Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос 39:а) Какова характеристика соотносительного ряда согласных фонем по глухости/звонкости? б) Какие фонемы не входят в этот ряд?




а) Соотносительный ряд глухих/звонких согласных фонем состоит из 24 фонем, образующие 12 пар (б-п, в-ф, д-т, з-с, ж-ш, г-к и их мягкие аналоги).

Сильные позиции для звонких/глухих согласных:

1) положение перед гласными (пыл vs был);

2) перед сонорными согласными (злой vs слой);

3) перед [в], [в’], [j = й] (тверь vs дверь; бью vs пью).

Слабые позиции для звонких/глухих согласных:

1) положение в конце слова;

2) перед глухими согласными (транскрипция слов «везти» и «вести» одинакова);

3) перед звонкими согласными (сдача vs просьба – звук [з] в обоих случаях);

=>, нейтрализация звонких и глухих звуков в слабых позициях].

б) Остальные 13 фонем – непарные (непарные звонкие = сонорные – 9 шт.: л-л’, м-м’, н-н’, р-р’, й, непарные глухие – 4 шт.: ц, ч’, х-х’).

Вопрос 40:Какова характеристика соотносительного ряда согласных фонем по твердости/мягкости?

Соотносительный ряд согласных фонем по твердости/мягкости – 15 пар (б, п, в, ф, д, т, з, с, г, к, х, м, н, р, л и их мягкие вариации).

=>, 7 шт. – непарные:

1) ж, ш, ц – непарные твердые;

2) ж, ш, ч, й [ж, ш – длительные в данном случае] – непарные мягкие .

Сильные позиции твердости/мягкости:

1) положение на конце слова (шесть vs шест);

2) перед «а», «о», «у», «и» (мал vs мял);

3) для «д», «т», «з», «с» – положение перед «г», «к», «х» и твердыми «б», «п», «в», «ф», «м» (изба vs резьба);

4) для «л» и «л’» – перед всеми согласными (волна vs вольна).

Все остальные позиции – слабые (т.к. есть четкое разделение твердости/мягкости в сильных позициях).

Вопрос 41:а) Как разграничить фонетические /позиционные/ и исторические чередования звуков – гласных и согласных? б) Для каких морфологических образований это особенно важно?

а) Чередованием называется закономерная взаимозамена одной фонемы другой в пределах одной и той же морфемы.

Чередования звуков проявляются в процессах формообразования и словообразования.

Чередования:

1) обусловлены фонетическим положением звука в слове (фонетической позицией) – фонетические (позиционные);

2) не обусловлены фонетическим положением звука в слове – исторические (традиционные, морфологические).

б) Это особенно важно для таких морфологических образований, как:

1) образование форм слова;

2) аффиксация при словообразовании (дорога  дороженька).

Вопрос 42:а) Каков предмет исследования русской орфоэпии? б) Какие орфоэпические стили Вам известны?

а) Орфоэпия – наука (раздел фонетики), занимающаяся нормами произношения, их обоснованием и установлением.

б) Орфоэпические стили (Л. В. Щерба):

1) Полный (нейтральный) стиль, отличается максимальной четкостью и ясностью произношения;

2) Неполный (разговорный) стиль – стиль обычной непринужденной речи (сильная редукция звуков).

Вопрос 43:Каких проблем касаются русские орфоэпические нормы?

Русские орфоэпические нормы касаются следующих проблем:

1) проблема произношения гласных в различных позициях (абс. начало слова, первый предударный слог, остальные предударные слоги, переход: и  ы, сочетания безударных гласных);

2) проблема произношения согласных в различных позициях (звонкие/глухие согласные, твердые/мягкие согласные, непроизносимые согласные, сочетания согласных, удвоенные согласные);

3) проблема произношения отдельных звуков;

4) проблема произношения отдельных грамматических форм

5) проблема произношения иноязычных слов.

Графика и орфография

Вопрос 44: а) Какова история современного русского алфавита, его состав и функции? б) Как он соотносится с фонологической системой русского языка?

а) Алфавит – полный перечень букв, употребляемых в письменной речи и расположенных в общепринятом порядке.

Состав русского алфавита:

1) 33 буквы (10 – гласных, 21 – согласная, 2 – не имеющие звука);

2) есть прописные и строчные буквы.

Функции русского алфавита:

1) Графическое представление звуков речи;

2) Создание письменной и печатной формы русского национального языка.

История современного русского алфавита:

Русский алфавит произошел от славянского алфавита.

Его составителями были два священника - братья Константин и Мефодий. Византийский император послал их в Моравию, чтобы они научили местных жителей богослужению на славянском языке.

Константин и Мефодий не могли обойтись без алфавита, чтобы записывать переводы священных книг. В 863 или 864 году Константин составил славянский алфавит на основе греческого (глаголица): некоторые буквы он взял из других алфавитов или выдумал сам. Один из последователей Константина придал буквам алфавита форму, более похожую на греческое письмо.

Некоторое время славяне использовали обе азбуки, но затем у болгар, сербов и русских, находившихся под церковным влиянием Византии, глаголица вышла из употребления. Поскольку перед смертью Константин постригся в монахи и принял имя Кирилл, новую славянскую азбуку назвали кириллицей.

От данной азбуки и происходит русский алфавит (а также украинский, белорусский, сербский и болгарский).

б) Алфавит соотносится с фонологической системой русского языка следующем образом:

1) буквы «я», «е», «ё», «ю» передают сочетания: «звук йот (j) + гласный» (яма), а также «мягкость предыдущего согласного + а, о, э, у» (пять).

2) буква «й» передаёт «и неслоговое» и в некоторых случаях согласный звук «йот».

3) буквы «ъ» (твёрдый знак) и «ь» (мягкий знак) не обозначают отдельных самостоятельных звуков, «ь» указывает на мягкость предшествующего согласного («кон» — «конь»), а «ъ» употребляется в функции так называемого разделительного знака, etc.

Вопрос 45:В чем сущность слогового принципа русской графики и каковы отклонения от него?

Сущность слогового принципа русской графики заключается в следующем:

1) в русском письме и чтении слог – основная единица;

2) =>, многозначность русских букв (одна буква – несколько звуков).

Сущность слогового принципа графики можно разъяснить на следующем примере:

В словах «мал» и «мял» буква «м» читается по-разному – в первом слове твердо, во втором мягко, это зависит от непосредственно следующих за ней букв – «а» в первом слове, «я» во втором. Получается, что согласные буквы в составе слов следует читать лишь с учетом непосредственно следующих за ними букв, в данном случае – с учетом следующих гласных. Следовательно, единицей чтения является не отдельная буква, а сочетание букв – слог.

Отклонения от слогового принципа русской графики:

1 после всегда твердых [ж], [ш], [ц] гласные звуки обозначаются, вопреки слоговому принципу, буквами и, е, ё, реже ю, я (жёлоб, брошюра);

2) после всегда мягких [ч], [щ], вопреки слоговому принципу, пишутся буквы а, о, у (чудо, пища);

3) написание иноязычных слов с «ьо» вместо «ё» (бульон);

4) написание сложносокращенных слов с «ьо», «ьа», «ьу» и «йу» (сельокруг, сельаэродром, Дальуголь, стройучасток);

5) написание в начале иноязычных слов «йо» вместо «ё» (йот, йод).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 159.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...