Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Философские категории, выражающие основные типы детерминации: причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность.




Причина – фил. категория, обозначающая явление, действие которого порождает или изменяет другое явление, называемое следствием. Следствие – фил. категория, обозначающая явление, порождаемое или изменяемое действием другого явления, называемого причиной. Причина играет первичную роль и порождает следствие. При этом следствие не является пассивным явлением и оно влияет на причину. В литературе, говоря о причине, используются понятия: каузальность – внутренняя связь между тем, что уже есть, и тем, что порождается, и тем, что ещё только становится; детерминизм – всеобщность и объективность причинно-следственной обусловленности всех процессов; индетерминизм – отрицание объективности и всеобщности причинности. Могут быть ситуации, когда есть несколько причин, но всегда есть некая ведущая причина. Необходимость – фил. категория, выражающая устойчивую регулярную связь явлений. Случайность – фил. категория, выражающая связь явлений, не обладающую чётко обозначенной регулярностью и устойчивостью. Случайность – форма проявления необходимости и её дополнение. Необходимость – неминуемость, которая непременно происходит или должна произойти. Возможность – фил. категория, обозначающая предметы, ещё не ставшие наличным бытием, но предпосылки возникновения которых уже имеются в действительности. Действительность – фил. категория, обозначающая реально существующие предметы, явления, процессы. Действительность – реализованная возможность. В самой действительности присутствуют предпосылки и возможности новой действительности. Возможности противостоит невозможность – понятие, обозначающее предметы, возникновение которых исключается закономерностями действительности. Возможности: реальные и формальные. Р – обусловлены необходимыми отношениями и связями объекта., реально превращаются в действительность. Ф – обусловлены случайными связями и свойствами. Конкретные и абстрактные. К – связаны с наличием конкретных условий. А – для их реализации необходимы конкретные условия (есть пожелание, но нет возможности. Условия: объективные и субъективные. О – окружают человека. С – возможности субъективного порядка. Симбиоз О. и С. позволяет превратить возможность в действительность.                                                                    

 

 

           

35.Экология (от греч. oikos — обиталище, местопребывание) -наука об условиях обитания тех, кто его населяет. Экология — комплексное научное направление, изучающее закономерности взаимодействия живого с внешними условиями его обитания с целью поддержания динамического равновесия системы общество — природа. Чел деятельность- канал, по кот осущся постоянный «обмен веществ» между человеком и природой. Любые изменения в характере, направленности и масштабах чел деятельности лежат в основе изменений отношения общества и природы. С развитием практически-преобразующей деятельности человека увеличились и масштабы его вмешательства в естественные связи биосферы.В прошлом использование человеком сил природы и ее ресурсов носило стихийный характер: человек брал у природы столько, сколько позволяли его собственные производительные силы. Но НТР столкнула человека с новой проблемой — с проблемой ограниченности природных ресурсов, возможного нарушения динамического равновесия сложившейся системы, а в связи с этим и необходимостью бережного к ней отношения. Если прошлый тип отношения общества к природе носил стихийный (а чаще безответственный) характер, то новым условиям должен соответствовать и новый тип — отношение глобального, научно обоснованного регулирования, охватывающего природные, соц-е процессы, учитывающего характер и границы допустимого воздействия общества на природу с целью не только ее сохранения, но и воспроизводства. Видимое господство над природой, приобретаемое за счет нарушения ее законов, может иметь только временный успех, оборачиваясь в результате непоправимым ущербом и для самой природы, и для человека. Еще Ф. Бэкон говорил: человек должен господствовать над природой, покоряясь ей. Человек не только адаптируется к условиям природной среды, но в своем взаимодействии с ней постоянно адаптирует ее, преобразуя ее в соответствии со своими потребностями и интересами. Человечество вплотную столкнулось с глобальными экологическими проблемами, которые угрожают его собственному существованию: загрязнение атмосферы, истощение и порча почвенного покрова, химическое заражение водного бассейна. Таким образом, человек в результате собственной же деятельности вступил в опасно-острое противоречие с условиями своего обитания.Осознание возможности глобального экологического кризиса ведет к необходимости разумной гармонизации взаимодействий в системе техни-
ка — человек — биосфера. Человек, превращая все большую часть природы в среду своего обитания, расширяет тем самым границы своей свободы по отношению к природе, что должно обострять в нем чувство ответственности за преобразующее воздействие на нее. Человеку по мере его развития всегда было свойственно не только рациональное, сугубо практическое, но и глубокое эмоциональное, нравственно-эстетическое отношение к природе. Нравственное отношение человека к природе обусловлено нравственным отношением к людям. Заповедь собственно человеческого труда гласит: с усилием возделывать природу для себя, для всего человечества и для нее самой.

36.В языке себя общественная природа сознания. Язык так же древен, как и сознание. Язык и соз- нание представляют собой органическое единство, не исключающее од- нако, и противоречий между ними. Сущность языка обнаруживает себя в его функциях. Прежде всего язык выступает как средство общения, передачи мыслей, выполняет коммуникативную функцию. Мысль представляет собой идеальное отоб- ражение предмета и поэтому не может быть ни выражена, ни передана без материального обрамления. В роли материальной, чувственной оболочки мысли и выступает слово как единство знака, звучания и значения, понятия. Речь представляет собой деятельность, сам процесс общения, обмена мыс- лями, чувствами и т.п., осуществляемый с помощью языка как средс- тва общения. Но язык не только средство общения, но и орудие мышления, средство выражения и оформления мыслей. Дело в том, что мысль, понятие лишены образности, и потому вы- разить и усвоить мысль значит облечь ее в словесную форму. Даже тогда, когда мы мыслим про себя, мы мыслим, отливая мысль в языко- вые формы. Выполнение языком этой своей функции обеспечивается тем, что слово - это знак особого рода: в нем, как правило, нет ничего, что напоминало бы о конкретных свойствах обозначаемой вещи, явления, в силу чего оно и может выступать в роли знака - представителя цело- го класса сходных предметов, т.е. в роли знака понятия. Наконец, язык выполняет роль инструмента, накопления знаний, развития сознания. В языковых формах наши представления, чувства и мысли приоб- ретают материальное бытие и благодаря этому могут стать и стано- вятся достоянием других людей. Естественные языки - главное и решающее средство общения между людьми, средство орга- низации нашего мышления Искусственные языки позволяют в предельно сжатой форме вы- ражать определенные понятия, выполняют функции своеобразной науч- ной стенографии, экономного изложения и выражения объемного мысли- тельного материала.

Сознание индив-е.

Понимание условий, при которых сознание есть – функционирует не дает нам ответа на вопрос о его происхождении. На этот счетв истории философии есть 2 противоположные точки зрения. Одна гласит, что сознание результат развития природы, ее называют матереалестической или естесственно-научной. Согласно ей вечно и нерушимо сущ-ет естеств- ый мир. Вторая т. Зрения-сознание не результат развития бездушной природы, а напротив, основа действительности.Сознание стоит у истоков всякой проявленной реальности. Сознание изначально, оно было до всего вещественного, мат-го,и помогало физическому миру возникнуть. Сознание нематереально т.к. оно:

1.Не состоит из матер-х частиц

2.Не обладает никакими физико-хим-ми свойствами

3.Не имеют протяженности в пространстве

4. Воспринемается не так как матереальный предмет

5.Несущ-ет объективно

6.Зависит от воли и желание субъекта

7.Не сущ-ет реально

Необходимой чертой сознания явл-ся идеальность. Образы тех или иных объектов, или их свойств(в виде ощущений, восприятий, представлений) не являются их буквальными копиями. Вопреки мнений ряду философов, считающих, что сущ-ет особый мир ощущений, мир понятий и т.п.,образы возникают лишь в мозгу чел-ка и несущ-ют помимо его.Это субъективная реальность. Сознание включает такие компаненты, как мышление, чувство, воля, эмоции. Его также можно подразделить на такие уровни, как бессознательное, подсозн-ое,и сознат-ое. Важнейшим компонентом сознания, его качественной особенностью явл-ся самосознание, т.е. рассмотрение и оценка чел-ком самого себя.

38. Стр-ра общ. сознанияСтр-ру общ.созн.можно рассм. С гносеологич. и социологич. т.зр.Гносеологич. аспект предполагает выяснение след.вопросов:Что мы познаем?Как?Какими ср-вами?При этом подходе выдел. «обыденное»(сознание практического опыта, практ.знания. оно охватывает внеш.связи предметов и не проникает в сущность предметов, оно присуще каждому) и «теоритическое» сознание(систематизированное, логическое сознание, сущ-т ввиде законов, категорий, принципов). Они тесно связ.м/ду собой. Обыд.взгляды могут формироваться в с-мы. Теоритич.знание может влиять на обыденное(упорядочивать, корректировать, направлять)Социологич.подходОсновным критерием развития общ. сознания явл.степень учета, способ выражения отдельных классов и соц.групп. Общ. психология вкл.в себя стихийное, неупоряд. знания(чувства, эмоции). Проблемами общ.психологии заним.соц. психология. Общ-психолог.явления х-тся:--стихийность формирования--опред.аморфность--возможность перерастания их в опред.рода действий.Общ.идеология—систематизированное, четко выраженное знание, кот.отражает интересы опред.соц.групп, классов, наций. В основе идеологии—интер.соц.групп, классов. Она возникает в классовом, неоднородном обществе. Она выраж. В опред.теориях, программах партий.(20век наз.веком идеологии, нацистская, марксистская идеология).В 21 веке нет ярко выраженной идеологии.

 

Формы общ.созн-я

В горизонтальном подходе созн.рассм. с т.зр. форм. :

экологическое, эконом., полит., правовое, нравственное,

философское, научное, эстетическое.Каждая форма общественного сознания отражает сферу общ.жизни. Формы общ.сознания отлич.по:1)объекту соц. действительности; 2)способу отражения и зависимости от общ.бытия; 3)соц.роли и общ.значимости в общ.жизни.С т.зр.этих аспектов мы видим,что полит.и правовое созн.зависят от общ.бытия. Изменение общ. бытия ведет за собой изм.пол.и правовой с-мы. Эконом.созн.отражает д-ть людей, их отнош.в проц.пр-ва,распред.,обмена,потребления.Эк.созн. направлено на поиски адекватных методов хоз-ния.Оно не исчерпывается эк.учениями и теориями,а проявляет себя на уровне обыденного сознания в форме здравого эк. смысла, который влияет на теоритич.концепции. Полит.и правовое созн. зав.от эк.базиса. Полит.созн.—форма общ.созн.,поср-вом которой отражаются и регулир.полит.,нац.,межгосуд.отношения. Оно неоднородно,т.к.выражает полит.интересы разл.классов и групп. Полит.сознание на идеологич.уровне выступает ввиде идей, лозунгов,кот.выражают интересы опред.соц.групп. На обыденном уровне выступ.в эмоц форме, ввиде несистематизированных взглядов людей о власти,отн.м/ду гос-вами.Правовое сознание—совок.взглядов, теорий,представлений людей по отн.к сущ-щему праву.Право на идеологич.уровне выступает ввиде с-мы правовых теорий, концепций; на обыденном уровне-- взглядов людей о справедливости, взаимоотн.власти и народа.Религ.сознание: Гл.признак религиозности—удвоение мира. Религ.созн.значит-но больше удалено от матер.жизни общ-ва. Дает понимание мира на теоритич.и обыденном уровне. Ему противостоит атеистич.сознание, кот.опир.на науку,ч/з неё объясняет окр. Мир и явления.В религ.сознании большую роль играет вера.Нравственное созн.:Первоб.ч-к нужд.и в опред.правилах совместной жизни. Они воплощ.в морали. Формир.такие явл.: «мы-чувсва»-уподобление ч-ка к той общности,в кот.он нах.; «они-чувства»

Эстетич.созн.—форма общ.сознания,кот. отражает действительность с т.зр.соверш. или несоверш.природы и общ-ва. Эстетика оперирует своими категориями и отражает в эстетич.форме окруж.действ-ть. Наиболее полно эстетич.отн..выраж.в искусстве. Научное созн.—совок.объект.знаний о природе или общ.жизни. Возн.в17-18в. Особенности:1.отражение процесса интеграции и деффиренциации наук 2.формир.науч.позн.как самост.вида д-ти. Филос.сознание: формир мировоззрение ч-ка,раскрывает природные и общ.закономерн. бытия. Интегративная ф-ция.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 160.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...