Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Правовое регулирование экологической безопасности населения и территорий




Социальное и правовое значение, а также широкое применение в правовой науке и законодательстве это понятие приобрело в связи с аварией на Чернобыльской АЭС и обнародованием информации о других авариях (производственное объединение «Маяк») и о катастрофических последствиях ядерного оружия и т. д.

Экологическая безопасность– это состояние защищенности окружающей среды, населения, территорий, хозяйственных и иных объектов от различных угроз, возникающих вследствие негативных изменений компонентов окружающей среды в результате антропогенной деятельности, природных явлений и противоправных деяний.

Экологическая безопасность обеспечиваетсякомплексом правовых, организационных, финансовых, материальных и информационных мер, предназначенных для прогнозирования, предотвращения, ликвидации реальных и потенциальных угроз безопасности, смягчения их последствий.

Угроза экологической безопасностивыражает повышенную вероятность гибели отдельных природных объектов, существенного загрязнения, отравления или заражения окружающей среды, масштабы которых определяются исходя из размеров поражения окружающей среды, его устойчивости, возможности устранения, воздействия на жизнь и здоровье населения.

Обеспечение экологической безопасностиохватывает защиту населения и территорий не только от чрезвычайных экологических ситуаций, бедствий, катастроф, но и от негативного воздействия на них загрязнения окружающей среды, изменений климата и т. д.

Правовое регулирование экологической безопасноститесно связано с возникновением такого института (раздела) экологического права как «право чрезвычайных ситуаций».

Понятие «экологической безопасности» употребляется в ряде законодательных актов. Так, хотя УК РФ прямо не называет экологическую безопасность (угрозу экологической безопасности) в числе признаков состава преступления, в нем используются многочисленные показатели (критерии), ее характеризующие, например существенное изменение радиационного фона, отравление земли, распространение эпидемий, заражение окружающей среды, отравление атмосферного воздуха. Статья 358 УК РФ предусматривает ответственность за экоцид – совершение действий, способных вызвать экологическую катастрофу.

В некоторых субъектах РФ (Республика Адыгея) уже приняты законы об экологической безопасности. Данные законодательные акты содержат понятия экологической безопасности; угрозы экологической безопасности; экологического риска, под которым понимается вероятность реализации экологической опасности или отношение величины возможного ущерба от воздействия вредного экологического фактора за определенный интервал времени к нормированной величине интенсивности этого фактора. Установлена мера безопасности: для человека – средняя ожидаемая продолжительность предстоящей жизни; для окружающей природной среды – степень близости экосистем к границе их динамической устойчивости.

Этими законами определяются приоритеты при обеспечении экологической безопасности, регулируется экологическое страхование и возмещение ущерба, причиненного вследствие нарушений требований экологической безопасности, решаются вопросы бюджетного финансирования и финансирования мероприятий хозяйствующих субъектов.

Чрезвычайная экологическая ситуация: понятие, классификация

Зона чрезвычайной экологической ситуации– участок территории РФ, где в результате хозяйственной или иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных (ст. 58 Закона РСФСР от декабря 1991 г. «Об охране окружающей природной среды»).

Порядок объявления режима зоны экологического бедствия определяется законодательством о зонах экологического бедствия. Защита окружающей среды в зонах чрезвычайных ситуаций устанавливается Федеральным законом о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Согласно ст.1 Федерального закона № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация– это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварий, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Элементы чрезвычайной ситуации:

– наличие угрозы (реальной, потенциальной, неизбежной, чрезвычайной);

– последствия (необратимые, существенные, устойчивые, отрицательные);

– необходимость принятия дополнительных мер для ликвидации, предотвращения, смягчения последствий.

Чрезвычайная ситуация классифицируется по следующим основаниям:

1) по источнику возникновения– внешние, внутренние, межнациональные конфликты, массовые беспорядки, блокада отдельных местностей, стихийные бедствия, крупные аварии;

2) по последствиям– вызвавшие необратимые, долговременные, временные, существенные последствия либо социально-политические, экономические, экологические и иные последствия;

3) по степени остроты– реальные и потенциальные, требующие введения чрезвычайного положения немедленно и без предупреждения либо с соблюдением более продолжительной процедуры;

4) по скорости развития– ситуации взрывного характера, быстротекущие, вялотекущие;

5) по сфере проявления– техногенные, экологические, природного, биогенного и фитогенного характера;

6) по масштабам– глобальные и локальные;

7) по происхождению– природные и техногенные;

8) в зависимости от нескольких показателей, взятых комплексно (размеров ущерба, количества пострадавших, границ распространения поражающих факторов) чрезвычайные ситуации делятся на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные, трансграничные.

Органами, уполномоченными в области управления, контроля и надзора за чрезвычайными экологическими ситуациями, являются: МЧС, геофизическая служба, сейсмическая служба Минобороны России, служба мониторинга геологической среды МПР России, Росатом России, службы геодинамических наблюдений Минпромэнерго России, службы инженерно-сейсмометрических наблюдений Росстроя России, службы контроля деформации земной поверхности Роскартографии, Росгидромет.

Экологическое бедствие

Зонами экологического бедствияобъявляются участки территории РФ, где в результате хозяйственной или иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей среды, повлекшие существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны (ст. 59 Закона РСФСР от 19 декабря 1991 г. «Об охране окружающей природной среды»). В зоне экологического бедствия прекращается деятельность хозяйственных объектов, кроме связанных с обслуживанием проживающего на территории зоны населения, запрещаются строительство, реконструкция хозяйственных объектов, существенно ограничиваются все виды природопользования, принимаются оперативные меры по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов и оздоровлению окружающей природной среды.

Экологические бедствия могут быть природного и техногенного происхождения.

Стихийное бедствие– это чрезвычайная ситуация, обусловленная опасными явлениями и процессами, которые порождены силами природы или совместно ими и деятельностью людей.

В частности, в число опасных явлений и процессов, которые могут вызвать стихийные бедствия, входят:

опасные геофизические явления– землетрясения и извержения вулканов;

опасные геологические явления– абразии, эрозии, карстовые просадки (провалы) земной поверхности, курумы, обвалы, осыпи, оползни, повышение уровня грунтовых вод, просадки пород, сели и склоновые смывы;

опасные метеорологические (агрометеорологические) явления– бури (9—11 баллов), вертикальные вихри, заморозки, засухи, крупный град, лавины, пыльные бури, сильная жара, метели, гололед, дожди (ливни), морозы, снегопады, туманы, смерчи, торнадо, суховеи, ураганы (12–15 баллов), шквалы;

опасные гидрологические явления– высокие уровни воды (наводнения, половодья, дождевые паводки, заторы, ветровые нагоны), затирания плавсредств и их гибель под напором льда, напоры льдов, интенсивный дрейф льдов, непроходимый (труднопроходимый) лед, низкие уровни вод, обледенение судов и портовых сооружений, отрыв прибрежных льдов, ранний ледостав, ранний ледяной покров и припай, сильное волнение (5 баллов и более), сильное колебание уровня моря, озера, сильный тегун в портах, тропические циклоны (тайфуны), цунами;

природные пожары –лесные, подземные пожары горючих ископаемых, пожары степных и хлебных массивов, торфяные пожары.

Экологические бедствия техногенного характерабывают результатом крупных аварий, масштабного загрязнения окружающей среды и т. д.

Закон РФ от 15 мая 1991 г. в редакции от 18 июня 1992 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» устанавливает правовой статус населения и территорий в зоне экологического бедствия, права государственных органов, граждан и т. д., выделяет по ряду показателей различные участки территории, объявляемые зоной отчуждения, зоной отселения, зоной проживания с правом на отселение, зоной проживания с льготным социально-экономическим статусом, границы которых пересматриваются Правительством РФ не реже одного раза в три года с учетом изменения радиационной обстановки и других факторов.

Чрезвычайное положение

Чрезвычайное положениев российском законодательстве выступает как угроза безопасности, специфическая кризисная ситуация, существующая объективно и представляющая угрозу для населения, территорий, хозяйственных и других объектов, окружающей среды и т. д., и как особый правовой режим, осуществляемый в определенных пределах, основывающийся на конституционных нормах и международных обязательствах и устанавливаемый в определенных законом рамках с учетом особенностей и сферы проявления регулируемого кризиса, интересов государства, общества и населения отдельных территорий, граждан.

Режим чрезвычайного положения охватываеткак социальные конфликты и кризисы, так и бедствия, вызванные иными причинами (стихийные, экологические, техногенные и пр.).

В соответствии с Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении» таковой означает вводимый в соответствии с Конституцией РФ на всей территории РФ или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные законом отдельные ограничения прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

Чрезвычайное положение вводитсяпри наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, конституционному строю России, устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер.

В частности, это чрезвычайные ситуации природной и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, и том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений и катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Чрезвычайное положение может быть объявлено на всей территории РФ сроком не более 30 дней, в отдельных регионах – не более чем на 60 дней указом Президента РФ с немедленным уведомлением Совета Федерации и Государственной Думы, а также с уведомлением в трехдневный срок Генерального секретаря ООН об ограничении прав и свобод граждан, состоящем в отступлении от обязательств по Международному пакту о гражданских и политических правах, объеме отступлений и причинах решения. Ограничения, допускаемые введением чрезвычайного положения, широки и касаются многих политических, личных и других прав. При этом сохраняют свое действие основные правовые институты (суды, прокуратуры, адвокатуры, формы судопроизводства), а создание чрезвычайных судов, внесудебных органов уголовного судопроизводства запрещается.

Введение и осуществление чрезвычайного положения имеют уголовно-правовое значение. Совершение преступления в условиях чрезвычайного положения является обстоятельством, отягчающим наказание (ст. 63 УК РФ).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 177.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...