Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Словосочетание в его отношении к слову и предложению.
Широкое и узкое понимание словосочетания. Широкое понимание – словосочетание – соединение двух и более слов, связанных между собой грамматически и по смыслу. Узкое понимание – (Виноградов) «словосочетание – сложное именование. Оно несёт ту же функцию, что и слово». Ученики Виноградова преобразовали это определение: «Словосочетание - объединении двух или нескольких знаменательных слов образуемое на основе подчинительной связи» Синтаксические отношении между словами, входящими в словосочетание, бывают следующие: 1.атрибутивные:последние известия,тетрадь студента, учебник по истории… 2.объективные:писать письмо, любоваться картиной, чтение газеты… 3.обстоятельственные:бежать быстро; вернуться вечером, отсутствовать по болезни, уехать лечиться… Словосочетание, будучи средством наименования и являясь строительным материалом для предложения, близко к слову, но вместе с тем отличается от него. Сближает их то, что словосочетание как и слово, обладает системой форм, обусловленной грамматической природой главного слова, служащего стержнем словосочетания. Если это слово – имя существительное, с-е имеет формы падежей и чисел (книга студента, книгу студента, книгами студента…); если это слово - имя прилагательное =) с-е имеет формы падежей, чисел и родов (способный к музыке, способному к музыке, способная к музыке, способные к музыке…); если это – глагол, то с-е богато глаг.формами (читает книгу, читал книгу, читала книгу, читали бы книгу…).
Различия: с-е, выражая расчлененное представление, состоит из отчётливо выделяющихся слов-названий, в нём каждое слово оформлено отдельно, в слове же морфемы слиты воедино (место жительства – местожительство, непроницаемый для воды – водонепроницаемый). Коренным образом отличается с-е от пр-я. Предложение- единица речи, не называющая, а сообщающая о чём-либо и потому служит ед-цей общения. Словосочетанию же функция сообщения не свойственна, и оно, отдельно взятое, не выступает как единица общения.С-е не соотносится с теми единицам мышления, с которыми соотнесено П. С-е не выражает суждения, т.к.логическим содержанием словосочетания, как и слова, является понятие или представление, хотя и расчленённое. С-ю не свойственна категория модальности, являющаяся неотъемлемым признаком всякого предложения. В отличии от предложения с-е, как и слово, не имеет интонации.
Виды классификации словосочетаний. В зависимости от признака, который положен в основу классификации, выделяются различные типы словосочетаний Типы С по СТЕПЕНИ СПАЯННОСТИ КОМПОНЕНТОВ: 1.синтаксически свободные, т.е. такие, которые легко разлагаются на составляющие их части: контрольная работа, работать круглосуточно… 2. синт.несвободные, т.е. такие, которые образуют неразложимое синт.единство (в предложении выступают в роли единого ЧП): два дома, несколько студентов, мало времени… ПО СТРУКТУРЕ 1.Валгина – если словосочетание состоит из значимых двух слов – то оно наз. простым. Простое С может быть и недвусловным, если распространение главного слова производится путём цельного синтаксического или фразеологического сочетания, а также посредством аналитической грамматической формы: юноша 18-ти лет (ср. 18-тилетний юноша), девочка со светлыми волосами (ср. Светловолосая девочка), самая сложная задача (ср. Сложнейшая задача). Такие С являются простыми, а в синт-ом отношении примыкают к сложным; 2.С сложные, представляющие собой распространение слова целым словосочетанием или словосочетания словом: выполнение домашнего задания (слово выполнение распространяется словосочетанием домашнее задание); новый ежемесячный журнал (новый распространяет е/ж). Часто в сложных С зависимые слова определяют главное слово с разных сторон: провести месяц в деревне (провести месяц – провести в деревне). ПО ГЛАВНОМУ СЛОВУ 1.Глагольные С: 1)с именем сущ. – беспредложные: читать газету, сообщить родным, положить на стол, беседовать с друзьями, вспоминать о прошлом; 2)с инфинитивом: просить помочь, предложить вернуться; 3)с наречием:говорить вполголоса, находиться впереди; 4)с деепричастием:рассказывать смеясь,идти не оглядываясь… 2.Именные С: 1)субстантивные (сущ. В роли главного слова) А. С сущ. – беспредложные: тезисы доклада, письмо сестре, рисунок тушью; предложные: платье из бархата, прогулка по лесу, журнал с приложением; Б.с прил.: светлое помещение, лежачий камень; местоименным прилагательным: наша страна; порядковым числительным6 второй этаж; причастием: опубликовать повесть… В.с наречием: глаза навыкате, спуск вниз; Г. С инфинитивом: желание учиться, умение работать. 2) адъективные (прил в роли главного слова): А. С сущ. – беспредложные: достойный похвалы, знакомый публике, довольный успехами; предложные: свободный от занятий, способный к музыке, готовый на подвиг, ласковый с детьми… Б. С наречием: весьма желательный, широко известный; В. С инфинитивом готовый помочь, достойный получать 3)с с именем числительным в роли главного слова: три комнаты, оба студента; 4) с с местоимением в роли главного слова: кто-то из присутствующих, нечто необычное; Наречные 1) с наречием: весьма удачно, по-прежнему интересно; 2)с именем сущ.: налево от дома, незадолго до рассвета, где-нибудь во дворе
|
|||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 560. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |