Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Модальность как категория предикативности. Типы ирреальной модальности (Грамматика-80). Средства реализации модальности в предложении.
Модальность-катег.,отображ-я общ. различия в отн-ии сознания чела к обознач.предл.событию. Это событие мыслится как осущ-ое в то или иное грам.время,либо как возможное(не осущ-ое),либо как желательное(требуемое). модальность: реальная – нереальная, объективная – субъективная Объективная м. – констатирует положение дел в мире без отношения к нему говорящего (реальная (изъяв.наклон.глагола),ирреальная(было-бы, если бы)) Субъективная ирреальная модальность: Ирреальная мод-ть как нечто возможное (купил бы…, но…); Как желаемое (поехал бы я…); Требемое (купите эту книгу); Ирреальная м-ть условия (я купил бы..,, если бы….); Должноем(покупать эти..) Предл.с реал.модальностью- или ед.гл.член употр.в форме изъявит.накл.(действие реально происходит в дейст-ти).Пр.с ирреал.мод.-или гл.членупотр.в форме усл.или повелит.накл.С т.зр.модальности:воскл.и невоск.пр.;ср-во выраж-я:интонация.Разл-т объективн.(передает нейтральное,объект.отн.автора речи к факту дейс-ти;отн-е сообщаемого к дейст-ти)и субъективную мод-ть(отражает индив.,субъектив.отн.;отн-е говорящего к сообщаемому).Дел.на утв.и отр.пр. Темпоральность как категория предикативности. Средства и формы выражения категории темпоральности в предложении. Время морфологическое и синтаксическое. П.-синтаксическая предикативная яединица коммуникативного назначения, интонационно оформленная и выраж-я законченную мысль. Предикат-ть-категория,выражающая соотнесенность бытийного пр-ка с предметом грамматич.независимым.Ср-ва выражения пред-ти:-и в двусост.предл.;ед.гл.член в односост.пр.С т.зр.пред-ти,разганичив.предл.простые,сложные,двусост.и односост. Темпоральность - синтаксическое время - передает соотнесённость высказывания моменту речи; - синтаксические показатели – форма глаг.(Мне трудно говорить (сейчас), Было холодно (фчера) - не всегда происходит соспадение грамматического и синтансического времени (летом я буду учиться водить машину; летом мне учиться водить машинку; Всё, летом, я учусь водить машину) …. Вопрос о статусе персональности как категории предикативности. Предикат-ть-категория,выражающая соотнесенность бытийного пр-ка с предметом грамматич.независимым.Ср-ва выражения пред-ти:-и в двусост.предл.;ед.гл.член в односост.пр.С т.зр.пред-ти,разганичив.предл.простые,сложные,двусост.и односост. Персональность – грам.категория, обознасчающая синт.лицо, и указывающая на соотнесенность высказывания с говорящим: *значение 1лица, направленного на говорящего; *направл. На собеседника (ко 2 лицу) – Ты рад нас видеть?; *нап-е на 3 лицо – Она радуется Понятие структурной схемы предложения. Вклад ученых Пражской лингвистической школы в разработку понятия модели, структурной схемы предложения. Предложение – это единица речи или единица языка? В современном языкознании предложение рассматривается как единица речи и как единица языка, но в определениях упор делается на предложение как единицу речи. В предложении есть не только элементы производимые, но также и элементы воспроизводимые – это сформировалось в рамках Пражской лингвистической школы (Матезиус). Он полемизировал с Аланом Гардинером (Оксфорд), который относит слова к языку, а предложение к речи. Матезиус же говорит о связи предложения с грамматической системой языка – понятие модели предложения. То есть в языке предложение – абстрактная модель, а в речи – конкретное высказывание. В 1970 году появился новый подход к описанию предложения – структурная схема. Н.Ю. Шведова, Грамматика-80 о понятии структурной схемы предложения. Регулярные реализации структурных схем предложения в современном русском языке Существует 2 понимания структурной схемы (грамматика 80) § по Шведовой – структурная схема – предикативный минимум предложения Мальчик спит. N1Vf Мальчик бросил мяч. N1Vf § 2ой подход – номинативный минимум – при глаголе необходимо указывать присловный распространитель Мяч находится в комнате. N1VfN2loc падежная форма существительного с наречным местным значением Структурная схема может быть § свободная Мальчик бросил мяч (свободная конструкция предложения) § связанная (с ограниченным кругом лексики) День как день, Неделя как неделя, Чем он не жених. Всего в грамматике 80 31 свободная структурная схема (22 однокомпонентные и 9 двухкомпонентные). Понятие парадигмы – система форм предложения, отражающая частные модально-временные значения, в которых проявляется ее общее значение. Система форм предложения – парадигма предложения. Синтаксический индикатив: § настоящее время он учится § прошедшее время он учился § будущее время он будет учиться Синтаксически ирреальные наклонения: § сослагательное он учился бы § условное учился бы он § желательное лишь бы он учился, учился бы он хоть бы § побудительное пусть он учится § долженствовательное он и учись Некоторые предложения имеют неполные парадигмы: Светает – новая форма долженствования или инфинитив Молчать – нет других форм. Шведова вводит понятие регулярной реализации – все реализации возводятся к одной структурной схеме. Виды регулярной реализации: 1. неполная реализация § конситуативно обусловленная Вы кто? – Студент. N1N1(я студент) § конситуативно не обусловленная Иду в библиотеку. N1Vf (я иду) 2. реализация со связками Труд является лучшим средством против старости. N1N1 (труд – лучшее средство) 3. реализация с полузнаменательными связками Мой сосед оказался интересным собеседником. N1N1 (мой сосед – интересный собеседник) 4. модальная реализация Он умеет (хочет, должен, готов) учиться 5. реализация с замещением позиций Характер у него ой-ой-ой N1Adj (Характер у него трудный) 6. качественная реализация Шуму сегодня (шум сегодня) 7. отрицательная реализация Она еще не была взрослой девушкой (она была взрослой девушкой). |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 354. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |