Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Бюджет потребителя. Линии бюджетных ограничений. Равновесие потребителя.
Бюджет потребителя - это количество денег, которая доступна для расходов потребителя в определенный период времени. Доход потребителя и покупательная сила денег (то есть цены товаров) определяют бюджетные ограничения потребителя: - Весь доход потребитель тратит только на приобретение товаров Х и У. В нашем случае - это котлеты и пирожки; - Потребитель не делает сбережений но не привлекает к расходам предыдущие сбережения; - Потребитель не дает и не принимает кредитов. В таком случае весь доход потребителя (I) будет равен всем его расходам: I = PxQx + PyQy, где Рх и Ру - цены, соответственно, котлет и пирожков. Уравнение позволяет найти такие наборы товаров Х и У, для приобретения которых потребитель потратит одинаковые средства. При условии, что I = 50 грн., Рх = 2 грн., а Ру = 5 грн. варианты возможных наборов представлены в табл
Линия бюджетных ограничений – соединяет точки двух благ, требующих одинакового дохода (линия равного дохода). Форма данной линии показывает, что потребитель может полностью заменить один товар другим, хотя и не хочет этого. Замена одного товара другим отображает предельная норма замещения: . Соотношение отображает угол наклона линии бюджетных ограничений. Набор N5 соответствует тому, что доход не полностью тратится, а для N6 дохода не хватает. При изменении дохода ЛБО перемещается паралельно (т.к. точки пересечения и меняются прапорционально) а при изменении цены одного из товаров меняется угол наклона (т.к меняется соотношение ) Qy Qy Qy
Qx Qx Qx а) изменение дохода; б) товар подешевел в) товар подорожал
Цель потребителя – максимизировать полезность при данных бюджетных ограничениях. Qу
А1
А3 U3 U2 А2 U1
І1 Q х
Наборы А1 и А2 совмещают полезность и бюджетне ограничения, однако данная полезность не является максимально возможной. Для достижения полезности U3 не хватает дохода. Оптимальным будет набор А3, корда кривая безразличия будет касательной к линии бюджетних ограничений. Уравнение равновесия : . Эквимаржинальный принцип: - в состоянии равновесия потребитель максимизирует полезность, приобретая товары такими каким образом, чтобы предельные полезности на их цены были равны. Виды равновесий: 1.Внутреннее равновесие для относительных субститутов. 2.Для абсолютных субститутов (линии совпадают, точки равновесия могут быть везде) 3. Для абсолютно-комплиментарных благ (абсолютно взаимодополняемые) угол наклона I не имеет значения. 4. Угловое равновесие (молоко, булочки для потребителя на диете).
34. Моделирование поведения потребителя на рынке товаров. Кривые "доход - потребление". Кривые и законы Энгеля. Кривая «доход-потребление» соединяет точки равновесия потребителя при изменении его дохода. Характер кривой «доход-потребление» будет различным в зависимости от представления потребителя о качестве товара. На основании данной кривой можно построить кривую Энгеля, соединяя проекции точек равновесия с соответствующим доходом. Кривая Энгеля отображает зависимость между количества потребленного товара и уровнем дохода. Виды кривых Энгеля: Нормальные товары – это товары, потребление которых растет при росте дохода. Некачественные товары – это товары, потребление которых снижается при росте дохода. Характер кривой Энгеля для нормальных товаров – возрастающий с затуханием. Предметы роскоши – это товары, потребление которых растет большими темпами, чем растет доход. Нейтральные товары – это товары, потребление которых не зависит от дохода. Законы Энгеля: 1.При увеличении дохода часть бюджета, затрачиваемая на кормальные товары уменьшается (меньше на нормальные товары, больше на предметы роскоши) 2.Затраты на предметы роскоши растут большими темпами, чем растет доход (больше на нормальные товары, меньше на предметы роскоши)
35. Кривые "цена - потребление" и вывода кривых спроса. Исследуя кривые "доход-потребление" и кривые Энгеля, мы исходили из предположения, что изменяется лишь доход, а все другие факторы спроса остаются неизменными. Если изменить исходные посылки, зафиксировать как неизменный доход, а ввести в модель как экономическую переменную цены, то можно построить кривую "цена-потребление". Снижение цен на товар Х приведет к повороту кривой бюджетных ограничений к новой точке ее пересечения с осью Х, более удаленной от начала координат. Если доход и цены на другие товары остаются неизменным, то точка пересечения с осью В останется прежней.
Кривая "цена-потребление" показывает, как изменяется объем закупок товара Х (точки F1, F2, F3 на рис.3.6) при переходе к другому уровню цен на этот товар при неизменности всех прочих факторов спроса. Кривой "цена-потребление" можно перейти к кривой индивидуального спроса. Тангенс угла наклона линий бюджетных ограничений соответствует цене товара Х. Легко заметит, что уменьшение угла наклона (снижение цен и товар Х) сопровождается увеличением объемов закупок этого товара. Зависимость между ценой на товар (Рx) и размером его желательных закупок для потребителя отражает кривая спроса (рис.3.7). Спрос (demand) - это те количества продукта, которые потребитель готов и в состоянии приобрести по тем или иным ценам в течение определенного периода. Кривая спроса и кривая "цена-потребление" - это два разных способа описания того, как приобретена количество товара изменяется при изменении цены на него (при условии, что другие факторы не действуют). Поскольку зависимость между ценами товара и величиной спроса на него достаточно устойчива, то можно говорить о законе спроса, который провозглашает, что с ростом цен на товар величина спроса на него уменьшается, а снижение цен сопровождается ростом количества товара, которое желает приобрести потребитель. |
|||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 265. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |