и забот.

Горбится спина его устало…

Мыслью же все заняты одной:

Истины небесной все же мало

Без вот этой истины земной.

(Е. Винокуров)

Прочтите внимательно стихотворение и подготовки развернутый ответ «Роль монастырей как центров культуры».

 

6. В старину учились дети –
Их учил церковный дьяк.
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б – как Аз да Буки,
В – как Веди, Г – глаголь.
И учитель для науки
По субботам их порол.
Вот такой чудной вначале
Наша грамота была!
Вот каким пером писали –
Из гусиного крыла!
Этот нож не без причины
Назывался «перочинным»:
Очиняли им перо,
Если было не остро.
Трудно грамота давалась
Нашим предкам в старину,
А девицам полагалось
Не учиться ничему.
Обучались лишь мальчишки.
Дьяк с указкою в руке

Нараспев читал им книжки
На славянском языке.

(Н. Кончаловская)

Как объяснить трудности освоения грамоты в Древней Руси? Назовите буквы, которые мы «потеряли» в процессе эволюции нашей азбуки.

7. Из Львова к Острогу, Из Львова в Самбор

Он возит тяжелый свинцовый набор.

Книгам московским единокровник –

Выходит «Апостол», выходит «Часовник».

Люди простые ему помогали,

И грош свой последний несли ему те.

И умер он в горе и нищете.

Родился в Москве. Умер во Львове,

Не попрощавшись с родною Москвой,

Но Львов и Москва – единой крови,

И связаны ныне единой судьбой…

(В. Луговской)

О каких фактах биографии Ивана Федорова сообщает стихотворение? Расскажите о местах в Москве, связанных с именем выдающегося книгопечатника. Кого из подвижников книгопечатания в России, несших грамоту и свет просвещения в народ Вы можете назват? Что Вы знаете об этих подвижниках Слова?

     8.В любой старинной книжице

Ты можешь прочитать:

Жила на свете Ижица,

А с нею буква Ять.

Но время быстро движется,

И жизнь уже не та.

Где нынче буква Ижица?

Где Ять? И где Фита?

Без них правописание

Сумело обойтись.

Новейшие издания

Без них вступают в жизнь.

Уж так на свете водится.

Как говорил мудрец:

Когда без нас обходятся,

То значит, нам конец.

(Ф. Кривин)

Расскажите на основании данного стихотворения о судьбе кириллицы, потерявшей в 1918 г. четыре буквы: ять, и (i), ижицу и фиту. Подготовьте сообщение «История русской азбуки»























В) ВИКТОРИНА










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 277.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...