Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

СВЯЗЬ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИИ С «ПРОГРАММОЙ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ» И ОБЩЕРЕЖИМНЫМИ ПРОЦЕССАМИ




Как уже говорилось выше, для развития у детей связной само­стоятельной свободной от заикания речи необходимо создать такую обстановку, которая вначале обеспечивала бы максималь­ную наглядность (как опору для речи), а затем позволяла бы постепенно уменьшать наглядную опору и .подводить дошкольников к отвлеченным, обобщенным развернутым высказываниям, лишен­ным конкретной наглядности. Такую благоприятную обстановку мож­но создать при реализации всех основных разделов программы для массового детского сада («Развитие речи» и «Ознакомление с окру­жающим», «Развитие элементарных математических представлений», «Изобразительная деятельность» и др.).

В процессе изобразительной деятельности (конструирование из бумаги, картона и других материалов; составление аппликаций из готовых и самостоятельно вырезанных форм; лепка из глины и пластилина; рисование карандашами и красками) дети видятпредметы, о которых им приходится говорить, сразу осмысливают те действия, которые называют, непосредственно участвуют в изго­товлении поделки, о которой затем рассказывают в той же после­довательности. Поэтому программа по изобразительной деятель­ности может использоваться на логопедических занятиях с первых этапов и полностью, без каких-либо изменений в порядке прохож­дения тем.

Иная картина должна быть при освоении программы по разви­тию элементарных математических представлений. На первых эта­пах используются лишь те разделы, где можно применять демонст­рационный и раздаточный материал (знакомство с количеством и счетом, с плоскими и объемными геометрическими формами, с делением целого на части, порядковым счетом; знакомство с неза­висимостью количества предметов от их расположения, формы, цвета и расстояния'между ними). Остальные разделы программы по развитию элементарных математических представлений следует проходить на более поздних этапах. При этом необходимо учиты­вать возможность оснащения занятий наглядным материалом.

При прохождении программы по развитию речи и ознакомлению с окружающим логопед должен так изменить последовательность занятий, чтобы на первые этапы приходились следующие их виды: рассматривание предметов и объектов, сравнение предметов и объектов, рассматривание картин и серий картин, экскурсии и наблюдения в природе.

Кроме специальных логопедических занятий для устранения заикания, нужно использовать многие режимные процессы: подго­товку к занятиям, сборы на прогулку, дежурство по группе, пере­одевание к музыкальным занятиям, приготовление к обеду (завтра­ку, ужину) и т. п. Конкретным, наглядным материалом для разгово­ра с детьми могут служить их одежда, пособия для занятий,

посуда, игрушки и др. Логопед спрашивает, чья это вещь, какого она цвета, что надел на себя ребенок, что наденет после, что он ставит на стол, что делал в группе сегодня утром, вчера вечером и т. д. При этом логопед должен помнить, что на первых порах его вопросы (а следовательно, и. ответы детей) должны относиться только к конкретным предметам или действиям.

На основе данной методики (разработанной Н. А. Чевелевой) и «Программы воспитания и обучения в детском саду» С. А. Миро­нова составила специальную программу «Обучение и воспитание заикающихся дошкольников» (М., 1983).

Помимо описанного, существует метод устранения заикания у дошкольников в процессе игровой деятельности (разработан Г. А. Волковой).

РОЛЬ СЕМЬИ И ДЕТСКОГО САДА В ПРЕОДОЛЕНИИ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ

Успех в преодолении заикания у детей в большой степени зависит от помощи родителей и воспитателей, которые под руко­водством логопеда должны организовывать и проводить общий и речевой режим ребенка, закаливающие и общеукрепляющие про­цедуры, а также выполнять все его советы и назначения.

Заикающиеся дети очень подвижны и возбудимы, поэтому роди­тели часто не могут организовать их дневной сон. Следует помнить, что продолжительный сон— 10—11 ч ночью и не менее 2 ч днем для заикающихся дошкольников должен быть обязательным, так как он укрепляет нервную систему детей и подготавливает их для активной работы на занятиях.

На занятиях под руководством логопеда дети говорят без пауз и запинок. Необходимо, чтобы в остальное время эти навыки сохранялись и поддерживались. Поэтому воспитатели и родители должны следить за речью детей. Они должны стараться ограничи­вать все разговоры детей, не задавать им вопросов, не заставлять повторять плохо (с заиканием) сказанные слова. Если ребенок (вне занятий) начинает говорить с заиканием, следует тут же прийти ему на помощь, договорив за него слово или фразу.

Особенно ответственным и сложным является проведение в первый месяц занятий «режима молчания» в детском саду и дома. Это общепринятое название является условным, так как по сущест­ву полного молчания вне занятий от любознательных, подвижных, эмоциональных детей добиться не удается. Но стремиться к этому необходимо. Речь детей вне логопедических занятий допускается в самых крайних случаях, и то шепотная.

Такое ограничение речи необходимо прежде всего для того, чтобы «погасить» патологический рефлекс на заикание. Кроме того, молчание детей, если его правильно организовать, успокаивает их нервную систему, дает возможность отдохнуть после напряжен­ных речевых занятий.

И наконец, поскольку дети на логопедических занятиях всегда говорят без запинок, а в процессе «режима молчания» речевой акт не совершается, у них вырабатывается стойкий рефлекс на нормальную речь.

Молчание детей должно достигаться не запретом, а педагоги­ческими уловками, находками, изобретательностью воспитателей и родителей.

Нельзя допускать, чтобы при ребенке говорили о его заикании, демонстрировали его дефект другим лицам.

Своим личным примером воспитатели и родители должны при­учать ребенка говорить не торопясь, негромко, выразительно.

Дома для ребенка необходимо создать спокойную обстановку. На протяжении года не следует принимать в присутствии ребенка гостей и его водить в гости. Это возбуждает малыша, провоцирует его плохую речь.

После устранения заикания хорошо увезти ребенка на несколько месяцев из города в какое-нибудь тихое место. Большую часть времени он должен проводить с кем-то одним из взрослых, наибо­лее спокойным, ласковым, выдержанным. Лучше, чтобы в это время ребенок дружил с одним товарищем, уравновешенным по харак­теру, желательно младшим по возрасту. Не следует перегревать ребенка на солнце, допускать перевозбуждения в играх.

Соблюдение этих условий закрепит полученные навыки нормаль­ной речи и не даст возможности возникнуть рецидиву при каких-либо неблагоприятных условиях.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 158.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...