Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные направления реализации программы




Система работы по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни предполагает реализацию следующих направлений:

создание экологически безопасной, здоровьесберегающей инфраструктуры, безбарьерной среды для слабовидящего обучающегося в образовательной организации;

организация учебной, внеучебной и внешкольной деятельности с учетом реализации задач по формированию экологической культуры здорового и безопасного образа жизни;

организация спортивно-­оздоровительной работы с учетом особых образовательных потребностей слабовидящих и индивидуальных особенностей обучающихся;

формирование экологически сообразного поведения в быту и природе;

организация лечебно-восстановительной и профилактической работы;

организация работы с родителями (законными представителями) и другими организациями.

Экологически безопасная, здоровьесберегающая инфраструктура, безбарьерная среда для слабовидящего обучающегося в образовательной организации предполагает:

соответствие здания и всех его помещений эпидемиологическим требованиям, санитарным и гигиеническим нормам (в том числе нормам освещения для учащихся с нарушенным зрением), нормам пожарной безопасности;

организацию качественного горячего питания обучающихся, в том числе горячих завтраков;

оснащённость кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём, адаптированным к особым образовательным потребностям слабовидящих обучающихся;

наличие помещений для медицинского персонала;

наличие оборудованных помещений для формирования у слабовидящих обучающихся специальных умений и навыков, повышающих их безопасность, способствующих охране здоровья (кабинеты АФК, ритмики, пространственной и социально-бытовой ориентировки);

 наличие необходимого (в расчёте на количество обучающихся) квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу со слабовидящими обучающимися, способных обеспечить профилактику травм (в том числе психологических), обеспечить их психоэмоциональное благополучие.

Организация урочной, внеурочной и внешкольной деятельности включает:

соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму урочной и внеурочной нагрузки, к организации занятий, предполагающих участие зрения;

использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям, особым образовательным потребностям, индивидуальным возможностям слабовидящих обучающихся;

освоение медицинскими и педагогическими работниками правил взаимодействия в системе координат «слабовидящий-нормально видящий»;

необходимость строгого контроля со стороны педагогических и медицинских работников состояния нарушенного зрения, психоэмоционального состояния обучающихся;

строгое соблюдение всех требований к использованию технических и тифлотехнических средств обучения в работе с обучающимися, имеющими нарушения зрения, в том числе компьютеров и аудио­визуальных средств;

осуществление индивидуального контроля соблюдения режима зрительной нагрузки в учебной деятельности, физических нагрузок на занятиях физической культурой, соблюдения слабовидящими обучающимися имеющихся противопоказаний.

Организация спортивно-оздоровительной работы, проводимая под контролем медицинских работников, направлена на соблюдение оптимального двигательного режима, повышение адаптационных возможностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся с учетом особых образовательных потребностей слабовидящих и индивидуальных особенностей обучающихся и включает:

физическое развитие слабовидящих обучающихся на уроках физкультуры, занятиях адаптивной физической культурой, ритмикой с учетом имеющихся у обучающихся противопоказаний;

организацию часа активных движений (динамической паузы между 3-4 уроками);

организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих поддержанию работоспособности, снятию мышечного напряжения (мышц рук, кистей, спины и шеи), обеспечивающих профилактику зрительного утомления, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности, психоэмоционального тонуса;

организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;

регулярное проведение спортивно­-оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, спартакиад, олимпиад, походов и др.).

Формирование экологически сообразного поведения в быту и природе предусматривает:

проведение внеурочных мероприятий по ознакомлению с объектами (природоведческие экскурсии, тематические прогулки, трудовая деятельность, походы);

создание условий для непосредственного контакта с объектами живой и неживой природы;

проведение мероприятий, закрепляющих экологически сообразное поведение обучающихся в социальной и природной среде.

Организация лечебно-восстановительной и профилактической работы предусматривает:

медицинскую реабилитацию, направленную на коррекцию и поддержание функций органа зрения, улучшение зрения или принятие мер по сохранению нарушенного зрения, предотвращение рецидивов заболеваний, ухудшающих зрение;

контроль соблюдения офтальмо-гигиенических условий (в том числе учет противопоказаний) воспитания и обучения слабовидящих обучающихся;

неукоснительный контроль выполнения лечебных рекомендаций и организации жизнедеятельности обучающегося в соответствии с задачами и этапом медицинской реабилитации;

мероприятия, способствующие развитию и совершенствованию зрительного анализатора, улучшению питания глаз, укреплению склеры и мышц глаз (рацион питания полезный для глаз, освоение и систематическое выполнение учащимся комплексов упражнений для глаз);

педагогические мероприятия, направленные на укрепление физического и психического здоровья обучающегося, поддержание его психоэмоционального тонуса;

воспитание у обучающихся и их родителей (законных представителей) сознательного отношения к охране зрения;

организацию психолого-медико-педагогического сопровождения обучающегося с нарушенным зрением в учебном процессе.

Работа с родителями (законными представителями) включает:

повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей) по вопросам включения слабовидящего обучающегося в чувственно-практическое взаимодействие с окружающим социумом, природной средой;

повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей) по вопросам поддержания и укрепления здоровья обучающегося, в том числе охраны и развития нарушенного зрения, коррекции его физического развития;

организацию совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и др.

В качестве планируемых результатовосвоения слабовидящими обучающимися программы экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни выступают:

    сформированность элементарных экологических знаний, представлений;

    сформированность представлений о факторах риска для здоровья человека, для нарушенного зрения (бесконтрольные физические нагрузки, нерегламентированная зрительная работа, обострение хронических заболеваний);

    развитие позитивного отношения к использованию тифлотехнических средств и приемов, облегчающих учебно-познавательную деятельность;

    развитие позитивного отношения к выполнению правил личной гигиены (в том числе гигиены глаз), использованию средств оптической коррекции;

    сформированность элементарных представлений о здоровом образе жизни, и способах его поддерживания;

    сформированность представлений о возможных чрезвычайных обстоятельствах и основных правилах поведения в экстремальных ситуациях;

    сформированность способов безопасного поведения в различных видах деятельности (учебной, трудовой, спортивной и др.);

    воспитание бережного отношения к живой и неживой природе;

    воспитание потребности обращаться по любым вопросам, связанным с состоянием здоровья, к медицинским работникам, находящимся в образовательной организации.

    В качестве обобщенных результатов реализации программы могут выступать следующие показатели:

    динамика показателей здоровья обучающихся (общего показателя здоровья, состояния зрительной системы и др.);

    динамика травматизма, связанного как с несоответствием образовательной среды образовательной организации с точки зрения её безопасности (случаи травматизма), так и низким уровнем развития у обучающихся умений и навыков безопасного поведения в социальной и природной среде;

    динамика показателей количества пропусков по болезни и др.

3.2.5. Программа коррекционной работы

Цельюпрограммы коррекционной работы выступает оказание слабовидящим обучающимся помощи в освоении АООП НОО, коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальной адаптации.

Задачами программы выступают:

    создание образовательной среды, обеспечивающей максимально благоприятные условия для личностного развития каждого слабовидящего обучающегося;

    создание условий для формирования у слабовидящих умений и навыков, способствующих их социальной адаптации и интеграции;

    профилактика возникновения вторичных отклонений в развитии, коррекция физического развития;

    оптимизация процесса освоения слабовидящими АООП НОО;

оказание педагогическим работникам, родителям (законным представителям) консультативной помощи по вопросам обучения и воспитания слабовидящих.

    Программа коррекционной работы направлена на:

    выявление особых образовательных потребностей обучающихся;

    реализацию курсов коррекционно-развивающей области и осуществление индивидуальной коррекционной работы с обучающимися, имеющими индивидуальные особые образовательные потребности;

    корректировку организационно-содержательных характеристик программы коррекционной работы с учетом результатов диагностических исследований;

    закрепление и развитие сформированных в процессе групповой и индивидуальной коррекционной работы специальных знаний и умений в урочной, внеурочной и внешкольной деятельности;

    повышение компетентности всех участников образовательного процесса, включая родителей (законных представителей) по вопросам воспитания и обучения слабовидящих.

    Программа    коррекционной работы предусматривает:

    проведение обследования слабовидящих обучающихся с целью выявления особых образовательных (в том числе и индивидуальных) потребностей и имеющихся у них трудностей адаптации к условиям образовательной организации;

     реализацию групповой и индивидуальной коррекционной работы (в том числе и логопедической) с учетом особых образовательных потребностей обучающихся;

    осуществление мероприятий, способствующих социальной адаптации и интеграции слабовидящих обучающихся;

    осуществление текущей диагностики, позволяющей получать информацию о состоянии психоэмоционального статуса обучающихся, продвижении слабовидящих в овладении специальными знаниями, умениями и навыками;

    корректирование программы коррекционной работы с учетом результатов диагностических исследований;

    обеспечение непрерывности коррекционной поддержки обучающихся в образовательном процессе и в повседневной жизни;

    оценку достижения планируемых результатов обучающихся в освоении курсов коррекционно-развивающей области.

    Направления коррекционной работы и их содержание

    Программа коррекционной работы со слабовидящими обучающимися включает в себя взаимосвязанные направления работы, отражающие ее основное содержание.

    Диагностическое направление предполагаеткакпроведение диагностических процедур, так и анализ их результатов с целью учета полученных данных в организации и реализации коррекционной работы и реализуется посредством:

 изучения и анализа данных, представленных психолого-медико-педагогической комиссией на каждого обучающегося;

    изучения социальной ситуации развития и условий семейного воспитания слабовидящего обучающегося;

    наблюдения за обучающимся с целью выявления трудностей адаптации к условиям образовательной организации;

    проведения обследования слабовидящих обучающихся с целью выявления особых образовательных (в том числе и индивидуальных) потребностей;

    осуществления текущей диагностики, позволяющей получать информацию о состоянии психоэмоционального статуса обучающихся, о их продвижении в овладении специальными знаниями, умениями и навыками;

    мониторинга достижений планируемых результатов обучающихся в освоении курсов коррекционно-развивающей области.

    Коррекционно-развивающее направление предполагает обеспечение благоприятных условий для личностного развития каждого обучающегося, овладение специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для социальной адаптации и интеграции, коррекцию недостатков физического развития, что реализуется посредством:

     создания образовательной среды, способствующей личностному развитию каждого обучающегося;

    обогащения чувственного опыта, активного и систематического включения в деятельность слабовидящих обучающихся всех анализаторов;

    проведения групповой коррекционной работы посредством реализации курсов коррекционно-развивающей области («Ритмика», «АФК», «Социально-бытовая ориентировка», «Пространственная ориентировка», «Развитие зрительного восприятия», «Развитие коммуникативной деятельности») с учетом особых образовательных потребностей обучающихся;

    проведения индивидуальной коррекционной работы с обучающимися, имеющими наряду с типологическими индивидуальные особые образовательные потребности;

    закрепления сформированных в процессе групповой и индивидуальной коррекционной работы знаний, развития умений, способов деятельности в урочной, внеурочной и внешкольной деятельности;

реализации мероприятий, способствующих социальной адаптации и интеграции слабовидящих обучающихся;      

корректирования программы коррекционной работы с учетом результатов диагностических исследований;

    реализации комплексных (с учетом данных, полученных от различных специалистов) рекомендаций по вопросам обучения и воспитания слабовидящего обучающегося.

    Консультативное направление обеспечивает непрерывность коррекционной поддержки обучающихся в образовательном процессе и повседневной жизни, что реализуется посредством:

     взаимодейстия с родителями (законными представителями) по вопросам обучения и воспитания слабовидящих (в том числе и по вопросам создания необходимых офтальмо-гигиенических условий для обучения и воспитания слабовидящих обучающихся);

    проведения специалистами (медицинскими работниками, психологами, учителями-дефектологами) консультаций для педагогических работников по вопросам организации и содержания коррекционной поддержки слабовидящих обучающихся;

    разработки комплексных (с учетом данных, полученных от различных специалистов) рекомендаций по удовлетворению особых образовательных (в том числе и индивидуальных) потребностей слабовидящего обучающегося и оказание консультативной поддержки родителям (законным представителям), педагогическим работникам в их реализации.

    Информационно-просветительское направление направлено на повышение компетентности всех участников образовательного процесса по вопросам воспитания и обучения слабовидящих обучающих, что реализуется посредством вооружения педагогических работников и родителей (законных представителей) необходимыми знаниями и умениями. Реализация данного направления предусматривает использование различных форм работы: лекций, бесед, тренингов, семинаров и др.

Планируемыми результатамиосвоения программы коррекционной работы выступают:

освоение образовательной среды, повышение возможностей в пространственной и социально-бытовой ориентировке;

совершенствование навыков ориентировки в микропространстве и формирование умений в ориентировке в макропространстве;

расширение круга предметно-практических умений и навыков;

использование в учебной деятельности и повседневной жизни всех анализаторов, средств оптической коррекции и тифлотехнических средств;

использование освоенных ориентировочных умений и навыков в новых (нестандартных) ситуациях;

умения адекватно оценивать свои зрительные возможности и учитывать их в учебно-познавательной деятельности и повседневной жизни;

осуществление учебно-познавательной деятельности с учетом имеющихся противопоказаний и ограничений;

овладение эффективными компенсаторными способами учебно-познавательной и предметно-практической деятельности;

сформированность самостоятельности в учебной деятельности и повседневной жизни;

повышение познавательной и социальной активности;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, не имеющими ограничений по возможностям здоровья, в различных социальных ситуациях;

овладение вербальными и невербальными средствами общения;

расширение представлений о широком социуме;

освоение педагогическими работниками, родителями (законными представителями) знаний о консультативной помощи по вопросам обучения и воспитания слабовидящих.

Механизм взаимодействия специалистов по реализации программы коррекционной работы.

    Основой реализации механизма взаимодействия специалистов, работающих в образовательной организации по реализации программы коррекционной работы выступает компелексный междисциплинарный подход. Данный подход предполагает при разработке организационно-содержательных характеристик коррекционной работы учет данных:

    комплексного обследования обучающегося всеми специалистами (медицинскими работниками, психологами, педагогами);

    всестороннего и целостного (исследование познавательной деятельности, состояния эмоционально-волевой сферы, поведения обучающегося) изучения слабовидящего.

Эффективность механизма взаимодействия специалистов по реализации программы коррекционной работы слабовидящих обучающихся во многом зависит от уровня развития социального партнерства. Социальное партнерство предполагает сотрудничество с образовательными организациями, различными организациями (государственными и негосударственными) и ведомствами, занимающимися вопросами образования и семьи; общественными организациями инвалидов и родительскими ассоциациями, родительской общественностью.

3.2.6. Программа внеурочной деятельности

Цельюорганизации внеурочной деятельности является создание условий для достижения слабовидящими обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Задачамиорганизации внеурочной деятельности является:

обеспечение адаптации слабовидящего обучающегося к школьному обучению;

оптимизация учебной нагрузки, учет возрастных и индивидуальных особенностей, особых образовательных потребностей слабовидящих обучающихся;

улучшение условий для развития слабовидящего обучающегося; содействие развитиюиндивидуальности обучающегося; нравственного, эмоционального, волевого компонентов мировоззрения; познавательного интереса; потребности к самообразованию и творчеству; целеустремленности, аккуратности;

формирование у слабовидящих обучающихся потребности в продуктивной, социально-одобряемой деятельности, положительной «Я - концепции», которая характеризуется: уверенностью в доброжелательном отношении к ним других людей, убеждённостью в успешном овладении ими тем или иным видом деятельности, чувством собственной значимости;

развитие личности обучающихся, коррекция нарушений развития и профилактика возникновения вторичных отклонений.

Совершенствование и развитие содержания, организационных форм реализации внеурочной деятельности слабовидящих обучающихся будут осуществляться более эффективно при соблюдении общих (гуманистическая направленность, системность, вариативность, добровольность, успешность, социальная значимость) и специальных принципов (учет особых образовательных потребностей, опора на все анализаторы, осуществление воспитания в процессе предметно-практической деятельности, развитие духовно-нравственных чувств и представлений за счет создания условий, максимально приближенных к реальной жизни и др).

Внеурочная деятельность должна способствовать социальной интеграции обучающихся путем организации и проведения мероприятий, в которых предусмотрена совместная деятельность с обучающимися, не имеющими ограничений по возможностям здоровья, с представителями различных организаций.

Внеурочная деятельностьорганизуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

Спортивно-оздоровительное направление предполагает:

формирование чувства сопричастности и гордости за спортивные достижения наших соотечественников;

ориентацию на понимание причин успеха/неуспеха в спортивно-оздоровительной деятельности, на понимание оценок учителей, сверстников, родителей;

формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;

стремление к максимально возможной физической, социально-бытовой активности и независимости; стремление к физическому совершенствованию;

стремление к проявлению волевых усилий, к преодолению трудностей, к достижению конкретного результата;

стремление к реализации основ здорового образа жизни, к здоровьесберегающему поведению.

Духовно-нравственное направление предполагает:

формирование умения давать нравственную оценку своим и чужим поступкам, стремления к выполнению моральных норм;

формирование трудолюбия, положительного отношения к учению, труду, жизни;

воспитание положительного отношения к природе, окружающей среде, любознательности и бережного отношения к живой и неживой природе;

формирование эстетических потребностей и чувств;

способность к оценке своего участия во внеурочной деятельности;

способность к оценке, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

понимание чувств других людей и сопереживание им;

развитие чувства нового;

формирование основ духовно-нравственного отношения к жизни в обществе нормально видящих - развитие личности, стремящейся к активности, самостоятельности, преодолению иждивенчества;

формирование мотивационной основы внеучебной деятельности, включающей социальные, учебно ­ познавательные и внешние мотивы;

развитие учебно ­ познавательного интереса к внеучебному материалу;

  ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.

Социальное направление предполагает:

формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентацию на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;

формирование навыков организации сотрудничества с педагогами, сверстниками (в том числе и нормально видящими), родителями (законными представителями);

развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им;

воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;

воспитание потребности в социальных контактах, предметно-практической деятельности;

адекватное использование компенсаторных способов деятельности, своей сенсорной системы (в том числе нарушенного зрения) для решения различных задач;

укрепление доверия к другим людям;

формирование умения адекватно использовать коммуникативные, прежде всего, речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

    формирование умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; построение понятных для партнёра высказываний; формулирование вопросов;

    использование речевых средств общения для решения различных коммуникативных задач;

    адекватное использование нарушенного зрения для решения различных коммуникативных задач;

    использование адекватных средства общения для взаимодействия с партнером.

Общеинтеллектуальное направление предполагает:

формирование умения принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры - действия в новом материале;

формирование умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

учет установленных правил в планировании и контроле способа решения; осуществление итогового и пошагового контроля по результату;

оценку правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

формирование умения адекватно запрашивать и принимать необходимую практическую помощь;

использование компенсаторных способов во внеурочной деятельности;

осуществление алгоритмизации действий как основы компенсации;

осуществление поиска, записи необходимой информации для выполнения учебных заданий, с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

использование знаково ­ символических средств, в том числе, моделей и схем для решения задач.

Общекультурное направление предполагает:

знание правил этики, культуры речи;

развитие интереса к природе, социальным явлениям, расширение опыта взаимодействия с природными и социальными объектами;

формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного, представлений о душевной и физической красоте человека; умение видеть красоту природы, труда и творчества;

формирование интереса к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;

повышение интереса к занятиям художественным творчеством;

формирование отрицательного отношения к некрасивым поступкам и неряшливости; воспитание стремления к опрятному внешнему виду;

предупреждение вербализма знаний и речи; установление связи чувственного и логического;

формирование компенсаторных способов познавательной деятельности.

Содержание работы по данным направлениям являются ориентиром для разработки образовательной организацией программы внеурочной деятельности. Образовательная организация вправе самостоятельно выбирать приоритетные направления внеурочной деятельности, определять формы её организации с учетом реальных условий, особых образовательных потребностей обучающихся (в том числе индивидуальных), пожеланий родителей (законных представителей).

Внеурочная деятельностьобучающихся объединяет все виды их деятельности (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Традиционными формами организации внеурочной деятельности слабовидящих обучающихся выступают: экскурсии, кружки, секции, соревнования, праздники, общественно-полезные практики, смотры-конкурсы, викторины, беседы, культпоходы в театр, фестивали, игры (сюжетно-ролевые, подвижные и спортивные игры и др.), туристические походы, творческие мастерские, поисковые исследования, факультативы.

В качестве нетрадиционных форм организации внеурочной деятельности слабовидящих обучающихся могут выступать: презентации предметов, фактов, явлений, событий; защита проектов; чаепития и др.

При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательные организации могут использовать возможности организаций дополнительного образования, культуры и спорта. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности организации отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ.

В зависимости от возможностей образовательных организаций, особенностей окружающего социума внеурочная деятельность может осуществляться:

непосредственно в образовательной организации (по типу «школы полного дня»);

на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательной организации;

в сотрудничестве с другими организациями, специалистами муниципальных методических служб и с участием педагогов образовательной организации (комбинированная схема);

совместно с учреждениями дополнительного образования, спортивными объектами, учреждениями культуры.

В качестве наиболее эффективного пути осуществления внеурочной деятельности со слабовидящими обучающимися выступает одновременное использование 2-х моделей: ее организация непосредственно в школе, с привлечением учреждений дополнительного образования.

Основное преимущество организации внеурочной деятельности непосредственно в образовательной организации заключается в создании условий для полноценного пребывания в школе обучающегося в течение дня, содержательном единстве учебного, воспитательного и развивающего (в том числе коррекционно-развивающего) процессов в рамках реализации образовательной программы.

Основное преимущество реализации внеурочной деятельности совместно с учреждениями дополнительного образования заключается в предоставлении широкого выбора занятий для слабовидящего обучающегося, что обеспечивает создание условий для развития творческих интересов обучающихся, включения их в художественную, техническую, спортивную и другую деятельность.

Координирующую роль в организации внеурочной деятельности выполняет, как правило, классный руководитель, который взаимодействует с педагогическими работниками, организует систему отношений через разнообразные формы воспитательной деятельности коллектива, обеспечивает внеурочную деятельность обучающихся в соответствии с их выбором.

В качестве организационного механизма реализации внеурочной деятельности в образовательной организации выступает план внеурочной деятельности.

План внеурочной деятельности формируется  образовательной организацией и должен быть направлен, в первую очередь, на достижение обучающимися планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования.

При взаимодействии образовательной организации с другими организациями создается общее программно ­ методическое пространство, предполагающее разработку рабочих программ курсов внеурочной деятельности, которые должны быть сориентированы на планируемые результаты освоения слабовидящими обучающимися адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования, разработанной конкретной образовательной организацией.

Планируемыми результатамиосвоения программы внеурочной деятельности выступают личностные и метапредметные результаты.

Личностные результаты включают готовность и способность слабовидящих обучающихся к освоению АООП НОО, социальному взаимодействию, готовность к вхождению в широкий социум; сформированность положительных личностных свойств и качеств характера; сформированность основ своей гражданской принадлежности, в том числе:

саморазвитие, сформированность мотивации к познанию, ценностно-смысловых установок, отражающих индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества;

сформированность основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

сформированность целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

сформированность уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

овладение начальными навыками адаптации к динамично изменяющемуся и развивающемуся миру;

освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

овладение коммуникативными умениями и знание основных норм межличностного взаимоотношения;

развитие компенсаторных умений и навыков;

сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты освоения слабовидящими обучающимися программы внеурочной деятельности предполагают:

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи любого вида деятельности, поиска средств ее осуществления;

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

сформированность умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

овладение различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет);

овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанного построения  речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

сформированность готовности слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

сформированность готовности конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.);

овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

развитие умения работать в материальной и информационной среде (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

сформированность компенсаторных способов деятельности.

Организационный раздел

Учебный план

Примерный учебный план образовательных организаций Российской Федерации, реализующих АООП НОО для слабовидящих обучающихся (далее - примерный учебный план), фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки, состав и структуру обязательных предметных областей, курсов коррекционно-развивающей области, внеурочной деятельности, в том числе распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.

Примерный учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.

Учебный план должен соответствовать действующему законодательству РФ в области образования, обеспечивать введение в действие и реализацию требований ФГОС НОО слабовидящих, АООП НОО для слабовидящих обучающихся и выполнение гигиенических требований крежиму образовательного процесса, установленных действующим СанПиНом.

Примерный учебный план обеспечивает в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования, возможность обучения на государственных языках субъектов Российской Федерации и родном языке, возможность их изучения, а также устанавливает количество занятий, отводимых на изучение этих языков, по классам (годам) обучения.

Примерный учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса.

Обязательная часть примерного учебного плана определяет состав учебных предметов, обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП НОО для слабовидящих обучающихся, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.

Обязательная часть примерного учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного начального общего образования:

формирование гордости за свою страну, приобщение к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;

готовность слабовидящих обучающихся к продолжению образования на последующей ступени основного общего образования;

формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;

личностное развитие слабовидящего обучающегося в соответствии с его индивидуальностью;

минимизацию негативного влияния слабовидения на развитие обучающегося и профилактику возникновения вторичных отклонений.

Образовательная организация, реализующая АООП НОО для слабовидящих обучающихся, имеет право составлять собственный оригинальный учебный план на основе примерного учебного плана с учетом специфики региона, возможностей организации, контингента обучающихся и пожеланий родителей (законных представителей).

Образовательная организация самостоятельна в организации образовательного процесса, в выборе видов деятельности по каждому предмету, курсу коррекционно-развивающей области (проектная деятельность, практические занятия, экскурсии и т. д.).

Обязательная часть содержит перечень учебных предметов: русский язык, чтение, окружающий мир (человек, природа, общество), математика, изобразительное искусство, музыка, технология (труд), физическая культура.

Количество часов, отводимых на изучение предметов «Русский язык», «Литературное чтение», может корректироваться в рамках предметной области «Филология» с учетом психофизических возможностей слабовидящих обучающихся.

Часть примерного учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, включает:

факультативные курсы, обеспечивающие реализацию индивидуальных особых образовательных потребностей слабовидящих обучающихся;

внеурочную деятельность, реализующуюся посредством таких направлений работы как духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное и, обеспечивающую личностное развитие слабовидящих обучающихся;

коррекционно-развивающую область, коррекционные курсы которой направлены на минимизацию негативного влияния слабовидения на результат обучения и профилактику возникновения вторичных отклонений в развитии.

Коррекционно-развивающая область включает следующие коррекционные курсы: ритмику, адаптивную физическую культуру, развитие зрительного восприятия, социально-бытовую ориентировку, пространственную ориентировку, развитие коммуникативной деятельности, которые являются обязательными и проводятся в форме групповых и индивидуальных коррекционных занятий.

Образовательная организация вправе самостоятельно определять технологии, способы организации деятельности обучающихся в процессе освоения курсов коррекционно-развивающей области.

Часы коррекционно-развивающей области, не входят в предельно допустимую учебную нагрузку, проводятся во внеурочное время. Реализация данной области осуществляется за счет часов, отводимых на внеурочную деятельность (количество часов на коррекционно-образовательную область должно быть не менее 5 часов в неделю в течение всего срока обучения на ступени НОО).

Количество часов, отводимых на коррекционно-развивающую область, закрепляется локальным актом образовательной организации.

·  Учебный план разрабатывается на основании следующих нормативных документов: Закона «Об образовании», нормативных документов Министерства образования и науки Российской Федерации и действующего СанПиНа.

Режим работы. Образовательная организация осуществляет образовательную деятельность посредством реализации АООП НОО для слабовидящих обучающихся.

Примерный учебный план образовательной организации обеспечивает выполнение гигиенических требований крежиму образовательного процесса, установленных действующим СанПиНом и предусматривает 5– летний срок (1-5 класс) освоения АООП НОО для слабовидящих обучающихся.

Количество учебных занятий за 5 учебных лет не может составлять более 3821 часа.

Учитывая психофизические возможности слабовидящих, учебные занятия в образовательной организации, реализующей АООП НОО для слабовидящих обучающихся, проводятся в режиме 5-ти дневной учебной недели. Уроки проводятся в одну смену. Режим работы образовательной организации осуществляется под контролем санитарно-эпидемиологической службы.

Продолжительность учебного года на первой ступени общего образования составляет в 1 классе — 33 недели, в 2 – 5 классах – не менее 34 недель.

Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для слабовидящих обучающихся в 1 классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы.

Набор учебных предметов, их соотношение по годам обучения предусматривает оптимальную нагрузку обучающихся на каждом году обучения, обеспечивает качественное усвоение учебных предметов. Учебные занятия в школе с 1-го по 5-й класс начинаются в 9 часов, нулевые уроки отсутствуют.

Продолжительность урока во 2– 5 -х классах – 40 минут, в 1- ом классе – 35 минут. Продолжительность перемен между уроками 10 минут, после 2-го и 3-го уроков – по 20 минут.

Продолжительность группового коррекционного занятия составляет в 1 классе - 35 минут, во 2-5 классах – 40 минут. Продолжительность индивидуального коррекционного занятия составляет 20 минут.

С целью реализации «ступенчатого» метода постепенного наращивания

учебной нагрузки в первом классе обеспечивается организация адаптационного периода. В 1-ом классе каждый день проводится 3 урока. Во время прогулки, динамической паузы происходит уточнение первоначальных математических представлений, используются упражнения по развитию нарушенного зрения. Домашние задания даются с учетом индивидуальных возможностей обучающихся. В 1-м классе обучение осуществляется без обязательных домашних заданий, следовательно, без записей в классном журнале. Допустимо предлагать первоклассникам только творческие задания познавательного характера, выполняемые исключительно по желанию детей. Цель таких заданий – формирование у обучающихся внешних и внутренних стимулов к самостоятельной домашней работе. В 1-й четверти возможны только задания организационного характера (приготовить и принести завтра к уроку спортивную форму, природный материал и т.п.). Во 2-й четверти – познавательные задания, для выполнения которых не требуется специально организованного рабочего места. С 3-й четверти допустимо завершение в домашних условиях работы, начатой в классе (за исключением предмета «Технология»). Общее время на их выполнение не должно превышать 15 минут.

Со второго класса задания по предметам рекомендуется предлагать по принципу «минимакс»: часть задания по предмету обязательна для выполнения, часть – по желанию ученика. Время выполнения домашнего задания не должно превышать границ, обозначенных действующим СанПиНом. Общее время выполнения заданий по всем учебным предметам (вместе с чтением) в 3-м классе – до 1,5 ч (90 минут), в 4–5 -м – до 2 ч – 120 минут.

Расписание уроков составляется отдельно для обязательной, внеурочной деятельности (в том числе коррекционно – развивающей области). Между последним уроком и началом выше перечисленных занятий рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.

Время, отводимое на внеурочную деятельность (с учетом часов на коррекционно-развивающую область), составляет не более 1690 часов. Количество часов, отводимых в неделю на занятия внеурочной деятельностью, в 1 - 5 классах составляет не более 10 часов (в том числе из них не менее 5 часов в неделю на коррекционно-образовательную область в течение всего срока обучения на ступени НОО) и определяется приказом образовательной организации.

Примерный годовой учебный план начального общего образования слабовидящих обучающихся (вариант 4.2)

Предметные области

Учебные предметы

Количество часов в неделю

Всего

I класс II класс III класс IV класс V класс

Обязательная часть

Филология

Русский язык 165 170 136 136 136 743
Литературное чтение 132 136 136 136 102 642
Иностранный язык - - 68 68 68 204
Математика и информатика Математика 132 136 136 136 136 676
Обществознание и естествознание (окружающий мир) Окружающий мир (человек, природа, общество) 66 68 34 34 34 236

Искусство

Музыка 33 34 34 34 34 169
Изобразительное искусство 33 34 34 34 34 169
Технология Технология (труд) 33 34 34 34 34 169
Физическая культура Физическая культура 99   102   102 102 102 507
Основы духовно-нравственной культуры народов России Основы религиозных культур и светской этики - - - - 34 34

Итого:

693 714 714 714 714 3549

Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса при 5-ти дневной учебной неделе

- 68 68 68 68 272

Предельно допустимая годовая нагрузкапри 5-дневной учебной неделе

693 782 782 782 782 3821

Внеурочная деятельность

330 340 340 340 340 1690

Коррекционно-развивающая область

165 170 170 170 170 845

Ритмика

16,5 17 17 17 17 84,5

Адаптивная физическая культура

16,5 17 17 17 17 84,5

Развитие зрительного восприятия

 

33 34 34 34 34 169

Социально-бытовая ориентировка

16,5 17 17 17 17 84,5

Пространственная ориентировка

33 34 34 34 34 169

Развитие коммуникативной деятельности

16,5 17 17 17 17 84,5

Индивидуальные коррекционные занятия

33 34 34 34 34 169

Другие направления внеурочной деятельности

165 170 170 170 170 845

Спортивно-оздоровительное

33 34 34 34 34 169

Духовно-нравственное

33 34 34 34 34 169

Социальное

33 34 34 34 34 169

Общеинтеллектуальное

33 34 34 34 34 169

Общекультурное

33 34 34 34 34 169

Всего

1023 1122 1122 1122 1122 5511

Примерный недельный учебный план начального общего образования слабовидящих обучающихся (вариант 4.2)

Предметные области

Учебные предметы

Количество часов в неделю

Всего

I класс II класс III класс IV класс V класс

Обязательная часть

Филология

Русский язык 5 5 4 4 4 22
Литературное чтение 4 4 4 4 3 13
Иностранный язык - - 2 2 2 6
Математика и информатика Математика 4 4 4 4 4 20
Обществознание и естествознание (окружающий мир) Окружающий мир (человек, природа, общество) 2 2 1 1 1 9

Искусство

Музыка 1 1 1 1 1 5
Изобразительное искусство 1 1 1 1 1 5
Технология Технология (труд) 1 1 1 1 1 5
Физическая культура Физическая культура 3   3   3 3 3 15
Основы духовно-нравственной культуры народов России Основы религиозных культур и светской этики - - - - 1 1

Итого:

21 21 21 21 21 105

Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса при 5-ти дневной учебной неделе*

- 2 2 2 2 8

Предельно допустимая недельная нагрузкапри 5-дневной учебной неделе

21 23 23 23 23 113

Внеурочная деятельность

10 10 10 10 10 50

Коррекционно-развивающая область

5 5 5 5 5 25

Ритмика

0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 2,5

Адаптивная физическая культура

0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 2,5

Развитие зрительного восприятия

 

1 1 1 1 1 5

Социально-бытовая ориентировка

0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 2,5

Пространственная ориентировка

1 1 1 1 1 5

Развитие коммуникативной деятельности

0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 2,5

Индивидуальные коррекционные занятия

1 1 1 1 1 5

Другие направления внеурочной деятельности

5 5 5 5 5 25

Спортивно-оздоровительное

1 1 1 1 1 5

Духовно-нравственное

1 1 1 1 1 5

Социальное

1 1 1 1 1 5

Общеинтеллектуальное

1 1 1 1 1 5

Общекультурное

1 1 1 1 1 5

Всего

31 33 33 33 33 161

* Часы, выделенные на часть, формируемую участниками образовательного процесса, рекомендуется использовать на курсы коррекционно-развивающей области










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 801.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...