Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ В ДЕТСКОМ САДУ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ




Воспитатель дошкольного учреждения для детей с нарушениями речи выполняет, помимо общеобразовательных задач, ряд коррек-ционных, направленных на устранение недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта. При этом он направляет свое внимание не только на коррекцию имеющихся отклонений в умствен­ном и физическом развитии детей, на обогащение их представлений об окружающем, но и на дальнейшее развитие и совершенство­вание деятельности сохранных анализаторов. Этим создается осно­ва для благоприятного развития компенсаторных возможностей ребенка, что в итоге влияет на эффективное овладение речью.

В детском саду для детей с нарушениями речи воспитателю предоставлены все возможности для всестороннего формирования поведения и личности ребенка с речевым дефектом.

Компенсация речевого недоразвития ребенка, его социальная адаптация и подготовка к дальнейшему обучению в школе диктуют необходимость освоения тех видов деятельности, которые преду­смотрены программой массового детского сада. К ним относятся трудовая, игровая, изобразительная и другие виды деятельности.

В процессе того, как ребенок овладевает этими видами дея­тельности, особое внимание воспитатель должен уделять развитию восприятия, мнестических процессов (процессы запоминания), мотивации, доступных форм словесно-логического мышления.

Особое значение имеет развитие у детей познавательных инте­ресов. При этом нужно учитывать специфическое отставание в формировании познавательной активности, которое складывается у детей под влиянием речевого дефекта, сужения контактов с окружающими, неправильных приемов семейного воспитания и дру­гих причин.

В задачи воспитателя входит также создание доброжелательной обстановки в детском коллективе, укрепление у детей веры в соб­ственные возможности, формирование интереса к занятиям, снятие отрицательных переживаний, связанных с речевой неполноцен­ностью. Реализация указанных задач возможна на основе хороших знаний возрастных и индивидуальных психофизиологических осо­бенностей детей.

Воспитатель должен уметь разбираться в различных негативных проявлениях ребенка, вовремя замечать признаки повышенной нервозности, агрессивности или, напротив, повышенной утомляемо­сти, пассивности и вялости. Правильно организованное психолого-педагогическое воздействие воспитателя в значительном большин­стве случаев предупреждает появление стойких нежелательных отклонений в поведении ребенка, формирует социально-приемлемые коллективистские отношения в группе.

Коррекционно-речевая работа осуществляется в различных направлениях в зависимости от задач, поставленных логопедом.

Во многих случаях она предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную основу для формирования речевых умений. В других случаях воспитатель сосредоточивает свое внимание на закреплении достигнутых на логопедических занятиях результатов.

В задачу воспитателя входит также повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей на каждом этапе коррекционного процесса.

На основе учета потенциальных возможностей детей осуще­ствляется воспитание интереса к речи и логопедическим занятиям.

Процесс усвоения родного языка, совершенствования форми­руемых на логопедических занятиях речевых навыков тесным обра­зом связан с развитием познавательных способностей, эмоциональ­ной и волевой сфер ребенка.

Этому способствует умелое использование всех видов активной деятельности детей: игры, посильного труда, разнообразных заня­тий, направленных на всестороннее (физическое, нравственное, умственное и эстетическое) развитие.

Благоприятным условием воспитания ребенка в специальном детском саду являются также общество сверстников, коллективные игры и занятия. При этом у детей не только формируются и закреп­ляются коммуникативные умения, но и создается положительный фон для регуляции речевого поведения.

Контрольные вопросы

1.Какие уровни речевого развития можно выявить у детей с общим недоразвитием речи?

2.Что является характерным для детей с I уровнем речевого развития?

3.Чем отличается II уровень речевого развития от III?

4.Из каких разделов состоит обследование речи дошкольников?

5.Какие методические приемы используются для обследования словарного запаса, грамматического строя речи?

Контрольные задания

1.Определите направления коррекционного обучения безречевых детей.

2.Раскройте задачи и последовательность логопедической работы с детьми II уровня речевого развития.

3.Перечислите виды работы по развитию связной речи у детей с III уровнем речевого развития.

Глава VIII. ЗАИКАНИЕ

Заикание — один из наиболее тяжелых дефектов • речи. Оно трудно устранимо, травмирует психику ребенка, тормозит правиль­ный ход его воспитания, мешает речевому общению, затрудняет взаимоотношения с окружающими, особенно в детском коллективе.

Внешне заикание проявляется в непроизвольных остановках в момент высказывания, а также в вынужденных повторениях

отдельных звуков и слогов.

Эти явления вызываются судорогами мышц тех или иных орга­нов речи в момент произношения (губ, языка, мягкого нёба, гор­тани, грудных мышц, диафрагмы, брюшных мышц).

В современной логопедии заикание определяется как нарушение темпоритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Распространенность заикания среди детей.В конце XIX в. наш отечественный психиатр И. А. Сикорский впервые установил, что заикание возникает в большинстве случаев в возрасте от 2 до 5 лет, и в связи с этим назвал его «детской болезнью».

По данным ученых, как советских, так и зарубежных, заикаются примерно 2% детей от их общего числа. Причем заикание у маль­чиков встречается в четыре раза чаще, чем у девочек.

Причины возникновения заикания.По этиологическому призна­ку различают два вида заикания.

1. Чаще всего встречается функциональное заикание, когда не имеется каких-либо органических поражений в речевых механизмах центральной и периферической нервной системы. Функциональное заикание возникает, как правило, у детей в возрасте от 2 до 5 лет в период формирования развернутой обобщенной (контекстной) фразовой речи; чаще оно встречается у легковозбудимых, нервных детей.

2. В редких случаях заикание может быть вызвано органи­ческими поражениями центральной нервной системы (черепно-мозговых травмах, нейроинфекциях и т. п.). Такое органическое заикание может возникнуть в любом возрасте.

Причины функционального заикания могут быть различными. Одной из распространенных причин появления заикания у де­тей является непосильная для них речевая нагрузка (повторение непонятных и трудных слов; декламация сложных по содержанию и больших по объему стихотворений; запоминание сказок, расска­зов, не соответствующих возрасту и развитию ребенка). В таких случаях перегрузка нервной системы ребенка в сочетании с про­износительными трудностями вначале приводит к случайным оста­новкам в речи, повторениям отдельных звуков или слов. В даль­нейшем у ребенка появляется уверенность, что так будет всегда. Создается патологический раздражитель (фиксация, самовнуше­ние). Возникает заикание.

У некоторых детей подобное происходит вследствие неправиль­ного звукопроизношения (если учесть, что заикание появляется с 2 лет, становится понятным, что это закономерное физиологи­ческое явление).

Возникновение заикания возможно и вследствие чрезвычайно быстрой речи: ребенок торопится, подражая кому-то из окружаю­щих или стремясь быстрее высказать свою мысль, спотыкается на некоторых звуках — и начинает заикаться.

Часто заикание появляется у детей на фоне общего недораз­вития речи, когда у них не хватает элементарного запаса слов и грамматических средств для выражения мыслей.

Возникновению заикания способствуют также неправильные условия воспитания ребенка, физические наказания, сильный испуг. Заикание может возникнуть и в результате подражания. Однако названные причины вызывают заикание не у всех де­тей и не при всяких условиях. Большую роль играют предраспола­гающие факторы: болезненное состояние нервной системы ребенка, пониженная ее устойчивость.

Проявления заикания.Заикание возникает то внезапно, то исподволь, постепенно усиливаясь. Периодически оно то ослабе­вает, то усиливается, что вообще свойственно нервным заболева­ниям, и зависит от изменений внешних и внутренних раздражителей. Состояние речи тесно связано с общим физическим и эмоцио­нальным фоном. Так, например, заикание обычно усиливается в момент болезни, переутомления, после того как ребенка наказали. Наблюдается также зависимость от погоды, от времени года, от условий жизни, от питания.

Основным внешним признаком (симптомом) заикания являются возникающие в момент речи судороги в дыхательном, голосовом или артикуляционном аппарате. Чем чаще и длительнее судороги, тем тяжелее заикание.

Формы заикания.По тину судорог, периодически возникающих в различных отделах периферического речевого аппарата, разли­чают три формы (или вида) заикания: клоническую, тоническую, смешанную.

Наиболее ранняя и легкая форма заикания — клоническая, при которой повторяются звуки или слоги (к-к-к-кошка, б-б-б-ба-бушка, со-ба-ба-бака).

Со временем она нередко переходит в более тяжелую форму — тоническую, при которой в речи появляются длительные оста­новки в начале или середине слова (к...нижка, каранд...аш, зм...ея).

Встречается и смешанный вид заикания: клоно-тонический или тоно-клонический (по преобладающему характеру судорог).

Степени заикания.Различают три степени заикания: слабую (умеренную), среднюю и сильную (тяжелую). Четких критериев определения степеней заикания нет. В практике обычно считают слабой степенью такую, при которой заикание проявляется едва заметно и не мешает речевому общению. Сильной считается такая степень, при которой в результате длительных судорог речевое общение становится невозможным. Кроме того, при сильной сте­пени проявляются также сопутствующие движения и эмболофразия (см. ниже)

Сопутствующие движения. Заикание не сразу сопро­вождается сопутствующими движениями. Они, как правило, появ­ляются в процессе его развития, когда дефект прогрессирует и принимает все более тяжелые формы. Сопутствующие движения — это судорожные явления, которые возникают в различных группах мышц внеречевой мускулатуры: лица, шеи, туловища, конечностей. Движения самые разнообразные: зажмуривание глаз, моргание, раздувание крыльев носа (рефлекс Фрёшельса), опускание или откидывание головы, напряжение мышц шеи, сжимание пальцев, притопывание ногами, различные движения туловища.

Различает непроизвольные, т. е. не зависящие от воли говоря­щего, сопутствующие движения и произвольные.

По мере развития заикания появляются новые уловки — рече­вые. Заикающийся начинает для мнимого облегчения речи добав­лять стереотипные слова или звуки, например: «а-а», «э-э», «ну», «вот это», «вот так», «это», «вот», «как это» и т. п. Такое явление называется эмболофразией.

Еще одним из характерных симптомов заикания является страх перед речью, боязнь определенных звуков или слов, которые, по мнению заикающихся, особенно трудны для произнесения. Это явление называется логофобией.

Все описанные виды симптоматики заикания очень непостоянны, изменчивы. Меняется вид заикания: то оно проявляется в повто­рении звуков или слогов, то во внезапных остановках, паузах.

Неустойчивыми оказываются и сопутствующие движения: исче­зают одни и на их смену появляются новые.

Состояние заикания также постоянно меняется. Эти изменения связаны с самыми разнообразными обстоятельствами. Так, например, один и тот же ребенок почти в одно и то же время может то очень сильно заикаться, то говорить хорошо. Наедине сам с собой, с игрушками, с воображаемым собеседником "заикающийся ребенок, как правило, говорит без запинок. Присутствие других собеседников действует на его речь по-разному: разговор с близ­кими людьми, с которыми он чувствует себя спокойно, обычно не вызывает больших запинок. Беседа с малознакомыми людьми, со взрослыми, которых он боится или стесняется, моментально вызы­вает усиление заикания.

У некоторых заикающихся детей отмечается нарушение мото­рики. Б. И. Шостак наблюдала некоторую неловкость, неуклюжесть в движениях, плохую координацию их, иногда — чрезмерную напря­женность мышц.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 161.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...