Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Ответственность за нарушение законодательства об отходах
Ряд норм об установлении ответственности за нарушение правил обращения с отходами содержит Кодекс об административных правонарушениях РФ. Общий формальный составнесоблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, совершаемого при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении, ином обращении с отходами производства и потребления введен ст. 8.2. Специальные составысодержатся в ст. 8.6 «Порча земель», устанавливающей административную ответственность за порчу земель в результате нарушения правил обращения с отходами производства и потребления; 8.13 «Нарушение правил охраны водных объектов», т. е. загрязнение ледников, снежников, ледяного покрова водных или водных объектов, содержащих природные лечебные ресурсы или отнесенных к особо охраняемым местам туризма, спорта и массового отдыха, отходами производства и потребления; в ст. 8.19 предусматривается ответственность за самовольное захоронение или захоронение с нарушением правил с судов и иных плавсредств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений отходов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне РФ; ст. 8.31 – за загрязнение лесов сточными водами либо промышленными или бытовыми отходами. Дела об административных правонарушениях в указанной области уполномочены рассматривать следующие органы: – органы и войска пограничной службы; – органы государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ; – органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной земель; – органы, осуществляющие государственный геологический контроль; – органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной водных объектов; – органы, уполномоченные в области использования, охраны и защиты лесного фонда; – органы гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды; – органы, осуществляющие государственный экологический контроль; – органы государственного горного и промышленного надзора. Определенные полномочия возложены на таможенные органы, органы экспортного контроля в отношении радиоактивных отходов. УК РФ в ряде статей устанавливает ответственность за нарушение правил обращения с отходами: – за производство запрещенных видов опасных отходов и нарушение правил транспортировки, хранения, захоронения, использования или иного обращения (но не запрещенными их видами) отходов (ст. 247 «Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов»); – за загрязнение отходами окружающей среды; – за деяния, создавшие угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде (ст. 247); – за совершение этих деяний в случае наступления вредных последствий, т. е. загрязнения, отравления или заражения окружающей среды, причинения вреда здоровью, массовой гибели животных. Данные преступления расцениваются как тяжкие и наказываются лишением свободы на срок от трех до восьми лет в случае причинения по неосторожности смерти человека или массовых заболеваний людей. Правовое регулирование генно-инженерной деятельности Правовой базой данного направления экологического законодательства служит Федеральный закон «О правовом регулировании генно-инженерной деятельности» и постановление Правительства РФ «О государственной регистрации генно-инженерно-модифицированных организмов», а также акты, регулирующие создание и оборот биологических коллекций и т. д. Объекты правового регулирования: – неживые продукты, полученные с помощью генно-инженерной деятельности; – живые генно-инженерно-модифицированные организмы, выпускаемые в окружающую среду или используемые для пищевой, фармацевтической и иной промышленности; – клонирование животных, в том числе для медицинских целей; – порядок обращения с особыми категориями генно-инженерно-модифицированных организмов, которые могут использоваться для создания биологического оружия. Объектом правового регулирования являются деятельность по созданию, использованию и выпуску в окружающую среду генно-инженерно-модифицированных организмов, обеспечение экологической безопасности населения и территорий в ходе данной деятельности, соблюдение экологического правопорядка и правил безопасности при обращении с этими биологическими (бактериологическими) организмами. Для установления правил в области генно-инженерных работ, определения условий лицензирования такой деятельности, регистрационных систем, формирования особых требований к лицам, профессионально занятым в данной области, систем сертификации, оценки экологического риска, запретов и ограничений этой относящейся к потенциально опасной для человека и окружающей среды деятельности используется значительный набор инструментов и средств. Одним из основных инструментов правового регулирования наряду с запретами и регулированием мер безопасности является лицензирование,которое осуществляется с учетом степени потенциальной опасности осуществляемых видов генно-инженерной деятельности. Регистрация генно-инженерно-модифицированных организмовпроизводится на основании заявления о деятельности по созданию, использованию, выпуску в окружающую среду, совершению сделок, предметом которых являются указанные организмы, путем анализа сведений о биобезопасности, проведения экспертизы, принятия решения о биобезопасности, внесения в реестр и выдачи свидетельства. Государственная регистрация может быть аннулирована в случае выявления негативного воздействия модифицированного организма на окружающую среду, подтвержденного экспертизой. Генно-инженерные работы ведутся в закрытых и открытых системах. В обоих случаях право жестко формулирует экологические требования к перечисленным процессам вплоть до установления уголовной ответственности за их нарушения (ст. 248 УК РФ). Административная ответственность за нарушение законодательства о генно-инженерной деятельности может наступить по ст. 8.2, содержащей общий состав несоблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требования при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Частично предмет правонарушения, если речь идет об использовании генно-инженерно-модифицированных продуктов при производстве продукции, перекрывается ст. 19.19, устанавливающей ответственность за нарушение требований госстандартов, правил обязательной сертификации. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 176. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |