Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос 51:Исторические изменения в морфемном составе слова (опрощение, переразложение, аналогия, усложнение).




а) Основа изменений – изменение границ м-ду морфемами в течении времени.

Типы изменений:

1) Опрощение – языковой процесс, в результате которого основа становится непроизводной (туч-н-ый  тучн-ый, т.к. исчезло слово «тук»).

Причины:

а) выход из употребления производящего слова (туч-н-ый  тучн-ый, т.к. исчезло слово «тук»);

б) изменение значения слов, утрата семантической связи м-ду ними (двор-ец  дворец, т.к. исчезла связь со словом «двор»);

в) фонетические изменения (об-влак-о  облак-о).

2) Переразложение – изменение морфемных границ в слове.

Причины:

а) утрата производящей основы (крох-от-н-ый  крох-оть – исчезло из СРЯ  кроха; =>, крох-отн-ый  крох-а);

б) аналогия – под воздействием продуктивных типов словообразования изменяются непродуктивные типы

(вожатай  вожатый; вожатай  вожати, но происходит процесс аналогии, =>, вож-ат-ый, -ый – окончание, а не суффикс, как был);

в) усложнение – одно из последствий аналогии, увеличение кол-ва морфем в слове (зонтик  зонт-ик по аналогии с уменьш.-ласк. суф-ми).

Вопрос 52:Морфематические явления чередования, интерфикации, наложения, усечения.

а) Чередование:

1) чередование гласных/согласных фонем (дорога vs дороженька, собрать vs сбор);

2) согласные фонемы, находящиеся на конце производящей основы приспосабливаются к начальным фонемам словообразоват. аффиксов.

Интерфиксация:

1) Создание нового слова при помощи соединительной гласной/морфемы (бурелом, ялтинский).

Наложение:

1) Одинак. части конца производящей основы и начала окончания наклад. друг на друга (устранение повтора фонем: лиловый  лиловатый).

Усечение:

1) Упрощение конца производящей основы из-за возникновения на стыке основы и аффикса звукосогласования, не характерного для СРЯ/не отвечающего фонетическим нормам (усекаются: одна гласная/согласная фонема, сочетания фонем: соло  солист).

Вопрос 53:Охарактеризуйте морфологические способы словообразования. В чем специфика каждого из них?

Способы словообразования:

1) Морфологический:

а) аффиксация, т.е. прибавление различных аффиксов для получения нового слова;

б) сложение, т.е. сложение слов, сложение основ с помощью соед. гласной, сложение + суффиксация, сложение сокращённых основ.

2) Морфолого-синтаксический (переход одной части речи в другую: столовая [комната]  [заводская] столовая);

3) Лексико-семантический (распад многозначного слова на омонимы: титан — 1) гигант, вступивший в борьбу с врагами; 2) большой кипятильник для воды; 3) серебристо-белый твёрдый металл);

4) Лексико-синтаксический (сращение, т.е. слияние сочетания слов в одно: сумасшедший).

Способы 2, 3, 4 – неморфологические способы.

Вопрос 54:Особенности лексико-семантического словообразования.

Особенности лексико-семантического словообразования:

1) распад многозначного слова на омонимы (титан — 1) гигант, вступивший в борьбу с врагами; 2) большой кипятильник для воды; 3) серебристо-белый твёрдый металл);

2) Результат исторических процессов в языке.

Вопрос 55:Особенности лексико-синтаксического словообразования.

Особенности лексико-синтаксического словообразования:

1) Сращение, т.е. слияние сочетания слов в одно (сумасшедший).

2) Части слова-сращения по морфемному составу внешне не отличаются от слов в исходном словосочетании (выше указанный = вышеуказанный);

3) || При перестановке компонентов слов-сращений образуются словосочетания (вышеуказанный = указанный выше).

Вопрос 56:Особенности морфолого-синтаксического образования.

а) Особенности морфолого-синтаксического образования:

1) Переход одной части речи в другую:

а) переход слов других частей речи в существительные (столовая [комната]  [заводская] столовая);

б) переход слов других частей речи (обычно причастий) в прилагательные (блестящие способности, изысканный вкус);

в) переход слов других частей речи в местоимения (достигнуты определённые успехи, о данном событии);

г) переход слов других частей речи в наречия (по вашему совету  сделаю по-вашему);

д) переход слов других частей речи в служебные слова (благодаря подругу  благодаря подруге);

е) переход слов других частей речи в междометия (Батюшки! караул! – имена существительные переходят в междометия).

Вопрос 57:Способ сложения и его разновидности.

Сложение – способ образования новых слов соединением двух и более основ или слов (сложение слов, сложение основ с помощью соед. гласной, сложение + суффиксация, сложение сокращённых основ).

Виды сложения:

1) Сложение слов (выставка-продажа);

2) Сложение основ (при помощи соединительной гласной: сталевар);

3) Аббревиация:

а) сокращенная основа + целое слово (главврач, оргстекло);

б) сложение начальных частей слов – слоговая аббревиация (завуч, спецкор);

в) сложение начальных звуков букв – звуковая (БАМ, вуз);

г) сложение начальных букв слов – буквенная (ВВС, МГУ);

д) комбинированный тип (сло­говой + звуковый или бук­венный тип; звуковой + буквенный и др.: самбо, КамАЗ).

Вопрос 58:Соотношение понятий словообразовательная пара – цепь-гнездо.

а) Словообразовательная пара (производящее слово → производное слово) – это min. единица словообразовательного гнезда.

Словообразовательная цепь/цепочка – ряд однокоренных слов, связанных между собой отношениями непосредственной производности (соль → солить → засолить → засолка; соль → соляной → солянка → соляночка; соль → солить → пересолить → пересаливать → пересаливание).

Словообразовательное гнездо – совокупность всех однокоренных слов, расположенных с учётом последовательности их образования. Вершина словообразовательного гнезда – исходное слово, возглавляющее словообразовательное гнездо (непроизводное слово, с которым непосредственно или опосредованно связаны все остальные однокоренные слова).

Вопрос 59:Фразеологичность семантики производного слова и множественность мотивации.

а) Производные слова находятся в отношениях однонаправленной мотивации.

Фразеологичность семантики слова – когда корень производного слова – тот же или иной вариант производящей основы на первой.

Виды фразеологичности семантики производного слова:

1) Значение производного базируется на одном из значений многозначного производящего, но установить, на каком именно, зная лишь состав производного, невозможно (сравним существительные 1) испытатель, 2) водитель, 3) проигрыватель и производящие глаголы. Данные существительные соотносятся лишь с одним из значений производящих глаголов, ибо испытатель это не тот, кто испытывает жажду, терпение, чувство страха и т. п.; водитель не тот, кто водит карандашом по бумаге, а проигрыватель вовсе не тот, кто проигрывает в карты, шахматы или в спортивных соревнованиях. Существительное базируется на одном, определенном значении глагола и не связано с другими);

2) Состав производного не указывает, какое именно значение полисемантичного аффикса использовано в нем (проигрыватель – инструмент, а не лицо, как можно предположить, встретив слово такого состава, =>, источник фразеологичности здесь не только многозначность основы, но и семантика суффикса –тель, кот. в данном случае не явл. суффиксом деятеля).

Мотивация словообразовательная – семантическая и структурная обусловленность одного однокоренного слова другим.

Множественность мотивации часто находит выражение в разной членимости слова. При этом разные структурные варианты слова отличаются друг от друга.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 159.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...