Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Речь, дискурс, текст. Типы текстов, типичные ошибки в построении текстов разных жанров и способы их устранения. Текстовая организация устного и письменного общения.
Речь - 1) процесс конкретного говорения, протекающий в определенном времени и обличенный в звуковую или письменную форму. 2) результат этого говорения (метонимическая)
Дискурс – процесс речевой деятельности, обращенный в совокупность сопровождающими его экстралингвистических факторов, психологических, социальных, ситуативных и др. Дискурс – текст, взятый в событийном аспекте, как социально направленное действие, поэтому о нем говорят как он речи, погруженной в жизнь.
Текст – некая осмысленная последовательность предложений. Текст – законченное информационное и структурное целое, характеризующееся смысловой завершенностью.
От термина следует отличать смежные с ним термины: Контекст – такая окрашенная языковая единица, которая влияет на ее смысл (языковая догадка, вырвать из контекста – исказить смысл)
Затекст = контекст психологический – ситуация, создания и восприятия текста.
Подтекст – скрытый смысл текст. Есть не в любом тексте.
Свойства текста: Выделенность связывают с относительной *чем-то связанным с единицей* текста. Это ограниченность текста от других, которая отражается на единстве предмета речи в этом тексте. Выделенность опирается на существование позиций начала и конца текста, его пространственное развертывание и формальную ограниченность. ! Выделенность не препятствует существованию межтекстовых связей, т.е. использованию в данном тексте прецедентных текстом (созданных до написания текущего). Отсылки к чужим текстам могут быть явными (эксплицитными, форма прямого цитирования), либо скрытые (только фрагменты цитируемого текста), намек на цитируемый текст, т.е. аллюзия. Существование межтекстовых связей называют интертекстуальностью.
Связность состоит в сцеплении элементов текста между собой, причем это сцепление может быть и контекстным и дистантным. Всегда представлена эксплицитно, создает поверхностную структуру текста, обеспечивает, обеспечивает его горизонтальное прочтение. Бывает лексической, грамматической, реже – словообразовательной (целостность, см. наоборот) и звуковой.
Завершенность – основная мысль текста приводит к завершенности.
Коммуникативность формируется тремя составляющими: 1. Адресант = субъект речи = персонифицированность текста. Это основа текста, адресант может быть представлен эксплицитно и имплицитно (изложение от 1, 3 или 2 (добавит обобщенности) лица). Без адресанта текст невозможен. 2. Адресат = адресованность текста. Широкое понятие, зависящее от стиля, подстиля и жанра текста (отдельное лицо, группа лиц, неопределенное количество лиц). Влияет на характер передаваемой информации и на средство ее представления. 3. Информация = информативность текста. Связана с целями создания этого текста. Качество и объем зависят от адресанта и адресата, но при этом она сама влияет на средство ее передачи. Иногда информация и информативность считаются особыми свойствами текста и выделяются отдельно.
Фактуальная информация – передает объективное положение дел. Подтекстовая информация – смотри подтекст. Типы текстов: 1. Нехудожественные и художественные тексты 2. Письменные и устные тексты (письменный всегда подготовлен, а устный может быть и нет) 3. Ненапряженные (логически развернуты, хорошо структурированы, без пропуска смысловых звеньев. Возможно с включением достаточного количества повторной информации) и напряженные (наоборот)
Типичные ошибки в построении текста
1. Нарушение логики изложения 2. Искажение фактуальной информации 3. Несоответствие заглавию/подзаголовку текста 4. Немотивированный повтор/пропуск информации 5. Несоответствие объему композиционных частей (нет заключения, в заключении оказывается нет заключения, ого) 6. Смысловое несоответствие, языковая бедность 7. Некорректное шрифтовое и цветовое выделение.
Текстовая/письменная может различаться существенно, а может не существенно. а) существенно, если под устным текстом понимается текст, созданный в разговорной речи. Тогда над таким текстом мы не работаем, т.к. этот текст спонтанный и дает много допусков.
Устный текст может не сильно отличаться от письменного по характеру создания. Пример текст лекции и текст научной статьи: текст научной статьи может перерасти в текст лекции. Научная статья и лекция строятся по композиции. Научная статья пишется с требования научного стиля. Лекция – заранее подготовленный текст и научная работа тоже. Тогда, устный текст – искусственная интерпретация материалов данного письменного текста.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 255. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |