Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОБСЛЕДОВАНИЕ ЗАИКАЮЩИХСЯ ДЕТЕЙ




В связи с тем что заикание является весьма сложным речевым дефектом, с разнообразными проявлениями, необходимо проводить всестороннее комплексное обследование: медицинское, логопедиче­ское и психологическое.

Медицинское обследованиепроводит врач-психоневролог или невропатолог. При этом тщательно изучаются особенности разви­тия ребенка с момента его рождения. Часто выявляются неблаго­приятные факторы внутриутробного развития ребенка, которые оказывают косвенное влияние на его последующее речевое раз­витие. Врач устанавливает также природу заикания: функциональ­ное оно или органическое.

В случае необходимости врач назначает лечебное укрепление нервной системы.

Логопедическое обследование  предполагает ряд направлений:

1.Установление причины и характера заикания (вид; степень;
наличие или отсутствие сопутствующих движений, логофобии; течение заикания).

2.Определение темпа речи ребенка (замедленный, ускоренный,
скачкообразный). Особое внимание логопед обращает на ускорен­ный темп речи, так как всего труднее в дальнейшем нормализовать
его. Часто в таких случаях в семье ребенка и взрослые гово­рят слишком быстро. Логопед должен сделать специальную запись о том, что с родителями нужно провести соответствующую беседу.

3.Выявление скрытого левшества. Из беседы с родителями можно установить, не отучали ли раньше ребенка все делать левой рукой, не развивали ли у него специально умение владеть правой. При обнаружении скрытого левшества необходимо начать переучи­вать ребенка пользоваться левой рукой (это даст дополнительный эффект в устранении заикания).

4.Выявление нарушения внимания.

5.Изучение истории общего и речевого развития ребенка:
когда у него появились первые слова, когда он стал говорить фразами, как шло дальнейшее речевое развитие (бурно, медленно, форсировалось ли взрослыми, была ли перегрузка речи, много ли с ним разучивали стихов и сказок, каково было их содержание, не превышало ли оно возрастные возможности ребенка).

6.Изучение речевого окружения ребенка: нет ли у кого из близких недостатков речи, нет ли двуязычия в семье (не пытались ли обучать ребенка другому языку), каков темп речи у людей, окружающих ребенка, заикался ли кто-нибудь из взрослых или детей и был ли с ним контакт у ребенка.

7.Выявление отношения к ребенку в семье  (не слишком ли
его балуют или, наоборот, не излишне ли строги; нет ли неровности в обращении, когда его то заласкивают, то постоянно нака­зывают, то все разрешают, то запрещают, то обращаются ровно
и спокойно, то начинают кричать и ругать за все подряд). Если
логопед обнаруживает недочеты в воспитании, он делает для себя
вывод, что в дальнейшем ему придется регулировать отношение взрослых к ребенку.

8.Знакомство с обстановкой в семье (нет ли конфликтов, ссор, как реагирует на них ребенок).

9.Установление времени возникновения заикания (в каком возрасте появились первые запинки), развития и хода его; выясне­ние, с чем родители связывают появление заикания, его усиление.

10.Выяснение реакции самого ребенка на заикание  (угнетает
ли его заикание или малыш его не замечает, пугают ли его запинки
в речи или он не обращает на них внимание).

11.Выявление недостатков звукопроизношения. Если таковые обнаружатся, необходимо дополнительно обследовать строение и подвижность органов артикуляционного аппарата, а также точно определить все дефектные фонемы и состояние фонематического, восприятия.

12.Установление уровня общего речевого развития заикающе­гося ребенка, (соответствует ли возрастной норме его словарный
запас   и сформирован ли в достаточной степени грамматический строй).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 149.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...