Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Консультативно-диагностическое направление
Информирование и консультирование родителей по вопросам индивидуальных особенностей развития ребенка на основе данных, полученных специалистами путем анализа и обобщения диагностических результатов. Консультирование семьи по вопросам родительской деятельности, подходов к воспитанию ребенка с учетом его индивидуально-типологических особенностей развития. Методы: индивидуальные консультации семьи. Направление: практико-ориентированное консультирование семьи (по запросу семьи). Консультирование семьи по вопросам: - роли родителей в ранней социализации слабовидящего ребенка: развитие привязанностей, эмоциональных связей с близкими, опыта общения с окружающими людьми; - самовоспитания родителей в преодолении ими трудностей эмоционального общения со слабовидящим ребенком; - особых образовательных потребностей слабовидящих детей, педагогических условий и средств их удовлетворения; - организации предметной, предметно-пространственной среды жизнедеятельности слабовидящего ребенка с обеспечением ему доступности для: · контактно-зрительного познания предметного мира в его разнообразии, освоения действий с предметами; · самоорганизации, самореализации, проявлении инициативности в предметной деятельности; · безбоязненного, безопасного передвижения в пространстве; освоения навыков предметно-пространственной ориентировки в местах жизнедеятельности и, на этой основе, свободного и самостоятельного передвижения в знакомом пространстве; · развития у слабовидящего ребенка зрительного поведения, восприятия; · актуализации и обогащения у слабовидящего ребенка слуховых, тактильных, обонятельных, проприоцептивных, зрительных ощущений и восприятий; - требований к бытовой среде: мебель, одежда, предметы быта слабовидящего ребенка, их доступность для освоения им первичных навыков социально-бытовой ориентировки; - выбора игрушек для слабовидящего ребенка; рекомендаций предметно-пространственной организации игровой зоны ребенка; - организации режима дня ребенка и специфика отдельных компонентов: · кормление ребенка, привитие навыков приема твердой пищи; · бодрствование, игры и занятия с ребенком; · проведение прогулок; · семейный досуг; - особенностей физического развития ребенка: · физическое здоровье и физическое развитие ребенка; · охрана и поддержание здоровья и органов чувств (органы слуха, осязания, обоняния, вкуса, зрения), тактильных ощущений; · охрана и развитие зрения; · повышение двигательной активности, развитие мобильности ребенка; · освоение ребенком способов передвижения: ползанье, ходьба; · развитие осанки, моторики рук; · подвижные игры для слабовидящих детей; - особенностей речевого развития ребенка: · необходимые условия доречевого и речевого развития; · речедвигательные умения ребенка и как их развивать; · речевой слух ребенка; · чувственная основа речи ребенка; · речевая среда ребенка: требования к речи взрослого социума слабовидящего ребенка; · словарь ребенка и педагогические условия и средства его обогащения; · условия развития потребности в вербальном общении с окружающими, потребности слушать речь окружающих; · речевая активность ребенка и как ее поддерживать; · книги для слабовидящих детей и развитие речи ребенка; - обеспечения познавательного развития ребенка: организация познавательной деятельности слабовидящего ребенка, развитие им познавательных интересов: · зрительное восприятие как познавательная деятельность слабовидящего ребенка; · роль слуха и слухового восприятия для познания слабовидящим действительности; · познание ребенком действительности с опорой на осязание; · роль взрослого в познавательном развитии слабовидящего ребенка; · требования к речи взрослого как условие и средство освоения ребенком знаний и первичных представлений об устройстве мира, жизненных проявлений человека (ближайший социум), объектно-предметного наполнения окружающей действительности; · роль книги в познавательном развитии слабовидящего ребенка и требования к их графике; · обеспечение социально-предметного развития: · условия и средства знакомства слабовидящего ребенка с предметами окружающей действительности; · формирование предметных представлений (единичных и общих) у слабовидящего ребенка; · педагогические подходы и приемы к расширению слабовидящим ребенком знаний об окружающем мире; · музыка в жизни слабовидящего ребенка. Методы: тематические консультации, тематические информационные листы, моделирование педагогических ситуаций, просмотр видеоматериалов с обсуждением.
Интерактивное дидактико-ориентированное направление Помощь и поддержка родителей в освоении умений практического взаимодействия со слабовидящим ребенком. В сфере практического взаимодействия со слабовидящим ребенком взрослому следует придерживаться позиций: 1. Нарушение зрения затрудняет, осложняет самостоятельное овладение и выполнение практических действий разных видов деятельности (бытовой, игровой, учебной и др.). 2. Детям с нарушением зрения часто требуется разумная, своевременная практическая помощь окружающих. 3. Во взаимодействии со слабовидящим приоритетным должно быть накопление у ребенка опыта самостоятельности и инициативности в том, чем владеет и чем хочет овладеть. Взрослым следует знать: - приемы обучения ребенка движениям и действиям: · прием прямого обучения – «мои руки учат руки ребенка», · прием опосредованного обучения – «мои руки направляют движения рук ребенка, но действует он сам»; - двуручный способ обследования предмета с ориентацией в его структуре; - требования к организации «рабочей зоны» предметной деятельности (игровой, бытовой, познавательной), орудийных действий с обеспечением ее стабильности. Требования к взрослому: - рефлексия и поведение (поведенческие реакции) взрослого в общении с ребенком с обеспечением «субъект-субъектной» модели; - освоение взрослыми (ближайший социум ребенка) с нормальным зрением определенного опыта зрительного восприятия окружающего в условиях моделирования (специальные очки) зрительных нарушений, соотносимых со зрительными проблемами слабовидящего ребенка; - практическое освоение родителями умений стимуляции и развития у ребенка зрения и зрительного восприятия; - в условиях взаимодействия педагога и родителя путем практического проигрывания (моделирование ситуации или реальная ситуация) родители осваивают игры с ребенком с осознанием их разной направленности[1] для развития слабовидящего малыша и укрепления эмоциональной близости между слабовидящим ребенком и зрячим родителем.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 175. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |