Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Коррекционно-развивающая программа «Развитие зрительного восприятия» (уровневая)




Цель педагогической деятельности: актуализация у слабовидящего ребенка зрительного потенциала, совершенствование акта видения с повышением различительной способности, освоения зрительного поведения, развитие зрительного восприятия как познавательного процесса.

Организационно-методические подходы (рекомендации) к развитию зрения и зрительного восприятия у слабовидящих детей.

Основой организации и выбора методов педагогического воздействия на зрение в условиях его нарушения и трудностей развития вследствие влияния патогенного фактора в период раннего детства могут выступать:

- ориентация на этапы онтогенетического развития зрительных функций в период младенчества и раннего детства;

- знание закономерностей сенсорного развития детей в ранние годы жизни;

- понимание сущностной характеристики нарушенного зрения;

- знание особенностей развития и протекания зрительного восприятия при нарушениях зрения.

Организационное обеспечение развития зрения и нарушенных зрительных функций в детстве.

1. Целенаправленный подбор светооптических, оптофизических стимулов, обладающих характеристиками, соотносимыми с возможностями нарушенного зрения с позиции их различимости и предпочитаемости ребенком.

2. Обеспечение аморлярности и частотности попадания визуального стимула в поле зрения ребенка со зрительной депривацией для привыкания к реагированию на повторяющийся стимул и выработки реакции на новизну.

3. Саморегуляция действий взрослого со стимулом и движением, активность взрослого, стимулирующего зрение ребенка, обеспечивающая попадание оптотипа в «рабочую зону» (в зону видения) с ответной зрительной реакцией и побуждающей движения глаз (глаза) ребенка.

4. Поиск и выбор оптимального положения, позы ребенка с целью профилактики наступления быстрого зрительного утомления на фоне значительного общего мышечного напряжения.

5. Выбор, освоение и поэтапное введение методик и коррекционно-педагогических приемов с целью становления акта видения, психофизиологического процесса (выработки условно-рефлекторных связей), развития у слабовидящего ребенка потребности использовать нарушенное зрение в жизнедеятельности, возникновение и становление элементарных свойств восприятия: предметности и константности.

Стратегии работы с ребенком:

- Речь взрослого, обращенная к ребенку, должна быть четкой, ясной для слухового восприятия малыша. Взрослый должен владеть точным лексическим значением слов, c помощью которых он комментирует зрительную деятельность ребенка (познавательную, ориентировочную, коммуникативную, двигательную).

- Взрослый с помощью макияжа подчеркивает черты своего лица.

- Взрослый предъявляет особые требования к своему облику: украшения, детали одежды, ее цветность не должны привлекать зрительное внимание ребенка, снижая познавательную активность, деятельность.

- Зрительные стимулы по компоненту сложности для зрительного восприятия вводятся постепенно, с учетом повышения зрительных возможностей способностей.

- Следует предупреждать ослепление ребенка.

- Во время занятия следует принимать и проявлять положительные реакции на прикосновения ребенка, ищущего поддержку.

- Взрослому следует проявлять терпение и уважительно относиться к медленному темпу решения ребенком задач на зрительное восприятие.

- В процессе занятия по развитию зрительного восприятия слабовидящего ребенка взрослому важно поддерживать его бодрое психоэмоциональное состояние, побуждать его к проявлению положительных эмоций и чувств.

- Перед занятием на развитие зрительного восприятия у ребенка должен быть период свободного состояния с актуализацией отражения окружающего с опорой на другие органы чувств.

- В момент активизации зрительных ощущений, зрительного восприятия ребенка следует снизить активность других сенсорных систем.

- Взрослый особое внимание уделяет организации развивающей предметно-пространственной среды, в которой слабовидящий ребенок активно решает задачи на зрительное восприятие – следует усилить контрастность и предупредить зашумленность визуального пространства.

- Взрослый должен быть способен к регуляции своих движений и действий в ситуациях привнесения объекта восприятия в поле зрения ребенка, организации рассматривания ребенком объекта восприятия.

- Взрослый должен умело располагаться рядом с ребенком: обеспечить ему доступность восприятия лица и/или тонко координированных выполняемых действий (для подражания ребенком); следить за тем, чтобы не перекрывать частями своего тела объект восприятия, не выступать фоном для объекта восприятия.

 

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ

Первый уровень

Цели. Актуализация врожденных зрительных реакций и их автоматизация. Обогащение опыта реагирования на зрительный стимул, находящееся в поле зрения. Обеспечение формирования различительной способности и становления акта видения в условиях патологического состояния зрительной системы и трудностей развития зрительных функций.

Субъекты освоения 1-го уровня программы: младенцы группы риска по нарушению зрения в степени слабовидения, дети раннего возраста со слабовидением высокой степени.

Объективные показатели к освоению 1-го уровня программы:

       1. Проявление врожденных зрительных реакций, даже в неполном объеме.

       2. Офтальмологические данные о сохранности зрения.

Врожденные зрительные реакции:

- поворот глаз и головы в направлении к источнику света;

- зрачковая реакция – сужение зрачка при усилении света, и наоборот;

- защитная реакция – зажмуривание глаз;

- особое предпочтительное внимание к лицам: живое и схема;

- реакция на движущийся (в поле взора) объект по горизонтали.

Параметры оценки достижений уровня:

- поворот глаз в сторону стимула;

- поворот глаз и головы в сторону стимула;

- фиксации и увеличение их количества;

- эмоциональные реакции ребенка на зрительное отражение действительности;

- особое внимание к лицу и имитации лицевых жестов партнера по общению;

- различия в предпочтении изображений схемы лица: правильного и искаженного изображения;

- узнавание лица матери (или лица человека, ухаживающего за ребенком).

Программные задачи 1-го уровня

Актуализация врожденных зрительных реакций и их автоматизация. Активизация мигательного рефлекса и зрительных реакций: зрачковой, защитной, поворот глаз и головы к источнику света.

Обогащение опыта реагирования на визуальные стимулы разной модальности, попадающие и фиксированные в поле зрения. Развитие подвижности глаз. Развитие контрастной чувствительности в реагировании на меняющиеся контрасты: обогащение опыта фиксации светлого пятна на темном фоне и темного пятна на светлом фоне.

Обеспечение возникновения зрительно-моторной координации в системе «глаз – рука»: способствовать зрительной фиксации объекта, захваченного рукой (руками). Обогащение опыта: реагирования на изменение местоположения стимула в микропространстве – чуть шире поля взора; зрительных ориентировочных действий при отражении двух стимулов, расположенных в поле взора на расстоянии друг от друга; фиксации и слежения за световым стимулом, движущимся в глубину: приближение, отдаление.

Развитие способности к цветоразличению, форморазличению, контрастной чувствительности. Развитие способности к реагированию и проявлению интереса к изменению цвета стимула, его величины. Развивать умения и обогащать опыт фиксации предметов из разного положения: в положении лежа на спине, животе, боку; сидя, стоя. Развитие потребности и обогащение опыта восприятия лица человека, опыта имитации мимических движений.

Развивать способность слежения за перемещением объекта. Способствовать выработке содружественных движений глаз и головы при реакции на зрительный стимул, находящийся на границе поля взора и за его пределами: движения стимула по горизонтали, вертикали, позднее – диагонали, по кругу. Развивать подвижность глаз, обогащая опыт реагирования на перемещение стимула в поле взора и опыта поиска зрительного стимула, изменяющего свое местоположение в микропространстве. Способствовать выработке постоянной фиксации с прослеживанием медленно перемещающегося в пространстве объекта. Обогащение опыта ребенка прослеживать предметы из разного положения: в положении лежа, сидя, стоя. Обогащение опыта слежения за движением собственных рук. Развитие способности прогнозирования движения цели (объекта) и обогащение опыта в организации движений глаз так, чтобы объект постоянно оставался в зоне фиксации. Упражнять в зрительном поиске спрятанной на глазах игрушки.

Способствовать развитию аккомодации. Расширять поле обзора при выполнении поисковых действий. Обогащать опыт эмоциональной отзывчивости на приближающийся стимул, значимый для ребенка. Обогащать опыт локализации контрастных общему фону объекта его деталей (глаза у куклы, и т. п.). Развивать ориентировочные действия при отражении 2-х стимулов, находящихся на расстоянии друг от друга и расположенных в поле зрения, на его границе или за его пределами. Обогащать опыт реагирования на перемещающийся по горизонтали в поле взора объект. Обогащать опыт обнаружения и локализации знакомого объекта (погремушки), попадающего в поле взора с разных сторон, побуждение к эмоциональному реагированию: интерес, удивление на ситуацию.

Обогащать опыт фиксации и отражения объектов, имеющих в своей структуре две составляющие части, заметно отличающиеся друг от друга. Продолжать обогащать опыт слежения за перемещающимся объектом. Развивать способность прогнозирования появления стимула в определенной области поля зрения. Обогащать опыт слежения за перемещением объекта в поле взора, не заходя за его границы, следовательно, без поворота головы в сторону стимула. Развивать конвергентно-дивергентные движения глаз, обогащая опыт попеременного перевода взора с объекта на объект и расположенных друг за другом в глубине пространства на расстоянии от глаз и друг от друга, обеспечивающий возможность зрительного отражения, своими различительными признаками привлекающие зрительное внимание ребенка.

Обогащать опыт цветоразличения, способствовать развитию цветовосприятия. Привлекать внимание ребенка к детской книжке, выступающей для него ярким цветовым стимулом, наполненной простыми для различения формами.

Второй уровень

Цели. Выработка устойчивости зрительных функций и развитие зрения как интегрального свойства нарушенной зрительной системы. Уровень освоения ребенком зрительных задач на обнаружение, на разрешение, на локализацию.

Субъекты освоения уровня: младенцы со средней и слабой степенью слабовидения и дети раннего возраста со слабовидением высокой степени.

Объективные показатели к освоению уровня:

1. Офтальмологические данные о сохранности центрального зрения с показателями остроты зрения.

2. Способность фиксации (разной продолжительности) зрительных стимулов.

3. Способность к непродолжительному прослеживанию перемещающихся объектов.

4. Эмоциональная реакция в ситуации установления контакта «глаза в глаза», проявление зрительного интереса к ярким объектам действительности.

Параметры оценки достижений уровня:

- подвижность глаз, поисковое поведение;

- устойчивость зрительной фиксации статичного и перемещающегося объекта в поле зрения;

- выраженные эмоциональные реакции на яркие, контрастные зрительные стимулы;

- потребность в эмоциональном контакте «глаза в глаза», зрительный интерес к рассматриванию лица, его мимике;

- проявление способности к поисковому поведению, передвижению в пространстве под контролем зрения;

- проявление константности и предметности зрительного восприятия.

Программные задачи 2-го уровня.

Продолжать развивать фиксацию взора, увеличивая ее длительность; подвижность глаз; способность прослеживать перемещающийся на близком расстоянии от глаз в пространстве взора объект (расстояние от глаз – 40-50 см).

Развивать зрительную реакцию на световые и цветовые стимулы: насыщенные желтый, оранжевый, красный, зеленый цвета; обогащать опыт цветоразличения: обогащать опыт реагирования на двухцветные (части и полярные по тону или светлоте) протяженные в пространстве, но не выходящие за границы поля зрения предметы.

Побуждать к зрительным поисковым действиям и способствовать эмоциональному реагированию на стимулы (бывшие в опыте зрительного различения ребенка) в виде их схватывания и захвата. Обогащать опыт поискового поведения: дотягивание до предметов и схватывание.

 Развивать непрерывное взаимодействие зрительно-моторной системы, добиваясь достаточно точного движения руки к предмету.

Развивать функциональные механизмы предметности и константности восприятия игрушек и простых по форме предметов ближайшего окружения. Обогащать опыт восприятия игрушек, действуя с ними в разных предметно-пространственных условиях. Учить узнавать предметы: развивать умение переводить взор с целого на часть, с части на часть по показу и называнию взрослым. Обогащать опыт узнавания предметов независимо от их расстояния до глаз, ориентации, месторасположения, статико-динамического состояния. Развивать ориентировочную реакцию на обращения типа: «Где мяч?», «Где мишка?» и т. п. Учить переводить взор с одного объекта на другой с целью сравнения его по внешним признакам. Обогащать двигательный опыт освоения пространства на основе и под контролем зрения. Развивать действия по перемещению предметов в разных направлениях по горизонтали, вертикали и разных глубинных зонах: близко – далеко. Обогащать опыт перемещения руки вперед-назад между двумя предметами, имеющими протяженность, для достижения цели: схватить предмет. Развивать ориентировочную реакцию на обращение типа: «Протяни руку и возьми…».

Развивать праксис: способствовать накоплению опыта практической и познавательной деятельности с предметами на основе зрительно-осязательного способа восприятия. Развивать умения и обогащать опыт: манипуляций с предметами, игрушками, имеющими четкую простую форму контура и размер, доступный для захвата двумя руками со зрительным контролем; схватывания, захвата-отпускания, перекладывания из руки в руку; перешагивания препятствия, отбивания мяча рукой (руками), ногой; зрительного поиска и нахождения полузнакомого предмета, находящегося в поле видимого обзора, для освоения функциональных действий с ним. Поощрять и обогащать опыт эмоционального реагирования на яркий, активизирующий и удерживающий взор предмет, проявление интереса к манипулированию, предметному действию.

Способствовать познанию через крупную моторику, зрительный контроль и регуляцию движений ближайшего предметно-пространственного окружения: геометрических, кинетических и динамических свойств объектов.

Обогащать опыт успешной регуляции хватательных и локомоторных актов с ориентацией и выделением пространственных свойств предметов: формы, величины, ориентации в пространстве.

Развивать механизмы планирования действий в зрительно обозреваемом пространстве и прогнозирования зрительных событий: продолжать развивать способность прогнозирования направления движения цели и обогащать опыт в организации движений глаз так, чтобы объект постоянно оставался в зоне фиксации. Обогащать опыт: зрительного поиска спрятанного «на глазах» предмета; переключения внимания с одного объекта на другой, находящийся поблизости; переключения внимания с одного объекта на другой при их расположении в разных плоскостях по глубине (ближе, дальше).

Развивать способность следить за движением рук(и) взрослого, действующего рядом с ребенком. Расширять опыт связи «рука-предмет», развитие умений устанавливать связи предмет-предмет.

Развивать умения и обогащать опыт узнавания: лиц близких и знакомых людей; предметов быта и окружения (чашка, бутылочка, ложка, окно, дверь
и т. д.); часто используемых игрушек (пирамидка, куклы, мячи, машинки
и др.). Развивать умения в узнавании предметов с фиксацией и ориентированием на их признаки – цвет, величину, форму.

Развивать потребность в установлении контакта «глаза в глаза», обогащать опыт эмоционального реагирования.

Обогащать опыт восприятия плоскостных предметов, изображений. Обогащать опыт решения задач: на обнаружение – развивать способность реагировать и обнаруживать объект среди других минимального размера в соответствии со степенью нарушения зрения; на разрешение – развивать способность видеть расстояние между объектами; на локализацию – обогащать опыт реагирования, проявление интереса на смещение одной части объекта относительно другой.



Третий уровень

Цели. Актуализация форменного, предметного зрения; зрительного поведения на основе ориентировочной и поисковой деятельности, обогащение опыта визуального исследования окружающего. Развитие форменного зрения – способности различать форму и величину предмета, способности узнавать и показывать части и детали объектов восприятия.

Субъекты освоения уровня: слабовидящие раннего возраста.

Объективные показатели к освоению уровня:

          1. Наличие офтальмологической оценки показаний остроты зрения.

          2. Проявления предпочтений в зрительном выборе: переключение внимания с одного объекта на другой, предпочтение в схватывании и манипулировании цветными предметами.

          3. Способность к цветовосприятию.

          4. Непостоянная или постоянная фиксация примитивных манипуляций
с предметами, действий руками.

          5. Попытки или рассматривание предметов и лиц, установления контакта «глаза в глаза».

          6. Активность в схватывании объектов при виде их.

Параметры оценки достижений уровня:

- активное использование зрения в разных жизненных ситуациях;

- способность к дифференциации зрительных образов и способность зрительного узнавания предметов и объектов ближайшего окружения;

- развитие ЗМК как основы практических действий;

- познавательная активность на основе зрения;

- эмоциональная отзывчивость на видимое окружение;

- развитие невербальных средств общения.

Программные задачи 3-го уровня

Способствовать постепенной приспосабливаемости следящих движений глаз к скорости движения стимула, увеличение длительности и угловой величины перемещения стимула, на протяжении которого возможно прослеживание. Развивать инициативность движений глаз, обогащая опыт, менять объекты фиксации и прослеживания, сосредотачивая взор то на одном, то на другом предмете.

Обогащать опыт локализации и хватания предметов как основы овладения пространством; отображения в действии местонахождения предмета, направлений и расстояний, формы и величины предмета, его веса, плотности и т. п. Развивать ориентировочно-исследовательские реакции на предмет и поисковое поведение – дотягивание до предмета и схватывание, захват при выпадении предмета из рук.

Обогащать опыт размещения (заполнения) мелких предметов в очерченную объемным по фактуре контуром круг, квадрат, треугольник и др. Учить выделять двигательно-зрительным способом в пространстве очерченную (контурную) фигуру. Обогащать опыт локализации границы (края) поверхности, в условиях ее полного заполнения без пересечения контура. Обогащать опыт сосредоточения взора на объекте и выбор направления движения руки и тела для схватывания объекта с разных сторон, справа – слева, впереди – вверху.

Развивать дифференцировку по контрасту (темное – светлое) двух поверхностей одной формы, и по форме – двух поверхностей одного цвета. Учить умению последовательно заполнять две контрастные по цвету поверхности, две поверхности разных форм мелкими предметами.

Формировать умения в раскладывании по горизонтали (позднее по вертикали) объекты (предметы) с чередованием двух по цвету, форме, величине с постепенным увеличением протяженности ряда.

Развивать способность выбирать и показывать объект, предмет по образцу во множестве других: расположен по краю множества, в центре множества, затем свободное расположение. Развивать умения соотносить и опускать в прорезь кубик в квадрат, шарик в круг (величины практически соответствуют друг другу).

Развивать способность составлять целое из двух частей (объекты простейшей формы).

Обогащать опыт в узнавании предметных изображений (картинок,  игрушек и предметов (объектов) ближайшего окружения). Формировать первичные обобщения и представления: обобщенные образы, шарики –кубики, предмет – его изображение (картинка), кошка – собака и т. п., обобщающие сенсорные понятия: красный – зеленый, синий – желтый, черный – белый; большой – маленький, вверху – внизу, близко – далеко.

Формировать первичные представления о схеме собственного тела: уметь показывать руки вместе и по отдельности, каждую ногу, делать движения головой вверх-вниз, в сторону; двигаться с изменением направления, обогащать двигательный опыт кистей, пальцев, глаз, стоп. Учить выделять (показывать) части тела на куклах, в изображениях людей и кукол.

 Способствовать развитию функциональных систем «глаз – рука»,
«глаз – нога». Развивать моторику рук, дифференцированные движения большого и указательного пальцев обеих рук. Развивать двигательное взаимодействие глаза и руки: обогащать опыт действий, когда рука ведет глаз, когда рука обеспечивает точное глазное слежение. Обогащать опыт координированных движений и действий, точности и результативности предметно-практической деятельности.

Обеспечить выработку условно-рефлекторных связей зрительного слежения за движением руки (рук). Способствовать овладению относительно тонкими действиями рук, обогащению кинестетического чувства (положения и перемещения тела (частей тела) в пространстве). Формировать зрительно-тактильно-двигательные связи в манипулятивной деятельности. Обогащать опыт точного схватывания, захвата, перемещения предметов разной формы, структуры, величины одной и (или) одновременно двумя руками; опыт захвата предмета из любого положения на основе пространственной ориентации в местоположении предмета и (или) на основе пространственной ориентации в структуре предмета. Развивать элементарные умения выделять пространственные свойства предметов (форма, величина, положение) для успешной регуляции хватательных и локомоторных актов.

Обогащать опыт манипулирования двумя руками, выполнения подражательных предметных действий. Способствовать пониманию речевых конструкций: «положи перед собой, около», действий «положи на…, в…, за…» и др. Развивать способность к деятельности с несколькими предметами: «посади куклу на стул»; подражание действиям взрослых, прослеживание движущихся объектов.

Формировать умения и навыки проведения горизонтальных и вертикальных линий. Развивать способность раскрашивать поверхность, ограниченную контуром. Развивать моторную память в сопряженных действиях рук и глаз. Развивать мышечную выносливость и ритмичность в выполнении разных видов предметно-практической и ориентировочно-исследовательской деятельности.

Детально знакомить с личными предметами быта, одеждой, индивидуальными предметами мебели, обогащая опыт их узнавания (по цвету, рисунку, зрительному ориентиру, величине, особенностям деталей и т. п.) в меняющихся для ребенка условиях восприятия (опознания). Побуждать инициативность в поиске, выборе личных вещей. Обогащать опыт в показывании предмета в соответствии с его называнием.

Обогащать опыт целенаправленного передвижения в пространстве (ползание, ходьба) к привлекательному объекту на основе сосредоточения и удерживания взора на нем. Обогащать опыт самостоятельного, свободного преодоления (пересечения) знакомого пространства на основе и под контролем зрения. Привлекать внимание к движущимся и перемещающимся в пространстве объектам и предметам. Развивать способность прослеживания направления движения объекта с переключением внимания на новое направление перемещения (при его изменении).

Вырабатывать потребность в выполнении практического действия, достижении цели: прокатывание мяча в воротики, катание мяча в руки партнера, отбивание руками (рукой) подвешенного мяча и т. п. Обогащать опыт выполнения реального действия с предметом без практического «нащупывания». Знакомить с предметами и действиям с ними, восприятие которых затруднено из-за нарушения зрения в естественном опыте ребенка. Обогащать опыт восприятия и узнавания движущихся (перемещающихся в пространстве) объектов.

Развивать умения действовать по подражанию действиям взрослого: предметные игровые действия на основе регулирующей и контролирующей функции, действия с объектами на основе ЗМК (построим башенку, наматывание, перемещение объекта с помощью натяжения тесемки, ленточки и т. п., действия с различными застежками). Обогащать словарь за счет слов, обозначающих освоенные действия.

Развивать интерес, зрительное внимание к предметам и объектам окружения, интерес или удивление при виде незнакомой игрушки, при исчезновении знакомой. Повышать интерес к своему отражению в зеркале. Продолжать обогащать эмоциональный опыт общения «глаза в глаза». Расширять восприятие экспрессии человеческих эмоций. Обогащать эмоциональные реакции на происходящее: улыбаться на улыбку взрослых, огорчаться на отрицательную экспрессию окружающих; радоваться, удивляться, проявлять интерес к игрушкам, предметам быта, личного пользования.

Развивать интерес к рассматриванию книг, картинок, объектов познания. Развивать умение подбирать парные картинки. Вызывать и поддерживать интерес к книжным иллюстрациям.

Развивать умения зрительного выделения и показа частей, деталей объектов восприятия (игрушки, предметы окружения), их точного обозначения с осмыслением целостности образов восприятия. Развивать свойства восприятия: повышать его скорость и объем, обогащать предметность и константность.

Побуждать детей в предметно-практической деятельности, процессе игровых действий с предметами обращать внимание и называть опознавательный признак, например: «У куклы Маши в косичках красная ленточка».

Адаптивная компенсаторно-развивающая программа.Цель педагогической деятельности: способствовать развитию у слабовидящего ребенка на ранних этапах жизнедеятельности компенсации трудностей зрительного отражения действительности.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 290.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...