Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Философские воззрения русских революционных демократов.




Фейербах восстановил материалистическую философию в ее правах, но фейербаховский материализм был созерцательным, ме­тафизическим материализмом. Решительный шаг вперед в преодоле­нии недостатков старого материализма осуществили русские рево­люционные демократы 40—60-х годов ХТХ века.

 

В царской России в этот период назревала крестьянская рево­люция против самодержавия и крепостничества. Главными идео­логами этой готовящейся революции были В. Г. Белинский (1811 — 1848), А. И. Герцен (1812-1870), Н. Г. Чернышевский (1828-1889), Н. А. Добролюбов (1836—1861) и другие революционные демократы. Осознав необходимость коренного изменения общест­венного строя России, они решительно встали на сторону народа (простолюдинов) и последовательно обосновывали необходимость освобождения крестьян от крепостной зависимости.

 

Философское учение революционных демократов опиралось, с одной стороны, на материалистические идеи своих предшест­венников, особенно Ломоносова, Радищева и декабристов, с-дру­гой — на передовые традиции западноевропейской мысли, прежде всего Гегеля и Фейербаха. Вместе с тем революционный демо­кратизм активно использовал достижения естествознания.

 

В отличие от Фейербаха революционные демократы, критикуя Гегеля, не отбросили его диалектику, а пытались дать ей материа­листическое истолкование, соединить ее с материализмом. Крити­куя Гегеля, Герцен, например, очень высоко ценил его диалектику, раскрывавшую в общих чертах (правда, на идеалистической основе) законы развития природы, общества и мышления. Герцен резко критиковал Гегеля и его идеализм за отрыв от реальной действи­тельности, от жизни. Гегель, по его словам, «приносит все времен­ное, все сущее в жертву мысли и духу; идеализм, в котором он был воспитан, который он всосал с молоком, срывает его в односто­ронность... и он старается подавить духом, логикой природу; всякое частное произведение ее готов считать призраком...»1. Гегелевское «чистое бытие» — пропасть, в которой потонули все определения действительного бытия. Реальным существованием обладает, по Герцену, не чистое бытие, а материальные вещи, в своей совокуп­ности составляющие природу; мышление является следствием раз­вития природного и социального мира.

 

Материальное бытие в философии революционных демократов обладает бесчисленным множеством качеств и находится в постоян­ном движении и развитии. «Жизнь природы — беспрерывное раз­витие...»2 — писал Герцен. Эту мысль применительно к обществу, социальным явлениям настойчиво отстаивал Белинский: «Нет пре­дела развитию человечества... никогда человечество не скажет себе: стой, довольно, больше идти некуда!»1

 

Источником развития, подчеркивали революционные демократы, служит борьба противоположностей, их взаимосвязь и взаимоотрицание. «Все живое, — писал Герцен, — живо и истинно только, как целое, как внутреннее и внешнее, как всеобщее и единичное — сосуществующее. Жизнь связует эти моменты; жизнь — процесс их вечного перехода друг в друга»2. «...Живая истина,— выражая эту же самую мысль, писал Белинский, — состоит в единстве про­тивоположностей в3.

 

В своем учении о природе и обществе революционные демокра­ты также решительно отстаивали другие основные положения и принципы диалектики, ее законы. Большое внимание уделяли они законам перехода количества в качество и отрицания отрицания. Чернышевский, например, убедительно показал всеобщий характер действия в природе и обществе закона отрицания отрицания, обу­словливающего постоянную смену, «отвержение» одних форм дру­гими и возвращение назад, повторение пройденного на более вы­сокой основе.

 

Революционные демократы выступали против механицизма и ме­тафизики, сделали определенный шаг вперед в деле соединения диалектики с материализмом, ее материалистического истолкова­ния и обоснования. Они вели решительную борьбу против агности­цизма, который отрицал возможность познания действительности. Чернышевский подчеркивал, что сама жизнь человека, вся его прак­тическая деятельность опровергает агностицизм, доказывает, что мир познаваем, что наши органы чувств, мышление, сознание способны правильно отражать действительность.

 

Революционные демократы сделали большой шаг вперед в пре­одолении созерцательности предшествующих философских теорий. Они были последовательными противниками существующих не­справедливых общественных отношений, доказывали необходимость коренного преобразования мира. По словам Ленина, Герцен понимал диалектику как «алгебру революции». Революционные демократы высказали ряд рациональных идей в трактовке общества и истории, рассматривали материальные условия жизни как важный фактор общественного развития. Однако они не смогли выявить законы исторического развития, оставались идеалистами в понимании об­щества. Вместе с тем их материализм был высшей формой разви­тия домарксистской философии. Белинский, Герцен, Чернышев­ский вплотную подошли к диалектическому материализму.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 365.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...