Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Консультативно-диагностическое направление




Информирование и консультирование родителей по вопросам индивидуальных особенностей развития ребенка на основе данных, полученных специалистами путем анализа и обобщения диагностических результатов. Консультирование семьи по вопросам родительской деятельности, подходов к воспитанию ребенка с учетом его индивидуально-типологических особенностей развития.

Методы: индивидуальные консультации семьи.

Направление: практико-ориентированное консультирование семьи (по запросу семьи).

Консультирование семьи по вопросам:

- роли родителей в ранней социализации слабовидящего ребенка: развитие привязанностей, эмоциональных связей с близкими, опыта общения с окружающими людьми;

- самовоспитания родителей в преодолении ими трудностей эмоционального общения со слабовидящим ребенком;

- особых образовательных потребностей слабовидящих детей, педагогических условий и средств их удовлетворения;

- организации предметной, предметно-пространственной среды жизнедеятельности слабовидящего ребенка с обеспечением ему доступности для:

· контактно-зрительного познания предметного мира в его разнообразии, освоения действий с предметами;

· самоорганизации, самореализации, проявлении инициативности в предметной деятельности;

· безбоязненного, безопасного передвижения в пространстве; освоения навыков предметно-пространственной ориентировки в местах жизнедеятельности и, на этой основе, свободного и самостоятельного передвижения в знакомом пространстве;

· развития у слабовидящего ребенка зрительного поведения, восприятия;

· актуализации и обогащения у слабовидящего ребенка слуховых, тактильных, обонятельных, проприоцептивных, зрительных ощущений и восприятий;

- требований к бытовой среде: мебель, одежда, предметы быта слабовидящего ребенка, их доступность для освоения им первичных навыков социально-бытовой ориентировки;

- выбора игрушек для слабовидящего ребенка; рекомендаций предметно-пространственной организации игровой зоны ребенка;

- организации режима дня ребенка и специфика отдельных компонентов:

· кормление ребенка, привитие навыков приема твердой пищи;

· бодрствование, игры и занятия с ребенком;

· проведение прогулок;

· семейный досуг;

- особенностей физического развития ребенка:

· физическое здоровье и физическое развитие ребенка;

· охрана и поддержание здоровья и органов чувств (органы слуха, осязания, обоняния, вкуса, зрения), тактильных ощущений;

· охрана и развитие зрения;

· повышение двигательной активности, развитие мобильности ребенка;

· освоение ребенком способов передвижения: ползанье, ходьба;

· развитие осанки, моторики рук;

· подвижные игры для слабовидящих детей;

- особенностей речевого развития ребенка:

· необходимые условия доречевого и речевого развития;

· речедвигательные умения ребенка и как их развивать;

· речевой слух ребенка;

· чувственная основа речи ребенка;

· речевая среда ребенка: требования к речи взрослого социума слабовидящего ребенка;

· словарь ребенка и педагогические условия и средства его обогащения;

· условия развития потребности в вербальном общении с окружающими, потребности слушать речь окружающих;

· речевая активность ребенка и как ее поддерживать;

· книги для слабовидящих детей и развитие речи ребенка;

- обеспечения познавательного развития ребенка: организация познавательной деятельности слабовидящего ребенка, развитие им познавательных интересов:

· зрительное восприятие как познавательная деятельность слабовидящего ребенка;

· роль слуха и слухового восприятия для познания слабовидящим действительности;

· познание ребенком действительности с опорой на осязание;

· роль взрослого в познавательном развитии слабовидящего ребенка;

· требования к речи взрослого как условие и средство освоения ребенком знаний и первичных представлений об устройстве мира, жизненных проявлений человека (ближайший социум), объектно-предметного наполнения окружающей действительности;

· роль книги в познавательном развитии слабовидящего ребенка и  требования к их графике;

· обеспечение социально-предметного развития:

· условия и средства знакомства слабовидящего ребенка с предметами окружающей действительности;

· формирование предметных представлений (единичных и общих) у слабовидящего ребенка;

· педагогические подходы и приемы к расширению слабовидящим ребенком знаний об окружающем мире;

· музыка в жизни слабовидящего ребенка.

Методы: тематические консультации, тематические информационные листы, моделирование педагогических ситуаций, просмотр видеоматериалов с обсуждением.

 

Интерактивное дидактико-ориентированное направление

Помощь и поддержка родителей в освоении умений практического взаимодействия со слабовидящим ребенком.

В сфере практического взаимодействия со слабовидящим ребенком взрослому следует придерживаться позиций:

       1. Нарушение зрения затрудняет, осложняет самостоятельное овладение и выполнение практических действий разных видов деятельности (бытовой, игровой, учебной и др.).

       2. Детям с нарушением зрения часто требуется разумная, своевременная практическая помощь окружающих.

       3. Во взаимодействии со слабовидящим приоритетным должно быть накопление у ребенка опыта самостоятельности и инициативности в том, чем владеет и чем хочет овладеть.

Взрослым следует знать:

- приемы обучения ребенка движениям и действиям:

· прием прямого обучения – «мои руки учат руки ребенка»,

· прием опосредованного обучения – «мои руки направляют движения рук ребенка, но действует он сам»;

- двуручный способ обследования предмета с ориентацией в его структуре;

- требования к организации «рабочей зоны» предметной деятельности (игровой, бытовой, познавательной), орудийных действий с обеспечением ее стабильности.

Требования к взрослому:

- рефлексия и поведение (поведенческие реакции) взрослого в общении с ребенком с обеспечением «субъект-субъектной» модели;

- освоение взрослыми (ближайший социум ребенка) с нормальным зрением определенного опыта зрительного восприятия окружающего в условиях моделирования (специальные очки) зрительных нарушений,  соотносимых со зрительными проблемами слабовидящего ребенка;

- практическое освоение родителями умений стимуляции и развития у ребенка зрения и зрительного восприятия;

- в условиях взаимодействия педагога и родителя путем практического проигрывания (моделирование ситуации или реальная ситуация) родители осваивают игры с ребенком с осознанием их разной направленности[1] для развития слабовидящего малыша и укрепления эмоциональной близости между слабовидящим ребенком и зрячим родителем.

     










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 175.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...