Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Требования к организации процесса обучения




1. Требования к наполняемости классов.

Комплектование классов для слабовидящих обучающихся, получающих образование в пролонгированные сроки обучения: максимальное количество обучающихся в классе - 12 человек.

2. Требования к организации работы по реализации АООП НОО:

    систематическое и целенаправленное развитие всех органов чувств;

    обеспечение доступности учебной информации для непосредственного зрительного восприятия слабовидящими обучающимися;

    руководство процессом зрительного восприятия, индивидуальных и фронтальных пособий, объектов и предметов окружающего мира;

    введение специальных (пропедевтических) периодов в этапном построении урока;

    введение в первом и втором классах дополнительной физкультминутки;

введение в содержание физкультминуток упражнений, обеспечивающих снятие зрительного напряжения и профилактику зрительного утомления;

    соблюдение регламента зрительных нагрузок в соответствии с глубиной зрительных нарушений и клинических форм зрительных заболеваний (в соответствии с рекомендациями офтальмолога);

    увеличение времени на выполнения практических работ, в том числе итоговых: при выполнении итоговых работ время на их выполнение может быть увеличено в 2 раза по сравнению с регламентом, установленным для обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья;

обеспечение доступности учебной информации для непосредственного зрительного восприятия слабовидящими обучающимися;

    соблюдение режима физических нагрузок (с учетом противопоказаний);

    рациональное чередование зрительной  нагрузки со слуховым восприятием учебного материала;

    учет темпа учебной работы слабовидящих обучающихся в зависимости от состояния зрительных функций и уровня развития обучающихся;

    реализация на общеобразовательных уроках и внеклассных мероприятиях коррекционных целей;

    учет в процессе организации учебной и внеучебной деятельности клинической картины зрительного заболевания обучающихся, состояния основных зрительных функций, индивидуального режима зрительных и физических нагрузок.

3. Требования к единому орфографическому режиму представлены в Приложении 1.

Требования к организации пространства

Организация пространствадолжна обеспечивать:

1) безопасность предметно-пространственной среды, что предполагает:

безопасное предметное наполнение школьных помещений (свободные проходы к партам, входным дверям, отсутствие выступающих углов и т. п.);

оборудование специальными приспособлениями школьных помещений в соответствии с особыми образовательными потребностями слабовидящих обучающихся (зрительные ориентиры, контрастно выделенные первые и последние ступеньки лестничных пролетов и т.п.);

обеспечение свободного доступа естественного света в учебные и другие помещения, использование жалюзи, позволяющих регулировать световой поток;

обеспечение в классах, где выполняются трудовые операции с использованием мелких орудий труда, работы с мелкими деталями, равномерного, рассеивающегося по всей поверхности рабочей зоны освещения;

оперативное устранение факторов, негативно влияющих на состояние зрительных функций слабовидящих (недостаточность уровня освещенности рабочей поверхности, наличие бликов и др.);

    Образовательная организация должна обеспечить наличие зрительных ориентиров.

    К уличным ориентирам относятся:      

- стрелочные указатели, показывающие направление, в котором следует идти до указанного на них номера корпуса;

- номерные указатели устанавливаются на всех зданиях образовательной организации на расстоянии 500мм от входной двери справа на высоте, удобной для слабовидящих. Номер наносится черной краской на белый фон. Габаритные размеры: 700х500мм, толщина линий шрифта – 30мм;

- цветовые указатели: в случае, когда входные двери в здании стеклянные, их на определенной высоте обозначают двумя горизонтальными полосами шириной 400мм каждая: верхняя полоса - красного цвета, нижняя полоса – желтого. Нижняя кромка желтой полосы должна быть на высоте 500мм от уровня пола.

    В качестве ориентиров для помещений используются:

- таблички и надписи с обозначением номеров аудиторий, названий учебных кабинетов, кабинетов должностных лиц, которые укрепляются на стене со стороны дверной ручки на высоте 1,6-1,7м; таблички рекомендуется выполнять размером 500х150 мм, текс выполняется на белом фоне черным цветом, толщина линии - 10мм;

- указатели размещения аудиторий (классов), кабинетов, служебных помещений, которые устанавливаются на этажах в вестибюлях первых этажей учебных корпусов;

- поэтажные планы, которые должны висеть у входа на каждый этаж.

    Внешние слуховые ориентиры: на переходах через проезжую часть улицы, вблизи образовательного учреждения должны быть установлены звуковые светофоры. Светофоры могут быть двух модификаций: кнопочные и автоматические.

2) определенного уровня освещенности школьных помещений:

требование к уровню освещенности школьных помещений (учебных помещений, классов, кабинетов, спортивного зала, мастерских, комнат отдыха, рекреаций и др.) при реализации АООП НОО в отдельных образовательных организациях должны соответствовать нормам освещения, предусмотренным для слабовидящих обучающихся;

требование к уровню освещенности школьных помещений при реализации АООП НОО в отдельном классе, в отдельных классах должны соответствовать нормам к уровню освещенности, утвержденным действующим СанПиНом для обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. Уровень освещенности рабочего места слабовидящего обучающегося должен быть увеличен за счет оборудования рабочего места индивидуальным источником света (по рекомендации врача-офтальмолога).

3) доступность образовательной среды, что предполагает:

    использование учебников, дидактического материала и средств наглядности, отвечающих особым образовательным потребностям слабовидящих обучающихся;

    использование оптических, тифлотехнических, технических средств, в том числе и средств комфортного доступа к образованию;

    наличие в классе (специальном кабинете) места  для хранения индивидуальных тифлотехнических и оптических средств, учебников, дидактических материалов;

обеспечение доступности справочной и наглядной информации, размещенной в образовательной организации, для непосредственного и беспрепятственного восприятия слабовидящими обучающимися.

Временной режим обучения

Временной режим обучения слабовидящих обучающихся (учебный год, учебная неделя, день) устанавливается в соответствии законодательно закрепленными нормативами (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», СанПиН, приказы Министерства образования и науки РФ и др.), локальными актами образовательной организации. Сроки освоения слабовидящими обучающимися различных вариантов АООП НОО устанавливаются ФГОС НОО.

    Учебный день включает в себя уроки, курсы коррекционно-развивающей области, паузу, время прогулки, выполнение домашних заданий. Обучение и воспитание происходит в урочной и внеурочной учебной деятельности обучающихся в течение учебного дня. Обучение слабовидящих обучающихся осуществляется только в первую смену. Продолжительность общеобразовательного урока определяется действующим СанПиНом. Продолжительность групповых занятий коррекционно-развивающей области определяется приказами Минобрнауки РФ, индивидуальных занятий - возрастом и психофизическим состоянием обучающегося.

    В середине урока проводится физкультурная минутка, направленная на снятие общего мышечного напряжения (в соответствии с действующим СанПиНом) и физкультминутка, в которую включаются упражнения, способствующие снятию зрительного напряжения и предупреждению зрительного утомления. Упражнения проводятся с учетом состояния зрения обучающихся (клинических форм зрительного заболевания, имеющихся противопоказаний, этапами лечения).

Психолого-медико-педагогическое сопровождение слабовидящих обучающихся в процессе освоения АООП НОО осуществляется в урочной и внеурочной деятельности и реализуется командой специалистов: педагогами, психологами, медицинским персоналом (в том числе врачом - офтальмологом, сестрой-ортоптисткой).

Требования к организации рабочего места

Рабочее место должно быть снабжено дополнительным индивидуальным источником света (в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога). Школьная парта может быть стационарно зафиксирована, быть снабжена ограничительными бортиками, обеспечивающими предметную стабильность рабочей зоны (по рекомендации учителя дефектолога-тифлопедагога).

Номер парты должен соответствовать росту ученика. Определение местоположения парты в классе для слабовидящего осуществляется в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога.

Требования к техническим средствам комфортного доступаслабовидящего обучающегося к образованию

    В целях комфортного доступа слабовидящего обучающегося к образованию необходимо использовать: персональный компьютер, оснащенный необходимым для слабовидящего обучающегося программным обеспечением, адаптированные (с учетом особых образовательных потребностей слабовидящих обучающихся) официальные сайты образовательной организации, интерактивные доски.

Режим зрительной нагрузки при работе с техническими средствами комфортного доступа и техническими средствам обучения регламентируется: нормами, предъявляемыми к непрерывной зрительной нагрузке слабовидящих: первый, второй классы - от 7до10 минут; третий, четвертый, пятый классы – от 10 до15 минут;

- индивидуальными рекомендациями врача-офтальмолога.

При работе слабовидящих обучающихся с компьютером должны соблюдаться условия, определенные действующим СанПиНом и специальные условия, разработанные для слабовидящих.

Допускается оборудование учебных помещений и кабинетов интерактивными досками, отвечающими гигиеническим требованиям. При использовании интерактивной доски и проекционного экрана необходимо обеспечить равномерное их освещение и отсутствие световых пятен повышенной яркости. Время использования интерактивной доски на уроке должно быть строго дозировано.

Требования к техническим средствам обучения

Наряду с общими техническими средствами, используемыми на начальной ступени образования, в обучении слабовидящих должны использоваться специальные тифлотехнические и оптические (индивидуальные средства оптической коррекции, электронные лупы, дистанционные лупы, карманные увеличители различной кратности и др.) средства, облегчающие учебно-познавательную деятельность обучающимся. Оптические и тифлотехнические средства должны быть доступными для систематического использования слабовидящими обучающимися.

Образовательная организация должна иметь тифлотехнические устройства, позволяющие увеличивать, изменять контрастность и цвет (программы увеличения изображения на экране компьютера, автономные видео увеличители) визуальной информации.

Рабочее место слабовидящего обучающегося должно содержать технические и учебно-методические средства доступа к информации:

- программное обеспечение, установленное на ноутбук или ПК: программа увеличения изображения на экран (Magic);

- цифровой планшет, обеспечивающий связь и интерактивной доской в классе (при наличии), с компьютером учителя;

- ручной и стационарный видео увеличитель (Topaz, Onix);

- индивидуальное освещение рабочей поверхности.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 237.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...