Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Вопрос 51:Исторические изменения в морфемном составе слова (опрощение, переразложение, аналогия, усложнение).
а) Основа изменений – изменение границ м-ду морфемами в течении времени. Типы изменений: 1) Опрощение – языковой процесс, в результате которого основа становится непроизводной (туч-н-ый тучн-ый, т.к. исчезло слово «тук»). Причины: а) выход из употребления производящего слова (туч-н-ый тучн-ый, т.к. исчезло слово «тук»); б) изменение значения слов, утрата семантической связи м-ду ними (двор-ец дворец, т.к. исчезла связь со словом «двор»); в) фонетические изменения (об-влак-о облак-о). 2) Переразложение – изменение морфемных границ в слове. Причины: а) утрата производящей основы (крох-от-н-ый крох-оть – исчезло из СРЯ кроха; =>, крох-отн-ый крох-а); б) аналогия – под воздействием продуктивных типов словообразования изменяются непродуктивные типы (вожатай вожатый; вожатай вожати, но происходит процесс аналогии, =>, вож-ат-ый, -ый – окончание, а не суффикс, как был); в) усложнение – одно из последствий аналогии, увеличение кол-ва морфем в слове (зонтик зонт-ик по аналогии с уменьш.-ласк. суф-ми). Вопрос 52:Морфематические явления чередования, интерфикации, наложения, усечения. а) Чередование: 1) чередование гласных/согласных фонем (дорога vs дороженька, собрать vs сбор); 2) согласные фонемы, находящиеся на конце производящей основы приспосабливаются к начальным фонемам словообразоват. аффиксов. Интерфиксация: 1) Создание нового слова при помощи соединительной гласной/морфемы (бурелом, ялтинский). Наложение: 1) Одинак. части конца производящей основы и начала окончания наклад. друг на друга (устранение повтора фонем: лиловый лиловатый). Усечение: 1) Упрощение конца производящей основы из-за возникновения на стыке основы и аффикса звукосогласования, не характерного для СРЯ/не отвечающего фонетическим нормам (усекаются: одна гласная/согласная фонема, сочетания фонем: соло солист). Вопрос 53:Охарактеризуйте морфологические способы словообразования. В чем специфика каждого из них? Способы словообразования: 1) Морфологический: а) аффиксация, т.е. прибавление различных аффиксов для получения нового слова; б) сложение, т.е. сложение слов, сложение основ с помощью соед. гласной, сложение + суффиксация, сложение сокращённых основ. 2) Морфолого-синтаксический (переход одной части речи в другую: столовая [комната] [заводская] столовая); 3) Лексико-семантический (распад многозначного слова на омонимы: титан — 1) гигант, вступивший в борьбу с врагами; 2) большой кипятильник для воды; 3) серебристо-белый твёрдый металл); 4) Лексико-синтаксический (сращение, т.е. слияние сочетания слов в одно: сумасшедший). Способы 2, 3, 4 – неморфологические способы. Вопрос 54:Особенности лексико-семантического словообразования. Особенности лексико-семантического словообразования: 1) распад многозначного слова на омонимы (титан — 1) гигант, вступивший в борьбу с врагами; 2) большой кипятильник для воды; 3) серебристо-белый твёрдый металл); 2) Результат исторических процессов в языке. Вопрос 55:Особенности лексико-синтаксического словообразования. Особенности лексико-синтаксического словообразования: 1) Сращение, т.е. слияние сочетания слов в одно (сумасшедший). 2) Части слова-сращения по морфемному составу внешне не отличаются от слов в исходном словосочетании (выше указанный = вышеуказанный); 3) || При перестановке компонентов слов-сращений образуются словосочетания (вышеуказанный = указанный выше). Вопрос 56:Особенности морфолого-синтаксического образования. а) Особенности морфолого-синтаксического образования: 1) Переход одной части речи в другую: а) переход слов других частей речи в существительные (столовая [комната] [заводская] столовая); б) переход слов других частей речи (обычно причастий) в прилагательные (блестящие способности, изысканный вкус); в) переход слов других частей речи в местоимения (достигнуты определённые успехи, о данном событии); г) переход слов других частей речи в наречия (по вашему совету сделаю по-вашему); д) переход слов других частей речи в служебные слова (благодаря подругу благодаря подруге); е) переход слов других частей речи в междометия (Батюшки! караул! – имена существительные переходят в междометия). Вопрос 57:Способ сложения и его разновидности. Сложение – способ образования новых слов соединением двух и более основ или слов (сложение слов, сложение основ с помощью соед. гласной, сложение + суффиксация, сложение сокращённых основ). Виды сложения: 1) Сложение слов (выставка-продажа); 2) Сложение основ (при помощи соединительной гласной: сталевар); 3) Аббревиация: а) сокращенная основа + целое слово (главврач, оргстекло); б) сложение начальных частей слов – слоговая аббревиация (завуч, спецкор); в) сложение начальных звуков букв – звуковая (БАМ, вуз); г) сложение начальных букв слов – буквенная (ВВС, МГУ); д) комбинированный тип (слоговой + звуковый или буквенный тип; звуковой + буквенный и др.: самбо, КамАЗ). Вопрос 58:Соотношение понятий словообразовательная пара – цепь-гнездо. а) Словообразовательная пара (производящее слово → производное слово) – это min. единица словообразовательного гнезда. Словообразовательная цепь/цепочка – ряд однокоренных слов, связанных между собой отношениями непосредственной производности (соль → солить → засолить → засолка; соль → соляной → солянка → соляночка; соль → солить → пересолить → пересаливать → пересаливание). Словообразовательное гнездо – совокупность всех однокоренных слов, расположенных с учётом последовательности их образования. Вершина словообразовательного гнезда – исходное слово, возглавляющее словообразовательное гнездо (непроизводное слово, с которым непосредственно или опосредованно связаны все остальные однокоренные слова). Вопрос 59:Фразеологичность семантики производного слова и множественность мотивации. а) Производные слова находятся в отношениях однонаправленной мотивации. Фразеологичность семантики слова – когда корень производного слова – тот же или иной вариант производящей основы на первой. Виды фразеологичности семантики производного слова: 1) Значение производного базируется на одном из значений многозначного производящего, но установить, на каком именно, зная лишь состав производного, невозможно (сравним существительные 1) испытатель, 2) водитель, 3) проигрыватель и производящие глаголы. Данные существительные соотносятся лишь с одним из значений производящих глаголов, ибо испытатель это не тот, кто испытывает жажду, терпение, чувство страха и т. п.; водитель не тот, кто водит карандашом по бумаге, а проигрыватель вовсе не тот, кто проигрывает в карты, шахматы или в спортивных соревнованиях. Существительное базируется на одном, определенном значении глагола и не связано с другими); 2) Состав производного не указывает, какое именно значение полисемантичного аффикса использовано в нем (проигрыватель – инструмент, а не лицо, как можно предположить, встретив слово такого состава, =>, источник фразеологичности здесь не только многозначность основы, но и семантика суффикса –тель, кот. в данном случае не явл. суффиксом деятеля). Мотивация словообразовательная – семантическая и структурная обусловленность одного однокоренного слова другим. Множественность мотивации часто находит выражение в разной членимости слова. При этом разные структурные варианты слова отличаются друг от друга. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 159. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |