Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Пропедевтика философствования




 

Философии, как и математике, надо учить с детства, по крайней мере, с первого класса. Хуже начинать ей учить со студенчества, тем более с аспирантуры и докторантуры. Чем позднее начинается систематическая учеба философии, тем менее плодотворен данный процесс. Научить сравнительно легко, а переучивать практически невозможно. Но иного пути нет.

Философствованию следует учить пропедевтически [237] (как и математике) в течение всей жизни («сквозное обучение»). И учить надо сообразно уровню становления духовного мира людей. Этот процесс предстоит специально изучать, экспериментировать и т. п. Например, детям можно объяснять формы объектов на основе их превращений. Скажем, зерно перерабатывают в муку, из муки делают тесто, из теста – хлеб. И ребенку всё это доступно. Более того, он может сам все это сделать: с помощью ступки превратить зерно в муку, из муки сделать тесто, а затем испечь хлеб.

Я не приемлю распространяющиеся сейчас способы обучения детей философствованию (смотри материалы IV Российского философского конгресса (РФК), как и развитие сообразительности. Всё это важно, но не относится к философии. Для овладения философствованием важна теория поэтапного формирования мыслительных действий . Она детерминирует пропедевтичность развития способности философствовать. Естественно, что всё это возможно только в меру практического становления способности философствовать.

Любое знание – продукт труда не индивида, а общества. Идейная инновация становится Знанием только после её апробации многими поколениями людей. И ни один из них не может присвоить право на истину и продукт всеобщего труда. Исходя из такого подхода к философии, следует ориентироваться на сотрудничество при объяснении, обучении и применении философии. Для этого имеются сегодня все возможности, особенно интернет. Организационно объединение возможно в качестве секции РФО. Все желающие спасти философию как средство выживания общества могут принять посильное участие в решении данной проблемы.

Если законы рынка определят судьбу философии, то её смерть неминуема, как и общественный регресс. Но в России пока рынок остаётся по объёму дел всего лишь частью экономики. Натуральная (традиционная) экономика всё ещё материально обеспечивает большинство людей, которые не подчиняются законам рынка и не намерены умирать в соответствии с идеей «золотого миллиарда». А законы свободного рынка стоят на страже только интересов предпринимателей. Свободный рынок базируется на принципе «не жить умом конкурента». Жизнелюбие людей этих сегментов экономики – залог общественного прогресса. Не кончая жизнь самоубийством, и не идя безропотно вслед за своими вожаками на бойню, народ воспользуется философией в качестве фактора теоретического познания мира и установления справедливого общественного порядка – свободы, равенства, братства.

Только философия способна начать данный процесс общественного прогресса в третьем тысячелетии. Поэтому каждый человек со здравым рассудком должен овладеть технологией философствования в качестве орудия успеха, благополучия, счастья. В меру превращения философии в норму индивидуального сознания людей, она будет становиться главным фактором общественного прогресса.

Несколько слов о работе Российских философских конгрессов. Хорошо в их проведении то, что они многочисленны и популяризируют философские идеи, служат важной коммуникативной площадкой. Обсуждают на них не только философские проблемы, но все подряд, важен сам факт понимания силами добра важности единения. Однако собственно философии на этих конгрессах, по моему мнению, мало. Главное, что их отличает – это огромная полилогия [238].

Теперь о сути философии как универсальной методологии науки.

Наука возникла вместе с обществом в форме обыденного сознания (опыта) на основе здравого рассудка. Его основанием является практическая проверка идей. Наука – атрибут общества, а не возникла в XVII веке, как общепризнано сейчас. Опыт остается важнейшей формой науки по настоящее время. Его недостаток – обособленность фактов, их противоречивость и т. п. Преодолением недостатков опыта стало возникновение тысячи лет назад доктрин, остающихся главной формой науки по настоящее время. Древними греками было осознан недостаток доктринальной науки – плюрализм, парадигмальность. Они начали изучать самую суть науки с целью преодоления недостатков доктрин. Они исходили из возможности более развитой, теоретической науки, которая могла бы монистично объяснять реальность.

Мудрость была осознана в качестве высшей формы науки в Древнем Египте и других странах. Древние греки начали искать технологию обучения мудрости молодёжи. Они различали знания и их основания . Основанием (органоном, каноном, орудием) теоретизации всех наук стала специальная наука о науке, которую назвали философией. В то время главным аспектом философского поиска стали приемы рассудка, интегрированные Аристотелем в аналитику и топику, названные позднее логикой. С тех пор 2,5 тысячи лет философы решают данную проблему. И они создали всё необходимое для превращения в норму общественного сознания теоретической науки с помощью технологии философствования.

Философия осуществляется только став способностью (умением) человека. В связи с этим без обучения философствованию нет философского сознания. О возможности обучения философствованию высказано много мыслей. Одни утверждают, что этому можно учить, а другие отрицают такую возможность. Непризнание возможности обучения философии – прямой отказ от неё. Нельзя не видеть недостаточности современной философии для адекватного обучения философствованию. И это беспокоит множество людей, в том числе философов. Особенно актуальна эта проблема для такого периода развития общества, который переживает наша страна. В связи с этим важно найти способы качественного роста значения философии. Имеется много версий решения проблемы вне осмысления сути философии и т. п. На самом же деле – в этом главная проблема. И на неё указывали многие ее основоположники, в том числе И. Кант: «… задача философии именно в том и состоит, чтобы определить свои границы»[239].

Только уяснение сути философии позволяет выявить возможности её духовного наследства, вычленить его из громадного объема мыслей с тем, чтобы определить главные тенденции ее развития и найденные приёмы, синтез которых позволяет научиться философствовать. Всё это должно быть изложено на основе ее собственных принципов, нужен учебно-методический комплекс, который позволит пропедевтически развивать эту способность людей по аналогии с математикой.

Педагогическому тестированию нет альтернативы, даже если многим философам данная мысль кажется заблуждением. Среди философов широко распространена тестофобия – неприятие учебного тестирования. Философы часто нигилистически отзываются о тестах. Философам пора разрабатывать философские основания педагогического тестирования – философию или эпистемологию тестологии для того, чтобы доказать или неприемлемость тестировании в философском образовании или, наоборот, невозможность учить философии без тестирования.

Философы не единодушны в своем неприятии технических средств обучения, в том числе электронных обучающих программ, тестирования. Известно много методических трудов философов, включающих тесты или посвященных полностью тестам. К сожалению, как и представители иных гуманитарных наук, философы не обобщают своих трудов по данному вопросу, потому что не знают их.

Первый штурм тестирования в стране начался в 1920-е годы и в 1930-е годы он был дискредитирован его профессионалами. Большинство профессионалов тестирования признают закономерным такую судьбу «первого штурма». Тогда гуманитарии не участвовали в этом деле. Второй приступ учебного тестирования в нашей стране начался в начале второй половины ХХ века. Участвовали в нем и философы, разработав множество тестовых заданий. Судя по публикациям, некоторые из них, вероятно, продолжали использовать данное средство обучения всё это время. С началом компьютерной эры начался третий этап применения тестов. Сейчас широко распространены бумажные версии тестирования, но главными стали компьютерные тесты и даже обучающие электронные программы. Размах этого движения достаточно серьезен, хотя, к сожалению, нет ясной его картины.

Ведущим направлением внедрения философских тестов является практика ЕГЭ. В ЕГЭ включают философские тестовые задания. Происходит становление определенной системы по разработке тестовых заданий для ЕГЭ, их обсуждения, экспертизе. С ними можно познакомиться в журналах «Педагогическая диагностика» и «Педагогические измерения». Издаются методические пособия, в которых дают образцы таких тестовых заданий. Естественно, в них каждый философ проявляет свою доктрину (парадигму) философствования, которую не все его коллеги могут принять и часто оценивают как глупости. Плюрализм тестовых заданий по философии закономерен, и его бессмысленно обсуждать в рамках тестологии.

Изданы уже и специальные книги тестов по философии, например, Баранов Г.В . Тестовые задания по философии. – Омск, 2004.; Кравченко В.В . Тесты по философии (с историко-философским введением). Уч. пос. для вузов. – М., 2004.; Самсонов В.Ф . С философской точки зрения: философия в вопросах и тестах. Уч. Пос., 2-е изд. – Челябинск, 2004.

Грандиозные проекты существуют у ряда философских коллективов. Если судить по материалам последней конференции по философии искусственного интеллекта МИЭМ, такой поиск идет в МИРЭА и в ПГУПС. В последнем, эта работа ведется с 1976 года и приняла форму разработки информационно-поисковой системы экспертного типа. Тезисное изложение этих проектов недостаточно для того, чтобы дать им оценку, но их опыт весьма ценен для всех философов.

Тестофобы обвиняют энтузиастов педагогического тестирования в тестомании. Это свидетельство того, что противники тестов теряют хладнокровие и переходят к эмоциям. Им можно посочувствовать – они душой остались во втором тысячелетии. Рынку, компьютеризации нет альтернативы вообще, в том числе и в сфере образовательных услуг.

Адекватного, массового философского образования не может быть без компьютеров вообще, информационных технологий, в том числе и в обеспечении обратной связи учебного процесса. Дело только в том, профессионально или дилетантски применять педагогическое тестирование. Критика тестов обычно свидетельствует о полном незнании критиками практики и проблем тестирования, педагогики вообще. Первые две попытки внедрения тестов разбились о непрофессионализм педагогов в деле тестировании. Будет печально, если философы наступят на те же грабли. Можно смело предположить, что тестизация учебного процесса стала необратимой – погибнут те, кто не будут пользоваться тестами или будут их использовать непрофессионально. Это относится и к философии.

Жалко смотреть на именитых философов, у которых трясутся от страха руки при прикосновении к компьютерам, или когда они дилетантски критикуют компьютерное тестирование. Тестирование прогрессирует вне зависимости от оценок тестирования философами.

В 2005 году выпущена книга Войтова А.Г . «Учебное тестирование для гуманитарных и экономических специальностей» (М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. – 400 с.). Её содержание – общая теория учебного тестирования с учетом и философских работ по этому вопросу. Её можно считать первой версией философии тестирования (тестологии). Естественно, что начальная версия всегда относительна и требуется сотрудничество многих исследователей для решения такой проблемы. Базой такого отношения может быть только компетентность в проблемах тестирования, педагогики вообще.

А.Г. Войтову удалось найти такой подход к тестированию во всех гуманитарных науках, который позволяет уже сейчас сделать учебное тестирование в них, в том числе и по философии, нормой, важным средством усвоения философии . Предлагаемые им тесты не отрицают всех иных направлений поиска и творчества, но могут стать общим достоянием для всех. Их основанием являются следующие положения.

Классическая педагогика считает усвоение лексики первым шагом в познании любой науки. Философия тестирования базируется на необходимости опережающего усвоения понятийного аппарата при освоении любой учебной дисциплины – слов, терминов, категорий, что особенно важно в гуманитарных науках. Для этого студентов надо обеспечивать словарями, с помощью тестов добиваться их усвоения. Средством осуществления данного принципа дидактики является система управления базами данных «Системное тестирование» (СУБД СТ). В СУБД СТ вводят словарь и она автоматически генерирует 5 типов тестовых заданий на соответствие. В одном случае она дает определение и до 6 категорий, в другом случае наоборот – категорию и до 6 определений, или одну категорию и одно определение или списки определений и категорий. Во всех случаях надо указать их соответствие. Существует и свободный ответ, когда надо напечатать категории. Студент легко выпечатывает словарь из СУБД СТ и тренируется на СУБД СТ для усвоения смысла слов (понятий).

При настройке программы администратор (т. е. педагог) устанавливает число заданий, число ответов и т. п. В настоящее время в СУБД СТ имеются базы данных (словари) по 15 гуманитарным дисциплинами, в том числе по философии. Входя как администратор в СУБД С Т, легко дополнять, изменять, уточнять и т. п. словарь, т. е. адаптировать тесты под видение педагога. В таком случае не нужны большие затраты труда на освоение теории программирования ответов, на разработку тестовых заданий. Достаточно разработать словарь по философии и ввести его в СУБД СТ.

Существуют и другие версии обучающих и тестирующих компьютерных систем. Попытка обобщения их принципов дана в изданной книге, выставленной вместе с СУБД СТ для бесплатного пользования на сайте автора sorit.ru. СУБД СТ – первый шаг к компьютеризации обучения. Однако нужно идти далее.

В рамках РАШ решается эта проблема – как учить философии так, чтобы она стала наиболее предпочитаемой учебной дисциплиной, и студенты выбирали бы ее добровольно при обучении. В более широком контексте эта проблема формулируется так – как сделать технологию философствования главным средством фундаментализации Аналитики?

Педагогам философии пора пройти ликбез учебного тестирования, изучить опыт своих коллег, обобщить его, подключиться к разработке философии тестирования с тем, чтобы понять его возможности в борьбе за философию.

Моя многолетняя практика преподавания философии свидетельствует о том, что философия и логика часто является самым трудным, тяжело усваиваемым и нелюбимым предметом в учебных планах по всем специальностям. На наш взгляд, преподавание и изучение философии не следует отрывать от её этимологической основы. Философия не может ставить целью, как другие науки, овладение студентом чётко очерченным кругом систематизированных знаний о какой-то области материального мира, её задача – заронить в душу студента искорку любви к мудрости человечества. Существующий Госстандарт по курсу философии, на наш взгляд, требует от студента невозможного.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 250.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...