Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Языковая норма: основные признаки, характер, темпы изменения и виды. Кодификация. Норма и узус. Понятие лингвистического конфликта и способы его разрешения.




Язык как средство общения. Основные функции языка. Этапы становления и развития русского языка. Языковая картина мира. Русский язык как язык государственный, как язык межнационального развития и как язык мировой. Русский язык среди других языков мира. Межкультурная коммуникация и принцип толерантности.

 

Язык - социально обработанная, исторически изменчивая знаковая система, служащая основным средством общения.

Языковой знак - совокупность означающего и означаемого. Связь означаемого и означающего не мотивирована.

Типы языковых знаков отражают системную организацию языка. Его структура - поуровневая:

Уровень Знак
Фонетический Звук (основная не значимая единица языка)
Словообразовательный Морфема (приставка, корень, суффикс) - полузнак, т.к. реализует свое значение с другими
Лексический Слово (типичный языковой знак, обладающий лексическим, грамматическим и стилистическим значением)
Синтаксический Словосочетание, предложение, сложные языковые знаки.

 

Язык непрерывно связан с мышлением, является важнейшим средством передачи и хранения информации. Возник одновременно с формированием общества в процессе совместной трудовой деятельности.

 

Функции языка:

- коммуникативная

- номинативная (=назывная)

- когнитивная (познавательная)

- метаязыковая (язык выступает собственным средством описания)

- фатическая (реализуется высказываниями, целью которых является установка, поддержание и прекращение контакта)

- эстетическая (реализуется преимущественно в самом творчестве, но не стоит это понимать узко, только как сферу художественного творчества. Реализуется и в целевом)

 

В настоящее время существует 5-6 тыс. языков. Наиболее активные - 40, на них говорит 2/3 населения Земли. Самые распространенные - китайский, хинди, английский, испанский, арабский, русский, португальский, французский.

Сейчас более 400 языков считаются исчезающими. Для того чтобы язык сохранился, необходимо около 100тыс его носителей.

Развитие языка тесно связано с историей и культурой народа.

Освоение действительности происходит по средствам мышления с обязательным участием языковых средств. Все это позволяет говорить о существовании языковой картины мира, как феномена, представленного в самосознании языкового сообщества и передающегося из поколения в поколение через особо мировоззренческий образ жизни, правила поведения, зафиксированные представителями языка.

Языковая картина мира - динамична и является общекультурным достижением ее носителей.

ЯКМ определяется социальным и трудовым опытом каждого народа, особенности этого опыта, в конечном счете, отражаются в лексике и грамматике и в особенностях сочетаемости слов.

ЯКМ изучают в двух направлениях:

1) анализируя большие группы лексики, чтобы реконструировать целостную систему представлений существующих в конкретном языке.

2) изучается отдельные характеристика для данного языка, концепты, обладающие двумя свойствами. Они являются ключевыми для понимания конкретной культуры.

Авось, тоска - либо не переводятся на иняз вообще, либо переводятся но с существенной потерей значения (душа. обида, справедливость, как бы, судьба т .п.)

Межкультурная коммуникация - взаимодействие партнеров по общению, принадлежащим к разным этнокультурам и языковым сообществам. Она невозможна без опоры на принцип толерантности

В 1995 году ООН утвердила декларацию принципов толерантности, в которых толерантность определяется как "Уважение, принятие и правильное понимание многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

 

История становления русского языка

1. Индоевропейский праязык - является предком языков индоевропейский семьи. Согласно ностратической теории является потомком ностратического языка. Этот язык - основа, на которой сформировалась индоевропейская семья языков. 

2. Общеславянский (=праславянский, 3000 до н.э. по 2 половину первого тысячелетия н.э.) - язык от которого произошли славянские языки.

3. Восточнославянский (=древнерусский, с VI/VII по XIV в) - язык восточных славян, общий предок белорусского, русского и украинского языков.

4. Русский язык (с XV в) - один из восточнославянских языков, один из крупнейших языков мира, национальный язык русского народа.

 

Таким образом, русский язык относится к индоевропейской семье языков, славянской группе, восточнославянской подгруппе.

 

 

Современный русский национальный язык. Социально-функциональная стратификация национального языка. Русский литературный язык как нормированный вариант языка. Языковая ситуация на современном этапе (отношение литературного языка к нелитературным формам).

Древнерусский язык распался в связи с образованием трех народностей: русской, украинской и белорусской. С XVII века, русская (великорусская) народность преобразуется в русскую нацию и начинается эпоха формирования русского национального языка, которая завершится приблизительно к середине XIX века. Поэтому, о современном русском языке говорят как о языке от эпохи Пушкина и до наших дней.

 

Функционально-социальная дифференциация (стратификация) национального языка.

Русский язык - это язык русской нации, на котором она создает свою культуру в широком смысле.

Термин СРЯ используется в трех значениях:

1) язык от эпохи Пушкина и до наших дней

2) язык от середины прошлого века и до наших дней

3) язык последних 10-15 лет

 

Русский язык представлен двумя большими ветвями: литературным языком внелитературными разновидностями.

Диалект - разновидность языка, которая употребляется как средство общения между людьми, связанными между собой одной территорией

Просторечие - манера речевого выражения недостаточно образованных с общепринятой точки зрения слоев городского населения (скока - сколько, щас - сейчас, када - когда)

Жаргон - социальный диалект отличный от общерусского языка специфической лексикой и фразеологией, экспрессивностью оборотов и особым использованием словообразовательных средств. Не обладает собственной фонетической и грамматической системой (хата - квартира, баксы - доллары, рвануть - пойти)

Арго - язык какой-либо социально-замкнутой группы лиц, характеризуется специфичностью используемой лексики, своеобразием ее употребления, но не имеющий собственной фонетической и грамматической группы (темнить - скрывать добычу)

Литературный язык является основной наддиалектной формой существования языка и высшей формой существования национального языка.

Он обладает рядом свойств:

1) общепринят и общепонятен

2) распространен максимально широко

3) имеет четко выраженный культурный и социальный статус

4) полифункционален (обслуживает все сферы жизни общества)

5) нормирован

6) стилистически дифференцирован

7) представлен как в устной, так и в письменной форме

 

Принципиальная открытость национального языка, его способность изменяться обуславливает необходимость культивирования литературного языка. Оно будет успешным тогда и только тогда, когда им будут заниматься не только профессионалы и образованные учащиеся, но и каждый член языкового сообщества. Культура необходима, когда складывается неблагоприятная для читателя языка языковая ситуация.

Языковая ситуация - особенности взаимодействия литературного языка и внелитературных разновидностей.

Языковая политика - понятие включает два аспекта:

1) сохранение и поддержание русского языка

2) решение языковых проблем

 

Коммуникативные качества речи - параметры, которые охватывают все аспекты текста, а их соотношение и степень появления в тексте зависят от жанра и стиля высказывания, от индивидуальных особенностей коммуникантов.

В каждом обществе есть этические нормы поведения. Они включают речевой этикет, а именно выбор обращения на "ты" и "вы" выбор полного имени, выбор обращения, выбор способом приветствий. Этические нормы во многих случаях национальны: сфера на "вы" в английском и немецком языке не такая широкая как в русском. Обязательным условием является знание русского языкового этикета.

 

Современное состояние языковой ситуации:

Характеризуется общей либерализацией, что с одной стороны хорошо (дает свободу речевого выражения, позволяет в речи сохранять особенности конкретной личности) и с др. стороны плохо, т.к. при недостаточно образованном цензе говорящие провоцируются на существенное ослабление норм состояния культуры речи, ослабевают требования и коммуникативной и этической составляющей.

В целом, языковой вкус эпохи таков, что нормализация переместилась из сферы художественный литературы в сферу СМИ. В целом речевое поведение характеризуется повышенной экспрессивностью и общей установкой на снижение предмета речи.

В речь в качестве вкраплений свободно входят жаргонные слова и просторечия, а иногда и лексика с грубостью, в одном контексте совмещаются высокие книжные слова и разговорные, а также просторечная лексика, активно используются заимствованные слова, но преимущественно из одного источника заимствования.

 

Язык и речь. Речевая культура и культура речи. Типы речевой культуры. Основные понятия культуры речи. Нормативный, коммуникативный, этический аспекты культуры речи. «Языковой вкус и речевая мода».

 

Речь - 1) процесс конкретного говорения, протекающий в определенном времени и обличенный в звуковую или письменную форму. 2) результат этого говорения (метонимическая)

 

Отличия речи особенно четко проявляются при ее сопоставлении с языком:

- речь конкретна, материальна. Язык абстрактен.

- речь передает опыт личности. Язык - языкового сообщества.

- речь неповторима, уникальна, язык воспроизводим.

- речь разворачивается во времени и пространстве. Язык не имеет этих характеристик.

- речь рассчитана на достижение конкретной цели. Язык вне цели полегания (не имеет цели)

- речь всегда нацелена на адресата и очень сильно зависит от него, изучает не только стили говорения, но и стили слушания.

 

Коммуникативная функция слушающего состоит в адекватном реагировании на реплику, стимулу и в желании вносить вклад в кооперативное общение.

 

Под культурой речи понимают:

1) раздел языкознания и следующие вопросы нормализации

2) следование современным языковым нормам и умению так использовать языковые средства, чтобы была возможность построить оптимальный список (точно передающий предмет речи, ситуативно-уместный и выразительный)

Во втором значении представлены два ступени области культуры речи:

1) элементарная (правильности)

2) высшая (мастерства)

Культура речи состоит из трех аспектов

1) Нормативный аспект. Центральным понятием КР является понятие нормы. Это совокупность устойчивых, традиционных реализаций языка, отобранных и закрепленных в результате общественно речевой практики. Норма предполагает не только выбор одного или несколько (реже) из сосуществующих вариантов, но их описание, а также закрепление в соответствующих изданиях, т.е. кодификаций.

2) Коммуникативный аспект. КР является интуитивным, учитывает не только лингвистические, но и экстралингвистические элементы. Исторически это была сфера интересов риторики. Об успешной коммуникации говорят тогда, когда обмен интеллектуальной и эмоциональной информацией позволяет поддержать межличностные и общественные отношения в избранном направлении. Коммуникация складывается из коммуникативных актов, в которых участвуют коммуниканты (адресант и адресат). Коммуникативные акты бывают двух типов: 1) прямые (прямо передают цель); 2) косвенные (завуалированно).

 Ситуации, в которых используется косвенная речевая тактика:

1) желание сохранить принцип вежливости

2) желание уменьшить ответственность за высказывание

3) желание оказать более результативное воздействие на адресата

4) желание отретушировать действительность (найти в плохом что-то хорошее)

5) при постановке предосудительных коммуникативных целей (заставить кого-то в ком-то сомневаться)

Коммуникативные качества речи:

1) правильность - соответствие речи языковым нормам (самый умнейший студент - морфологический плеоназм)

2) логичность - соответствие речи законом непротиворечивого мышления. Речь будет нелогичной, если сочетающиеся слова противоречат друг другу (благодаря землетрясению город разрушен); объединяются несоотносимые по значению слова (у него есть владение во Франции, молодая жена и два высших образования); используются лишние слова (напишите свою автобиографию); или недостает или опущены необходимые слова (он почти забивает в каждом матче); некорректно использованы служебные и вводные слова.

3) точность - соответствие речи избранному фрагменту действительности или системе понятия. Условия точной речи: знание предмета речи; умение выбрать языковые средства, адекватные предмету речи; использование языковых средств в соответствии с их значением (мы испытываем литорею по прошлому)

4) чистота - отсутствие в речи немотивированных элементов вне литературных разновидностей языка.

5) выразительность речи - такие особенности речи, которые поддерживают внимание и интерес слушателя.

6) уместность - соответствие речи ситуации общения, теме и характеру межличностных отношений.

7) богатство = разнообразие - отсутствие в речи одинаковых цепочек повторяющихся языковых знаков.

8) действенность - достижение поставленной при общении коммуникативной цели. Это обобщающее коммуникативное качество, которое подразумевает реализацию всех прочих качеств в зависимости от ситуации общения.

9) языковый вкус - оформившееся в процессе социальной и речевой деятельности представление об идеальных моделях текста и идеальном речепроизводстве в целом.

10) языковая мода - манера выражения, принятая в конкретном сообществе и актуальная непродолжительное время.

 

3) Этический аспект КР - связан с коммуникативным и предлагает построение текста в соответствии с нормами нравственного поведения, принятыми данном обществе.

 

 

Языковая норма: основные признаки, характер, темпы изменения и виды. Кодификация. Норма и узус. Понятие лингвистического конфликта и способы его разрешения.

 

Норма - единообразное образцовое общепринятое употребление языковых элементов. Изменение языковых норм обусловлено постоянным развитием языка.

Обычно носители языка требуют от нормы консервативности, безвариантности и всеобщности.

Эти представления являются утопическими, но по своей сути явление противоречивое.

Свойства нормы:

1) норма статична в определенный период времени и динамична в своем развитии

2) норма безвариантна и вариантна. Под вариантом понимают параллельные способы выражение одного и того же языкового содержания. Варианты дают больше возможностей при их реализации: нейтральное и устаревшее (фильма, санатория); нейтрально-разговорное (в отпуске - в отпуску); нейтрально-просторечное (их - ихний); нейтрально-просторечное (компАс, Алкоголь, наркоманИя); нейтрально-народноэтическое (ворота - врата, девИца - красна дЕвица)

3) всеобщность и локальность. Локальность бывает профессиональной и территориальной.

Динамика нормы связана с существованием триады систем (система языка это совокупность и способ выражения специальных в данном языке).

 

Узус - речевая практика, реальное использование языка в разных сферах общения - между системой и узусом стоит норма, которая фиксирует только некоторые возможности, предоставляемые языком и отражает только некоторые возможности узуального потребления языка.

 

По наличию или отсутствию вариантов выделяют два типа нормы:

Императивная Диспозитивная
(строго обязательная, не допускающая вариантов) киломЕтр, арбУз (допускаются варианты) твОрог - творОг, обоспЕчение - обоспечЕние

 

Причины изменения нормы:

Языковые причины:

1) закон речевой экономии = закон наименьшего усилия

2) Закон аналогии

3) Закон речевой традиции

 

Неязыковые (экстралингвистические) причины изменения нормы:

- разного рода социальные и исторические факторы, а также языковая мода и языковой вкус.

 

Языковые нормы представлены на каждом из уровней:

1) фонетический уровень

       а) акцентологические - регулируют постановку ударения в слове (в русском языке четыре безударных слога подряд уже вызывают артикуляционные сложности; ударение в русском языке в целом стремится к середине слога)

       б) собственно орфоэпическая норма - регулирует произношение звуков и их сочетание.

2) уровень словообразования

       а) словообразовательная - регулирует особенности сочетания морфем и образования новых слов

3) лексический уровень

       а) лексическая - регулирует употребление слов в соответствии с их значением и статусом в национальном языке.

4) морфологическая

       а) морфологическая - регулирует особенности (разряды, например) образования норм слова

5) синтаксический

       а) синтаксическая - регулирует построение словосочетаний и предложений.

6) орфографическая и пунктуационная

7) стилистическая

       а) стилистическая определяется средой общения, от чего зависит выбор нейтрального, высокого или сниженного языкового средства.

8) стилевая норма - регулирует построение текста в соответствии с исторически сложившиеся представлениями о выборе языковых единиц для создания определенного стиля.

 

Нарушение стилевых норм это нарушение норм построения текста и некорректный выбор стиля.

 

Помимо языковых норм существуют узуальные нормы, т.е. распространенные в обществе нормы, варианты языкового выражения не одобряемые специалистами не включатся в словари.

 

Лингвистический конфликт

Социальная сущность языка позволяет рассматривать его как род, общий для говорящих на этом языке и обеспечивающий все условия для взаимопонимания. Другое дело речь, она индивидуальна и очень сильно зависит от адресанта. В речи есть такие свойства, которые создают достаточно большое количество помех, которые могут быть нейтрализованы (и тогда общение будет кооперативным, т.е. позитивным), если помехи не нейтрализовать, общение будет конфликтным.

Причины лингвистических и коммуникативных помех:

1) лексическая многозначность

2) грамматическая многозначность

3) омонимия

4) отсутствие логической связи между означаемым и означающим

5) особенности сочетаемости.

                                                  

 

 

Словари и справочники как источник культурно-речевой информации. Лексикографическая компетенция. Типы словарей: энциклопедические и лингвистические. Система словарных помет. Толковые словари.

Словарь - книга, информация в которой упорядочена c помощью разбивки на небольшие статьи, отсортированные по названию или тематике. Различают энциклопедические и лингвистические словари.

 

Лексикография - раздел языкознания, занимающийся проблемами составления словарей и их значения.

 

Словарная статья - структурная часть словаря, которая содержит описание конкретного слова в соответствии с параметрами определяемым характером этого словаря.

 

Словарные пометы - тот компонент компонента описания, который дает дополнительную информацию о слове. Отсутствие пометы тоже является пометой, которая характеризует слово как ничем не ограниченное при употреблении.

 

Лингвистические словари - разъясняют значение и (или) употребление слов

Комплексные (все толковые) Аспектные

 

Энциклопедические словари содержат экстралингвистическую информацию об описываемых языковых единицах; эти словари содержат сведения о научных понятиях, терминах, исторических событиях, персоналиях, географии и т.п. В энциклопедическом словаре нет грамматических сведений о слове, а дается информация о предмете, обозначаемом словом.

 

Толковый словарь - словарь, содержащий в себе слова и понятия языка с кратким описанием того, что эти слова означают, часто сопровождая толкование примерами использования слов. Толковый словарь изъяснят лексическое значение того или иного слова. Пример - "Толковый словарь живого русского языка" В.И.Даль

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 291.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...