Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Средневек. фил-ия. Полемика между номинализмом и реализмом.




Фил-ия Др. Востока-это фил-ия Индии и Китая.

Начиная с Др. Индии в 2-1 в. До .н.э. возникли памятники фил-ой кул-ры. Индийское общ-во представляло собой:- разложению п/общ. строя к классовому общ-ву. В тот период общ-во отличалось:-архаичность- медлительность- отсталость :особенность разделения труда и слабым развитием обмена, торговли. В жизни востока огромную роль играла власть гос-ва. С точки зрения полит. И соц. режимов - Восточная деспотия.

Архаичность подпитывалась и соц. фактом – наличие кастового деления. Все население делилось на касты (8-10). Брахманы – верхняя каста (судили, создавали законы).Неприкасаемые – самый низ (бесправны)

Каждая каста была однородна. Переходы и брака между разными кастами запрещались. 

Первыми религиозными памятниками были Веды (2-1 тыс. до н.э.): гимны, молитвы, заклинания, жертвенных формы. Имели фил-ое начало.Материалистические традиции (8-7 век до н.э.)Локаята (лока – этот мир).Они отвергали потусторонний мир, цель- изучение мира реального. Среди локаятиков выделяют:Чарвака (чар- 4, вака-слово). Они считали, что в основе мира 4 элемента.-земля-воздух-вода-огонь

У них присутствовала дифференциация мира. В 6 в до н.э. материализм достигает наивысшего развития в сис-ме Вайшишика (вишеша-особенность). Согласно этой фил-ии мир состоит из мельчайших частиц, различных по своим размерам и формам. Эти частицы вечные, неделимые. Из них возник весь мир вещей, который постоянно изменяется.

Общие черты Индийской фил-ии

-по своей направленности- материалистическая: стихийный хар-р, зависила от религиозно-мифологического представления того времени. отсутствовали проблемы человека или индивидуально-творческие, не была связана с наукой .Предпосылок для развития науки не было. Ибо необходима духовная атмосфера, а в условиях восточной деспотии люди не могли свободно высказывать свое мнение.Оставила ряд памятников, которые говорят о том, что там зарождалась фил-ия. Но она не была в чистом виде. Не предполагалась логичность.Были поставлены вопросы о понимании мира, космоса, природы. Пытались по своему их решить.Китай.

В середине 2-ого в до н.э. возникают первые рабовл. гос-ва, где господствуюет религ-мифо-е мировоззрение. В мировоззрения все предопределено волей Бога, а правитель гос-ва- его посланник. Выделяют основные произведения.:1. Книга песен2. Книга истории3. Книга перемен4.Книга обрядов5.ЛетописьПостепенно склад. представления о Дао (безличный мировой закон, которому все подчинено). По их мнению Дао рожд-ся в космической пустоте под влиянием Инь и Янь.Даосизм.Основоположник- мыслитель Др. Китая Лао-Цзы. Мир прибывает в постоянном изменении. Живет самопроизвольно, без всяких причин. В центре стоит учение Дао (путь). Не имеет четкой определенности. Дао присутствует везде: и в травинке, и в песчинке. Дао постоянно пребывает в недеянии. Это выражается принципом Увей: человек должен максимально прислушиваться к внутренним ритмам природы, голоса. Не должен искусственно вмешиваться в эту природу. Только в этом случае он может попасть в этот мир природы. Чел-к должен предоставить окружающему миру развиваться по своим законам, но сам чел-к должен вслушиваться в ритмы природы. Знающий не доказывает, доказывающий не знаю.Он считал, что основная задача фил-ии: приведение природной и человеческой сущности к единству. Учение о Дао наложило свой отпечаток на др. учения фил-ии в том числе и на конфуцианство. Конфуций занимал высшие должности, а в конце своей жизни основал свою фил-ию. В ее основе:вопросы взаимоотношения между людьми- вопросы воспитанияНа вопрос как управлять гос-ом говорил:Государь должен быть государем, сановник- сановником, отец-тцом, сын-сыном. Каждый должен занимать свое место, заниматься своим делом.Порядок в общ-во устанавл-ся благодаря идеальной всеобщности:- правильное отношение к природе и др. людям.Предложил концепцию человеколюбия.Она представляет:- преданность правителю- верность долгу-великодушие-великодушие-уважение старшихВенцоп всех добродетелей выступает правильные семейные отношения, мир и счастье страны. Человека он рассматривал как определенную природную сущность и отмечал, что чел-ку присуще кач-ва земли и неба, в нем соединяется светлое и темное. Этика его опиралась на взаимность, заботу о людях. Он использует понятие Дао, но при этом Дао носит нравственно-политический хар-р. Оно представляет осмысление всех смыслов, знание всеобщего. Умереть с голоду- дело маленькое, утратить мораль- большое.МОИЗМ.

Ядром стали идеи всеобщей любви, взаимной пользы. Выдвинул ряд критериев успешного гос. управления:- если мудрых не наделять высоким чином, то народ не будет их уважать. - если мудрым выдается небольшое жалование, то народ не верит, что этот пост важен.- если им не давать в подчинение людей, то народ не будет бояться их.Только нравственная власть пользуется уважением.ЛЕГИЗМ.Много внимания уделяли вопросам права, принуждения и наказания. Совесть заменяли понятием страха, гос-во они понимали как определенный механизм. Главную цель видели в покорении др. народов, воссоединении поднебесной.  

Для этого предлагали изгнать излишества, упразднить искусство и всякого рода разномыслие. Экономическая основа – земледелие. Укрепление гос-ва через развитие земледелия, построение сильной армии, оглупление народа,Особенность Др. Китайской фил-ии: поднятие нравственно-политических вопросов. 

Средневек. фил-ия. Полемика между номинализмом и реализмом.

Средневек.Ф.- фил-ия западноевропейского феодального общ-ва, развивавшаяся в эпоху от крушения Римской империи (5в.) до возникновения ранних форм капиталистич.общ-ва (14-15вв.). Падение античного рабовладельч.общ-ва сопровождалось упадком фил-ии. Античное фил-ое наследие было утрачено и оставалось до второй половины 12в. неизвестным ученым Зап.Европы. Господствующей идеологией стала религиозная: в Передней Азии, Аравии и арабоязычных странах - мусульманская, в Европе - христианская в двух разновидностях (римский католицизм и византийское православие). Школа, просвещение перешли в руки церкви, догмы кот.лежали в основе всех представлений о природе, мире и человеке. Развитие школ (светских и духовных), а с середины 12в.и основание первых университетов (в Италии, Англии, Чехии, Франции) поставили перед фил-ей задачу помочь церкви в фил-ом объяснении и даже обосновании догматов веры. Фил-ия на несколько веков стала “слугой богословия”. Роль эту она исполняла уже в деятельности апологетов - защитников христианства против язычества, затем в соч. “отцов церкви”. Крупнейший из них на Западе - Августин ввел в систему учений христианск.фил-ии ряд идей неоплатонизма. Др.- для Запада - источником влияния неоплатонизма, приспособленного к задачам христианской идеологии, стали вост.неоплатоники, в их числе так называем. ЛжеДионисий Ареопагит (5в.). Важную роль в формировании ср.фил-ии сыграл Иоанн Скот, или Эригена. При объяснении догм веры перед средневек.фил-ми возникли сложные вопросы об отношении единичного к общему и о реальности общего. В зависимости от способа их решения школьная фил-ия, получившая название схоластики, выработала ряд точек зрения, осн.среди кот.стали вступившие в борьбу между собой учения реализма и номинализма.

Реализм - направление в средневековой схоластике, утверждавшее, что общие понятия (универсалии) имеют реальное существование и предшествуюто существованию единичных вещей. Реализм фактически продолжал линию Платона в решении вопроса о соотношении понятия и объективного мира, общего и единичного. Реализм служил философской базой католицизма. Виднейшими его представителями были Ансельм Кентерберийский и Вильгельм из Шампо. К этому же направлению примыкал и Фома Аквинский. Против реализма вели борьбу представители номинализма. Эта борьба была выражением борьбы двух тенденций в философии - материал-ой (номинализм) и идеалистической (реализм).

Номинализм - направление в ср.фил-ии, считавшее общие понятия лишь именами единичных предметов. В противоположность реализму номиналисты утверждали, что реально сущ-ют только отдельные вещи с их индивидуальными качествами. Общие понятия,создаваемые нашим мышлением об этих вещах, не только не сущ-ют независимо от вещей, но даже не отражают их свойств и качеств. Номинализм был связан с материал-ми тенденциями в признании первичности вещи и вторичности понятия. Однако, номиналисты не понимали, что общие понятия отражают реальные качества объективно сущ-их вещей и что единичные вещи не отделены от общего, а содержат его в себе. Виднейшими номиналистами в 11-14вв.были Росцелин, Дунс, Скотт, Оккам. Период средневековья занимает длительный отрезок времени (4-14вв. н. э.). средневековую философию можно разделить на 2 этапа: патристики(2-6вв. н. э.) и схоластики («схола» -школа) 11-14вв. н.э.

Представитель Аврелий Августин, его главные философские труды посвящены проблемам бытия и времени, истории и исторического прогресса, а также личности человека. Решая проблемы Бога, Августин исходил из представлений Ветхого завета, согласно которому Бог в течении нескольких дней творит весь мир. Сам Бог рассматривается как сверхъестественная личность. человеческая душа согласно Августину: «она не имеет ничего общего с материей поскольку она сотворена Богом и бессмертна». Любая человеческая мысль – это результат озарения Богом души. Бог находится вне времени и пребывает в вечности. Что касается общества, то Авг. выделяет 2 противоположных вида человеческой общности: «град земной»(государственность основанная на любви к себе и доведенная до презрения к Богу) и «град божий» (дух. Общность, осн. на любви к Богу и доведенная до презрения к себе).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 180.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...