Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные аспекты и цели коммуникации




Коммуникацию можно рассматривать как форму деятельнос­ти, осуществляемую людьми, которая проявляется в обмене ин­формацией, взаимовлиянии, взаимопереживании и взаимопони­мании партнеров. Она характеризует общение как двухстронню*0 деятельность людей, предполагающую взаимосвязь между ними» сопереживание и обмен эмоциями. Коммуникация может решать разные задачи: обмен информацией, выражение отношения л#' дей друг к другу, взаимное влияние, сострадание и взаимное по­нимание. Такая многофункциональность общения позволяет вЫ' делить следующие аспекты коммуникации:


р\АВА_2. Межличностная коммуникация _____   _______________ Ц7

■ информационный, при котором общение рассматривается
как вид личностной коммуникации, осуществляющей обмен ин­
формацией между коммуникантами;

■ интерактивный, где общение анализируется как взаимодей­
ствие индивидов в процессе их кооперации;

■ гносеологический, когда человек выступает как субъект и
объект социокультурного познания;

■ аксиологический, предполагающий изучение общения как
процесса обмена ценностями;

■ нормативный, выявляющий место и роль общения в про­
цессе нормативного регулирования поведения индивидов, а также
процесс передачи и закрепления стереотипов поведения;

■ семиотический, в котором общение выступает как специ­
фическая знаковая система и как посредник в функционировании
различных знаковых систем;

■ практический, где процесс общения рассматривается в ка­
честве обмена результатами деятельности, способностями, умени-

: ями и навыками.

Вступая в общение, то есть взаимодействуя друг с другом, люди обычно преследуют конкретные цели. К основным целям комму­никации обычно относятся:

■ обмен и передача информации;

■ формирование умений и навыков для успешной социокуль­
турной деятельности;

■ формирование отношения к себе, к другим людям, к обще­
ству в целом;

■ обмен деятельностью, инновационными приемами, средства­
ми, технологиями;

■ изменение мотивации поведения;

■ обмен эмоциями.

Содержательный характер взаимодействия людей определяет-

Ся предметом их общения. На основе этого критерия различают

*а*ие виды общения, как межличностное, деловое, профессио-

альное, научное, политическое, информационное, межкультур-

Ое и т.д. Соответственно способы взаимодействия зависят не-

°сРедственно от целей, которые преследуются при общении, от

°оенностей его организации, эмоционального настроя партне-

РОв> Уровня их культуры.

Выявление перечисленных аспектов коммуникативного акта Роисходит с помощью как вербальных, так и невербальных еДств. Эти средства благодаря своей стратификационной и си-


118 Раздел П.Основные положения теории коммуникации. Щц

туативной вариативности способны передать не только текст са­мого сообщения, но и информацию о его отправителе (его соцц. альном статусе, территориальной принадлежности, возрасте, об­разовании, самооценке). В зависимости от соответствующей ком­бинации вербальных и невербальных средств, выбранных норм речевого этикета и поведения становится ясно и отношение от­правителя к адресату. При этом нужнЬ учитывать, что если вер­бальную информацию контролировать достаточно легко, то не­вербальные средства плохо поддаются контролю. Поэтому самая удачно составленная речь, призванная побудить адресата к како­му-то нужному для отправителя информации действию, может привести к провалу коммуникации при неудачном использовании или плохом контроле невербальных и паравербальных средств.

2.2. Функции коммуникации

Главным и единственным субъектом коммуникации является человек, который для обеспечения своей жизнедеятельности всту­пает во взаимосвязь с другими людьми. Система человеческих вза­имоотношений опосредуется культурой, которая определяет ха­рактер и эффективность человеческого общения. Но в ходе раз­личных видов деятельности человека складывается потребность в поиске более совершенных и эффективных форм общения, что порождает различные роли и назначение тех или иных форм об­щения. Иными словами, в зависимости от разнообразных причин различные формы общения приобретают соответствующее назна­чение в жизнедеятельности людей, то есть функцию. Функцио­нальный анализ коммуникации дает возможность выявить ту со­циальную роль, которую она выполняет в обществе, и помогает более точно понять ее сущность.

В научной литературе не существует однозначного решения вопроса о функциях коммуникации. Однако большинство зарУ' бежных и отечественных ученых сходятся во мнении, что процес­су коммуникации присущи определенные функции.
















Информационная функция

Всовременной науке понятие «информация» трактуется к^ обмен между людьми различного рода знаниями и сведениям*** Здесь коммуникация играет роль посредника. Она представляв собой обмен сообщениями, мнениями, замыслами, решениям**»


Г\авл2. Межличностная коммуникация____________________ 119

который совершается между коммуникантами. Информационный обмен может совершаться как ради достижения какой-то практи­ческой цели, решения какой-либо проблемы, так и ради самого процесса коммуникации, поддержания отношений между людьми.


Социальная функция

Она заключается в формировании и развитии культурных на­выков взаимоотношения людей. Эта функция формирует наши мнения, мировоззрение, реакции на те или иные события. Ведь культура не может существовать вне общения, так как только в этих процессах человек, будучи общественным существом, может согласовать свои действия с действиями других людей, добиться выполнения социально значимых целей, да и просто стать челове­ком. Благодаря этой функции всем членам общества обеспечива­ется приобретение некоторого уровня культурной компетенции, с помощью которой становится возможным их нормальное суще­ствование в данном обществе.

Экспрессивная функция

Она означает стремление партнеров по коммуникации выра­зить и понять эмоциональные переживания друг друга. Так, меж­личностная коммуникация всегда начинается с установления кон­такта между партнерами. При этом важно не только сообщить необходимую для общения информацию (представиться), выбрав Для этого стереотипные вербальные высказывания, но и допол­нить их невербальными средствами (улыбка, рукопожатие), кото-Рые должны показать нашу расположенность (нерасположенность) к контакту. Плохое первое впечатление может разрушить далеко идущие планы партнеров. Выражение эмоций очень важно и в Дальнейшем общении, когда укрепляются намеченные связи меж-^У людьми, осуществляется какой-то совместный проект.

Экспрессивная функция проявляется в выражении чувств, эмо-

Ций в процессе коммуникации через вербальные и невербальные

сРедства. Они связаны с выбранным стилем речевого общения,

Используемыми невербальными средствами коммуникации. В за-

Исимости от того, какой способ передачи чувств и эмоций выб-

№, экспрессивная функция может значительно усилить или ос-

вить информационную функцию коммуникации. Особое значе-

Ие экспрессивная функция имеет для творческих людей, создаю-


120 Раздел II. Основные положения теории коммуникации. МКк

щих произведения, которые должны быть оценены другими и в которых отражается их собственное образное восприятие мира \ эмоциональное отношение к нему. В ходе осуществления этой функции в партнере возбуждаются нужные эмоциональные пере, живания, которые в свою очередь способны изменить собствен* ное эмоциональное состояние.


Прагматическая функция

Эта функция позволяет регламентировать поведение и деятель­ность участников коммуникации, координировать их совместные действия. Она может быть направлена как на себя, так и на парт­нера. В ходе осуществления этой функции возникает необходи­мость прибегать как к побуждению партнера к выполнению како­го-то действия, так и к запрещению каких-то поступков. Ведь че­ловек общается ради достижения каких-то целей, для чего осуще­ствляет определенную деятельность, которая в свою очередь нуж­дается в постоянном контроле и корреляции. Именно это и вы­полняет прагматическая функция коммуникации.

Интерпретативная функция

Она служит прежде всего для понимания своего партнера по коммуникации, его намерений, установок, переживаний, состоя­ний. Дело в том, что различные средства коммуникации не только отражают события окружающей действительности, но и интерпре­тируют их в соответствии с определенной системой ценностей и политических ориентиров. Некоторые зарубежные исследователи называют это свойство коммуникации interpretation function, под­черкивая таким образом значение именно интерпретации инфор­мации, отбора и освещения фактов с определенных позиций. В тс же время эта функция зачастую используется для передачи конк­ретных способов деятельности, оценок, мнений, суждений и т.д.

При изучении функционального аспекта коммуникации не­обходимо помнить, что все указанные функции тесно связаны между собой и присутствуют в том или ином сочетании факт**' чески в любом виде коммуникации. На практике все эти фуН*' ции в соответствующей степени проявляются на разных уровН# межличностной коммуникации: социально-ролевом, деловом ** интимно-личностном.


гмвл 2. Межличностная коммуникация_____________________ 121

р-—                                                                                                                    ^5~^

Социально-ролевой уровень коммуникации связан с выпол­нением ожидаемой от человека роли, невозможен без знания норм оКружающей человека среды. Общение при этом носит, как пра-вйло, анонимный характер и не зависит от того, происходит ли Оно между близкими, знакомыми или незнакомыми людьми.

На уровне делового общения идет совместное сотрудничество, поэтому целью общения на этом уровне является повышение эф­фективности совместной деятельности. Партнеры оцениваются с точки зрения того, насколько хорошо они выполняют свои функци­ональные обязанности и решают поставленные перед ними задачи.

На интимно-личностном уровне общения человек удовлетво­ряет свою потребность в понимании, сочувствии, сопереживании. Обычно для этого уровня характерны психологическая близость, эмпатия, доверительность.

2.3. Основные виды коммуникации

Современное коммуникативное пространство представляет со­бой довольно сложную систему, в которой одно из основных мест принадлежит различным видам коммуникации. Дело в том, что в тех или иных ситуациях и обстоятельствах человек ведет себя по-разному и тем самым в каждом отдельном случае общается с други­ми людьми особым образом. Кроме того, характер и особенности коммуникации определяются также средствами и способами пере­дачи информации, субъектами коммуникации и многими другими причинами. Все это позволяет говорить о существовании различ­ных видов коммуникации. В теории коммуникации выделение тех или иных видов коммуникации осуществляется по нескольким ос­нованиям, и поэтому количество видов коммуникации в различ­ных источниках весьма существенно отличается друг от друга. В то же время функциональный подход к этому вопросу позволяет вы­делить следующие виды коммуникации: информативную, аффек­тивно-оценочную, рекреативную, убеждающую, ритуальную.

^•3.1. Информативная коммуникация

Информативная коммуникация представляет собой процесс ПеРедачи информации об окружающем мире, в котором живут ^оммуникатор и реципиент. При этом ожидается, что любые ин-^°РМационные сообщения являются правдивыми, непротиворе-


122 Раздел II Основные положения теории коммуникации. М]

чивыми и выражают беспристрастный взгляд на обсуждаемое с

бытие или факт. Этому виду коммуникации придается сегод!

особенно важное значение, поскольку каждый год информащ

о мире удваивается, появляются новые информационные кащ

лы, среди которых самым глобальным в настоящее время являе:

ся Интернет. Благодаря Интернету сегодня можно войти в фод

ды большинства научных библиотек мира, прочитать любую га

зету и узнать самые последние новости. Значение этого вида ком

муникации нашло свое выражение и в том, что сегодня «инфор

мационным» называют общество, пришедшее на смену индуст

риальному. К этому типу общества относятся страны Западно!

Европы и США.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 208.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...