Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Проблема жизни и смерти в философии. Личностный выбор и смысл жизни.
Проблема жизни и смерти связана с переживаниями человеком своего собственного пребывания в мире. Двойственная (биологическая и социальная) природа человека обуславливает то, что он рождается как бы дважды. В начале как биологическое существо (индивид), а затем как социальное (личность). Поэтому философы и смерть рассматривают не только как природное, но и как социальное явление. Под смертью вообще понимается естественный конец всякого живого существа. Однако, в отличие от других живых существ, человек осознает свою смертность. При этом осознание или осмысление смерти происходит по-разному. Вопрос о смерти становится для человека предметом его духовного измерения, личностного и религиозного переживания, связанного с таким экзистенциалами, как страх, любовь, вера, надежда, вина и т.п. Древнегреческий философ Эпикур, наоборот, призывал умеренно наслаждаться жизнью, не боясь смерти. Он утверждал, что смерть не имеет к нам никакого отношения: когда мы живем, то смерти еще нет, а когда смерть наступила, то нас уже нет. А согласно учению французского философа Монтеня, чтобы преодолеть страх смерти или легче её перенести, надо привыкнуть к ней, думая о ней постоянно. Сосредоточение на проблеме смерти стимулирует поиски смысла жизни, что делает смерть менее страшной, поскольку обретая смысл жизни, человек выходит (теоретически) за её границы. Примером спокойного и мудрого отношения к проблеме жизни и смерти могут быть слова индийского философа Махатма Ганди: «Мы не знаем что лучше – жить или умереть. Поэтому нам не следует ни чрезмерно восхищаться жизнью, ни трепетать при мысли о смерти. Мы должны одинаково относиться к ним обоим. Это идеальный вариант».Проблема жизни и смерти философски связана с идеей обретения бессмертия. В качестве компенсации за страх перед смертью родилась мечта людей о бессмертной душе, остающейся после разложения тела и переселяющейся в другие существа или обретающей вечную жизнь в Боге, в аду или в раю. Реальное же бессмертное человека, по мнению многих мыслителей, состоит в том, что человек умирает физически, но не умирает социально, духовно. Он остается в его делах, детях, результатах творчества, памяти людей. Смысл жизни не дается человеку извне. Его надо найти. Уже сами поиски смысла делают жизнь осмысленной. В философии существуют различные концепции смысла жизни: 1) Гедонизм (жить – значит наслаждаться). 2) Аскетизм (жить – значит отрекаться от мира, истязать плоть ради искупления грехов и т.п.). 3) Эвдемонизм (жить – значит стремиться к счастью как назначению человека). 4) Этика долга (жить – значит жертвовать собой во имя служения идеалу). 5) Утилитаризм (жить – значит из всего извлекать пользу). 6) Прагматизм (жить – значит стремиться к успеху, следуя принципу «цель оправдывают средства»). Смысл жизни – это личностный выбор каждого отдельного человека. Он заключается в самореализации потенциала личности, в выборе не только общепринятых в обществе ценностей, но также и тех, которые обусловлены индивидуальными качествами человека, его личной жизнью. Специфика познавательного отношения человека к миру. Типология познавательной деятельности. Познание, несомненно, относится к базовым потребностям человека. Некоторые ученые говорят даже о врожденной любознательности или познавательном инстинкте человека. Познание, знание было тем светом, который вывел наших далеких предков из тьмы дикости и варварства на путь цивилизации и прогресса. И сегодня оно разгоняет тучи невежества, предрассудков, иллюзий и утопий жизни. Познание - это активное, творческое отражение или воспроизведение действительности в сознании человека. Можно и так: познание есть сознание в действии, постоянная реализация сознания. В познании человек не просто запечатлевает, пассивно регистрирует идущую извне информацию - он активно участвует в выстраивании образа действительности. Мера объективности (истинности) познания находится в прямой зависимости от активности познающего субъекта. Знание есть результат активного взаимодействия субъекта, т. е. того, кто познает, с объектом, т. е. тем, что познается. Объект познания - тот или иной фрагмент действительности, вовлеченный в сферу практико-познавательной деятельности человека и так или иначе "означенный" ею. Познание по природе своей процесс общественный. Его реальным субъектом поэтому выступает общество в целом. С фактической же стороны общество как субъект познания представляется отдельными индивидами и исследовательскими коллективами. Основные виды познания: Обыденное познание – это житейское, практическое, приобретаемое в повседневной деятельности – жизненный опыт. Его выражением является «здравый смысл». Жизненный опыт делает человека представителем определенной культуры. Его логические особенности: конкретный характер (низкий уровень абстракции), несистематизированность, ориентация на внешнюю сторону реальности. Специализированное предметно-практическое познание – совокупность сведений, навыков, умений, относящихся к определенному виду практической деятельности. Его логические особенности: рецептурный характер (рецепт здесь - это сценарий действия, а не объяснение и истолкование), большая доля неявного знания. Неспециализированное концептуальное знание – это теоретические системы объяснения реальности на основе некоторой совокупности исходных постулатов. Некоторые формы этого знания: мифология, религия, художественное познание, частично философия. Например, религия дает общую картину устройства мира и разрабатывает объяснение отдельных явлений. Исходный постулат религии: разделение мира на естественный и сверхъестественный, причем первый является некоторым отражением второго. Его логические особенности: следование традиции, допущение чудес, как нарушения установленных закономерностей, приверженность авторитетам, вера, т.е. нелогическое принятие некоторых утверждений. Художественное познание (литература) отражает реальность, выявляет закономерности и сущность происходящих событий, общие принципы и варианты поведения людей, тенденции развития. Логические особенности художественного познания: наглядность, представление типичного через единичное, использование эмоционально-выразительных средств, выявленность авторской позиции. Современная мифология существует в следующих формах: приметы и поверья (превращенный магические ритуалы), так называемые мифы массовой культуры, политические и околонаучные мифы. Научное познание. Наука – это сфера человеческой деятельности, философией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о мире. От других форм концептуального знания науку отличает специализированный профессиональный характер.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 246. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |