Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Анализ экологических рисков




Анализ экологических рисковосуществляется по плану, прогностически или в зависимости от уже возникшей ситуации; свернуто или развернуто; на основе нормативно-правовых процедур или вне их.

Целью анализа экологических рисков является:

– выявление существующего или потенциального риска;

– оценка ситуации риска, вида и интенсивности угрозы состоянию окружающей среды или конкретным объектам;

– установление степени неопределенности развития ситуации, т. е. ее предсказуемости или непредсказуемости;

– оценка абстрактной и реальной возможности устранения угрозы;

– определение степени и стоимости устранения угрозы.

В методическом плане осуществляемый анализ экологических рисков предполагает определение:

– понятия риска в его фактическом и правовом выражении;

– источников риска;

– ситуации риска;

– правовых основ анализа риска;

– механизма управления рисками.

В гражданском и уголовном праве понятие риска определяется как «обоснованный риск». В соответствии с УК РФ риск признается обоснованными исключает преступность деяния, если указанная цель не может быть достигнута не связанным с риском действием (бездействием) и лицо, допустившее риск, предприняло достаточные меры для предотвращения вреда охраняемым уголовным законом интересам.

Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» определяет риск как вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда.

Под источниками рискапонимается деятельность экологического характера, как правило, правомерная, поскольку в случае осуществления неправомерной деятельности она подлежит прекращению без установления риска, в силу его презумпции.

Под ситуациями экологического рискапонимается совпадение относительно устойчивых или быстро меняющихся природных, географических, экономических, организационных, механических, иных обстоятельств, внутри и (или) под влиянием которых возникает и развивается риск, т. е. неопределенность, несущая в себе опасность того или иного характера. Указанные и иные обстоятельства выявляются на основе экологического мониторинга и оцениваются экологической экспертизой.

К правовым средствам управления экологическими рискамиотносятся способы воздействия на деятельность и субъектно определяемую ситуацию, которые состоят в применении или реализации норм права, в том числе: государственная и общественная экологическая экспертиза (наиболее важное правовое средство); процедура принятия и согласования экологических решений; регламентирование отдельных показателей, которые используются в ходе анализа; лицензирование деятельности, связанной с использованием источников риска для окружающей среды; представление декларации безопасности; страхование риска; сертификация; юридическая ответственность.

Вся экологически значимая деятельность есть источник риска, и все меры по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов и есть механизм управления рисками.

Правовое регулирование торговли окружающей средой

В данной области особое внимание специалистов в первую очередь привлекают вопросы торговли квотамина добычу водных биоресурсов, на вредные выбросы, лесные и другие аукционы и т. д., а также проблема незаконной торговли окружающей средой.

Квотированиепо своей юридической природе производно от института изъятия объектов из окружающей среды, которое регулируется с административно-правовой позиции, на основе экологических соображений, но имеет ярко выраженную экономическую окраску.

Квоты на вылов (добычу) водных биоресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ ежегодно утверждаются Правительством РФ в пределах установленных общих допустимых уловов по районам вылова (добычи) и видам водных биоресурсов.

Квоты квалифицируются по субъекту; целям добычи; юридическим основаниям добычи на предоставляемые:

– иностранным государствам в соответствии с международными соглашениями и решениями Четырехсторонней комиссии по водным биоресурсам Каспийского моря;

– для использования в научных, контрольных и рыбоводных целях на основании научных программ и планов ресурсных исследований;

– промышленные квоты на вылов, выделяемые субъектам РФ, территории которых прилегают к морскому побережью, для распределения между поставщиками рыбного сырья на рыбоперерабатывающие предприятия, расположенные на территории РФ, или для реализации продукции в России;

– промышленные квоты на вылов для продажи на аукционной основе.

Общие допустимые уловы– это количественный показатель возможного изъятия объектов промысла, устанавливаемый исходя из состояния водных биоресурсов в целях обеспечения сохранения биоразнообразия животного мира и способности водных биоресурсов к воспроизводству и устойчивому существованию.

Общие допустимые уловы водных биоресурсов устанавливаются для внутренних пресноводных водоемов, внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны РФ, Азовского и Каспийского морей и низовий впадающих в них рек.

Лимитыпредставляют собой экономико-правовой инструмент, носят индивидуально выраженный характер, рассчитываются применительно к конкретному случаю, ситуации, воздействию на основе установленных нормативов. При определении лимитов учитывается характеристика, параметры объекта, а также особенности экологической обстановки территории, на которой расположен объект.

Незаконная торговля– это процесс, который имеет некоторую собственную инфраструктуру, включающую в себя наличие неявной нелегальной капитализации деятельности и финансирования, контроль над компонентами окружающей среды с их территориальной привязкой, организационные структуры, занимающиеся добычей, производством, пересылкой (транспортировкой), сбытом, обеспечением безопасности.

Незаконная коррумпированная торговля окружающей средойвлечет за собой три группы негативных последствий:

– резкое ухудшение состояния окружающей среды, включая исчезновение различных видов флоры и фауны, истощение ресурсов, загрязнение природы;

– разрушение законной конкуренции на рынке;

– падение авторитета и эффективности государственного управления за счет его коррумпирования.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 182.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...