Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Философские взгляды Чаадаева.




 

происходит становление русской самобытной философии. У истоков этой философии стоял Петр Чаадаев. Он родился в Москве в знатной дворян семье. Учился в Моск университете, после оконч которого служил офицером в русской армии. 

После событий 1825 г. на Сенатской площади П.Я. Чаадаев в течение 4 лет живет в подмоск имении. Эти четыре года - время становления П.Я. Чаадаева в новом качестве: мыслителя и писателя. Здесь, в деревне окончательно оформляется филос и религ мировоззрение П.Я. Чаадаева, кот было представлено в его «Философич письмах», написанный в 1828-1830 гг. на франц яз. Всего было написано 8 писем, а опубликовано было только 1 - первое в журнале «Телескоп». Публикация «письма» вызвала негат реакцию властей. Высочайшим указом П.Я. Чаадаев был объявлен сумасшед, журнал закрыт, цензор уволен. В этих письмах П.Я. Чаадаев критикует Рос, ее прошлое, настоящее, будущее. «Мы живем одним настоящим в самых тесных его пределах, без прошедш и будущего, среди мертвого застоя» - писал П.Я. Чаадаев.

Положительную роль в развитии русской общественной жизни Чаадаев сыграл не только как “христ философ”, сколько как мыслитель, поставивш вопросы о причинах отсталости России, особенностях историч развития страны, сходстве и разл этого развития с историей западно-евр стран, будущем России, путях уничтож-я крепостничества и самодержавия”.

Чаадаев утверждал, что в Рос отсутствуют идеи долга, справедл, права, порядка, которые, как он считал в это время, прочно будто бы вошли в сознание и быт европ народов. Отсутствие этих идей можно, по его мнению, объяснить только тем, что в Рос не было идейн традиции, кот сделала возможным их укоренение на Западе. А поскольку, по Чаадаеву, не существовало этой традиции, постольку в истории страны не было внутр развития, естеств прогресса”. Отсюда он приходит к безотрадному выводу: “… мы жили и сейчас еще живем для того, чтобы преподать какой-то великий урок отдаленным потомкам, которые поймут его; пока, чтобы там не говорили, мы составляем пробел в порядке разумного существования”. Печальную участь России он объясняет тем, что она приняла православие, а не католицизм.

Россия, по П.Я. Чаадаеву, страна, забытая Провидением, они должна была брать лучшее у Запада, но «опыты времен для нас на существует. Одинокие в мире, мы миру ничего не дали, ничего у мира не взяли, мы не внесли в массу человеческих идей ни одной мысли». Все в России вызывает озлобленность мыслителя: обычаи, традиции, культура, нравы. Чаадаев пишет о своем народе: «В крови у нас есть нечто, отвергающее всякий настоящий прогресс».

Критикуя Россию, П.Я. Чаадаев восхваляет Запад, считает, что «в европ обществе, как оно сейчас сложилось, все же царство Божие в извест смысле в нем действительно осуществлено», он подчеркивает, что «на Западе все создано христианством». В России же, отмечает Чаадаев, христианство действовало наоборот. Оно «не имело у нас тех последствий, что на Зап». Причина, по мнению Чаадаева, в византийских корнях русского православия. Он пишет: «По воле роковой судьбы мы обратились за нравственным учением...к растленной Византии, к предмету глубокого презрения.... народов».

С 1835 года П.Я. Чаадаев изменяет критическое отношение к России, высказывает мысли о великом, историческом призвании России, желает оправдаться за прежние «грехи». Как ни «прекрасна любовь к отечеству, - пишет П.Я. Чаадаев, - но есть нечто еще более прекрасное - любовь к Истине. Не через родину, а через истину ведет путь на небо».

П.Я. Чаадаев оставил не очень большое наследие. Но темы, поднятые им, еще вернутся в творчестве других философов: западников и славянофилов.

Основные философские идеи Чаадаева:

Исходный постулат его философии заключается в том, что Бог есть Абсолютный Разум, который благодаря своей универсальной идеальной, духовной сущности имеет в себе начало для всего действительного существующего. Он – непротиворечивый в себе Универсум: «Все имеет начало в совершенной мысли Бога» [3, т. 1, с. 461]. Бытие мира, бытие истории и бытие человека является результатом «непрерывного действия Бога на мир», его торжествующего шествия. Абсолютное единство Бога проявляется во всей совокупности человеческих существ. Наиболее ярко Абсолютное единство Божественного разума проявляется через откровение и провиденциональное действие, созидание и творение добра. Чаадаев как бы склоняется к мысли, что субстанциональной основой Божественного разума и является добро.

Чтобы Бог открылся нам, подчеркивает Чаадаев, создатель, Первотворец наделил человека необходимыми способностями: верой и разумом. Вера открывает нам сферу Бытия Бога во всех трех ипостасях его единства (триединства). Она является необходимой предпосылкой и условием отношения человека с Богом. Разум же позволяет понимать, постигать сущность Бога. Поэтому Вера и разум нерасторжимы. Быть верующим – значит быть разумным.

Человеческий разум – модус Божеств разума. Создатель и наделил им человека для того, чтобы быть понятым им (человеком)-Чаадаев выделяет 2 свойства, два основания челов разума. 1м свойством человеч разума является религиозность и нравст-ть. Поэтому, «чтобы размышлять, судить о вещах, необх иметь понятие о добре и зле. Своей волей наделил Бог человека нравственным разумом.

Другое свойство человеческого разума, имеющего генезис в Божественном Разуме, выражается в его волящем и творческом характере. Творческая природа человеческого сознания, по убеждению П.Я. Чаадаева, позволяет людям «творить жизнь самим, вместо того, чтобы предоставлять ее собственному течению». Разум не бесстрастная система, безразлично все созерцающая. Поэтому вместилищем человеческой разумности является сердце – разумное по природе и действующее собственной властью.

Обращает внимание П.Я. Чаадаев и на противоречивый характер бытия человека, поскольку бытием человека управляют два вида законов. Как живое телесное существо человек подчиняется закону самосохранения, требующего только личного, эгоистического блага, в чем он (человек) и видит свою свободу.

Другим законом бытия человека, стороной необходимости, по Чаадаеву, является Закон Божеств Разума, в кот содержится истина и добро. Он (Бож Разум) и проявляется, и действует как истина и добро, приобретая свойство Провидения. Поэтому свобода бытия человека приобретает подлинный характер тогда, когда есть «непрерывное внешнее воздействие на разум человека» Бога, которого человек не замечает. Поэтому человек в своем бытии и в истории, по мнению Чаадаева, сталкивается не столько с противоречием свободы и необходимости, сколько с противоречием свободы и добра, а стремление к последнему и должно стать необходимостью.

П.Я. Чаадаев придерживается провиденциалистской концепции миро истории человечества: смысл истории определяется Божеств разумом (все видящим) и Божеств волей (все предписывающей), властвующ в веках и ведущей человеческий род к конечным целям. Хотя «Откровение» лежит в основе истории, субъектом истории является человечество или отдельный народ.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 314.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...