Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Исторические изменения в морфемном составе слова (опрощение, переразложении, аналогия, усложнения).




Материальная структура слова с те­чением времени изменяется. Эти изменения затрагивают и морфемный состав как основы, так и всего слова. Наука различает три главных типа ис­торических изменений в морфемной структуре слова: а) опрощение, б) переразложение, в) осложнение.

· Опрощение (термин В. А. Богородицкого, из­вестного русского лингвиста) — это переход слова от более сложного состава морфем к более простому в результате объединения двух морфем в одну. Так, в слове рубаха древний корень руб- теперь не осознается отдельно от древ­него суффикса -ах-, корень и суффикс слились в одну новую корневую морфему рубах-; в слове красный теперь не осоз­нается древний корень крас- и шедший за ним суффикс -ьн-, эти две морфемы слились в одну – красн-.

· Переразложение (термин В. А. Богородицко­го) — это перемещение границы между морфемами, в результате чего изменяется вид морфемы, а иногда и ее функция. Так, в древности падежные формы множествен­ного числа рекам, реками, реках имели границу между ос­новой и окончанием после звука [а], теперь же граница проходит после звука [к]. В слове внятно граница между приставкой и корнем проходила перед звуком [а] (я), теперь она проходит перед звуком [н ] (сравним слова внятно, понятно, занятно и т. д.). Переразложение может привести к появлению новых, ранее не существовавших морфем, например суффиксов -ение, -инк-, -тельн- и др.

· Осложнение— это появление границы между мор­фемами на месте, где ее не было, это членение одной мор­фемы на две. Заимствованное из голландского языка слово Zonnedek — зонтик было разделено сознанием русского человека на зонт и ик под влиянием русских слов типа до­мик, листик и подобных. В словах академик, химик за­метно выделяется суффикс -ик (ср. академия, химия). По аналогии тот же суфикс мы склонны выделять и в словах ботаник, логик, комик, медик, трагик, физик и под. Но этимология как будто не дает для этого оснований. Заимст­вованные цельные основы уже на почве русского языка «ос­ложняются».

· Аналогия (греч. analogia - соответствие, сходство) - уподобление элементов языка другим элементам того же уровня, более распространённым и продуктивным, или сближение таких элементов. А.- одна из причин нефонетических изменений звукового облика слов и форм, она приводит к выравниванию при словоизменении и словообразовании тех фактов языка, к-рые были разобщены в истории или разошлись в силу действия различных звуковых законов (см.). А. ярче проявляется в словоизменении, чем в словообразовании, это объясняется тем, что в словоизменении существует ббльшая регулярность при образовании форм.

Действие А. на фонетическом уровне обусловливает появление иного, чем это ожидалось бы исторически, звука на месте другого; напр., развитие о после мягкого согласного перед твёрдым на месте "Ь (см. Ять): по А. с весна - вёсны возникло звезда - звёзды (из звезда - звезды), по А. с привести привёл развилось приобрести - приобрёл (из приобрести - приобргЪлъ). С другой стороны, действие А. приводит иногда к полной или частичной утрате исторических чередований; напр., чередование е/о исторически обусловлено качеством соседних согласных: под ударением перед твёрдым согласным произносится о, перед мягким - е (сёла - сельский, весёлый - веселье, плётка — плеть, пёк - печь), однако произносятся одинаково слова пёс - пёсик, весёлый - весёленький, тётка - тётя, горшок - горшочек и др., где гласный о перед мягким возник по А. с произношением этого гласного перед твёрдым согласным.

В области морфологии действием А. вызван переход глаголов из одного класса в другой; напр., у глаголов икать, полоскать, брызгать, махать формы 1-го лица ед. ч. первоначально образовывались только с чередованием согласных: ичу, полощу, брызжу, машу, но по А. с глаголами продуктивного класса типа читать - читаю, кидать -кидаю, делать - делаю появились формы икаю, полоскаю, брызгаю, махаю, причём форма икаю стала единственно возможной в лит. языке, а остальные сосуществуют с более ранними. Совр. форма предл. п. ед. ч. существительных жен. рода с основой на к, г, х (на руке, ноге, сохе) возникла на месте др.-рус. формы с согласными ц, з, с перед окончанием (на руцЪ, нозЪ, cock) в результате А. с другими формами, сохранившими к, г, х (рука, руку, рукам и т.д.), и с формами существительных, имеющими чередование твёрдых и мягких согласных (типа кора - на коре).

 

46. Основные способы словообразования в русском языке.

Рассмотрим основные способы словообразования русского языка.

1. Приставочный (префиксальный) способ (префиксация) – способ образования слова путём присоединения приставки к целому слову. Например:

· информировать → дезинформировать,

· внук → правнук,

· общественный → антиобщественный,

· всегда → навсегда,

· брать → отобрать,

· звук → ультразвук,

· чемпион → экс-чемпион,

· важный → архиважный,

· симметрия → асимметрия,

· организация → реорганизация,

2. Суффиксальныйспособ (суффиксация) – способ образования слова путём присоединения суффикса к основе слова. Например:

· читать → читатель,

· синий → синеть,

· экзамен → экзаменатор,

· два → двое,

· два → дважды,

· мяу → мяукать,

· болото → болотистый,

· музыка → музыкант,

· дождь → дождливый,

Особым видом суффиксального способа является нулевая суффиксация (образование деривата посредством нулевого суффикса). Например: синий → синь, тихий → тишь, входить → вход, бегать → бег. Некоторые лингвисты считают, что подобные дериваты образуются флексийным способом, то есть флексия в структуре данных слов выполняет синкретичную функцию. В школьной практике в подобных случаях обычно используют термин бессуффиксный (или безаффиксный) способ словообразования.

3. Постфиксальный способ (постфиксация) – способ образования слова путём присоединения постфикса к целому слову. Например:

· какой → какой-либо,

· где → где-то,

· кто → кто-нибудь.

4. Приставочно-суффиксальный (префиксально-суффиксальный) способ (префиксация в сочета´нии с суффиксацией) – способ образования слова путём одновременного присоединения приставки (префикса) и суффикса к основе слова. Например:

· город → пригородный,

· звук → озвучить,

· Москва → Подмосковье,

· река → междуречье,

· берег → побережье,

· боль → обезболить.

5. Приставочно-постфиксальный (префиксально-постфиксальный) способ (префиксация в сочетании с постфиксацией) – способ образования слова путём одновременного присоединения приставки (префикса) и постфикса к целому слову. Например:

· есть → наесться,

· читать → вчитаться,

· плакать → расплакаться,

· мечтать → размечтаться,

· терпеть → притерпеться.

6. Суффиксально-постфиксальныйспособ (суффиксация в сочетании с постфиксацией) – способ образования слова путём одновременного присоединения суффикса и постфикса к основе слова. Например:

· гордый → гордиться,

· куст → куститься,

· невеста → невеститься,

· ветвь → ветвиться,

· нужда → нуждаться.

7. Приставочно-суффиксально-постфиксальный (префиксально-суффиксально-постфиксальный) способ (префиксация в сочетании с суффиксацией и постфиксацией) – способ образования слова путём одновременного присоединения приставки (префикса), суффикса и постфикса к основе слова. Например:

· смех → насмехаться,

· банкрот → обанкротиться.

8. Сложение (чистое сложение) – способ образования слов на базе сочинительного или подчинительного сочетания, при котором последний компонент является целым словом, а первый компонент (компоненты) – основой. Например:

· светлый и розовый → светло-розовый,

· оборачиваемость товара → товарооборачиваемость,

· овощ и хранилище → овощехранилище,

· защита рыб → рыбозащита,

· официальный и деловой → официально-деловой,

· научный и популярный → научно-популярный,

· русский и английский → русско-английский.

9. Сложно-суффиксальный (суффиксально-сложный, сложение в сочетании с суффиксацией) – способ образования сложных слов при помощи словообразовательных средств, использующихся при суффиксации, и словообразовательных средств, использующихся при сложении. Например:

· железная дорога → железнодорожный,

· орден и носить → орденоносец,

· два метра → двухметровый,

· голова и ломать → головоломка.

Особым случаем здесь является сложение в сочетании с нулевой суффиксацией, например: рыба + ловить → рыболов (согласно другой точке зрения – сложно-флексийный).

10. Сращение (слияние) – «…способ словообразования, при котором производное слово во всех своих формах полностью тождественно по морфемному составу синонимичному словосочетанию; синтаксическая связь этого сочетания (управление или примыкание) остаётся живой в структуре производного слова: вечнозелёный, тяжелобольной, умалишённый…». Например:

· высоко оплачиваемый → высокооплачиваемый,

· мало исследованный → малоисследованный,

· быстро растворимый → быстрорастворимый.

11. Аббревиация (сложносокращённый способ) – способ образования производных слов (существительных) путём сложения усечённых отрезков или усечённых отрезков и целых слов исходного словосочетания (реже – слова). Например:

· запись актов гражданского состояния → загс,

· государственный аппарат → госаппарат,

· заведующий учебной частью → завуч,

· заведующий складом → завскладом,

· военный комиссариат → военкомат,

· банковский автомат → банкомат.

Производное существительное, образованное данным способом, называется аббревиатурой.

12. Усечение – способ образования производных слов (существительных) путём усечения производящей основы (производящее – существительное) по аббревиатурному принципу, то есть вне границ морфем. Например:

· специалист → спец,

· фестиваль → фест,

· абитуриент → абитура,

· заместитель → зам.

Лексическое значение производного и производящего тождественны.

Производные, образованные усечением, относятся к разговорной лексике.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 353.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...