Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Речь, дискурс, текст. Типы текстов, типичные ошибки в построении текстов разных жанров и способы их устранения. Текстовая организация устного и письменного общения.




 

Речь - 1) процесс конкретного говорения, протекающий в определенном времени и обличенный в звуковую или письменную форму. 2) результат этого говорения (метонимическая)

 

Дискурс – процесс речевой деятельности, обращенный в совокупность сопровождающими его экстралингвистических факторов, психологических, социальных, ситуативных и др.

Дискурс – текст, взятый в событийном аспекте, как социально направленное действие, поэтому о нем говорят как он речи, погруженной в жизнь.

 

Текст – некая осмысленная последовательность предложений.

Текст – законченное информационное и структурное целое, характеризующееся смысловой завершенностью.

 

От термина следует отличать смежные с ним термины:

Контекст – такая окрашенная языковая единица, которая влияет на ее смысл (языковая догадка, вырвать из контекста – исказить смысл)

 

Затекст = контекст психологический – ситуация, создания и восприятия текста.

 

Подтекст – скрытый смысл текст. Есть не в любом тексте.

 

Свойства текста:

Выделенность связывают с относительной *чем-то связанным с единицей* текста. Это ограниченность текста от других, которая отражается на единстве предмета речи в этом тексте. Выделенность опирается на существование позиций начала и конца текста, его пространственное развертывание и формальную ограниченность.

! Выделенность не препятствует существованию межтекстовых связей, т.е. использованию в данном тексте прецедентных текстом (созданных до написания текущего). Отсылки к чужим текстам могут быть явными (эксплицитными, форма прямого цитирования), либо скрытые (только фрагменты цитируемого текста), намек на цитируемый текст, т.е. аллюзия.

Существование межтекстовых связей называют интертекстуальностью.

 

Связность состоит в сцеплении элементов текста между собой, причем это сцепление может быть и контекстным и дистантным. Всегда представлена эксплицитно, создает поверхностную структуру текста, обеспечивает, обеспечивает его горизонтальное прочтение. Бывает лексической, грамматической, реже – словообразовательной (целостность, см. наоборот) и звуковой.

 

Завершенность – основная мысль текста приводит к завершенности.

 

Коммуникативность формируется тремя составляющими:

1. Адресант = субъект речи = персонифицированность текста. Это основа текста, адресант может быть представлен эксплицитно и имплицитно (изложение от 1, 3 или 2 (добавит обобщенности) лица). Без адресанта текст невозможен.

2. Адресат = адресованность текста. Широкое понятие, зависящее от стиля, подстиля и жанра текста (отдельное лицо, группа лиц, неопределенное количество лиц). Влияет на характер передаваемой информации и на средство ее представления.

3. Информация = информативность текста. Связана с целями создания этого текста. Качество и объем зависят от адресанта и адресата, но при этом она сама влияет на средство ее передачи. Иногда информация и информативность считаются особыми свойствами текста и выделяются отдельно.

 

Фактуальная информация – передает объективное положение дел.

Подтекстовая информация – смотри подтекст.

Типы текстов:

1. Нехудожественные и художественные тексты

2. Письменные и устные тексты (письменный всегда подготовлен, а устный может быть и нет)

3. Ненапряженные (логически развернуты, хорошо структурированы, без пропуска смысловых звеньев. Возможно с включением достаточного количества повторной информации) и напряженные (наоборот)

 

 

Типичные ошибки в построении текста

 

1. Нарушение логики изложения

2. Искажение фактуальной информации

3. Несоответствие заглавию/подзаголовку текста

4. Немотивированный повтор/пропуск информации

5. Несоответствие объему композиционных частей (нет заключения, в заключении оказывается нет заключения, ого)

6. Смысловое несоответствие, языковая бедность

7. Некорректное шрифтовое и цветовое выделение.

 

Текстовая/письменная может различаться существенно, а может не существенно.

а) существенно, если под устным текстом понимается текст, созданный в разговорной речи. Тогда над таким текстом мы не работаем, т.к. этот текст спонтанный и дает много допусков.

 

Устный текст может не сильно отличаться от письменного по характеру создания. Пример текст лекции и текст научной статьи: текст научной статьи может перерасти в текст лекции. Научная статья и лекция строятся по композиции. Научная статья пишется с требования научного стиля. Лекция – заранее подготовленный текст и научная работа тоже. Тогда, устный текст – искусственная интерпретация материалов данного письменного текста.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 255.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...