Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Проблемы «всеединства» в философии В. Соловьева.
Владимир Сергеевич Соловьев (1853—1900) — русский философ-идеалист, поэт, публицист. Основоположник русской христианской философии как самобытного целостного направления мысли. Основные работы: «Кризис западной философии. Против позитивистов» (1874), «Философские начала цельного знания» (1877), «Чтения о богочеловечестве» (1878—1881), «Критика отвлеченных начал». Важный вклад в развитии русской философии внес Владимир Соловьев. Он написал множество крупных философских сочинений. Их основное содержание направлено в сторону богословия и мистики, на вопросы истории церкви и христианской догматики. Своеобразие Соловьева как ученого состояло в попытке создания всеобъемлющего мировоззрения, проникнутого божественной идеей единства мира и человека, субъекта и объекта, чувственности и разума. Опираясь на достижения односторонних учений, следует создать философию, объемлющую все жизненно важные сферы бытия и способную постичь их в сочетании, в неразрывном единстве. Имя этой философии - философия всеединства. Ее-то и создавал Соловьев. Центральной в учении Соловьева является идея «всеединого сущего». Необходимость принципа всеединства (целостности) обусловлена тем, что все предметы и явления не существуют отдельно друг от друга и каждый из них есть совокупность определнных сторон, связей и т.д. Даже наша Вселенная, замечает Соловьев, не есть «хаос разрозненных атомов», а представляет единое, связное целое. Это относится к любому предмету, стороны которого всегда образуют в своем взаимном проникновении и взаимодействии конкретное единство, определенную целостность. Отсюда следует что, постигая истину в теоретической деятельности, познающий субъект должен брать сущее не только в его данной действительности, но и в его целостности, универсальности, т.е. стремиться к познанию «всего во всем», в развивающемся в «полярных определениях» единстве. «Безусловное всеединство» как совершенный синтез истины, добра и красоты постигается, по Соловьеву, лишь «цельным знанием». Учение о нем — другая фундаментальная идея русского философа. Характеризуя общие признаки цельного, полного знания (или «свободной теософии вообще»), Соловьев указывал, что оно есть знание, имеющее предметом истинно-сущее в его объективном проявлении, целью — внутреннее соединение человека с истинно-сущим, материалом — данные человеческого опыта во всех его видах, а не только в виде научного опыта. Основной формой цельного знания Соловьев считал умственное созерцание (интуицию), связанное в систему посредством логического мышления, а его деятельным источником (производящей причиной) — действие высших идеальных существ на человеческий дух. По своей структуре цельное знание есть органическое (а не механическое соединение) единство, синтез таких трех необходимых компонентов, как теология, философия и опытная (положительная) наука. Центром каждого из этих компонентов являются соответственно Абсолютное Существо (Бог), общая идея и Реальный факт. Только такой органический синтез названных компонентов представляет собой цельную истину знания как такового. Развивая идею цельного знания. Соловьев обращает внимание на то, что этот «великий синтез» имеет определенные объективные основания. Они обусловлены, по его мнению, как недостаточностью эмпирической науки и бесплодностью чисто умозрительной (отвлеченной) философии, так и невозможностью возврата к теологической системе. Необходимость данного синтеза «диктует» сам реальный жизненный процесс, осмысленный человеческим умом. Причина и цель вселенского движения состоит в единстве божественного начала с мировой душой. Мировая душа - это присутствие и деятельность самого Бога в природе. Идея всеединства вечно существует в Боге, но в природе она выступает как слепая сила. Мировой космический процесс проходит ряд стадий в своем развитии и в конечном итоге приводит к возникновению Земли, которая становится базисом для развития органической жизни. Через развитие живых организмов происходит дальнейшее сближение мировой души с божественным началом. Но только с человека начинается становление внутреннего всеединства, проявляющегося в форме осознанной свободной деятельности Таким образом, идеи всеединства и цельного знания — ключевые идеи, на которых базировалась философия Соловьева Кроме них он сформулировал немало других интересных, своеобразных мыслей и концепций. К ним, в частности, относятся сложное и многозначное учение о Софии как «вечной женственности», как конкретное выражение концепции всеединства; формулировка общего закона развития и применение его к разным сферам действительности (прежде всего к истории человечества); разработка «органической логики» как системы определенных категорий и ее метода — диалектики; концепция «экономического общества» (материального «экономического труда») как исходного начала и основы всей социальной жизни, которая обязательно включает в себя нравственность; обоснование необходимости «практизации» философии, т.е. выведение ее не только к «моральной действительности», но и к «жизни народной» в целом, где она должна давать «верховные определяющие начала для жизни»; учение о богочеловечестве и др. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 266. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |