Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА   




Государства следуют различной внешнеторговой политике:

- Протекционизма (от лат. protectio — покровительство, защита) — политика государства, направленная на защиту интересов внутренних производителей от иностранных конкурентов.

Формами протекционизма являются:

— селективный — направлен против отдельных стран или отдельных товаров);

— отраслевой — защищает отдельные отрасли, прежде всего сельское хозяйство;

— коллективный — проводится объединениями стран в отношении других стран, не входящих в них;

— скрытый — с помощью методов внутренней экономической политики.

- Умеренной торговой политике — предполагает сочетание элементов свободной торговли и протекционизма.

- Политике свободной торговли (фритредерство (англ. freetrade — свободная торговля) — ориентирована на свободное развитие международной торговли.

 

Достоинства и недостатки открытия внутреннего рынка для импортных товаров:

Достоинства

1) население сможет купить больше более дешёвых и качественных товаров;

2) возрастут доходы торговых фирм;

3) возрастёт сумма налогов, уплачиваемых покупателями при приобретении импортных товаров;

4) рост уровня жизни граждан, имеющих работу и возможность покупать импортные товары, улучшит внутриполитическую ситуацию в стране и увеличит шансы правящей партии победить на очередных выборах;

Недостатки

1) сократятся продажи отечественных товаров

2) упадут доходы отечественных товаров, и государство получит от них меньшую сумму налогов;

3) начнутся увольнения в отечественной промышленности, возрастёт безработица, что приведёт к падению налоговых поступлений с заработной платы при увеличении расходов на выплату пособий по безработице;

4) безработные и отечественные предприниматели будут протестовать против нынешнего правительства, и это уменьшит его шансы на сохранение власти;

5) возрастёт зависимость страны от поставок товаров из-за рубежа, что ведёт к её политической зависимости.

Большинство стран с переходной экономикой поддерживает протекционистский режим внешней торговли. Среди развивающихся стран и стран с переходной экономикой, торговый режим которых эксперты оценили как свободный, выделяются Эквадор, Латвия, Литва и Эстония. В 90-е гг. XX в. обозначилась тенденция либерализации торговых режимов и роста числа государств, проводящих умеренную торговую политику.

Основная задача в области внешней торговли заключается в том, чтобы помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентоспособными на мировом рынке, и ограничить импорт, превратив иностранные товары в менее конкурентоспособные на внутреннем рынке. Достичь этого можно с помощью инструментов государственного регулирования внешней торговли.

 

Методы государственного регулирования внешней торговли:

1) тарифные (таможенные тарифы на импорт, экспортный тариф, таможенные союзы);

2) нетарифные (установление квот, установление стандартов на ту или иную продукцию, эмбарго;

Эмбарго (от исп. embargo наложение ареста, запрещение) –

1) государственное запрещение на ввоз или вывоз из страны определённого вида товаров, ценностей, золота, ценных бумаг, валюты;

2) блокирование торговли с определёнными странами по решению ООН в качестве репрессивной меры по отношению к данной стране за нарушение Устава ООН или другие неблаговидные действия.

Демпинг (от англ. dumping – сбрасывание) –

1) продажа товаров на внешнем и внутреннем рынках по искусственно заниженным ценам, меньшим средних розничных цен, а иногда и более низким, чем себестоимость (издержки производства и обращения);

2) продажа экспортируемых товаров на зарубежных рынках по более дешёвым ценам, чем на национальных.

Экономическая интеграция (от лат. integratio — восстановление, восполнение) — это процесс создания региональных хозяйственных комплексов на основе межгосударственного регулирования внешней торговли и движения факторов производства.

Преференциальные (от лат. praefarre — предпочитать) торговые соглашения, предполагающие снижение таможенных пошлин на товары внешнеторгового партнера по сравнению с уровнем, которым облагаются товары третьих стран

Зоны свободной торговли, предполагающие взаимную отмену торговых пошлин между участницами интеграционной группировки, но сохранение у каждой из этих стран особой внешнеторговой политики по отношению к третьим странам

Таможенные союзы, предполагающие взаимную отмену таможенных пошлин и унификацию внешнеторгового режима относительно третьих стран

Общий рынок, в рамках которого наряду со свободой торговли обеспечивается либерализация перелива капиталов и рабочей силы между странами, осуществляется согласование экономической политики

Экономические союзы, в которых происходит унификация экономической, социальной, научно-технической, международной политики стран-участниц; создается система межгосударственных институтов, формирующих единую политико-правовую среду

В настоящее время в мире существует примерно 100 интеграционных группировок разных видов. Наиболее развитыми из них в мире являются:

- Европейский союз (ЕС), объединяющий 25 европейских стран.

- НАФТА — Североамериканское соглашение о свободной торговле с участием США, Канады и Мексики.

- АСЕАН — Ассоциация государств Юго-Восточной Азии.

- Латиноамериканская ассоциация свободной торговли и ряд других.

 

РАЦИОНАЛЬНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ СОБСТВЕННИКА, РАБОТНИКА, ПОТРЕБИТЕЛЯ, СЕМЬЯНИНА, ГРАЖДАНИНА

 

ЭКОНОМИКА ПОТРЕБИТЕЛЯ

Потребитель— это тот, кто приобретает и ис­пользует товары, заказывает работы и услуги для личных бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли.

Потребителем может выступать фирма, организация и государ­ство в целом.

Цель потребителя — извлечение максимальной по­лезности от потребления товаров и услуг.

Ограничения на пути достижения цели потребителя:

· семейный (потребитель­ский) бюджет – баланс денеж­ных доходов и расходов семьи;

· цены на товары и услуги;

· ассортимент предлагаемых товаров и услуг.

Рациональное поведение потребителя — это про­думанное поведение, предполагающее сопоставление ре­зультатов действий с затратами.

Суверенитет потребителя – это право владельца любых видов ресурсов самостоятельно принимать решения, связанные с распоряжением этими ресурсами и их использованием.

Доход потребителя — это сумма денежных средств, получаемых за определенный промежуток времени и предназначаемых для приобретения благ и услуг на це­ли личного потребления.

При составлении бюджета семьи используются пока­затели номинальных {денежных) доходов.

Основные источники но­минального (денежного) дохода потребителя:

· зара­ботная плата;

· социаль­ные выпла­ты госу­дарства от­дельным гражданам (пособия, пенсии, стипендии);

· доход от предпринимательской и иной деятель­ности;

· доход от собствен­ности (плата, полученная за аренду квар­тиры, процент на де­нежный капи­тал, дивиден­ды по цен­ным бума­гам).

Реальный доход определяется количеством товаров и услуг, которые можно приобрести на сумму номи­нального дохода. Это обобщающий показатель уровня жизни населения страны. Он зависит от объема ко­нечных доходов (номинальный доход минус подоходный налог) и уровня цен на товары и услуги и исчисляется как частное от деления объема конечных доходов на ин­декс потребительских цен.

Потребительские расходы делятся на:

· обязательные расходы (минимально необходимые) — расходы на питание, одежду, транспорт, оплату коммунальных услуг и т.п.;

· произвольные расходы (покупка книг, кар­тин, машины и др.) – расходы в случае, если личные доходы потребителя не превышают обяза­тельные расходы

Чем выше доход се­мьи, тем меньше доля расходов на питание и больше на товары длительного пользования, а также тем больше удель­ный вес сбережений.

Немецкий исследователь-статистик Э. Энгель (1821—1896) устано­вил связь между доходами населения и структурой по­требления. Согласно «Закону Энгеля»:чем выше уро­вень доходов семьи, тем меньше доля ее расходов на про­довольственные товары. Соответственно возрастает спрос на промышленные товары широкого потребления, а при дальнейшем повышении уровня доходов существенно увеличиваются затраты на высококачественные товары и услуги. Таким образом, структура расходов на потреб­ление изменяется в прямой зависимости от размера до­хода.

По доле расходов семьи на питание можно судить об уровне благосостояния разных групп населения одной страны и сравнивать благосостояние граждан разных стран.

Уровень жизни — это уровень потребления мате­риальных благ (обеспеченность населения страны промышленными товарами, продуктами питания, жи­лищем и т.п.).

Качество жиз­ни – включает в себя помимо уровня жизни условия и безопасность тру­да, культурный уровень, физическое развитие и др.

 

ЭКОНОМИКА ПРОИЗВОДИТЕЛЯ










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 299.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...