Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

РОЛЬ ВЕРЫ И ПОКЛОНЕНИЯ В НРАВСТВЕННОСТИ




 

Тот, кто обладает истинной верой, знает, что Аллах видит все,что он делает, и помнит об ангелах, которые записывают его деяния. Он также верит, что в Судный день ему будут показаны все деяния, которые он совершал в этой жизни,и верит, что если он совершал добродеяния, то получит за это вознаграждение, а если творилдурное, то будет наказан за это.

Сказал Аллах Всевышний в Коране:

فَمَنْ يَعْمَلْ مِثْقَالَ ذَرَّةٍ خَيْراً يَرَهُ وَمَنْ يَعْمَلْ مِثْقَالَ ذَرَّةٍ شَرّاً يرَهُ

Фамай-я́՚амаль миска́ля за́рратин хайра́й-йяpaх,

Ўа май-я́՚амаль миска́ля за́рратин шарра́й-йярах.

«Кто совершил на вес пылинки добра, тот увидит его (в свитке своих деяний, и Аллах воздаст ему за него). А кто совершил зла на вес пылинки, (тот также) увидит его, (и ему воздастся за него)» (сура «Аз-Зальзаля», аяты 7, 8).

Это вероубеждение удерживает человека от совершения зла и направляет на совершение добра. Тот, у кого нет такого вероубеждения, не несет в себе чувства ответственности, и пока не будет для него от кого-либо пользы, не стоит ожидать от него добра, и при удобном случае он может учинить разного рода зло.

Мусульманин, обладающий таким вероубеждением и обращающий внимание на все свои действия, не нанесет никому вреда и будет стараться делать добро. Ибадат усиливает веру в наших сердцах и сохраняет высокую нравственность.

Например, пятикратный намаз напоминает нам всегда об Аллахе и оберегает человека от грехов, пост увеличивает чувство милосердия и уберегает руки от харама и язык от лжи. Закят спасает от скупости и укрепляет чувство взаимопомощи. И все это приносит пользу обществу.

 

ЛУЧШИЙ ПРИМЕР НРАВСТВЕННОСТИ – ПРОРОК МУХАММАД, МИР ЕМУ

 

Пророк Мухаммад, мир ему, – это человек, обладающий высокой нравственностью, который получил воспитание от Самого Аллаха. Он получил нравственность из Корана и вобрал в себя все лучшие качества. Когда спросили у госпожи Аиши о Пророке, мир ему, она ответила, что его мораль – это Коран.

Пророк Мухаммад, мир ему, учил законам нравственности и сам жил по ним. Он никогда не отступал от законов нравственности и добра. И своими благими поступками был примером для людей. Сказал Аллах Всевышний:

لَقَدْ كَانَ لَكُمْ فِي رَسُولِ اللهِ أُسْوَةٌ حَسَنَةٌ

«Лякад кя́на ляку́м фи́Расу́ли-Лля́hи у́сўатун хасанатун...»

«Посланник Аллаха – превосходный пример для вас (которому вы должны подражать)» (сура «Аль-Ахзаб», аят 21).

В этом аяте Аллах повелевает, чтобы мы подражали жизни Пророка Мухаммада, мир ему, и наша обязанность – хорошо овладеть знаниями о его высоконравственной жизни и жить по его примеру.

 

ТРУД И НРАВСТВЕННОСТЬ

 

Труд является повелением нашей религии. Каждый мусульманин обязан трудиться для того, чтобы зарабатывать себе на жизнь и не зависеть от кого-либо. Но способы заработка бывают разными. То, на что мы должны обращать внимание, зарабатывая трудом: зарабатывать разрешенным путем и не смешивать наш ризк с запрещенным.

Пророк, мир ему, сказал:

«В Судный день у человека будут спрашивать об имуществе: как он его расходовал и как приобрел».

Есть другой хадис, в котором говорится о тех, кто смешивал законный свой заработок с неправедным:

«Тот, кто обманывает, тот не из нас».

И в следующем хадисе Пророк, мир ему, обрадовал тех, которые трудились и зарабатывали:

«Те, которые торговали честно, по совести, в Судный День будут пребывать вместе с пророками».

Честность и правдивость в исламе – один из принципов нравственности. Мусульманин должен избегать лжи, зависти, а также избегать ихтикя́ра (спекуляции, искусственного накручивания цены[71]); мусульманин должен зарабатывать чистым и разрешенным путем.

Производитель должен выпускать товар качественно и без обмана. Обязанности работника и подчиненного – качественно выполнять порученную им работу. Если работник выполняет свою работу небрежно («начальство не заметит»,«мне и так недоплачивают»), тем самым он отдаляется от истины и присваивает заработок незаконно. Такое отношение запрещено нашей религией. Ислам предписывает надежность в любом деле.

 

МЕНЯЕТСЯ ЛИ НРАВ?

 

На этот свет ребенок рождается чистым. Если родители воспитают его прилежным и научат хорошим манерам, то он вырастет высоконравственным. Если ему не дадут воспитания и пустят дело на самотек,посодействовав формированию плохого характера, то нельзя ожидать от него высокой нравственности и доброты.

Как тело мы лечим разными лекарствами, чтобы избавиться от болезни, также очищаем нашу душу от дурных черт, совершенствуя и возвышая ее.

Пророк, мир ему, сказал:

«Совершенствуйте вашу нравственность».

Этот хадис доказывает, что можно изменить свойства личности. Поэтому в исламе недопустимо говорить: «Принимайте меня таким (или такой), какой я есть». Следует исправлять себя, но при этом не возбраняется требовать исправления и от других мусульман.

В одном из хадисов Пророк, мир ему, говорил: «Помогайте и обиженному, и его обидчику». Когда сподвижники удивились, как же можно помочь тому, кто обижает других, Пророк сказал: «Обидчику можно помочь, останавливая его от нанесения обид».

Дурной нравподобен инфекции. Если кто-тодружит с безнравственными людьми, то со временем из-за общения с ними теряет свои хорошие качества и перенимает их пороки и недостатки, заражается их духовной болезнью. Поэтому, чтобы сохранить нравственность, прежде всего надо получить хорошее воспитание, дружить с теми, кто обладает благонравием, и не водить дружбы с безнравственными людьми.

Пророк, мир ему, сказал:

«Дружба с праведником или грешником сравнима с дружбой с торговцем мускуса (благовониями, парфюмом) или кузнецом. У первого ты можешь купить мускус или почувствовать пропитавшийего одежду аромат. У второго ты можешь прожечь свою одежду искрами или почувствовать его неприятный запах»[72].

Наша обязанность – быть внимательными и осмотрительными при выборе друга. Следует дружить с хорошими и знающими людьми, извлекать уроки из общения с ними и избегать плохих людей. Но самые лучшие люди могут подружиться даже с плохим человеком, чтобы удалить его от безнравственнсти и приблизить к благонравию, помочь ему стать лучше.

 

ВОПРОСЫ

 

1. Что такое ахляк?

2. Расскажите о том, какое значение придает ислам нравственности?

3. Какова роль веры и поклонения для нравственности?

4. Какова была нравственность нашего Пророка Мухаммада, мир ему?

5. Как влияет нравственность на трудоспособность?

6. Как вы думаете, меняется ли нравственность?

ЧАСТЬ II. НРАВСТВЕННЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

 

v Нравственные обязанности в исламе

v Наши обязанности перед Аллахом, Кораном и Пророком

v Обязанности перед самим собой

v Нравственное поведение во время еды и питья

v Воспитание речи

v Воспитание органов тела

 

НРАВСТВЕННЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

 

Нравственные обязанности в исламе состоят из 5 частей:

1) обязанности перед Аллахом, Кораном и Пророком;

2) обязанности перед самим собой;

3) обязанности перед семьей;

4) обязанности перед своей Родиной и народом;

5) обязанности перед всем человечеством.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 337.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...