Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Модальность как категория предикативности. Типы ирреальной модальности (Грамматика-80). Средства реализации модальности в предложении.




Модальность-катег.,отображ-я общ. различия в отн-ии сознания чела к обознач.предл.событию. Это событие мыслится как осущ-ое в то или иное грам.время,либо как возможное(не осущ-ое),либо как желательное(требуемое).

модальность: реальная – нереальная, объективная – субъективная

Объективная м. – констатирует положение дел в мире без отношения к нему говорящего (реальная (изъяв.наклон.глагола),ирреальная(было-бы, если бы))

Субъективная ирреальная модальность:

Ирреальная мод-ть как нечто возможное (купил бы…, но…);

Как желаемое (поехал бы я…);

Требемое (купите эту книгу);

Ирреальная м-ть условия (я купил бы..,, если бы….);

Должноем(покупать эти..)

Предл.с реал.модальностью- или ед.гл.член употр.в форме изъявит.накл.(действие реально происходит в дейст-ти).Пр.с ирреал.мод.-или гл.членупотр.в форме усл.или повелит.накл.С т.зр.модальности:воскл.и невоск.пр.;ср-во выраж-я:интонация.Разл-т объективн.(передает нейтральное,объект.отн.автора речи к факту дейс-ти;отн-е сообщаемого к дейст-ти)и субъективную мод-ть(отражает индив.,субъектив.отн.;отн-е говорящего к сообщаемому).Дел.на утв.и отр.пр.

Темпоральность как категория предикативности. Средства и формы выражения категории темпоральности в предложении. Время морфологическое и синтаксическое.

П.-синтаксическая предикативная яединица коммуникативного назначения, интонационно оформленная и выраж-я законченную мысль.

Предикат-ть-категория,выражающая соотнесенность бытийного пр-ка с предметом грамматич.независимым.Ср-ва выражения пред-ти:-и в двусост.предл.;ед.гл.член в односост.пр.С т.зр.пред-ти,разганичив.предл.простые,сложные,двусост.и односост.

Темпоральность - синтаксическое время

- передает соотнесённость высказывания моменту речи;

- синтаксические показатели – форма глаг.(Мне трудно говорить (сейчас), Было холодно (фчера)

- не всегда происходит соспадение грамматического и синтансического времени (летом я буду учиться водить машину; летом мне учиться водить машинку; Всё, летом, я учусь водить машину)

….

Вопрос о статусе персональности как категории предикативности.

Предикат-ть-категория,выражающая соотнесенность бытийного пр-ка с предметом грамматич.независимым.Ср-ва выражения пред-ти:-и в двусост.предл.;ед.гл.член в односост.пр.С т.зр.пред-ти,разганичив.предл.простые,сложные,двусост.и односост.

Персональность – грам.категория, обознасчающая синт.лицо, и указывающая на соотнесенность высказывания с говорящим:

*значение 1лица, направленного на говорящего;

*направл. На собеседника (ко 2 лицу) – Ты рад нас видеть?;

*нап-е на 3 лицо – Она радуется

Понятие структурной схемы предложения. Вклад ученых Пражской лингвистической школы в разработку понятия модели, структурной схемы предложения.

Предложение – это единица речи или единица языка? В современном языкознании предложение рассматривается как единица речи и как единица языка, но в определениях упор делается на предложение как единицу речи.

В предложении есть не только элементы производимые, но также и элементы воспроизводимые – это сформировалось в рамках Пражской лингвистической школы (Матезиус). Он полемизировал с Аланом Гардинером (Оксфорд), который относит слова к языку, а предложение к речи. Матезиус же говорит о связи предложения с грамматической системой языка – понятие модели предложения. То есть в языке предложение – абстрактная модель, а в речи – конкретное высказывание.

В 1970 году появился новый подход к описанию предложения – структурная схема.

Н.Ю. Шведова, Грамматика-80 о понятии структурной схемы предложения. Регулярные реализации структурных схем предложения в современном русском языке

Существует 2 понимания структурной схемы (грамматика 80)

§ по Шведовой – структурная схема – предикативный минимум предложения

Мальчик спит. N1Vf Мальчик бросил мяч. N1Vf

§ 2ой подход – номинативный минимум – при глаголе необходимо указывать присловный распространитель

Мяч находится в комнате. N1VfN2loc падежная форма существительного с наречным местным значением

Структурная схема может быть

§ свободная Мальчик бросил мяч (свободная конструкция предложения)

§ связанная (с ограниченным кругом лексики) День как день, Неделя как неделя, Чем он не жених.

Всего в грамматике 80 31 свободная структурная схема (22 однокомпонентные и 9 двухкомпонентные).

Понятие парадигмы – система форм предложения, отражающая частные модально-временные значения, в которых проявляется ее общее значение. Система форм предложения – парадигма предложения.

Синтаксический индикатив:

§ настоящее время он учится

§ прошедшее время он учился

§ будущее время он будет учиться

Синтаксически ирреальные наклонения:

§ сослагательное он учился бы

§ условное учился бы он

§ желательное лишь бы он учился, учился бы он хоть бы

§ побудительное пусть он учится

§ долженствовательное он и учись

Некоторые предложения имеют неполные парадигмы: Светает – новая форма долженствования или инфинитив Молчать – нет других форм.

Шведова вводит понятие регулярной реализации – все реализации возводятся к одной структурной схеме.

Виды регулярной реализации:

1. неполная реализация

§ конситуативно обусловленная Вы кто? – Студент. N1N1(я студент)

§ конситуативно не обусловленная Иду в библиотеку. N1Vf (я иду)

2. реализация со связками Труд является лучшим средством против старости. N1N1 (труд – лучшее средство)

3. реализация с полузнаменательными связками Мой сосед оказался интересным собеседником. N1N1 (мой сосед – интересный собеседник)

4. модальная реализация Он умеет (хочет, должен, готов) учиться

5. реализация с замещением позиций Характер у него ой-ой-ой N1Adj (Характер у него трудный)

6. качественная реализация Шуму сегодня (шум сегодня)

7. отрицательная реализация Она еще не была взрослой девушкой (она была взрослой девушкой).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 311.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...