Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Философские категории, выражающие целостность и структурную организованность бытия




 Категория – предельно общие понятия, в которых отражаются универсальные, присущие всем предметам и процессам действительности свойства, признаки, связи. В диалектике есть парные соотносительные категории, выражающие целостность бытия: единичное, общее, особенное; целое и часть; система, структура, элемент; содержание и форма. Единичное – фил. категория, выражающая свойства и связи, присущие отдельным предметам и отсутствующие у других предметов. Известно, что в мире существуют конкретные единичные явления, предметы, вещи. Мы пытаемся их как-то структурировать, т.е. объединять в группы по общим признакам. Поэтому понятие общее рождается на основе единичного. Общее – фил. категория, выражающая свойства и связи, присущие определённому множеству предметов. И единичное, и общее существуют в отдельном предмете одновременно и в неразрывной связи. Вместе с тем они связаны с особенным, содержание которого выражает одноименная категория.Особенное– фил. категория, обозначающая связи и отношения, которые отличают отдельные предметы или классы предметов друг от друга. Единичное – всегда что-то особенное, что отличает отдельные предметы друг от друга. Особенное – единство единичного и общего, это мера выражения общего в единичном и единичного в общем. Часть – фил. категория, обозначающая предметы, образующие другие, более сложные предметы. Целое– фил. категория, обозначающая предметы, включающие в себя в качестве составных частей другие предметы. Это соотносительные категории, значит, что вне связи друг с другом они не имеют смысла. Эти категории выражают отношения между элементами объекта или совокупностью предметов и связью, которая объединяет эти предметы и приводит к появлению совокупности новых свойств, не присущих предметам в их разобщённости. Типы целого: неорганизованное, организованное и органическое. Система- фил. категория, обозначающая совокупность элементов, находящихся в устойчивых связях друг с другом и образующих определённую целостность.Элемент – фил. категория, обозначающая составную часть системы. Любая система структурирована, имеет определённую организацию, любой объект окружающего мира можно представить как реальную или потенциальную систему.Структура – фил. категория, обозначающая совокупность устойчивых связей элементов, обеспечивающих целостность системы и сохранение её основных свойств при внешних и внутренних изменениях. Содержание данных категорий упорядочивает ход мыслей, ориентирует на восприятие предмета мысли в его целостности и понимание, за счёт чего обеспечивается его целостность. Тем самым оно способствует выработке навыков системного мышления у отдельных людей и превращению системного мышления в эталон интеллектуальной деятельности для всего человеческого сообщества, необходимость чего диктуется реалиями самой жизни. Данные категории имеют много точек соприкосновения с категориями «содержание» и «форма». Содержание – фил. категория, обозначающая совокупность элементов, образующих вещь, , взаимодействий элементов и результатов взаимодействий.Форма– фил. категория, обозначающая совокупность относительно устойчивых отношений и связей элементов, образующих предмет. Содержание определяет основное качество предмета, его тип. Форма фиксирует, закрепляет достигнутое качество, образовавшийся тип объекта. Форма всегда активна и относительно самостоятельна, воздействует на содержание.

34.Природа-все сущее , весь мир в многообразии его форм и проявлений. Античность: главное значение прир-е начало,превосходство природы над челом, идея чел-й жизни-в гармонии с природой.Средневековье:христ-я фил-я понимает природу как последнее звено лестницы,кот ведет вниз от Бога к челу.Чел развивая свои дух-е силы стремится к возвышению над природой.Эпоха Возражд: отождествление Бога и мира,Бога и природы. Новое время: природа-объект научного анализа,поприще активной деят-ти чела.В 20 в. –на поле превращения деят-ти чела в планетарную силу, кот не только создает, но и разрушает.

               










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 217.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...