Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Он высказал несогласие с тезисом Маркса о тенденции обнищания рабочего класса при капитализме.




Рост производительности труда ведет и к росту благосостояния рабочих.

11.

12. Психологическое направление в социологии. (Де Роберта, Кареев Н.И., Петражицкий Л.И.) Психолог. направление в социологии Рос. сложи­лось в 1890-х гг. В своей психолог. социологии Де Роберти:все обществ. явл. пред-ют собой рез-тат деят-ти людей, которая направляется присущими им психич. факторами, их желаниями, эмоциями, образом мыслей, волей и т.д. Поэтому соц-ия как опытная наука об об-ве д/б тесно связана с психологией, предметом которой явл-ся психич. деят-ть людей, определяющая их соц. деят-ть. Осн. цель соц-ии Де Р. видел в познании законов психич. взаимодействия». Говоря о психич. взаимодействии людей, указывал на значение как индивидуальной, так и коллективной психики. Последняя предстает как совокуп-ть коллект. восприятий, чувств, настроений, образа мыслей тех или иных соц. групп, определенных масс людей и нац. общностей. Существ. вклад в обоснование роли и значения психолог. факторов в раз­витии об-ва внес историк и социолог Кареев:указывал на важн. значение психологии в объяснении обществ. явлений, тк последние всегда имеют психологич. основу, выступают как продукт деят-ти людей, в рез-те которой воплощаются их чувства, воля и представления о чем-либо, их инстинкты, интуиция и образ мыслей. Кареев обращал внимание на 3 осн. стороны духов. бытия чел-ка, а именно: на его ум, чувства и волю. Он отмечал, что в деят-ти и поведении людей, а значит, во всей их обществ. жизни, большую роль играют интеллектуал., эмоцион. и волевая стороны их дух. мира. Психич. взаимодействия людей лежат в основе их обществ. развития, ибо обусловливают их эконом., полит. и др. взаимодействия, рез-том которых выступает развитие всех сфер жизни об-ва и его соц. институтов.Петражицкий:объяснял истоки возникновения нормативного сознания. На формирование общ. сознания влияет народная психология и коллективный псих. опыт. Это источник соц. норм и ценностей, регулирующих поведение человека. Основа всей обществ. жизни – эмоциональное состояние человека. Эмоции – первичный элемент деят-ти человека, они определяют содержание его психики, сознания и воли.

13. Социализация личности.Одна из проблем соц-гии личности — изучение процесса социализации, т.е. исследование широкого круга вопросов, связанных с тем, как и благодаря чему чел-к становится деятел. обществен. субъектом. Не только соц. привычки, обычаи, традиции, но даже темперамент и специфика поведения полов явл-ся продуктом соц-ции. Так, сами качества мужественности и женственности не явл-ся только «естественными», т.е. природно-биологически обусловленными (твердый, сильный мужчина и мягкая, слабая, преданная женщина). Понятие «соц-ция» шире традиц-х понятий «образование» и «воспитание». Образов. Предп-ет передачу определ. суммы знаний. Воспитание понимается как система целенаправлен., сознательно спланированных действий, цель которых — формирование у ребенка опред. личност. качеств и навыков поведения.

2 осн. подхода в определении соц-ции: 1) это своеобразный вид дрессировки, когда актив. стороной явл-ся об-во, а сам чел-к — пассивный объект его разнообраз. воздействий; 2) подход подчеркивает не только активность, проявляемую со стороны об-ва (так называемых агентов социализации), но и акгив-ть, избират-ть отдел. индивида. При этом соц-ция рассмат-ся как процесс, который продолжается в теч. всей жизни чел-ка. Принято выделять первичную соц-ию, охватыв. п-д детства, и вторичную соц-цию, занимающую длител. временной промежуток и включающую в себя также зрелый и преклон. возраст. Выделяют первичную соц-ию, (период детства), и вторичную соц-ию, длит временной промежуток- зрелый и преклонный возраст).Соц зрелость: Процесс соц-ции достигает опред завершенность при достижении личности соц статуса, наиболее интенсивен в период детства и юности, но развитие личности продолжается и в зрелом возрасте и в старости. Поэтому он продолжается всю жизнь. Хотя соц-ция детей и взрослых имеют существенные различия. Соц-ция взрослых отличается тем, что это изменение внешнего поведения (у детей — формирование ценностных ориентаций), взрослые способны оценивать нормы (а дети только усваивать их). Цель соц-ции взрослых - помочь человеку овладеть опред навыками (овладеть новой соц ролью после: ухода на пенсию, смены профессии или соц статуса). Взрослые постепенно отказываются от наивных детских представлений (н-р о непоколебимости авторитетов, об абсолютной справедливости, от представлений что сущ только белое и черное).Но соц-ия не только дает индивиду возм-сть влиться в соц среду, но и обеспечивает сохранение общества.Хотя кол-во ее членов постоянно меняется, тк люди рождаются и умирают, соц-ция способствует сохранению самого общества, прививая новым гражданам общепринятые идеалы, ценности, образцы поведения.

14. Плюралистическая социология М.Ковалевского.Он указывает на роль многих факторов общественного развития: экономических, демографических, политических, психологических, нравственных, религиозных и др. Однако ни одному из этих факторов не придается постоянного решающего значения. В различных ситуациях им отводятся разные роли, и любой из них может выйти на первый план. В этом смысл соц.плюрализма. Положительное отношение ко многим соц. направлениям и школам, стремление понять их и обнаружить связи между ними, готовность применять их учения при анализе общ.явлений еще одно проявление соцплюрализма. Каждое направление в соц-ии по-своему показывает значение тех или иных факторов в развитии общества, будь то биологический, демографический, экономич, политич или психологич фактор. К говорит о множественности факторов общественного развития. В качестве социально значимых факторов: и биологич, и космич, и политич и многие др. Исходя из основных установок соцплюрализма К разработал теорию обществен прогресса, которую называют ядром его соц-ии. Основным законом социологии явл закон прогресса. В этой теории говорится, что все народы проходят одни и те же стадии развития, но не одновременно. Это обстоятельство делает необходимым использование историко-сравнительного метода. При этом можно получить представление о прошлом народов, ознакомившись с совр.общ.жизнью отсталых стран, а также о их будущем, учитывая достижения совр.передовых стран. Плюрализм К служил теоретич обоснованием его политич платформы умеренного либерализма. Преобразование экон.и полит. сис-мы рос. общества должно проходить по образцам западных буржуазных демократий.

15. Бюрократия как социальный слой.Б. букв — господство канцелярии (от франц. bureau — бюро, канцелярия и греч. krátos — сила, власть, господство), специфич форма соц орг-ций в обществе (политич, экономич, идеологич и др.), существо которой заключается 1) в отрыве центров исполнит. власти от воли и решений большинства членов этой орг-ции 2)в главенстве формы над содержанием деят-ти этой орг-ции 3)в подчинении правил и задач функц-ния орг-ции целям её сохранения и укрепления. Вебер сформулировал основн черты Б.: управленч деят-ть совершается постоянно; сфера власти и компетенции на каждом уровне и для субъекта в аппарате управления; вышестоящий руководитель осуществляет контроль за нижестоящим чиновником, который отделен от собственности на средства управления, а должность отделена от субъекта, выполняющего админ. функции; подготовка чиновников, управленч функции документируются; в управлении главное - принцип безличности. Достоинство Б. - это высокая хоз. и экон. эффективность. Ее обеспечивают точность и быстрота в работе, знания и постоянство управленч процесса, служебная тайна и субординация, экономичность, сведение к минимуму конфликтов и уважение профессионализма коллег. Недостатки: игнорирование специфики конфликтных ситуаций, деятельность в жестко определенных рамках, по шаблону, т.е. отсутствие какого-либо творчества в работе, злоупотребление властью.Б. присуща обществу, построенному на соц неравенстве и эксплуатации, когда власть сосред. в руках той или иной узкой правящей группы. Б. по своему происхождению и природе - соц слой людей, чьей общественной функцией явл управление. Лишь в случае, когда имеется отчуждение власти в пользу чиновников-управленцев, данные чиновники превращаются в бюрократов. Б., в отличие от простых управленцев, контролируемых обществом, напротив, сама контролирует, диктует ему свою волю, заставляет его жить по удобным ей правилам. Естественно, что господство в обществе определяет ее решающую роль в орг-ции общественных порядков и, в том числе, ее ключевое положение в процессе распределения материальн благ.Верхний слойвключает правящий слой, основной субъект реформ. Нахождение у власти и возможность оказывать прямое влияние на процессы реформирования. Составляет ~ 0,5 %всего рос общества. Также можно включить «новых русских», составляющих ~ 4,5 % общества; затем входит верхушка госуд бюрократии, крупн землевладельцы, руководители промышл корпораций, фин. институтов, крупные и преуспевающие предприниматели. Треть представителей этой группы не старше 30 лет, доля женщин — меньше 1\3, доля нерусских в 1,5 раза выше, чем в среднем по стране. В посл годы отмечается заметное старение этого слоя. Уровень образования весьма высокий, хотя не намного выше, чем у среднего слоя. Доходы в отличие от доходов остальных растут быстрее, чем цены, т. е.происходит дальнейшее создание богатства. Материальн положение не просто выше, оно качественно отличается от положения других.

16. Опрос как метод соц. исслед-ия. Виды опроса. Возможности и ограничения опросного метода.Опрос дает инф-ию о субъективн мнениях, чувствах, мотивах поведения индивида, во многих случаях - источник сведений и об объективн процессах .Виды опросов: анкетирование, интервьюирование, экспертный опрос, социометрич опрос, соц тестирование. Формы опросов: контактный, почтовый, телефонный, прессовый. По месту проведения: опросы по месту работы, опросы по месту жит-ва, опрос целевых аудиторий. Фазы опроса: адаптация, сбор осн инф-ции, завершение опроса. Наиболее распростр два опросных метода: интервью и анкетирование. Анкетный опрос— важн. источник инф-ции о ре­ально существующих соц. фактах, о соц. дея­т-ти. Должен отвечать след. треб-ям: 1. длит-ть не д/а превышать 30—40 мин; 2. интерес к предмету опроса должен не снижаться, а постепенно нарастать; 3. первый вопрос д/б нейтральным; 4.  трудные вопросы нужно располагать в середине анкеты, чтобы «подвести» респондента к теме; 5. вопросы д/б ясными, четкими, понятными оп­рашиваемым. Вопросы .по содержанию- инф-ция о фактах и отно­шении к ним, о нормах и мотивах поведения, об интенсивно­сти мнения, о поведении в настоящем и прошлом . Ответы на вопросы, дающие инф-цию о факте, содержат объектив. сведения об отвечающем на ан­кету (возраст, образ-е, профессия, доход и т.п.).: По структуре:открытые (предусмат-ет свобод. форму ответа: «Что могло бы содействовать повышению Ваше­го интереса к работе?»); закрытые («Что Вам нравится в Вашей работе? Отметьте те из перечисл-х ниже вариантов, которые совпадают с Вашим мнением:); полузакрытые(основан на добавлении к спи­ску ответов фразы: «Другие (моменты, причины, мотивы и т.д.). Укажите, какие именно».); По форме прямые (это вопрос как бы «в лоб», н-р: «Доставляет ли Вам работа моральное удов­летворение или Вы трудитесь ради денег?»); косвенные; личные и безличные. Композиция анкеты хар-ся след послед-тью: 1) вводная часть; 2) основная часть; 3) паспортичка – объективные данные о личности респондента (пол, возраст, профессия и т.д). После сбора первичной соц инф-ии проводится подготовка к обработке полученных анкет. Часть их бракуется, если респонденты несерьезно подошли к их заполнению. Для удобства обработки анкет применяется кодирование ответов в зависимости от того, какой вид программы предусмотрен для обработки инф-ии на ЭВМ. Интервью – целенаправленная беседа, задача которой- получить ответы на вопросы, предусмотренные программой исслед-ия. В процессе интервью учитывают требования: 1)создавать атмосферу искренности в процессе беседы; 2) так ставить вопросы, чтобы получать достоверные ответы; 3) вести точное фиксирование ответов. Виды интервью:  свободное интервью не имеет плана и заранее сформулированных вопросов. Его проводят социологи, кото­рые сами опред-ют тему беседы, формул-ют вопросы, их последоват-ть, уточняют тему и т.д. Глубинное интервью преследует цель получить инф-цию, свидетельствующую о наличии того или иного соц. факта, явления и объясняющую причины появления дан. фактов, явлении. Цель фокусирован. (направлен.) интервью — изучение обществ. мнения относит-но конкретного факта, си­туации. Правила построения вопросов: 1.Вопрос не должен содержать ожидаемый ответ или стимулировать его (Изучение соц-ии расширяет кругозор человека ? Да, Нет, Не знаю) 2.Вопрос не должен дискриминировать респондента или его возможную позицию (Человек не знающий соц-ию не может считаться культурным. А Ваше мнение?) 3.Вопросы должны формулироваться с учетом предполагаемой компетентности опрашиваемых и не должны содержать слов или выражений, которые могут быть не поняты респондентом (за искл вопросов- “ловушек”) 4.Кол-во вариантов ответов не должны превышать возможностей памяти опрашиваемого 5.Вопрос и предлагаемые варианты ответов должны логически соответствовать друг-другу (Как часто Вы смотрите передачи -по радио, - телевидению, - в газетах и журналах).

 

17. Семья как социальный институт. Семья— один из наиболее древ. и значимых соц. институтов. Семья — малая группа, основанная на кровно-родствен. связях и регулирующая отнош. между супругами, родите­лями и детьми, а также ближ. родственниками. Отличи­т.признаком семьи явл-ся совмест. ведение до­м. хоз-ва. С. и необ-ть её сохранения возникают из потребностей в физич и духовн воспроизводстве населения. В любом обществе с. имеет двойственный хар-р. С одной стороны, это соц институт, с другой – малая группа со своими закон-тями функц-ия и развития. Отсюда её зависимость от обществен строя, существующих эконом, политич, религ отношений и одновременно относит. самост-ть. Жизнь с. хар-ся материальн и духовн процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Основу семьи составляет брачная пара. Однако есть семьи юридически не оформленные. Есть и неполные семьи, где отсут-ет один из родителей. В зав-ти от разл поколений бывают нуклеарными (родители и дети) и расширенными(супружеская пара, дети, родители кого-либо из супругов, др.родственники). По хар-ру распределения семейных обязанностей и вопроса о лидерстве:1.Традиционная(патриархальн) Хар-ны: а) эко­ном. зависимость женщины от супруга; б) функцио­нально четкое разделение сфер семейной жизни и закрепление муж. и жен. обязанностей (муж — кормилец, жена — хозяйка); в) признание безусловного приоритета мужчины в вопросах сем. главенства. 2. Нетрадиционная - сохраняются традиц. установки на муж. лидерство и разграничение муж. и жен. семейных обязанностей. Такой тип семьи социологи наз-ют эксплуата­торским, т.к. наряду с правом на равное с мужчиной участие в обществ. труде женщина получает «исключи­т.» право на дом. труд. 3.Эгалитарная (семья равных). Хар-ны: а) справедливое, пропорциональное разделение дом. обязан. м/у членами семьи, взаимозаменяе­мость супругов в реш. бытовых проблем; б) обсуждение осн. проблем и со­вместное принятие важн. для семьи решений; в) эмоцио­н. насыщенность отнош.

В современ семье наблюдается процесс ослабления семьи как соц института. С. утрачивает свои позиции в орг-ции досуга и других функциях. Традиц роли, когда женщина рожала и воспитывала детей, вела хоз-во, а муж был хозяином, собственником имущества, экономич обеспечивал семью, заменились ролевыми, при которых женщина стала играть равную или выше роль с мужчиной. Это повлекло за собой позитивные и негативные последствия. С одной стороны это способствовало утверждению равенства женщин и мужчин, с другой стороны усугубило конфликтные ситуации, снизило рождаемость.Н-р, в западноевроп. странах есть случаи, ко­гда мужчина берет отпуск по уходу за ребенком. --Для понимания семьи как соц инс-та большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье. Семейные роли опред. местом и функциями индивида в семейной группе и разделяются на супружеские (жена, муж), родительские мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший). Ролевые отношения в семье могут хар-ся ролевым согласием или ролевым конфликтом.

18.Социальн. функции семьи.Семья — один из наиболее древ. и значимых соц. институтов. Важнейшие функциями семьи:1.Репродуктивн -воспроизводство в детях численности родителей, т.е. принимает участие в количествен и качествен воспроизводстве населения. Это самая важная функция. В наст время, по причине преобладания городск образа жизни, увеличения занятости женщин, тяжелейшего эконом. положения рождаемость падает. (разводы и аборты). на двух пенсионеров будет приходиться один работник. С этой точки зрения гос-во заинтересовано в увел-ии многодетных семей, создании им опред. льгот. Но! Тенденции увеличения рождения в многодетных семьях детей с патологиями, перенаселения из-за ограниченности ресурсов, увеличения неработающего населения не выгодно для увеличения деторождаемости. 2.Восстановительн-поддержание здоровья, жизненного тонуса, орг-ции досуга и отдыха, семья становится оздоровительной средой, где любой член семьи вправе надеяться на заботливое отношение родных и близких. Для этого нужна не только нравственно-психологическая подготовка, но и соблюдение режима труда и отдыха, режима питания и пр. 3.Воспитательная.

В семье ребенок получает первые трудов навыки, развивается умение ценить и уважать труд людей, там он приобретает опыт заботы о родителях, родных и близких, учится разумному потреблению разл мат. благ, накапливает опыт общения с деньгами. Лучший пример-это пример родителей. В основном дети являются отражением родителей. Для нормальн, полноценного развития ребенка семья жизненно необходима. Ее нельзя заменить др институтами. Если с рождения до 3-х лет ребенок лишен достаточн количества внимания, заботы, тепла, то протекание формирования многих соц значимых качеств детей нарушается. Влияние также на формирование личности ребенка оказывает атмосфера внутри семьи. Стереотипы семейного воспитания: - Детоцентризм- всепрощенческое отношение к детям, ложно понимаемая любовь к ним. Их полностью обслуживают старшие члены семьи. В результате вырастают эгоцентричные, инфантильные молодые люди, не умеющие и не желающие брать ответственность на себя.Профессионализм- тенденция своеобразного отказа родителей от воспитания детей под предлогом того, что этим должны заниматься педагоги в садах и школах. Такие родители считают своим долгом, прежде всего, материально обеспечить своих детей. Родители и дети оказываются выключенными из жизни друг друга. => у ребенка нет опыта диалога со взрослыми, слабо развита потребность во взаимодействии со старшими, что может осложнить его соц контакты.Прагматизм-воспитание, цель которого – выработка у детей практичности, умения ловко устраивать свои дела, ориентация на получение непосредственной материальн выгоды.4.Хозяйственно-экономич. Ведение домашн хоз-ва, составление и использ-ие семейного бюджета, орг-ция семейного потребления, проблема распределения домашн труда, поддержка и опека над престарелыми и инвалидами.5.Рекреационная.Орг-ция досуга играет большую роль, служит средством восстановления физич и духовн сил чел-ка. Происходит у каждого по-своему. Кто-то смотрит ТВ, слушает музыку и т.д. (пассивн отдых). Чел-к нуждается в активном отдыхе–путешествия, прогулки. Это приносит больше здоровья для семьи в целом и каждого её членов. духовно-эстетич. моменты, связаны с культурой семейн. отнош., а это влияет на жизнедеят-ть семь, ее стабильность.--Все ф-ии семьи тесно взаимосвязаны. При росте соц и психологич нагрузок, увеличения кол-ва стрессовых ситуаций семья должна стать местом спокойствия, уверенности, создавать чувство безопасности и комфорта, обеспечивать эмоц поддержку и сохранение общего жизненного тонуса.

 

19. Семья и брак. Проблемы стабильности семейно-брачных отношений.Брак - санкционирован обществом, социально и личностно целесообразн, устойчивая форма половых отношений. Основа семьи - брачная пара.Но есть семьи юридич не оформленные. Снижение желания и готовности населения к браку (влияние урбанизации и вызванной ею интенсивной миграцией населения, совершенствование женщин, НТР, причинами соц-эконом, культурн, этнич, религиозн хар-раНестабильность брака и семьи,проявляющаяся в росте числа разводов, хар-на практически для всех развитых стран В наст. вр. институт семьи переживает трудные времена. Отпали многие факторы, стабилизирующие семью: эконом. зависимость женщины от супруга, юриди­ч., религиоз., морал. запрет или осуждение разво­дов. В основе развода лежит конфликт между супругами. Выдел-ся неско-ко уровней супруж. взаимоотнош., на которых могут происходить конфликты. 1. Психофизиологич. — дисгармония прояв-ся в на­рушении секс. жизни. 2. Психологич.— в семье создается нездоровый климат, проявляя-ся в постоянных ссорах, взаимных придирках, раздражит-ти, которая зачастую вымещается на детях. 3. Социально-ролевой — симптомы нарушения стабильности этого уровня — неправильное, неравномерное распределение семейно-быт. нагрузки, хаотичность семейного уклада. 4. Социокультурный (духовный) — конфликты приобретают форму непонимания супругами друг друга, неуважения, отсут­ствия интереса общением с партне­ром и т.д. Причины, вызвавшие конфликт делятся на 2 больш группы - по времени возникно­вения их. Это причи­ны, возникшие во время брака, во время совместной жизни и общего ведения хоз-ва, и причины, кото­рые объективно существовали до момента создания семьи- факторы риска. К факторам риска отн-ся: 1.большая разница в образовании и в возрасте м/у суп­ругами; 2. легкомысленное отношение к браку, семье вообще; 3. слишком ранний возраст вступления в брак; 4. резкое несогласие родителей на заключение брака; 5. брак по принуждению, без взаимного согласия. Эти факторы дают о себе знать в первые годы совместной жизни. Вместе с тем развод нельзя рассматривать как всецело отриц явление, т.к. свобода расторжения брака одно из средств обеспечения соц справедливости в семейно-брачных отношениях, средство сохранения их моральных устоев.В Рос. сред. возраст впервые вступающих в брак - 21,7 года для женщин и 23 — для мужчин. При разводе указ-ся 3 группы причин. 1. Бытовые (жилищные условия, неумение или нежелание одного из супругов вести дом. хоз-во, матер. необеспеченность). 2. Межличностные конфликты (утрата чувства любви и при­вязанности, грубость, разные взгляды на жизнь, ревность). 3. Внешние факторы (измена, появление нов. семьи или нов. чувства у инициатора развода, вмешат-во родителей и др. лиц). Все 3 группы факторов тесно переплетаются. Так, измена м/б следствием невнимания, грубости, а грубость — рез-том хоз. неурядиц и т.п. Разные люди по-разному переживают распад своей семьи. Последствиями разводов явл-ся снижение труд. активности, высокая вероятность нервн. стрессов, психич.расстройств.

20. Соц. исследование: понятие, виды, осн. этапы

Социолог. исследов.— это процесс познания, в ко­тором прояв-ся 2 уровня социолог. знания: теоретико-методологич. и эмпирич.. В нем сочетаются дедуктивный и индуктивный методы анализа. Социолог. исследов. нач-ся с его подготов­ки: обдумывания целей, программы, плана, определения средств, сроков проведения, способов обработки инф-ции и т.д. – 1ый этап. 2ой этап — сбор первич. социолог. ин­ф-ции. Это собранные в различ. форме необобщенные сведения записи исследователя, выписки из док-тов, от­дел. ответы опрашиваемых и т.д. 3ий этап — подготовка собранной в ходе социолог. исследов. (анкетного опроса, интервью, контент-анализа и т.д.) инф-ции к обработке на ЭВМ, составление программы обработки, обработка на ЭВМ. 4ый этап — ана­лиз обработанной инф-ции, подготовка научн. отчета по итогам исследования, формулирование выводов и рекоменда­ций для заказчика, субъекта управления. Различ. 3 осн. вида социолог. исследов.: 1. Разведыват. (пилотажное) исследов. — самый простой вид социолог. анализа, позво­ляющий решать ограничен. задачи. По сути идет «обкатка» инструментария (метод. док-тов): анкеты, бланка-интервью, опросного листа, карточек изучения док-тов и др. В ходе него уточняются цели, ги­потезы, задачи, вопросы, их формулировка.  2. Описат. исследов. — более сложный вид социо­лог. анализа. Оно обычно проводится когда объект анализа —большая со­вокуп-ть, отличающаяся разнообраз. характер-ми, н-р, труд. коллектив круп. предприятия, где ра­ботают люди разн. профессий, пола, возраста, стажа работы и т.д. 3 ана­литич. исследов. Оно не только описывает элементы изучаемого явления или процесса, но и позволяет выяснить причины, лежащие в его основе. Аналитич. исследов. невозм/о без детально раз­работанной программы и отшлифованного инструментария.

21. Наименее малочисленной группой нашего общества является нарождающаяся буржуазия, предприниматели, так называемые «новые русские», численность которых не определена, но примерно равна лишь 2-3 % населения. Современные пред-ли не хотят развивать производство, возрождать отечеств промышленность и заботится о гос-ве и согражданах, они обеспокоены только одним – получением прибыли, деньгами и интересы их меркантильны. Они предпочитают заниматься бартерными сделками, обналичиванием, говоря их языком, создавая, в итоге, из воздуха огромные капиталы. Они не тратят деньги на благотворит-сть, науку и искусство, предпочитая отдыхать на Канарских о-вах и др престижных курортах. «Новых русских» можно подразделить на несколько групп: 1.Менеджеры – совладельцы акционерных обществ, которые руководят ими по найму, но имеют контрольный пакет акций. 2.Наемные менеджеры, которые управляют гос и частными предприятиями за зарплату. 3.Предприниматели – собственники, преимущественно мелких предприятий и фирм, лично управляющих ими. 4.Самостоят-ые работники, которые заняты мелким предпринимательством с помощью собствен средств. 5.Бизнесмены – менеджеры – наемные директора мелких и средних предприятий, которые совмещают управленч работу с собствен бизнесом. 6.Полупредприниматели - совмещают работу по найму (не руководящую) с разными видами предпринимательства.

22. Интеллигенция в структуре РФ. Интеллигенция - всё население. гуманитар. специальностей и профессий (врачи, учителя, работники искусства, культуры). Базовый слой общества. До рецепции социализма в Р. русской интеллигенции не сущ-ло, был только «образован. класс» и разные в нем направления». Т.о, м/о сделать вывод, что интел-ция – это образов. класс об-ва, стремящийся к его реформированию, улучшению жизни, демократии. Но после революции 1917 г. смысл понятия «интел-ция» стал искажаться. Многие интеллигенты, не смирившись с новой властью, вынуждены были эмигрировать, др. были репрессированы и конец своей жизни провели в лагерях. В итоге «сливки об-ва» были из об-ва удалены, а их место заняла новоиспечен. «совет. народ. интел-ция», «сел. интел-ция». К интел-ции отн-ся «люди, профессионально занимающ. умствен. трудом и обладающие необходимым для такого труда спец. образованием (инженеры, техники, врачи, учителя, юристы, работники науки и искусства)». Рос. интел-ция развивалась отлично от европейской. В связи с этим интересно рассмотреть различия между русской интеллигенцией и западными интеллектуалами. В рус. интел-ции харак-ая черта: «подпольность», противостояние гос. власти, даже склонность к анархизму. Интел-ция была оторвана от реальности, ей приходилось прятаться, жить в своем собств. мире надежд и мечтаний, не имея возможности реализовать свои планы. В Европе: западные интеллектуалы всегда бережно относились к гос-ву, видя в нем товарища, ср-во достижения своих целей. Они были реальной политич силой, которая продвигала новые законы, осуществляла реформы и т. д. Существовавший тоталитарный режим относился ко всей интеллигенции в основном как к обслуживающей интересы рабочих и крестьян прослойке, мало считаясь с ее собственными интересами, а порой проявляя к ней открытое неуважение, заставлял ее лучших представителей служить своим целям. Все это нанесло огромный урон развитию интеллигенции. В современную эпоху научно – технической революции и многократного усложнения общественной жизни значение интеллигенции постоянно возрастает. Все большую роль в экономике и социально-политической жизни общества играет интеллигенция, в том числе научно-техническая, гуманитарная (учителя, врачи, юристы), творческая (писатели, художники, композиторы, артисты и др.), а также занятая в области государственной деятельности.

23. Интегральная социология П.А. Сорокина

Сорокин делил соц-гию на теоретическую и практическую. Теоретич. соц-гию он делил на 3 отдела: Соц. аналитика изучает строение (структуру) соц. явления и его осн. формы. Предмет соц. механики— процессы взаимодействия лю­дей— поведение людей и тех сил, которыми оно вызывается и определяется. Соц. генетика изучает развитие соц. жизни, ее отдел. сторон и институ­тов. Понятно, что развитие соц. явления опред-ся его строением (структурой) и взаимодействием с др. явлениям, так что соц.генетика содержит в себе соц. аналитику и соц. механику. Практич. соц-гия харак-ся как прикладная дисциплина. Опираясь на законы, которые форму­лирует теоретич. соц-гия, она д/а помогать об-ву и чел-ку управлять соц. силами в соответствии с поставленными целями. Объектами изучения неопозитивист. соц-гии Соро­кина яв-ся соц. поведение и деят-ть людей, соц. группы и структура об-ва в целом, а также происходящие в нем соц. процессы. Неоднородность об-ва, его объектив. деление на разные соц. группы на­шли свое отражение в теории соц. стратификации и соц. мобильности. Соц. стратификация – это дифференциация некой данной совокупности людей на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существов. высших и низших слоев. Ее основа и сущность - в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества. Под соц. мобильностью понимается любой переход индивида или соц. объекта (ценности), т.е. всего того, что создано или модифицировано челов. деят-тью, из одной соц. позиции в др. Сущ-ет 2 осн. типа соц. мобильности: горизонтальная и вертикальная. Под горизонт. соц. мобил-тью или перемещением, подразумевается переход индивида или соц. объекта из одной соц. группы в др., расположенную на одном и том же уровне. Перемещение некоего индивида из одного гражданства в др., из одной семьи (как мужа, так и жены) в др. при разводе или при повторном браке. Ими же явл-ся перемещения соц. объектов (радио, автомобиля, моды) в рамках одного соц. пласта, подобно перемещению из Айовы до Калифорнии или с некоего места до любого др. Под вертикал. соц. мобил-тью подразум-ся те отнош., которые возникают при перемещении индивида или соц. объекта из одного соц. пласта в др. Сорокин был противником всяких со­ц. потрясений, в т.ч. революций, и выступал за нормал. эволюционный путь развития. Он анализи­рует развитие культур народов, разрабатывает теорию ценно­стей. Понятие «ценность» выступает как одно из важн. в его соц-гии. С помощью этого понятия объясняется пове­дение индивидов и соц. групп, их взаимодействия по разным направлениям.

24. Наблюдение как метод соц исследования.Н. — прост. метод сбора пер­вичной инф-ции путем прямой и непосредственной рег-ции событий и условий, лежащий в основе др. методов. Он за­имствован из естественных наук, куда пришел из жизни. Но наблюдение в обыденной жизни и науч. наблюдение—не одно и то же. Науч. наблюдение отл-ся планомерно­стью, систематичностью, последующей проверкой рез-та.Виды наблюд.: формализованные и неформализованные, включенные (когда исследователь явл-ся участником событий -журналист, социолог меняет профессию, становясь грузчиком, водителем такси, токарем и т.д.) и не включенные, когда наблю­дение осущ-ся при невмешательстве исследователя в изучаемые события. Кажд. вид наблюд. имеет свои «+» и «-» стороны.«+» включенного наблюд. — возможность узнать все тонкости событий, движущие мотивы глав. действующих лиц.«-» — опасность потерять объективность оценки изуч. явления, т.к. исследователь нередко отождествляет себя с наблюдаемыми. Не включенное наблюд. значительно проще, но оно дает более поверхностную инф-цию об изучаемом явлении, затруднен учет мотивов действий людей, пассивна роль наблюдателя; полевые(проводимые в естествен среде), лабораторные(используются в психологич и соц-психологич экспериментах).  систематические(проводимые по заранее жестко разработанному плану изучения объекта в течение опред. времени) и несистематические(когда они проводятся на стадии разведки как первичная основа для формулирования гипотез исследования); открытое и скрытое — это виды включенного наблюдения. В 1ом случае объект знает, что за ним наблю­дают и вносит соответствующие коррективы всвое поведение. При этом теряется чистота эксперимен­та, опыта, исследования. При скрытом наблюд. данный не­достаток устраняется, но возникает вопрос об этич. сторо­не сбора 1ой инф-ции.При всей привлекат-ти наблюд. как метода сбора соц. инф-ции (простоте и небол. финанс. затратах) у него есть немало слабых мест- это трудности с гарантированием достоверности данных. Наблюдатель фиксирует локальные события, факты. Практ-ки трудно охватить больш. кол-во явлений. Отсюда возникает вероятность ошибок в интерпретации событий. Но практика не только подтверждает способность наблюдения давать объективную инф-ию, но и служит решающим средством выявления и преодоления субъективности в рез-тах наблюдения. С целью получения объектив. инф-ции об изу­ч. явлении, соц. факте исп-ся способы кон­троля: наблюд. за наблюдением; контроль др. метода­ми; обращение к повторному наблюд. и т.п.Наблюд. считается достоверным, если при повторении его в тех же усл. и с тем же объектом дает те же рез-ты.

25.

26. О.Конт – родоначальник социол. науки

Основателем социологии как самостоят. и целост. науки об об-ве стал фран. уч. и фил-ф — по­зитивист Огюст Конт. Он выступал п/в того, чтобы считать об-во простой совокупностью индивидов, которые рассмат­ривались многими мыслителями как своего рода «соц. атомы», существующие чуть ли не автономно по отнош. друг к другу. Согласно этому, чем более развиты отдел. индивиды с т.з. их способностей к производств., дух. и др. деят-ти, нравств., политич. и др. качеств, тем совершеннее будет и об-во. Все эти ка­чества в людях надо развивать.Сами по себе эти качества ни в ком раз­виваться не м/т. Необходимо: воспитание и образование, благодаря ко­торым люди могут овладеть знаниями и опытом предшествующих поколений; включение людей в разнообразные виды общения, чтобы они могли осущ-ть на соврем. уровне производств., полит. и дух. деят-сть — писателя, художника, композитора, ученого и т.д. К. ввел в научный оборот понятие социология, обозначающее учение об об-ве, которое он нередко называл еще философией. К. пользовался также по­нятиями соц. статика для истолкования структуры об­-ва и соц. динамика, с помощью которого раскрывал механизм функционирования и развития об-ва. К. называл свою фил-ию и соц-ию позитивными, поясняя при этом, что они полностью базируются на данных науки — не на воображении или догадках, а на научных наблюдениях. Он вошел в историю науки и философии как основоположник позитивизма — одного из наиболее влиятельных и поныне на­правлений в области философии и социологии.Центр. звеном философско-социолог. взглядов К. явл-ся открытый им «великий осн. закон интеллектуал. эволюции челов-ва». Согласно закону, познават. деят-ть людей и в целом их обществ. сознание прошли ч/з 3 стадии своего развития. На теологич. стадииразвития общест­в. сознания доминирует религиоз. мифология. Чел-к стремится к абсолют. познанию поражающих его вообра­жение явлений и в конечном счете объясняет их действием аб­солют. сверхъестеств. сил. В конце осущ-ся переход к единобожию (монотеизму). К тому же место религиоз. воображения начинает занимать опыт. знание о связях и зависимостях явл. внеш. мира и жизни людей. На метафиз. стадиичел. сознание больше оперирует не воображением, а понятиями, отражающими реал. процессы внеш. мира. Однако из-за слабого развития науки эти по­нятия довольно-таки абстрактны. Различного рода явления объясняются путем выделения неких абстрактных сущностей, выражением которых яв-ся предметы внеш., в т.ч. соц. мира. В качестве «общ. сущности» на­з-сь природа, космос, материя, дух как источники всех те­лесных и дух. явлений. Данный метод не позволял окончательно избавиться от мифов. На позитивной стадиичел. сознание в своих суждениях и выводах исходит из науч. наблюдений. Пред-ют интерес взгляды К. на закономерный и прогрессивный хар-р развития об-ва. Последнее подчиняется в своем развитии биолог-им, а также «астроном-им» законам. Он писал о влиянии на развитие об-ва климата и расового состава нас. Но глав. влияние на развитие об-ва оказывает интеллек­туальная эволюция челов-ва как эволюция его сознания. При этом особую роль он отводил науке как высшему проявлению интеллектуальной эволюции

27. Программа и план в соц исследовании.Подготовка соц исслед-ия нач-ся с разра­ботки его программы, состоящей из 2 разделов. В методологич. разделпрограммы входят: а) формули­ровка и обоснование соц. проблемы; б) определение объекта и предмета социологич. исследования; в) определение задач исследователя и формули­ровка гипотез. Методич. раздел предполагает определ. изучаемой совок-ти, харак-ку методов сбора 1-ой соц. инф-ции, последоват-ть применения инструментария для ее сбора, логич. схему обработки собранных данных на ЭВМ. Определяющей частью программ любого исслед. явл-ся глубокое и всестороннее обоснование методологич. подходов и методич. прие­мов изучения соц. проблемы. Соц. пробл. -это «соц. противоречие», сознаваемое субъектами (индивидами, группа­ми и т.д.) как значимое для них несоответствие м/у сущест­вующим и должным, м/у целями и рез-ми деят-ти, возникающее из-за отсутствия или недостаточности ср-в для достижения целей, препятствий на этом пути, борьбы вокруг целей м-у различными субъектами деят-ти, что ведет к неудовлетворению соц. потребностей. Часто путают объект и предмет исследов. Выбор объекта и предмета исслед. уже заложен в самой соц. проблеме. Объектом исслед. может быть любой соц процесс, сфера соц. жизни, труд. коллектив, , док-ты. Предмет исслед-ия —то, что подлежит непосредственному изучению. Как ни важны сами по себе программа и выборка, тем не менее без рабочего плана невозм/о грамотно провести со­ц. исслед-ие. В план закладываются осн. процедурн мероприятия, которые надо осущ-ть при исследовании. Это позволяет с точностью определить затраты времени, сил, ср-в, объем работы — на­уч., организац-ой. План создается на базе определ. правил: все научно- исследоват. и организационно-техн. процедуры и операции групп-ся в 4 раздела. 1ый раздел предусмат-ет порядок подготовки, обсуж­дения, утверждения программы и инструментария социолог. исслед. 2ой раздел включает все организац. и метод. виды работ, т.е. отвечает на вопросы: что надо сделать, где и когда, в какие сроки. 3ий раздел посвящен обычно планированию операций, связанных с подготовкой собранной в «поле» инф-ции. План д/н предусмат-ть, ско-ко специалистов вычисли­т. центра необходимо задействовать для выполнения этой процедуры. При ее выполнении исследовате­ли работают совместно с программистами, операторами ЭВМ, под контролем которых форм-ся массив инф-ции для ввода в вычисл. машину. 4ый раздел — это виды работ, связанные с анализом рез-ов обработки.

28. Причины, функции и субъекты социальных конфликтов.Конфликт– это столкновение противоположных целей, позиций, взглядов субъектов взаимодействия, серьезное разногласие или острый спор, вызывающий борьбу интересов, взглядов, ценностей. Соц конфликт – это всегда борьба, порожденная конфронтацией обществен и групповых интересов. пассивное противостояние групп с противоборствующими политич, экономич или соц интересами. Осн причины: соц нерав-во людей, ограниченность матер и других жизненных благ, борьба за лучшее положение в обществе. Соц конф-ты могут быть глобальн и региональными. По сферам развития экономич, политич, межнац, религиоз, семейно-бытовые и т.п. По характеру: 1.Подлинные – из-за действ-но сущ-их противоречий, несовместимости взглядов, идей и т.п. 2.Случайные – по недоразумению из-за недостатка инф-ции и эмоц. несдержанности. 3.Мнимые – надуманные, ложные или спец-но сфабрикованные. Также: 1.противоположн ценностные ориентации: . У каждого индивида и соц группы есть опред набор ценностных ориентаций о наиболее значимых сторон соц жизни. Все они различаются и обычно противоположны. В момент стремления к удовлетворению потребностей, при наличии блокируемых целей, достичь которых пытаются несколько индивидов или групп, противоположные ценностные ориентации приходят в соприкосновение. 2.Идеологическая причина - в разном отношении к системе идей, которые оправдывают и узаконивают отношения субординации, доминирования и основополагающие мировоззрения у различных групп общества. 3.отношения между элементами соц структуры. Конф-т в результате разного места, которое занимают структурные элементы в обществе, орг-ции или соц группе. Он связан с разл целями и желанием того или иного структурного элемента занять более высокое место в иерархической структуре. Функции конфликтов:Позитивные: 1)в разрядке психологич напряженности в отношениях противоборствующих сторон. 2 )коммуникативно-связующая. участники конф-та осознают свои и противостоящие им интересы, выявляют общие проблемы, приспосабливаются друг к другу. 3)конф-т способен играть консолидирующую роль в обществе и даже быть движущей силой соц изменений. От субъектов и зон разногласий: а)Личностный конф-т - включает конфликты, происходящие внутри личности, на уровне её индивидуальн сознания.б) Межличностный конф-т – разногласия между двумя или более людьми из одной или из нескольких групп. К ним могут подключаться отдельные личности, не образующие группы.в) Межгрупповой конф-т – это конфликт между соц группами и общностями людей с противоположными интересами. г) Конфликт принадлежности – когда индивиды имеют как бы двойную принадлежность (конфликтующие образуют группу внутри какой-то большой группы). д) Конфликты с внешней средой – индивиды, составляющие группу, испытывают давление извне, со стороны административн и экономич норм и предписаний), межгрупповые, межгосударствен, региональн и глобальные.Структура конфликта: субъект (участник конфликта, оппоненты), объект (то, за что борются), повод или инцидент (пусковой механизм конфликта), позиции сторон, причины конф-та, развитие и способы его разрешения. Субъект конфликта- отдельный человек или соц группа, способные создавать конфл. ситуацию, т.е. прочно и относительно самост-но влиять на ход конф-та в соответствии со своими интересами , оказывать влияние на поведение и положение других, вызывать те или иные изменения в соц отношениях. Виды субъектов: 1. Первичные группы – непосредственные участники конф-та, которые находятся в состоянии взаимодействия по поводу достижения объективно или субъективно несовместимых целей. 2.Вторичные группы- те, кто стремится быть не замешанными непосредственно в конфликте, но вносит вклад в его разжигание. 3.Третьи группы –силы, заинтересованные в разрешении конф-та. Конф-ты играют двоякую роль в обществе. Положит: вскрывают назревшие проблемы, стимулируют разрешение спорной ситуации, способствуют обновлению жизнен ситуации, снижают напряженность в общ-ве, способствуют объединению в группы. Отрицат: создают стрессовые ситуации, неуправляемые конф-ты дезорганизуют жизнь людей, могут разрушить соц связи и отношения, вызвать раскол общества.

29. Фокус-групп как метод социологического исследования.Создатель Хоманс. Один из качествен методов, форма групповой беседы. Направлен на получение субъективной инф-ции. Выяснение, как воспринимаются те или иные виды деят-ти. Гркпповая дискуссия, 1,5-3 часа. Удобное время, но не всегда. Проводится под руководством модератора, руководителя. Он не участвует в подсказках, склоняет к контакту, ведет тему. Заказывают фирмы товаров широкого потребления. Достоинства:1) условия приближены максимально к общению людей, поведение естественно; 2)спонтанное выражение эмоций участниками; 3) свободная форма беседы позволяет модератору обсуждать неожиданно возникающие вопросы; 4) самый недорогой вид, но даёт быстрые рез-ты и более экономичен по времени. Недостатки: а) сложнее контролировать ее участников, нежели в индивидуальном интервью; б)удастся ли модератору собрать участников.

Метод фокус-групп сост. из 2 этапов: 1. Определение лидера, составление социограммы

2. Обсуждение, доверительная беседа, дискуссии со всеми участниками группы

Применяется в маркетинг. исслед-ях (выпуск товара), имеет перспективы.

30. Обработка, анализ данных соц исследования. Анализ получаемых в ходе соц исслед-ния данных начинается с контроля за качеством заполнения инструментария, исправления ошибок и отбраковки некачественно заполненных анкет, бланков, карточек. Вначале выявляется правильность ответа на каждый вопрос и при необходимости ответ исправляется. Если нет ответов на какие либо вопросы то инстументарий изымается из общего массива. Исключаются из обработки на ЭВМ документы заполненные неразборчиво, а также записи, которые не поддаются однозначному толкованию. Допущенные к обработке доки нумеруются, начиная с №1, в целях контроля за их прохождением. Сущность обработки первичной инф-ции заключ. в ее обобщении.Рез-ты обобщения назыв. соц инф-цией. При обработке на ЭВМ рез-ты отражаются в виде разл диаграмм, структура их зависит от выбранной программы. Итоги анализа полученной инф-ции отражаются как правило в отчете о проведенном соц исследовании, который содержит в себе инф-цию интересующую заказчика, научные выводы, рекомендации.

 

31. . Социальный статус и его виды.

Основой социального неравенства в психологическом плане являются социальные статусы отдельных индивидов, социальных групп, слоев.

Социальный статус: 1)врожденный и приписанный 2)выработанный 3)заработанный           

П.Сорокин выделяет, что статус должен быть заслужен и всегда доказываться оценкой окружающих, что очень важно для самооценки человека. Оценка окружающих тем или иным способом подтверждает статус человека, или наоборот, разрушает.

Социологи выделяют:

1)предписанный – навязанный обществом, независимо от усилий и заслуг личности. Он зависит от места рождения, этноса.

2) приобр-ый(достигнутый) – определяется усилиями самого человека.

Выделяют: -естественный статус личности – предполагает устойчивые черты личности;-профессионально должностной – в нем фиксируются социально экономические и производственные положения человека( бухгалтер, преподаватель).

Человек может иметь сразу несколько статусов – интегральный статус. Социальный статус выражается сложными связями м/у субъектами общественных отношений.

32. Общественное мнение: понятие и сущность.

Словосочетание «общественное мнение» появилось в Англии в 1159 году и в конце 18в. стало общепризнанным.

Общественное мнение – отношение социальных общностей к проблемам общественной жизни, проявляется сначала в эмоциях и чувствах, а затем в действиях. Оно отличается относительной распространенностью, интенсивностью, достоверностью, стабильностью. Объектом общественного мнения являются конкретные явления или тема, по которым высказывают точки зрения индивиды, группы, широкая общественность.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 125.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...