Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Языковая норма: основные признаки, характер, темпы изменения и виды. Кодификация. Норма и узус. Понятие лингвистического конфликта и способы его разрешения.Стр 1 из 13Следующая ⇒
Язык как средство общения. Основные функции языка. Этапы становления и развития русского языка. Языковая картина мира. Русский язык как язык государственный, как язык межнационального развития и как язык мировой. Русский язык среди других языков мира. Межкультурная коммуникация и принцип толерантности.
Язык - социально обработанная, исторически изменчивая знаковая система, служащая основным средством общения. Языковой знак - совокупность означающего и означаемого. Связь означаемого и означающего не мотивирована. Типы языковых знаков отражают системную организацию языка. Его структура - поуровневая:
Язык непрерывно связан с мышлением, является важнейшим средством передачи и хранения информации. Возник одновременно с формированием общества в процессе совместной трудовой деятельности.
Функции языка: - коммуникативная - номинативная (=назывная) - когнитивная (познавательная) - метаязыковая (язык выступает собственным средством описания) - фатическая (реализуется высказываниями, целью которых является установка, поддержание и прекращение контакта) - эстетическая (реализуется преимущественно в самом творчестве, но не стоит это понимать узко, только как сферу художественного творчества. Реализуется и в целевом)
В настоящее время существует 5-6 тыс. языков. Наиболее активные - 40, на них говорит 2/3 населения Земли. Самые распространенные - китайский, хинди, английский, испанский, арабский, русский, португальский, французский. Сейчас более 400 языков считаются исчезающими. Для того чтобы язык сохранился, необходимо около 100тыс его носителей. Развитие языка тесно связано с историей и культурой народа. Освоение действительности происходит по средствам мышления с обязательным участием языковых средств. Все это позволяет говорить о существовании языковой картины мира, как феномена, представленного в самосознании языкового сообщества и передающегося из поколения в поколение через особо мировоззренческий образ жизни, правила поведения, зафиксированные представителями языка. Языковая картина мира - динамична и является общекультурным достижением ее носителей. ЯКМ определяется социальным и трудовым опытом каждого народа, особенности этого опыта, в конечном счете, отражаются в лексике и грамматике и в особенностях сочетаемости слов. ЯКМ изучают в двух направлениях: 1) анализируя большие группы лексики, чтобы реконструировать целостную систему представлений существующих в конкретном языке. 2) изучается отдельные характеристика для данного языка, концепты, обладающие двумя свойствами. Они являются ключевыми для понимания конкретной культуры. Авось, тоска - либо не переводятся на иняз вообще, либо переводятся но с существенной потерей значения (душа. обида, справедливость, как бы, судьба т .п.) Межкультурная коммуникация - взаимодействие партнеров по общению, принадлежащим к разным этнокультурам и языковым сообществам. Она невозможна без опоры на принцип толерантности. В 1995 году ООН утвердила декларацию принципов толерантности, в которых толерантность определяется как "Уважение, принятие и правильное понимание многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
История становления русского языка 1. Индоевропейский праязык - является предком языков индоевропейский семьи. Согласно ностратической теории является потомком ностратического языка. Этот язык - основа, на которой сформировалась индоевропейская семья языков. 2. Общеславянский (=праславянский, 3000 до н.э. по 2 половину первого тысячелетия н.э.) - язык от которого произошли славянские языки. 3. Восточнославянский (=древнерусский, с VI/VII по XIV в) - язык восточных славян, общий предок белорусского, русского и украинского языков. 4. Русский язык (с XV в) - один из восточнославянских языков, один из крупнейших языков мира, национальный язык русского народа.
Таким образом, русский язык относится к индоевропейской семье языков, славянской группе, восточнославянской подгруппе.
Современный русский национальный язык. Социально-функциональная стратификация национального языка. Русский литературный язык как нормированный вариант языка. Языковая ситуация на современном этапе (отношение литературного языка к нелитературным формам). Древнерусский язык распался в связи с образованием трех народностей: русской, украинской и белорусской. С XVII века, русская (великорусская) народность преобразуется в русскую нацию и начинается эпоха формирования русского национального языка, которая завершится приблизительно к середине XIX века. Поэтому, о современном русском языке говорят как о языке от эпохи Пушкина и до наших дней.
Функционально-социальная дифференциация (стратификация) национального языка. Русский язык - это язык русской нации, на котором она создает свою культуру в широком смысле. Термин СРЯ используется в трех значениях: 1) язык от эпохи Пушкина и до наших дней 2) язык от середины прошлого века и до наших дней 3) язык последних 10-15 лет
Русский язык представлен двумя большими ветвями: литературным языком внелитературными разновидностями. Диалект - разновидность языка, которая употребляется как средство общения между людьми, связанными между собой одной территорией Просторечие - манера речевого выражения недостаточно образованных с общепринятой точки зрения слоев городского населения (скока - сколько, щас - сейчас, када - когда) Жаргон - социальный диалект отличный от общерусского языка специфической лексикой и фразеологией, экспрессивностью оборотов и особым использованием словообразовательных средств. Не обладает собственной фонетической и грамматической системой (хата - квартира, баксы - доллары, рвануть - пойти) Арго - язык какой-либо социально-замкнутой группы лиц, характеризуется специфичностью используемой лексики, своеобразием ее употребления, но не имеющий собственной фонетической и грамматической группы (темнить - скрывать добычу) Литературный язык является основной наддиалектной формой существования языка и высшей формой существования национального языка. Он обладает рядом свойств: 1) общепринят и общепонятен 2) распространен максимально широко 3) имеет четко выраженный культурный и социальный статус 4) полифункционален (обслуживает все сферы жизни общества) 5) нормирован 6) стилистически дифференцирован 7) представлен как в устной, так и в письменной форме
Принципиальная открытость национального языка, его способность изменяться обуславливает необходимость культивирования литературного языка. Оно будет успешным тогда и только тогда, когда им будут заниматься не только профессионалы и образованные учащиеся, но и каждый член языкового сообщества. Культура необходима, когда складывается неблагоприятная для читателя языка языковая ситуация. Языковая ситуация - особенности взаимодействия литературного языка и внелитературных разновидностей. Языковая политика - понятие включает два аспекта: 1) сохранение и поддержание русского языка 2) решение языковых проблем
Коммуникативные качества речи - параметры, которые охватывают все аспекты текста, а их соотношение и степень появления в тексте зависят от жанра и стиля высказывания, от индивидуальных особенностей коммуникантов. В каждом обществе есть этические нормы поведения. Они включают речевой этикет, а именно выбор обращения на "ты" и "вы" выбор полного имени, выбор обращения, выбор способом приветствий. Этические нормы во многих случаях национальны: сфера на "вы" в английском и немецком языке не такая широкая как в русском. Обязательным условием является знание русского языкового этикета.
Современное состояние языковой ситуации: Характеризуется общей либерализацией, что с одной стороны хорошо (дает свободу речевого выражения, позволяет в речи сохранять особенности конкретной личности) и с др. стороны плохо, т.к. при недостаточно образованном цензе говорящие провоцируются на существенное ослабление норм состояния культуры речи, ослабевают требования и коммуникативной и этической составляющей. В целом, языковой вкус эпохи таков, что нормализация переместилась из сферы художественный литературы в сферу СМИ. В целом речевое поведение характеризуется повышенной экспрессивностью и общей установкой на снижение предмета речи. В речь в качестве вкраплений свободно входят жаргонные слова и просторечия, а иногда и лексика с грубостью, в одном контексте совмещаются высокие книжные слова и разговорные, а также просторечная лексика, активно используются заимствованные слова, но преимущественно из одного источника заимствования.
Язык и речь. Речевая культура и культура речи. Типы речевой культуры. Основные понятия культуры речи. Нормативный, коммуникативный, этический аспекты культуры речи. «Языковой вкус и речевая мода».
Речь - 1) процесс конкретного говорения, протекающий в определенном времени и обличенный в звуковую или письменную форму. 2) результат этого говорения (метонимическая)
Отличия речи особенно четко проявляются при ее сопоставлении с языком: - речь конкретна, материальна. Язык абстрактен. - речь передает опыт личности. Язык - языкового сообщества. - речь неповторима, уникальна, язык воспроизводим. - речь разворачивается во времени и пространстве. Язык не имеет этих характеристик. - речь рассчитана на достижение конкретной цели. Язык вне цели полегания (не имеет цели) - речь всегда нацелена на адресата и очень сильно зависит от него, изучает не только стили говорения, но и стили слушания.
Коммуникативная функция слушающего состоит в адекватном реагировании на реплику, стимулу и в желании вносить вклад в кооперативное общение.
Под культурой речи понимают: 1) раздел языкознания и следующие вопросы нормализации 2) следование современным языковым нормам и умению так использовать языковые средства, чтобы была возможность построить оптимальный список (точно передающий предмет речи, ситуативно-уместный и выразительный) Во втором значении представлены два ступени области культуры речи: 1) элементарная (правильности) 2) высшая (мастерства) Культура речи состоит из трех аспектов 1) Нормативный аспект. Центральным понятием КР является понятие нормы. Это совокупность устойчивых, традиционных реализаций языка, отобранных и закрепленных в результате общественно речевой практики. Норма предполагает не только выбор одного или несколько (реже) из сосуществующих вариантов, но их описание, а также закрепление в соответствующих изданиях, т.е. кодификаций. 2) Коммуникативный аспект. КР является интуитивным, учитывает не только лингвистические, но и экстралингвистические элементы. Исторически это была сфера интересов риторики. Об успешной коммуникации говорят тогда, когда обмен интеллектуальной и эмоциональной информацией позволяет поддержать межличностные и общественные отношения в избранном направлении. Коммуникация складывается из коммуникативных актов, в которых участвуют коммуниканты (адресант и адресат). Коммуникативные акты бывают двух типов: 1) прямые (прямо передают цель); 2) косвенные (завуалированно). Ситуации, в которых используется косвенная речевая тактика: 1) желание сохранить принцип вежливости 2) желание уменьшить ответственность за высказывание 3) желание оказать более результативное воздействие на адресата 4) желание отретушировать действительность (найти в плохом что-то хорошее) 5) при постановке предосудительных коммуникативных целей (заставить кого-то в ком-то сомневаться) Коммуникативные качества речи: 1) правильность - соответствие речи языковым нормам (самый умнейший студент - морфологический плеоназм) 2) логичность - соответствие речи законом непротиворечивого мышления. Речь будет нелогичной, если сочетающиеся слова противоречат друг другу (благодаря землетрясению город разрушен); объединяются несоотносимые по значению слова (у него есть владение во Франции, молодая жена и два высших образования); используются лишние слова (напишите свою автобиографию); или недостает или опущены необходимые слова (он почти забивает в каждом матче); некорректно использованы служебные и вводные слова. 3) точность - соответствие речи избранному фрагменту действительности или системе понятия. Условия точной речи: знание предмета речи; умение выбрать языковые средства, адекватные предмету речи; использование языковых средств в соответствии с их значением (мы испытываем литорею по прошлому) 4) чистота - отсутствие в речи немотивированных элементов вне литературных разновидностей языка. 5) выразительность речи - такие особенности речи, которые поддерживают внимание и интерес слушателя. 6) уместность - соответствие речи ситуации общения, теме и характеру межличностных отношений. 7) богатство = разнообразие - отсутствие в речи одинаковых цепочек повторяющихся языковых знаков. 8) действенность - достижение поставленной при общении коммуникативной цели. Это обобщающее коммуникативное качество, которое подразумевает реализацию всех прочих качеств в зависимости от ситуации общения. 9) языковый вкус - оформившееся в процессе социальной и речевой деятельности представление об идеальных моделях текста и идеальном речепроизводстве в целом. 10) языковая мода - манера выражения, принятая в конкретном сообществе и актуальная непродолжительное время.
3) Этический аспект КР - связан с коммуникативным и предлагает построение текста в соответствии с нормами нравственного поведения, принятыми данном обществе.
Языковая норма: основные признаки, характер, темпы изменения и виды. Кодификация. Норма и узус. Понятие лингвистического конфликта и способы его разрешения.
Норма - единообразное образцовое общепринятое употребление языковых элементов. Изменение языковых норм обусловлено постоянным развитием языка. Обычно носители языка требуют от нормы консервативности, безвариантности и всеобщности. Эти представления являются утопическими, но по своей сути явление противоречивое. Свойства нормы: 1) норма статична в определенный период времени и динамична в своем развитии 2) норма безвариантна и вариантна. Под вариантом понимают параллельные способы выражение одного и того же языкового содержания. Варианты дают больше возможностей при их реализации: нейтральное и устаревшее (фильма, санатория); нейтрально-разговорное (в отпуске - в отпуску); нейтрально-просторечное (их - ихний); нейтрально-просторечное (компАс, Алкоголь, наркоманИя); нейтрально-народноэтическое (ворота - врата, девИца - красна дЕвица) 3) всеобщность и локальность. Локальность бывает профессиональной и территориальной. Динамика нормы связана с существованием триады систем (система языка это совокупность и способ выражения специальных в данном языке).
Узус - речевая практика, реальное использование языка в разных сферах общения - между системой и узусом стоит норма, которая фиксирует только некоторые возможности, предоставляемые языком и отражает только некоторые возможности узуального потребления языка.
По наличию или отсутствию вариантов выделяют два типа нормы:
Причины изменения нормы: Языковые причины: 1) закон речевой экономии = закон наименьшего усилия 2) Закон аналогии 3) Закон речевой традиции
Неязыковые (экстралингвистические) причины изменения нормы: - разного рода социальные и исторические факторы, а также языковая мода и языковой вкус.
Языковые нормы представлены на каждом из уровней: 1) фонетический уровень а) акцентологические - регулируют постановку ударения в слове (в русском языке четыре безударных слога подряд уже вызывают артикуляционные сложности; ударение в русском языке в целом стремится к середине слога) б) собственно орфоэпическая норма - регулирует произношение звуков и их сочетание. 2) уровень словообразования а) словообразовательная - регулирует особенности сочетания морфем и образования новых слов 3) лексический уровень а) лексическая - регулирует употребление слов в соответствии с их значением и статусом в национальном языке. 4) морфологическая а) морфологическая - регулирует особенности (разряды, например) образования норм слова 5) синтаксический а) синтаксическая - регулирует построение словосочетаний и предложений. 6) орфографическая и пунктуационная 7) стилистическая а) стилистическая определяется средой общения, от чего зависит выбор нейтрального, высокого или сниженного языкового средства. 8) стилевая норма - регулирует построение текста в соответствии с исторически сложившиеся представлениями о выборе языковых единиц для создания определенного стиля.
Нарушение стилевых норм это нарушение норм построения текста и некорректный выбор стиля.
Помимо языковых норм существуют узуальные нормы, т.е. распространенные в обществе нормы, варианты языкового выражения не одобряемые специалистами не включатся в словари.
Лингвистический конфликт Социальная сущность языка позволяет рассматривать его как род, общий для говорящих на этом языке и обеспечивающий все условия для взаимопонимания. Другое дело речь, она индивидуальна и очень сильно зависит от адресанта. В речи есть такие свойства, которые создают достаточно большое количество помех, которые могут быть нейтрализованы (и тогда общение будет кооперативным, т.е. позитивным), если помехи не нейтрализовать, общение будет конфликтным. Причины лингвистических и коммуникативных помех: 1) лексическая многозначность 2) грамматическая многозначность 3) омонимия 4) отсутствие логической связи между означаемым и означающим 5) особенности сочетаемости.
Словари и справочники как источник культурно-речевой информации. Лексикографическая компетенция. Типы словарей: энциклопедические и лингвистические. Система словарных помет. Толковые словари. Словарь - книга, информация в которой упорядочена c помощью разбивки на небольшие статьи, отсортированные по названию или тематике. Различают энциклопедические и лингвистические словари.
Лексикография - раздел языкознания, занимающийся проблемами составления словарей и их значения.
Словарная статья - структурная часть словаря, которая содержит описание конкретного слова в соответствии с параметрами определяемым характером этого словаря.
Словарные пометы - тот компонент компонента описания, который дает дополнительную информацию о слове. Отсутствие пометы тоже является пометой, которая характеризует слово как ничем не ограниченное при употреблении.
Энциклопедические словари содержат экстралингвистическую информацию об описываемых языковых единицах; эти словари содержат сведения о научных понятиях, терминах, исторических событиях, персоналиях, географии и т.п. В энциклопедическом словаре нет грамматических сведений о слове, а дается информация о предмете, обозначаемом словом.
Толковый словарь - словарь, содержащий в себе слова и понятия языка с кратким описанием того, что эти слова означают, часто сопровождая толкование примерами использования слов. Толковый словарь изъяснят лексическое значение того или иного слова. Пример - "Толковый словарь живого русского языка" В.И.Даль
|
||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 291. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |