Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Ответственность за нарушения правил обращения с опасными веществами




Данная ответственность предусмотрена уголовным и административным законодательством и устанавливается:

– только и именно за нарушение правил обращения опасных веществ в целом или какой-то их разновидности;

– за противоправные загрязнения, состоящие в нарушении правил обращения не только с опасными веществами, но и с опасными отходами, т. е. разными по правовому статусу, режиму, иным характеристикам, но объединенными признаком опасности для окружающей среды или здоровья людей объектами.

Во многих статьях УК РФ, КоАП РФ опасные вещества выступают в качестве средств и орудий совершения преступного или административно наказуемого деяния:

1) УК РФ – ст. 250–256, 258, 261;

2) КоАП РФ – ст. 8.6. «Порча земель»; 8.13 «Нарушение правил охраны водных объектов»; 8.14 «Нарушение правил водопользования»; 8.16 «Невыполнение правил судовых документов» – в отношении регистрации данных или искажения записей об операциях с вредными веществами, их смесями; ст. 8.21—8.23 о нарушениях правил охраны атмосферного воздуха; ст. 8.31 «Нарушения требований к охране лесов», т. е. загрязнение их сточными водами, химическими, радиоактивными или другими вредными веществами; ст. 9.1, т. е. нарушение требований промышленной безопасности к получению, использованию, переработке, хранению, транспортировке, уничтожению и учету взрывчатых веществ на опасных производственных объектах; с. 9.6. – нарушение установленного порядка учета ядерных материалов или радиоактивных веществ и необеспечение контроля за соблюдением правил их хранения и использования; 9.10 «Повреждение тепловых сетей, топливопроводов, совершенное по неосторожности; ст. 9.11.

Применять меры административной ответственности за нарушения правил обращения с опасными веществами вправе:

– органы и войска пограничной службы;

– органы внутренних дел и органы, осуществляющие контроль в отношении различных видов транспорта, если речь идет о нарушениях, связанных с выбросами вредных веществ в атмосферный воздух;

– органы, осуществляющие государственный контроль и надзор в области защиты растений;

– органы, осуществляющие государственный контроль за химизацией и использованием химических веществ в сельском хозяйстве;

– органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной земель;

– органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной водных объектов;

– органы, уполномоченные в области использования, охраны и защиты лесного фонда;

– органы, осуществляющие государственный экологический контроль;

– органы, осуществляющие государственный контроль за безопасностью взрывных производств;

– органы, осуществляющие государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии;

– органы российской транспортной инспекции;

– органы морского, внутреннего водного, а также железнодорожного транспорта;

– органы горного и промышленного надзора.

Контрольные полномочия вышеуказанных органов разделяются по следующим критериям:

– виды опасных веществ (взрывчатые, пестициды и др.);

– этапы обращения;

– способ использования;

– принадлежность субъекта, в чьем ведении временно или постоянно находятся опасные вещества;

– пространственный признак.

Законодательство и государственная экологическая политика в области обращения с отходами

В России только в конце 90-х гг. была принята серия специальных законодательных и иных нормативно-правовых актов, полностью или частично регламентирующих обращение с отходами (в рамках логического правотворчества), что послужило прорывом в данной области. Кроме этого, были приняты и практические меры управленческого, технологического, финансово-экономического характера.

В январе 1996 г. постановлением Правительства РФ была утверждена Федеральная целевая программа «Отходы», в которой намечался ряд мероприятий в данной области. В настоящее время эта программа закрыта. Пунктом 1 данной программы констатировался тот факт, что сложившаяся в сфере обращения ситуация ведет к сильному загрязнению окружающей среды, нерациональному использованию природных ресурсов, значительному экономическому ущербу и представляет реальную угрозу здоровью современных и будущих поколений страны.

Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», принятый в июне 1998 г., определил правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, впервые четко зафиксировал принципы государственной политики в сфере обращения с отходами:

– охрана здоровья человека, поддержание и восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия;

– научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях его устойчивого развития;

– использование новейшей научно-технической базы в целях реализации малоотходных производств и безотходных технологий;

– комплексная переработка материально-сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества отходов;

– использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот;

– доступ к информации в области обращения с отходами;

– участие в международном сотрудничестве РФ в области обращения с отходами.

На законодательном уровне были установлены общие требования к обращению с отходами, определены основы экономического регулирования в данной области, решен вопрос об ответственности за нарушение законодательства в сфере обращения с отходами.

Однако многие задачи управления в сфере обращения с отходами остаются нерешенными. Важнейшими из них являются:

– обеспечение экологически безопасного захоронения, использования отходов;

– увеличение финансовых и технических ресурсов;

– устранение раздробленного управления отходами (Росатом, Минздравсоцразвития, МПР РФ, СТЭК России и др.), которое приводит, с одной стороны, к дублированию ряда функций, с другой – к недостаточно полному контролю;

– решение вопроса разграничения компетенции Федерации и ее субъектов.

Среди отраслей промышленности наибольшие объемы образования отходов регистрируются в металлургии, химическом и нефтехимическом производстве, угольной промышленности. Образование токсичных отходов идет нарастающими темпами. В итоге около 90 % таких отходов поступает в окружающую среду, что является фактором ее загрязнения, приводит к потерям земельных площадей под складирование. В то же время эти отходы обладают ресурсной ценностью.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 185.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...