Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
Государства следуют различной внешнеторговой политике: - Протекционизма (от лат. protectio — покровительство, защита) — политика государства, направленная на защиту интересов внутренних производителей от иностранных конкурентов. Формами протекционизма являются: — селективный — направлен против отдельных стран или отдельных товаров); — отраслевой — защищает отдельные отрасли, прежде всего сельское хозяйство; — коллективный — проводится объединениями стран в отношении других стран, не входящих в них; — скрытый — с помощью методов внутренней экономической политики. - Умеренной торговой политике — предполагает сочетание элементов свободной торговли и протекционизма. - Политике свободной торговли (фритредерство (англ. freetrade — свободная торговля) — ориентирована на свободное развитие международной торговли.
Достоинства и недостатки открытия внутреннего рынка для импортных товаров: Достоинства 1) население сможет купить больше более дешёвых и качественных товаров; 2) возрастут доходы торговых фирм; 3) возрастёт сумма налогов, уплачиваемых покупателями при приобретении импортных товаров; 4) рост уровня жизни граждан, имеющих работу и возможность покупать импортные товары, улучшит внутриполитическую ситуацию в стране и увеличит шансы правящей партии победить на очередных выборах; Недостатки 1) сократятся продажи отечественных товаров 2) упадут доходы отечественных товаров, и государство получит от них меньшую сумму налогов; 3) начнутся увольнения в отечественной промышленности, возрастёт безработица, что приведёт к падению налоговых поступлений с заработной платы при увеличении расходов на выплату пособий по безработице; 4) безработные и отечественные предприниматели будут протестовать против нынешнего правительства, и это уменьшит его шансы на сохранение власти; 5) возрастёт зависимость страны от поставок товаров из-за рубежа, что ведёт к её политической зависимости. Большинство стран с переходной экономикой поддерживает протекционистский режим внешней торговли. Среди развивающихся стран и стран с переходной экономикой, торговый режим которых эксперты оценили как свободный, выделяются Эквадор, Латвия, Литва и Эстония. В 90-е гг. XX в. обозначилась тенденция либерализации торговых режимов и роста числа государств, проводящих умеренную торговую политику. Основная задача в области внешней торговли заключается в том, чтобы помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентоспособными на мировом рынке, и ограничить импорт, превратив иностранные товары в менее конкурентоспособные на внутреннем рынке. Достичь этого можно с помощью инструментов государственного регулирования внешней торговли.
Методы государственного регулирования внешней торговли: 1) тарифные (таможенные тарифы на импорт, экспортный тариф, таможенные союзы); 2) нетарифные (установление квот, установление стандартов на ту или иную продукцию, эмбарго; Эмбарго (от исп. embargo наложение ареста, запрещение) – 1) государственное запрещение на ввоз или вывоз из страны определённого вида товаров, ценностей, золота, ценных бумаг, валюты; 2) блокирование торговли с определёнными странами по решению ООН в качестве репрессивной меры по отношению к данной стране за нарушение Устава ООН или другие неблаговидные действия. Демпинг (от англ. dumping – сбрасывание) – 1) продажа товаров на внешнем и внутреннем рынках по искусственно заниженным ценам, меньшим средних розничных цен, а иногда и более низким, чем себестоимость (издержки производства и обращения); 2) продажа экспортируемых товаров на зарубежных рынках по более дешёвым ценам, чем на национальных. Экономическая интеграция (от лат. integratio — восстановление, восполнение) — это процесс создания региональных хозяйственных комплексов на основе межгосударственного регулирования внешней торговли и движения факторов производства. Преференциальные (от лат. praefarre — предпочитать) торговые соглашения, предполагающие снижение таможенных пошлин на товары внешнеторгового партнера по сравнению с уровнем, которым облагаются товары третьих стран Зоны свободной торговли, предполагающие взаимную отмену торговых пошлин между участницами интеграционной группировки, но сохранение у каждой из этих стран особой внешнеторговой политики по отношению к третьим странам Таможенные союзы, предполагающие взаимную отмену таможенных пошлин и унификацию внешнеторгового режима относительно третьих стран Общий рынок, в рамках которого наряду со свободой торговли обеспечивается либерализация перелива капиталов и рабочей силы между странами, осуществляется согласование экономической политики Экономические союзы, в которых происходит унификация экономической, социальной, научно-технической, международной политики стран-участниц; создается система межгосударственных институтов, формирующих единую политико-правовую среду В настоящее время в мире существует примерно 100 интеграционных группировок разных видов. Наиболее развитыми из них в мире являются: - Европейский союз (ЕС), объединяющий 25 европейских стран. - НАФТА — Североамериканское соглашение о свободной торговле с участием США, Канады и Мексики. - АСЕАН — Ассоциация государств Юго-Восточной Азии. - Латиноамериканская ассоциация свободной торговли и ряд других.
РАЦИОНАЛЬНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ СОБСТВЕННИКА, РАБОТНИКА, ПОТРЕБИТЕЛЯ, СЕМЬЯНИНА, ГРАЖДАНИНА
ЭКОНОМИКА ПОТРЕБИТЕЛЯ Потребитель— это тот, кто приобретает и использует товары, заказывает работы и услуги для личных бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли. Потребителем может выступать фирма, организация и государство в целом. Цель потребителя — извлечение максимальной полезности от потребления товаров и услуг. Ограничения на пути достижения цели потребителя: · семейный (потребительский) бюджет – баланс денежных доходов и расходов семьи; · цены на товары и услуги; · ассортимент предлагаемых товаров и услуг. Рациональное поведение потребителя — это продуманное поведение, предполагающее сопоставление результатов действий с затратами. Суверенитет потребителя – это право владельца любых видов ресурсов самостоятельно принимать решения, связанные с распоряжением этими ресурсами и их использованием. Доход потребителя — это сумма денежных средств, получаемых за определенный промежуток времени и предназначаемых для приобретения благ и услуг на цели личного потребления. При составлении бюджета семьи используются показатели номинальных {денежных) доходов. Основные источники номинального (денежного) дохода потребителя: · заработная плата; · социальные выплаты государства отдельным гражданам (пособия, пенсии, стипендии); · доход от предпринимательской и иной деятельности; · доход от собственности (плата, полученная за аренду квартиры, процент на денежный капитал, дивиденды по ценным бумагам). Реальный доход определяется количеством товаров и услуг, которые можно приобрести на сумму номинального дохода. Это обобщающий показатель уровня жизни населения страны. Он зависит от объема конечных доходов (номинальный доход минус подоходный налог) и уровня цен на товары и услуги и исчисляется как частное от деления объема конечных доходов на индекс потребительских цен. Потребительские расходы делятся на: · обязательные расходы (минимально необходимые) — расходы на питание, одежду, транспорт, оплату коммунальных услуг и т.п.; · произвольные расходы (покупка книг, картин, машины и др.) – расходы в случае, если личные доходы потребителя не превышают обязательные расходы Чем выше доход семьи, тем меньше доля расходов на питание и больше на товары длительного пользования, а также тем больше удельный вес сбережений. Немецкий исследователь-статистик Э. Энгель (1821—1896) установил связь между доходами населения и структурой потребления. Согласно «Закону Энгеля»:чем выше уровень доходов семьи, тем меньше доля ее расходов на продовольственные товары. Соответственно возрастает спрос на промышленные товары широкого потребления, а при дальнейшем повышении уровня доходов существенно увеличиваются затраты на высококачественные товары и услуги. Таким образом, структура расходов на потребление изменяется в прямой зависимости от размера дохода. По доле расходов семьи на питание можно судить об уровне благосостояния разных групп населения одной страны и сравнивать благосостояние граждан разных стран. Уровень жизни — это уровень потребления материальных благ (обеспеченность населения страны промышленными товарами, продуктами питания, жилищем и т.п.). Качество жизни – включает в себя помимо уровня жизни условия и безопасность труда, культурный уровень, физическое развитие и др.
ЭКОНОМИКА ПРОИЗВОДИТЕЛЯ |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 361. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |