Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общественное мнение отражает реальные состояния общественного сознания, интересы, настроения, чувства классов и социальных групп.




Общественное мнение детерминировано социальными интересами людей. Оно формируется, когда на обсуждение народа ставится проблема, имеющее важное значение, затрагивающие существующие интересы. Предметом его чаще всего становится дискуссионные вопросы.

1. первое общественное мнение есть конкретные выводы, определенные в общности людей по к-л проблемам.

2. Критериями отбора при формировании общественного мнения служат общественные интересы и потребности.

3. Массовые суждения обладают различной степенью объективности.

4. Общественные мнения выступают в качестве специфической побудительной силы, регулирующей поведение людей.

Образование общественного мнения подчинено правилу нелинейного сложения.

Отдельное мнение может стать общим, а некоторые вообще не попадут в общее мнение. В качестве выразителей общественного мнения могут выступать отдельные лица, группы людей; СМИ являются средствами формирования и выражения общественного мнения.

Для общественного мнения характерны функции:

1. Экспрессивная (контролирующая) – она контролирует органы власти и лидеров.

2. Консультативная– дает советы относительно способа решения к-л социальных, экономических, политических проблем.

3. Дерективная – оно выносит решения по к-л проблемам социальной жизни (во время выборов, референдумов).

В зависимости от содержания суждений мнение может быть оценочным, аналитическим, конструктивным и регулятивным.

Оценочное суждение выражает отношение к тем или иным проблемам или фактам. В нем больше эмоций.

Аналитическое и конструктивное суждения связаны между собой. Здесь необходимы элементы теоретического мышления, напряженная работа мыслей.

Регулятивное общественное мнение вырабатывает и внедряет определенные нормы общественных отношений. Общественное мнение может выступать как в форме позитивных, так и негативных суждений. Формирование общественного мнения может носить стихийный и сознательный характер (пресса). Оно может создать в себе правильные и иллюзорные представления о действительности.

33. ЭК - соц ситуация, обус­ловленная несовпадением интересов и целей отдельных этнич групп в рамках единого этнич пространства или группы, с одной стороны, и гос-ва, с другой, выражающаяся в стремлении этнич группы изменить свое положение в отношениях с др этнич группами и гос-вом. Основн причины возникновения ЭК порожда­ются политич, соц-экономич и историч усло­виями сущ-ния этносов. Наиболее распространен причины: террит-ые споры, стремление к самооп­ределению или повышению статуса, историч память, борьба за власть и матер ресурсы и др. Важнейшие - террито­р споры. В современ мире процесс формирования государствен­ности отдельными этносами активно развивается. Это неизбежно приводит к претензиям на тер-рии или части тер-рий др этносов, гос-тв. Особую остроту проблема приобретает, если этнос в историч прошлом имел свою государственность. Стремление к повышению гос. статуса - одной из наиболее частых причин ЭК. Экологич ситуация, прир и матер ресурсы, власт­ные структуры способны оказать воздействие на межэтнические отноше­ния. Борьба за владение или доступ к ним провоцирует обострение этих отношений, при этом каждая из сторон стремится обосновать свое право на их монопольное использование. Важнейш фактор формирования ЭК - историч память, сохраняющая следы насильственных действий в области нац политики: депортации народов, искусственное расчле­нение этносов, произвольное изменение границ их заселения и т.п. Первый шаг урегулирования ЭК - пре­кращение насилия и орг-ция диалога между сторонами. При этом не­обходима юр фиксация каждого шага переговорного процесса, контроль за соблюдением принятых сторонами обязательств. По итогам диа­лога должно быть подписано соглашение с последующим народн одобрением. Важно создание условий, при которых стороны готовы со­блюдать договоренности (достичь путем выявления новых сти­мулов в отношениях сторон: заинтересов-тью сторон в ресурсах друг друга, эконом выгода от сотрудничества в каких-то конкретных на­правлениях и др). Такие меры значительно уменьшают конфликт. Необх-ое направление - ослабление и постепен снятие ложного конфликта, основанного на непонимании позиций и целей друг друга, приписывании др стороне враждебных намерений. В ходе переговорного процесса и посредничества надо проявлять внимание «этнич ритуалам», символике, проявлять сочувствие проблемам и трагедии сторон.Для устранения последствий ЭК и примирения сторон необх-о:1)дать общую оценку последствий конф-та и объявить программу создания единства гражд. общества на условиях нац примирения; 2) придать восстановительному процессу этнически нейтральный хар-р (освобождение заложников, возврат беженцев, ответственность за присвоение чужой собственности и др.); 3)начать обществен диалог всех этнич групп для реформирования общества; 4)отказаться от драматизации конф-та и не допустить его фиксации «историч памяти» этноса. Необх-мо стремиться к разрешению конф-ов демократич путем. Способность многонационального общества вовремя предвидеть и разрешать цивилизованными способами конф-ты – важный показатель его граждан зрелости и демократизма. Этому способствует правовое регулирование межнац отношений, составляющее важнейшую сферу деят-ти правового гос-ва.

34. Теория классов и классовых отношений в социологии

Слово «класс» в переводе с латинского «положение». Это понятие впервые стали использовать в середине ХVIIIв французские ученые физиократы.

В начале 19в это понятие использовали французские ученые Тырри и Гизодля объяснения причин политической борьбы.

Но особенно широко его стал применять К.Маркс. В его понимании класс – большая социальная группа, занимающаяся определенное место в системе общего разделения труда, характеризуется отношением к собственности (владеющая или невладающая собственностью), способом и размером получаемого дохода (прибыль или зарплата).

У Маркса в капиталистическом обществе фактически существует 2 основных класса: - буржуазия - пролетариат

В современной социологии преобладает более узкое значение класса.

Класс – любая социалистическая страна в современном обществе, отличающаяся от других доходом, властью, образованием, престижем.

Обычно в современном обществе выдают 6 или 5 классов (страт). Классическая модель этой структуры была предложена в 40-е гг ХХв. Американским социологом Л. Уорнером.

Но основных классов в современном обществе – три:

- высший – средний - низший.

В современной науке существуют 2 главных подхода к теории классов: - европейский - американский

Для европейских ученых классы – реальные группы. Они характеризуются наличием классового сознания, классовой идентификации и классовым конфликтом.

Для американских социологов класс – наилучшая группа, это лишь способ описания экономического положения социальных групп.

Современный класс – статистическая категория.

 

35. Анализ документов как метод соц исследования.Док-тэто те или иные источники, содержащие инф-цию о соц. фактах и явлениях обществ. жизни функционирующих и развивающихся в об-ве. Анализ док-тов дает возм-ть уви­деть в отраженном виде многие стороны соц. действи­т-сти. Документы обычно содержат богатую и емкую ин­ф-цию об этой дейст-сти. От формы зависит то, для каких целей м/б использован этот вид док-та и ка­ким методом он успешно м/б проанализиро­ван. Особ-ти применения докум. инф-ции использ-ся когда у исслед-ля затруднен непосредствен контакт с исслед. реальностью. Выбор докум. инф. зависит от ее составителя. Исслед-ль не может изменить форму изучаемых док-ов. Виды док-ов: 1.По форме изложения (статистич и вербальн) 2.По общей значимости (официальн, неофиц) 3.По способу фиксации инф-ции (письмен, графич, фонетич, видео- и кинодокум-ты). При анализе док-ов нужно обращать внимание на вид док-та, форму автора, цель создания, фактическое содержание. Плюсы метода: 1)Стабильн состояние объекта исслед-ия 2) Получение инф-ции не только о каких-либо фактах, но и об отношении к ним автора. 3) Инф-ция структурирована, упорядочена, представлена в обобщенном виде. Минусы метода: 1.Выводы исследователя строятся на основании вторичной инф-ции, кот. может быть искаженной. 2.Язык док-та не совпадает с языком исслед-ля. Традиционный, классич. анализ - все многообразие умствен. операций, направлен. на объединение сведений, содержащихся в док-те с определ. т.з., принятой исследователем в каждом конкретном случае, направлен на полное выявление их содержания, дает возм-сть проникнуть вглубь изучаемых исслед-ий, выявить логич связи и противоречия между ними, оценить эти явления и факты с опред нравствен, политич, эстетич позиций. Слабость тра­диц. анализа док-тов - субъективизм: оценка инф-ции в док-те всегда будет интерпретацией социолога-исследователя.. Стремление преодолеть субъективность традиц. анализа породило разработ­ку формализованного (количествен.) метода анализа док-тов, или контент-анализ (науч.) применяется всюду, где решаются задачи, связанные с углубленным пониманием содержания текста, способов его подготовки и ретрансляции, обращения в обществе, восприятия читательской, слушательской, зрительской аудитории. Он применяется при изучении СМИ. Газетные тексты, соглашения, протоколы, договоры -объекты анализа. На основании изменений в текстах газет, журналов, передач можно судить о тенденциях, полит. и идеолог. установках, раскладе полит. сил, функционировании социнститутов, обществ орг-ций и партий, свзанных с объектом анализа. По его содержанию и структуре опред-ся хар-р взаимоотношений в тех системах, где родился текст, документ. Этот метод часто испол-ся разл. спецслужбами: добывает­ся до 80% самой секретной инф-ции. Методологич. принципы опред-ют содержат. ин­терпретацию исследуемых явлений. Технич. приемы — это ср-ва сбора соц. ин­ф-ции.

36. Рабочий класс в современной России и его структура.Рабочий класс - это слой нас., который участвует в процессе произв-ва или сфере услуг, они не имеют в своей собственности ср-в произ-ва, недвижимости, приносящей прибыли, и получают за свой труд только з/п (слесарь, токарь, продавец и т.д.). Раб класс России в настоящее время социально неоднороден и представляет собой скорее совокупность отдельных слоев рабочих, а не класс – единый и монолитный, каким он был в советское время. Наблюдаются процессы сокращения численности рабочих, роста безработицы, перехода рабочих в частный и кооперативный сектора. Гос предприятия останавливаются, закрываются, становятся банкротами, а, если и продолжают работать, то в цехах пусто, трудятся по 1-2 рабочих и прибыли, за редким исключением, они не получают. Упадок отечественного производства отрицательно сказывается на всей рос. экономике.

37. Соц стратификация и соц мобильность в современн рос. обществе.Соц стратификация - совокупность расположенн в вертик. порядке соц слоев. 4 главн формы: рабство, касты (членство с рожден), сословия (соц группа, обладающ закрепленными обычаями или юр законами и передаваем по наслед правами и обязанн) (закрытые общ-ва) и классы (открытые). Современн общ-во

основыв на широком разделен труда и ф-ций люд в процессе общ воспроизв. В сответствии с этим они различаются по месту, которое они занимают в обществе (статус - в современн общ-ве оно охватыв профессию, экон и пол положение, демограф признаки чел). Каждому статусу предписаны определенн права и обязанн. Они могут носить формальн (нормативно установленн) или неформал характер. Д/кажд чел характерен определенн набор статусов. Наиб характ статус чел, выделяющий его от других - главн статус. Статус чел, в кот он рожден - приписываем статус. Чел имеет множество статусов, однако его реальное поведение характеризуется определенным набором ролей. В результате возникает статусный диапазон в рамках котого варьирует поведение человека. Соц стратификац современн общ-ва: высший слой -элитарное меньшинство, средний слой и низший слой- люмпенизированный слой соц аутсайдеров. Соц моб-сть - изменнеие соц положения людей. Различают: - демографическую, географическую и социальную м.; - индивидуальную и групповую с.м.; -внутри поколеннную и межпоколенную с.м.; - вертикальную и горизонтальную с.м.; - восходящую и низходящую с.м.

38. Этническая социология, как социология среднего уровня

Составной частью социологии является этносоц. Она изучает этнические общности, проблемы национальных отношений, этнические конфликты. В социологии, антропологии к числу основных понятий, с которыми связана национальное деление общества относят: этнос, племя, народность, нация

Этнос в переводе с греч. «народ». Это понятие употребляют, когда хотят подчеркнуть кровно-родственную связь общности. Т.е. отличительный признак – общность происхождения (славянский этнос, германский этнос).

Племя это общность людей, основанная на кровном родстве, совместном проживании. Оно как этническая общность появляется в период неолита. Для этой общности характерны признаки:










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 131.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...