Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Структура диагностического исследования.




Диагностическая деятельность начинается с постановки цели и задач, после чего формируется гипотеза и подбираются адекватные методы для её проверки. Завершающим этапом является установление диагноза. Заказчиком психодиагностического исследования может выступать сам психолог и другие заинтересованные лица, например родители, педагоги, различные организации.

    Необходимо обеспечить психологически корректное формулирование задач исследования.

    Гипотезы служат основой для выбора психодиагностических методов, с помощью которых их можно принять либо отвергнуть. Одной из самых сложных операций в психодиагностике, требующих наиболее высокого уровня подготовки, является интерпретация полученных данных. Она требует умения разобраться в сложном переплетении множества выявленных факторов и установления между ними логической связи на основе теории психологии. Сложность интерпретации связана с тем, что внешне сходные проявления могут быть результатом различных причин: например, неверное решение некоторых тестовых задач может быть следствием недостатков восприятия, интереса или чрезмерного волнения.

    В процессе диагностики необходимо иметь представления о двух типах диагнозов.

 Во-первых, диагноз на основе констатации наличия или отсутствия какого-либо признака. В этом случае получаемые при диагностировании данные об индивидуальных особенностях психики испытуемого соотносятся, например, с нормой или с каким-то критериям.

Во-вторых, диагноз, позволяющий находить место испытуемого на «оси континуума» по выраженности тех или иных качеств. Диагностические методики призваны быстро и надёжно обеспечивать сбор данных об испытуемых для формулирования психологического диагноза.

Объектом психодиагностики являются закономерности развития личности, интеллекта и поведения лиц разного возраста. С помощью психолого-педагогических методов определяется уровень психического развития детей, производится оценка всех познавательных процессов, тестируется комплекс умений и навыков, которыми ребёнок должен владеть в соответствии с возрастом.

      Предмет психодиагностики - исследование психических особенностей процессов, функций и состояний у лиц разного возраста. Особенности внимания, памяти, мышления, работоспособности, темперамента, характера, индивидуального стиля поведения, когнитивного стиля и другие оцениваются с целью обеспечения выбора оптимальных средств коррекции и обучения школьников.

                                    Задачи психологической диагностики:

1. Определение соотношения первичного и вторичного в структуре дефекта.

2. Выявление вторичной психической симптоматики, характерной для того или иного нарушения.

3. Определение общих и специфических закономерностей психического развития при нарушениях различного генеза.

4. Изучение влияния нарушения на формирование личности.

5. Выбор методов психокоррекции и психотерапии.

6. Определение критериев эффективности и оценки воздействия психотерапии и коррекции.

       Психодиагностика  является своеобразным соединительным звеном между общепсихологическими, логопедическими исследованиями и практикой.

 Любое диагностическое исследование имеет свою структуру, в которой выделяют три стороны-семиотическую, техническую и логическую. Семиотика исследования заключается в том, что разработке диагностической методики предшествуют определение содержания понятий, выражающих конечную её цель, оцениваемых (измеряемых) признаков и способов объединения диагностической информации в знаковую систему.

        Под техникой подразумеваются специальные методы и методики диагностического обследования, адекватные семиотике. Трудности реализации методик связаны с тем, что на технический уровень переводимы только те понятия, которые поддаются операционному определению, указывающему, каким образом должно проводиться различение состояний объекта.

     Каждый возраст имеет специфику, определяемую, прежде всего, ведущей деятельностью.

     Для дошкольников игровая деятельность является ведущей. Динамичность, сенсомоторное развитие, становление (закладка основ) различных психических характеристик, и, прежде всего речи, определяют его возраст.

 

Программа диагностики (по методической разработке Фукина А.И. и Курбатской Т.Б.):

1. Методика А.Р. Лурия по определению состояния кратковременной памяти.

2. Методика Джекобсона по определению объёма памяти.

3. Методика по определению концентрации и распределения внимания.

4. Методика, выявляющая уровень развития операции систематизации.

5. Методика по определению способности обобщать, абстрагировать и классифицировать.

6. Методика по определению мыслительных способностей детей 6 лет.

7. Методика для выявления уровня развития образных представлений.

8. Название цвета по показу.

9. Исследование качества звукопроизношения.

10. Методика определения уровня мобилизации воли (по Ш.Н. Чхарташвили).

11. Методика, определяющая уровень развития мелкой моторики рук, аналитических и синтетических функций мозга. (Изучаемая посредством графического диктанта и метода Керна-Йерасека)

12. Методика для изучения и оценки моторной персеверации (шаблонного повторения движения).

13. Методика Керна - Йерасека.

14. Методика определения уровня развития коммуникативной сферы.

15. Методика по определению состояния долговременной памяти.

Коэффициент психологической готовности (КПГ) ребёнка к школе определяется отношением суммы оценок на число методик.

При этом КПГ до 3 баллов оценивается - неудовлетворительно,

                до 5 баллов - слабо,

                до 7 баллов - средне,

               до 9 баллов - сильно,

                до 10 баллов - очень сильно.

 

Описание методик.

 

Методика А.Р. Лурия по определению состояния кратковременной памяти.

    Приготовьте 10 односложных, не связанных непосредственно между собой слов. Например: игла, лес, вода, чашка, стол, гриб, полка, нож, булка, пол, бутылка.

    Инструкция: «Я прочту тебе слова, а потом ты повторишь все, что запомнил. Слушай меня внимательно. Начинай повторять сразу же, как только я кончу читать. Готов? Читаю »

    Затем одновременно и четко произнести 10 слов, после чего предложите повторить в любом порядке. Такую процедуру совершать 5 раз, каждый раз под названными словами ставить крестики, занося результаты в протокол.

    Выявите, на каком повторении ребенок воспроизводит наибольшее количество слов, и после этого оцените.

    Обратите внимание и на следующие характеристики ребенка:

ü Если воспроизведение начинает сначала увеличиваться, а потом уменьшаться, то это говорит об истощаемости внимания, забывчивости.

ü Зигзагообразная форма «кривой» - указывает на рассеянность, неустойчивость внимания.

ü «Кривая» в форме ПЛАТО наблюдается при эмоциональной вялости, отсутствии заинтересованности.

Для повышения уровня развития мелких движений полезны занятия изобразительной, конструктивной деятельностью. Наряду с этим может быть рекомендовано застегивание и расстегивания пуговиц, кнопок, крючков.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 261.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...