Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Эффект дохода и эффект замещения. Парадокс Гиффена.




Если цена товара Х изменяется, то возможности потребителя приобрести различные наборы товаров тоже меняются. С одной стороны, снижение цен на товар Х делает его привлекательным для потребителя, поскольку он становится дешевле относительно товаров-субститутов. С другой стороны, высвобождение средств от удешевления покупки товара Х позволяет потребителю расширить свое потребление и других товаров. Таким образом растет реальный доход потребителя, хотя его номинальный доход остается прежним.

Реакция потребителя на такой рост реального дохода будет зависеть в значительной степени от его отношения к потребительский качеств товара. Чтобы моделировать поведение потребителя, следует разграничивать действие двух эффектов, которая наблюдается при изменении цен на один из товаров.

Эффект дохода - это только те изменения в потреблении, вызванных изменением реального дохода потребителя под влиянием движения цен. Как было выяснено ранее, рост дохода противоречиво влияет на потребление нормальных и некачественных товаров: если с ростом дохода потребление нормальных товаров растет, то потребление некачественных уменьшается.

Эффект замещения - это только те изменения в потреблении товара, которые являются результатом изменений цен этого товара относительно цен на другие товары. Этот эффект срабатывает одинаково как по отношению к нормальным, так и некачественных товаров. В обобщенном виде действие эффектов дохода и замещения дана в табл.3.1.

Ефект Нормальний товар Неякісний товар
Ефект доходу: - ціна зменшується - ціна зростає споживання зростає споживання зменшується Споживання зменшується Споживання зростає
Ефект заміщення: - ціна зростає - ціна зменшується споживання зменшується споживання зростає Споживання Зменшується Споживання зростає

Эти два эффекта действуют одновременно. Поэтому реальная направленность изменений потребления будет выступать равнодействующей эффектов дохода и замещения. Как видно из таблицы, в отношении нормальных товаров оба эффекта действуют в одном направлении. В этом случае прогнозировать изменения потребления в зависимости от изменений цены на товар несколько проще. Иная картина складывается при анализе влияния изменения цены на потребление некачественных товаров: направленность влияния эффектов дохода и замещения противоположная. В зависимости от того, какой эффект срабатывает сильнее, динамика цены и динамика потребления будут иметь одинаковую или противоположную направленность.

Если эффект замещения имеет большее влияние, то с ростом цены потребления товара Х уменьшается, а при ее снижении - растет. Однако может складываться ситуация, когда преобладает эффект дохода. Тогда при росте цены растет и потребление, а уменьшение цены вызывает такие же по направленности изменения потребления.

Последняя ситуация встречается достаточно редко. Некачественный товар, для которого эффект дохода преобладает над эффектом замещения получил название Гиффенового товара, а рост потребления этого товара с ростом цен на него - парадокса Гиффена.

Роберт Гиффен (1837-1910 гг) - английский ученый, обнаруживший, что малоимущие рабочие в Англии расходуется дешевых некачественных продуктов питания (в том числе ржаного хлеба) при их подорожании. Такую же ситуацию можно наблюдать и при анализе структуры потребления малообеспеченных слоев населения Украины во время экономического кризиса 90-х годов.

Товар Гиффена должен одновременно соответствовать следующим требованиям:

- Быть некачественным товар в представлении потребителя;

- Занимать значительную долю его расходов.

Парадокс Гиффена на первый взгляд кажется исключением из закона спроса. Но при более детальном исследовании, как мы выяснили, как раз взаимодействие эффектов замещения и дохода вызывает такое развитие событий.

Существует еще несколько примеров мнимых исключений из закона спроса, когда с ростом цен наблюдается увеличение закупок того или иного товара. Так, некоторые потребители могут отождествлять рост цен с повышением качества продукции и реагировать увеличением его закупок. В условиях нестабильности экономической ситуации рост цен может восприниматься и как предвестник инфляционного скачка. Поэтому для получения выигрыша потребители будут пытаться приобрести больше продукта по сегодняшним ценам, пока они еще не так выросли. Однако все эти действия потребителя можно легко объяснить, исходя из теории поведения потребителя.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 225.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...