Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Наличие организации и управление в форме вождества




Деления на рода и кланы

Зачатки примитивных религиозных представлений (фетишизм, мифология)

Наличие единого разговорного диалекта

Племя характерно для первобытного традиционного общества.

Народность существовала в рабовладельческом, феодальным обществах. Она образовывается на базе племен или их союзов. Для нее характерны такие признаки:

Наличие своей территории проживания

Наличие культуры

Наличие экономических связей

4. политическая организация (др-русская народность 9-13вв – Киевская Русь; Итальянская народность – Римская республика)

Нация представляет собой сложение социально-политическое образование. Она формируется в период становления капитализма (в Зап. Европе 16-18вв, в др. - позднее).

В науке существует 2 основных подхода к феномену «нация».

Первый - «французский». Здесь нация представляет как политическое сообщество граждан данного государства.

Второй подход – «германский». Нация – этническая общность, т.е. объединение людей, имеющих родственное происхождение

39. Культура, ее основные элементы. Понятие и виды субкультуры

Термин «культура» имеет многозначный смысл. Насчитывают сотни определений этого феномена.

Сам термин произошел от лат. глагола cultura, означавшего возделывание, облагораживание земли.

Культура – все, что отличает человека от природы, все что создано им. Она означает исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека.

Он выражается в типах и формах организации жизнедеятельности людей, в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Человечество усваивает культуру в процессе социализации – усвоение норм, ценностей, навыков, социальных ролей.

Культура представляет сложную, многоуровневую систему.

По ее носителям выделяют культуру:

Мировую, национальную, социальной общности (городская, сельская) , семьи, индивидуальную

Культура подразделяется на: материальную и духовную

Материальная культура – культура труда и материального производства, быта, физическая культура тела.

Духовная культура – способ ценностного освоения действительности. Она включает в себя интеллектуальную, философскую, религиозную, нравственную, художественную, правовую.

Первоосновой любой культуры является понятийно – логический аппарат, присущий мировосприятию того или иного народа.

Он существует как язык. Он выступает и ретранслятором культуры.

Своеобразие культуры, ее целостный характер обеспечивается ее ядром.

Ядро любой культуры составляет ее ценности, нормы.

Ценности – определенный элемент культуры. Это критерий оценки действий, предметов, идей.

Культура, рассматривающаяся в данном аспекте, это социальный механизм, который выявляет, систематизирует, сохраняет, передает ценности в обществе.

Ценности выступают как:

Желательное состояние связей социальных идей

Критерии оценки реальных явлений

Они определяют смысл целенаправленной деятельности

Внутренне побуждают к действию

Основанием систем ценностей выступают нравственные ценности. Они подкрепляются внутриличными, наиболее глубокими формами самоконтроля (совесть, стыд, покаяние).

В рамках одной культуры могут существовать конфликты ценностей.

Ценности, описанные и интерпретированные в виде строгой, рационально обоснованной доктрины, называется идеологией.

Культура любого современного общества представляет собой сложное переплетение ее различных пластов.

Еще со времен разделения умственного и физического труда сохраняют свою специфику такие формы которые, как высокая (элитарная) и народная.

Развитие массовых коммуникаций в 20в. привело к появлению массовой культуры. Кроме этого, в культуре выделяют субкультуры (подкультуры).

Можно выделить субкультуры, которые противостоят господствующей культуре, являются ее антагонистами (контр – культура (Запад 30-80г. 20в.), уголовного мира) и позитивные субкультуры (врачей, моряков и др.)

С позитивными мы имеем дело повседневно. Под ними имеются ввиду модификации культуры общества в соответствии с возрастными, поселенческими, территориальными, профессиональными особенностями той или иной группы людей.

Но при этом сохраняется характерный для всей культуры менталитет, иерархия ведущих ценностей и норм.

Наличие таких субкультур есть свидетельство способности культуры к развитию и адаптации в новых условиях.

В последние десятилетия получили распространение субкультуры, противопоставляющие господствующие ценностям (уголовного мира). Так, по некоторым данным, в современном русский язык вошло свыше 2 тыс. слов и выражений из уголовного жаргона.

Такое широкое распространение субкультуры свидетельствует о нравственном кризисе в обществе.

40. «Понимающая социология М.Вебера»

Важн. составляющей данной теории явл-ся концепция идеальных типов. Это некая идеал. модель того, что наиболее по­лезно чел-ку, что объективно отвечает его интересам в со­врем. ему эпохе. В этом отнош. в качестве идеал. типов м/т выступать морал., полит., религиоз. ценности и вытекающие из них установки поведения и деят-ти людей, правила и нормы их поведения, а также традиции соц. общения.

Идеал. типы Вебера харак-ют как бы сущность оп­тимал. обществен. состояний — сост. власти, меж­личностного общения, индивидуал. и групп. сознания и т.д. В силу этого они выступают как своеобразные критерии, исходя из которых необходимо вносить изменения в духов., полит. и материал. жизнь людей. Вебер выделял след. типы соц. действия: Целерационал. действие — это когда чел-к ясно пред-ет себе цель действия и ср-ва ее достижения, а также учитывает возможную реакцию др. людей на свои действия. Критерием рацион-ти явл-ся успех. Ценностно-рационал. действие совершается ч/з сознательную веру в этич., религиозную ценность определенного поведения. Аффективное действие происходит ч/з аффекты, т.е. бессознат. психологич. импульсы и чувства. Традиционное действие осущ-ется ч/з привычку. В реальном поведении людей чаще всего присут-ют все указанные типы действий. Каждый из них отличается своей мотивацией, а нередко содержанием и механизмом осущ-ния соц. действия. Вебер исходил из того, что в историч. процессе растет степень рациональности соц. действий. Это видно в развитии капитализма: рационал-ся способ ведения хоз-ва, управление в области эк-ки, поли­тики, науки, культуры; образ мышления людей. Воплощением рацион-сти Вебер считает прав. гос-во, функционирование которого базируется на рационал. взаимодействии интересов граждан, подчинении их закону, а также общезначимым полит. и морал. ценностям.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 126.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...