Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основная парадигма русской культуры и философии в творчестве П.Я. Чаадаева. Славянофильство




(А. Хомяков) и западничество (А. И. Герцен). Формирование материализма в русской философии

(Н.Г. Чернышевский).

Чаадаев Петр Яковлевич (1794-
1856) — русский политический мыслитель, философ, публицист. Основные труды. «Философические письма» (1835); «Апология
сумасшедшего» (1837, опубликована после смерти); письма, афоризмы
(рукопись).

В начале XIXв.
философия истории стала модной темой на Западе, всвет вышли мно-
гочисленные работы, посвященные ей. ВРоссии же первыми работами
по философии истории стали «Философические письма» Чаадаева. Для адекватной оценки этих писем (и особенно «Первого письма»)
стоит учитывать еще итот факт, что во время их написания история
России даже образованным русским была известна очень плохо, на-
много хуже, чем история Западной Европы. Собственно ко времени
написания «Философических писем» вышли всвет только работы
В.Н. Татищева, М.М. Щербатова иН.М. Карамзина, причем «История
государства российского» Н.М. Карамзина была первой работой, вы-
звавшей интерес широкой публики крусской истории.

Чаадаев скептически относился краспространенным вего время
просветительским идеям оестественных правах человека идоговор-
ном происхождении государства. Он —прежде всего религиозный, а
точнее, даже христианский мыслитель. Отсюда его понимание законов,
среди которых он выделял три вида: законы физические (законы при-
роды), нравственные ичеловеческие. Законы установлены Богом, иче-
ловек может всего лишь познавать ивыполнять их. Илишь вослепле-
нии человек может считать себя творцом каких-либо законов.

Западники иславянофилы —две ведущие противоборствующие
силы видеологии и философии России всередине Х1Хв.

Основное расхождение вих взглядах касалось судьбы России. За-
падники считали, что существует единый общечеловеческий путь раз-
вития, при этом западные народы здесь опередили все остальные. Рос-
сия идет по тому же пути, но несколько отстает. Поэтому Россия долж-
на учиться уЗапада. Славянофилы же полагали, что уРоссии свой
собственный путь развития, связанный, вчастности, свлиянием право-
славия на русский народ.

Славянофилы Кчислу виднейших славянофилов относились Алексей Степанович Хомяков (1804 —1869)

По своим философским взглядам сЛа-
вянофилыбыли идеалистами-мистиками, сторонниками примирения
религии ифилософии, разума иверы —но на базе христианско-право-
славных воззрений. Соответственно, высшей формой познания они
считали Откровение. Поэтому некоторые из них для подтверждения
своих взглядов обращались кфилософии Шеллинга (особенно послед-
него этапа —см. табл. 81) ивыступали скритикой философии Гегеля.
Важное место вих творчестве заняла икритика позитивизма —. за его
бездуховностьиатеизм.

К числу виднейших западников можно отнести того же
П.Я. Чаадаева. Полагая, что Россия отстает от западноевропейских народов на об-
щем для всего человечества пути развития, западники считали, что Рос-
сии необходимо усвоить европейскую науку иплоды просвещения, ив
первую очередь западную философию, которая указывает человеку как
цель жизни, так ипуть кдостижению этой цели. При этом Чаадаеву Станкевичу, Грановскому иБелинскому вего молодые годы был ближе
объективный идеализм Шеллинга иГегеля, аБелинскому взрелые
годы и Герцену —материализм Фейербаха.

Западники мало интересовались религией ипо ряду вопросов кри-
тиковали русскую православную церковь.

Все они высоко ценили политическую свободу, но при этом Чаадаев.
Станкевич иГрановский были противниками революционных преобра-
зовании,инадежду на «смягчение нравов», отмену крепостного права,
улучшение социальной жизни они связывали сраспространением про-
свещения иреформами.

Белинский иГерцен считали, что преобразование социальной
действительности должно идти революционным путем. Им были
близки идеи утопического социализма, аГерцен впоследние годы
своей жизни развивал еще особую форму социализма —«кресть-
янского». Оба они оказали большое влияние на развитие револю-
ционных идей вРоссии: Белинский —прежде всего своими стать-
ями вжурналах «Отечественные записки» и«Современник», аГер-
цен —деятельностью «Вольной русской типографии» вЛондоне.

Александр Иванович Гер-
цен (1812 — '1870) —писатель, революционер ифило-
соф. Основные труды. «Дилетантизм внауке» (1843); «Письма об
изучении природы» (1844—1846); «С того берега» (1848—1849);
«Опыт бесед с молодыми людьми» (1858). Герцен считал, что философия призвана играть роль гармонизиру-
ющего начала жизни, но это возможно только втом случае, если она
опирается на данные естествознания. Всвою очередь, естественные
науки, если не хотят оставаться набором разрозненных фактов, должны
опираться на философию как свою методологическую имировоззрен-
ческую основу.

Вслед за Гегелем историю философии Герцен рассматривал как за-
кономерный процесс, но вотличие от Гегеля не считал этот процесс
подготовкой кпоявлению гегелевской философии.

Николай Гаврилович Чер-
нышевский (1828 —1889) —публицист, литературный
критик, философ.

Основные труды. «Эстетическое отношение искусства кдей-
ствительности» (1855); «Антропологический принцип вфилософии»
(1860); роман «Что делать?» (1863); «Характер человеческого знания»
(1885).

На формирование фи-
лософских воззрений Чернышевского особенно большое влияние ока-
зали диалектика Гегеля и материализм Фейербаха. Как иМаркс, он
пришел квыводу онеобходимости переработки гегелевской идеалис-
тической диалектики вматериалистическом духе.

Природа существует сама по себе, она никем не сотворена, матери-
альна и находится всостоянии непрерывного движения иразвития.
Материя неуничтожима, она только переходит из одной формы вдру-
гую. Человек — материальное существо, унего нет никакой души, со-
знание —это свойство, развившееся уматерии.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 189.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...