Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Определение коммуникации, общения. Соотношение этих понятий




В жизни человека процессы общения, коммуникации играют чрезвычайно важную роль. Поэтому неслучайно процесс общения, коммуникации привлекает внимание специалистов в самых разных областях знания: философии, психологии, социологии, культуро­логии, лингвистики и др. Наиболее активно процессы общения начали изучаться со второй половины XX века. Так, в 1950—1960-е годы наибольший научный интерес вызывали способы формализа­ции сообщения, его кодирование и декодирование, передача ин­формации от адресанта к адресату. Эти исследования шли в рамках новых тогда наук: кибернетики и информатики. Общение в них рассматривалось как односторонний информационный процесЯ котором наибольшее внимание уделялось способам формализации сообщения, а большая часть определений общения сводилась к идее передачи информации от автора к адресату.

В i960—1970-е годы различные аспекты процесса общения заин­тересовали психологов и лингвистов, которые основной акцент сде­лали на психологические и социальные характеристики общения, семантическую интерпретацию коммуникативных актов, правилах и особенностях речевого поведения. Общение теперь определяется как деловые или дружеские взаимоотношения, обмен мыслями при по­мощи языковых знаков. Свое внимание исследователи при этом со­средоточили на психологических характеристиках участников оби# ния, особенностях речевой деятельности, правилах речевого поведи ния, но почти не обращались к анализу механизма общения.

В 1980-е годы различные способы общения стали изучаться с°' циологами, занимавшимися анализом социальной сущности обШе ния, которое понималось как следствие закономерностей функИ*1'


/ \\ba_L Понятие коммуникации и еероль вконцепции культуры   99

онирования общества, взаимодействия его членов, становления и развития личности, организаций, общественных институтов. Тогда %q появился логико-семиотический и культурологический интерес к общению, который удовлетворялся в рамках социо- и психолин­гвистики. В рамках этих научных направлений стало возможным связать коммуникативный акт с личностью участника общения, понять общение как феномен того или иного типа культуры.

При изучении процессов общения зарубежные исследователи давно стали использовать понятие «коммуникация». Этот термин позднее был принят и отечественными учеными. В отечественной литературе понятия «общение» и «коммуникация» зачастую упот­ребляются как синонимы, хотя при более внимательном подходе между ними обнаруживаются некоторые различия.

В англоязычной лингвистической литературе термин «комму­никация» понимается как обмен мыслями и информацией в форме речевых или письменных сигналов, что само по себе является си­нонимом термина «общение». В свою очередь, слово «общение» обозначает процесс обмена мыслями; информацией и эмоциональ­ными переживаниями между людьми. В таком случае действитель­но нет разницы между общением и коммуникацией. Именно так рассуждают лингвисты, для которых общение — это актуализация коммуникативной функции языка в различных речевых ситуациях.

В психологической и социологической литературе общение и коммуникация рассматриваются как пересекающиеся, но несинр-нимические понятия. Здесь термин «коммуникация», появивший­ся в научной литературе в начале XX века, используется для обо­значения средств связи любых объектов материального и духовного мира, процесса передачи информации от человека к человеку (об-Мен представлениями, идеями, установками, настроениями, чув­ствами и т.п. в человеческом общении), а также передачи и обмена информацией в обществе с целью воздействия на социальные про­весы. Общение же рассматривается как межличностное взаимо­действие людей при обмене информацией познавательного или аф-Фективно-оценочного характера. В числе основных функций обще-^ также выделяются контактная, призванная удовлетворить по-фебность человека в контакте с другими людьми, и воздейственная, {^являющаяся в постоянном стремлении человека определенным Разом воздействовать на своего партнера. Поэтому общение озна-сает в°здействие, обмен мнениями, взглядами, влияниями, а также Тасование или потенциальный либо реальный конфликт.


100 Раздел II. Основные положения теории коммуникации, Мщ

Существует точка зрения, что базовой категорией является ком. муникация, которая между людьми протекает в форме общенщ как обмен знаковыми образованиями (сообщениями). Но существу^ и противоположная трактовка соотношения понятий «общение» л «коммуникация», в которой основной категорией считается обще, ние, а в структуре последнего выделяются коммуникация (обмен информацией), интеракция (организация взаимодействия и воздев ствия), перцепция (чувственное восприятие как основа взаимопо* нимания). При этом коммуникация выступает своего рода посред. ником между индивидуальной и общественно значимой информа­цией. Здесь в обоих случаях несмотря на внешние различия основ­ной упор делается на механизм, который переводит индивидуаль­ный процесс передачи и восприятия информации в социально зна­чимый процесс персонального и массового воздействия.

Таким образом, понятия «общение» и «коммуникация» имеют как общие, так и отличительные признаки. Общими являются ш соотнесенность с процессами обмена и передачи информации и связь с языком как средством передачи информации. Отличитель­ные признаки обусловлены различием в объеме содержания этих понятий (узком и широком). Это связано с тем, что они использу­ются в разных науках, которые на первый план выдвигают различ­ные аспекты этих понятий. Будем считать, что за общением в основ­ном закрепляются характеристики межличностного взаимодействия, а за коммуникацией закрепляется дополнительное значение — ин­формационный обмен в обществе. На этом основании общение пред­ставляет собой социально обусловленный процесс обмена мысля­ми и чувствами между людьми в различных сферах их познаватель­но-трудовой и творческой деятельности, реализуемый главным об­разом при помощи вербальных средств коммуникации. В отличие от него коммуникация — это социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации как в межличностном, так и в массовом общении по разным каналам при помощи различных вер' бальных и невербальных коммуникативных средств.

1.2. Коммуникация и культура

Многочисленные определения термина «культура», существу' ющие в науке, позволяют отметить основное. Культура — это суй' ностная характеристика человека, связанная с чисто человечески способностью целенаправленного преобразования окружаюШ^


глава! • Понятие коммуникации и ее роль в концепции культуры 101

мИра, в ходе которого создается искусственный мир вещей, сим­волов, а также связей и отношений между людьми. Все, что сдела­ло человеком или имеет к нему отношение, является частью куль­туры. Коммуникация и общение являются важнейшей частью че-довеческой жизни, а значит, и частью культуры. Подчеркивая их важность, многие исследователи приравнивают культуру к обще­нию (коммуникации). Крупнейший американский специалист по межкультурной коммуникации Э. Холл утверждает, что культура — это коммуникация, а коммуникация — это культура. Исходя из такого толкования, многие западные ученые образно изображают культуру в виде айсберга, в основании которого лежат культурные ценности и нормы, а его вершиной является индивидуальное по­ведение человека, базирующееся на них и проявляющееся прежде всего в общении с другими людьми.

Как мы уже отмечали, только в общении с взрослыми и свер­стниками маленький ребенок становится человеком. Только через общение он проходит инкультурацию и социализацию, становит­ся представителем своего народа и культуры. Только через обще­ние человек может соотносить свое поведение с действиями дру­гих людей, образуя вместе с ними единый общественный орга­низм — социум. В процессах социального взаимодействия приоб­ретают свою устойчивую форму нормы, ценности и институты той или иной культуры. Именно общение во всех своих формах (вер­бальное и невербальное), видах (формальное и неформальное), типах (межличностное, межгрупповое, межкультурное) наиболее полно раскрывает специфику человеческого общества.

Каждый конкретный акт коммуникации определяется куль­турными различиями собеседников. В зависимости от специфики культурных различий в межкультурной коммуникации принято Различать коллективистский и индивидуалистский виды культу-Ры. Коллективистский вид культуры распространен преимуще-Ственно среди восточных народов, в культурах которых главной Ценностью является отождествление себя с коллективом. Данный вНд культуры является господствующим у народов Японии, Ки-Тая, России и большинства африканских стран. Зачастую предста­тели этих культур могут употреблять местоимение «мы», выска-

ь*вая свое личное мнение. Человек, принадлежащий к индивиду-^Истской культуре, может воспринять это высказывание как об-|{Jee мнение коллектива, но не как личное мнение говорящего.

федставители коллективистских культур часто забывают свои


102 Раздел II. Основные положения теории коммуникации. МКк
с**-                                                                     '               "^

личные интересы ради успешного межличностного взаимодействия, Человек в таких культурах оценивается по его способности уста­навливать контакт с другими людьми, и по этой способности дру„ гие судят о его характере и компетенции. В традиционном китай* ском обществе даже нет точного слова, которое передавало бы адекватно смысл понятия «личность», которое широко распрост­ранено в западных культурах. Для японцев существует понятие индивидуум, в первую очередь, как часть целой группы. Когда члены японской семьи разговаривают друг с другом, то называют другу друга не по именам, а терминами, указывающими на поло­жение конкретного человека в группе (например, невестка). Ког­да сын занимает в семье место умершего отца, то все называют его отцом, даже собственная мать так называет своего сына.

В Японии вообще господствует убеждение, что коллектив, груп­па — наиболее устойчивое и постоянное из всех явлений обще­ственной жизни. Каждый отдельный индивид в группе — ее прехо­дящая часть, и поэтому он не может существовать вне группы. При этом человек по собственной воле подчиняет себя группе. Индиви­дуальное развитие личности идет за счет того, что она находит свое место в группе. Любой групповой успех распространяется и на каж­дого члена группы. Поэтому японцы оказываются не в состоянии понять американцев, которые чрезвычайно динамичны в своих груп­повых отношениях: они постоянно образуют различные группы, переходят из одной в другую и меняют свои убеждения. Для японца покинуть группу означает потерять идентичность. Там, как только человек становится работником предприятия, он становится состав­ной частью группы и остается таковым до конца жизни. Новый работник находится в подчинении у пришедших ранее и соответ­ственно ему повинуются те люди, которые пришли в группу позже В Японии вся жизнь человека связана с предприятием, оно являет­ся для него центром культурной и социальной жизни. Свободное время все сотрудники проводят вместе, отпуск проводят в одно* доме отдыха, события личной жизни, такие, как свадьба, или ра3' вод, тоже являются предметом заботы всего коллектива.

И напротив, в индивидуалистских культурах акцент делаете на личность, и главной ценностью в них является индивидуализм Такая ориентация в большей степени распространена в западно* культуре. Там каждый человек имеет свои принципы и убеЖДе' ния. В этих культурах все поступки человека направлены на сеС Индивидуализм является наиболее характерной чертой поведей*


рМВА 1. Понятие коммуникации и ее роль в концепции культуры 103

американцев. В отличие от представителей японской культуры, которые стараются всегда быть незаметными и не выделяться из общей массы, американцы считают, что их поведение должно быть напористым и отличаться уверенностью действий, которые ведут к жизненному успеху и признанию в обществе.

Закономерно, что тот или иной вид культуры порождает свой тип общения. Так, представители коллективистских культур стара­ются избегать прямых взаимодействий и делают акцент на невер­бальных средствах коммуникации, которые, по их мнению, позволя­ют им лучше выяснить и понять намерения собеседника, определить ею отношение к ним. Со своей стороны, представители индивидуа­листских культур предпочитают прямые формы общения и откры­тые способы решения конфликтов. Поэтому в процессе коммуника­ции они используют преимущественно вербальные способы.

Общение происходит на трех уровнях: коммуникативном, ин­терактивном и перцептивном. Коммуникативный уровень представ­ляет собой общение посредством языка и культурных традиций, характерных для той или иной общности людей. Результатом это­го уровня взаимодействия является взаимопонимание между людь­ми. Интерактивный уровень — это общение, учитывающее лично­стные характеристики людей. Оно приводит к определенным вза­имоотношениям между людьми. Перцептивный уровень дает воз­можность взаимного познания и сближения людей на этой раци­ональной основе. Он представляет собой процесс восприятия парт­нерами друг друга, определение контекста встречи. Перцептив­ные навыки проявляются в умении управлять своим восприятием, «читать» настроение партнеров по вербальным и невербальным характеристикам, понимать психологические эффекты восприя­тия и учитывать их для снижения его искажения.

^ТЕРАТУРА_________

1- БодалевА.А. Восприятие и понимание человека человеком. — М., 1982.

2. ГриммакЛ.П. Общение с собой: начало психологической активнос­
ти. - М., 1991.

3. Ерастов Н.П. Психология общения. — Ярославль, 1979.

4- Каган М.С. Мир общения. - М., 1988.

5- Познание и общение. — М., 1988.


Глава 2

Межличностная коммуникация

Межличностная коммуникация и ее особенности. Модели коммуникаци­онных процессов (линейная, трансакционная, интерактивная). Кодирова­ние и декодирование информации в процессе коммуникации. Символичес­кий характер коммуникации. Симметричность, одновременность и непре­рывность коммуникации. Каналы и аспекты коммуникации. Функции ком­муникации и основные ее виды. Личностные факторы коммуникации

Приступая к исследованию основ межкультурной коммуника ции, следует всегда помнить, что она имеет место не между культу­рами, а между индивидами, которые в той или иной степени явля­ются носителями различных культурных ценностей. Иными слова­ми, межкультурная коммуникация проявляется в форме межлично­стной коммуникации. Межличностная коммуникация понимается ка* процесс одновременного взаимодействия коммуникантов и их воз­действия друг на друга. Для нее характерен целый ряд особенностей, отличающих ее от других видов коммуникации. Межличностная ком­муникация может осуществляться в различных формах, специфика которых определяется числом участников, их социоролевым стату­сом, коммуникативной установкой, особенностями пространства и времени коммуникации. Идеальным образцом межличностной ком­муникации является неформальная беседа двух человек. Характерны­ми чертами этого вида коммуникации являются частая смена темати­ки, доминирование одной стороны в силу ее большей активности и подчинение другой, смена коммуникативной установки, возможное^ вернуться к прежней тематике, необязательность заключительного этапа, так как беседа может быть прервана случайными обстоятель­ствами. При возникновении формальных ситуаций, как правило, ис­пользуются только общепринятые нормы коммуникации (нельзя, на­пример, подойти к незнакомому человеку и хлопнуть его по плечу в знак приветствия) и определенная последовательность высказываний'

2.1. Модели коммуникационных процессов

В основе межличностной коммуникации лежат различные U0" тивы, цели и задачи ее участников. В качестве детерминанты этого вида коммуникации могут выступать передача или получение к**


г\ава2- Межличностная коммуникация_________________ 105

кой-либо информации, побуждение партнера к совершению дей­ствий, намерение изменить его взгляды, стремление оказать эмо­циональную поддержку и т.д. В зависимости от этих факторов при­нято выделять несколько моделей межличностной коммуникации.

1. Наиболее широкое распространение получила линейная мо­
дель,
рассматривающая коммуникацию как действие, в рамках ко­
торого отправитель кодирует идеи и чувства в определенный вид
сообщения и затем отправляет его получателю, используя какой-
либо канал (речь, письменное сообщение и т.п.). Если сообщение
достигло получателя, преодолев разного рода «шумы», или поме­
хи, то коммуникация считается успешной. Данная модель при­
влекает внимание к некоторым важным моментам в процессе ком­
муникации. Это — влияние канала, по которому получено сооб­
щение, на реакцию получателя. Так, признание в любви при встрече
с глазу на глаз будет воспринято совсем иначе, чем прочитанное в
письме или услышанное по телефону. Также линейная модель
обращает внимание на «шум», помехи, искажающие сообщение.
К ним относятся как физические (людное, шумное помещение),
так и психологические (они связаны с физическим или эмоцио­
нальным состоянием человека, мешающим ему адекватно воспри­
нимать сообщение) помехи. Но у этой модели есть недостаток —
она рассматривает коммуникацию как однонаправленный процесс,
идущий от отправителя к получателю. Поэтому модель годится
для описания письменной коммуникации, воздействия средств
массовой информации, где получатель сообщения рассматривает­
ся как объект воздействия.

2. Другой моделью межличностной коммуникации является
трансакционная модель. Она представляет коммуникацию как про­
цесс одновременного отправления и получения сообщений ком­
муникаторами. Ведь в каждый конкретный момент времени мы
способны получать и декодировать сообщение другого человека,
Реагировать на него, и в то же самое время другой человек получа­
ет наше сообщение и отвечает на него. Таким образом, акт комму­
никации невозможно отделить от событий, которые ему предше­
ствуют и следуют за ним. Эта модель обращает наше внимание на
то обстоятельство, что коммуникация — это процесс, в котором
л*оди формируют отношения, постоянно взаимодействуя друг с
Футом. Данная модель намного лучше описывает процессы ком-
мУникации, чем линейная.

3. Существует также интерактивная, или круговая модель, меж-
лйчностной коммуникации. Она представляет собой не просто


106 Раздел II. Основные положения теории коммуникации. ЦК){

процесс передачи сообщения от отправителя к получателю, в ходе которого первый кодирует, а второй декодирует информацию Важным элементом этой модели является обратная связь. Это ^ реакция получателя на сообщение, которая выражается в ответ* ном сообщении, направляемом отправителю. Введение обратной связи наглядно демонстрирует кругообразный характер комму* никации: отправитель и получатель сообщения последовательно меняются местами.

Круговая модель, подобно линейной, изображает коммуника­цию как ряд дискретных актов, имеющих начало и конец, причем ключевой фигурой в них является отправитель сообщения, так как от него зависит реакция получателя информации. Именно поэтому они считаются устаревшими по сравнению с трансакци-онной моделью. Но для описания процессов межкультурной ком­муникации и понимания ее специфики больше подходит именно круговая модель, которой мы и будем пользоваться в дальнейшем.

Рассмотрим эту модель подробнее. Она состоит из следую­щих элементов: отправитель (источник) — кодирование — сооб­щение — канал — декодирование — получатель — обратная связь. В этом процессе создаются различные помехи, «шумы», препят­ствующие эффективной коммуникации. Эффективность комму­никации характеризуется тем, что переданная информация дол­жна быть понята в соответствии с ее первоначальным значени­ем. Поэтому коммуникация — это не только передача, но и по­нимание информации.

Отправитель (источник) — создатель сообщений, им может
быть как человек, так и организация (хотя в любой организации
сообщения составляют люди).

Кодирование — превращение сообщения в символическую
форму.

Сообщение — информация, идея, ради которой осуществля­
ется коммуникация. Оно состоит из символов, может быть уст­
ным, письменным или визуальным.

Канал — путь физической передачи сообщения, средство, с
помощью которого передается сообщение. Он может быть меж­
личностным и массовым.

Декодирование — расшифровка сообщения, которая в резуль­
тате различных помех может быть более или менее адекватной.

Получатель — объект, которому передается сообщение. ИМ
так же может быть как отдельный человек, так и организация. 1


г\авл2. Межличностная коммуникация_____________________ 107

я Обратная связь — принятое сообщение вызывает у получа-теЛя какую-то реакцию, так как в результате коммуникации у него произошли изменения в знаниях, установках, поведении.

Согласно этой модели процесс межличностной коммуникация начинается с того, что отправитель, которым является человек, обладающий только ему свойственным жизненным опытом, ус­тойчивой картиной мира, моделью его восприятия, в какой-то конкретной ситуации составляет сообщение, преследуя опреде­ленные цели. Его сообщение может быть как вербальным, так и невербальным. Отправитель должен стремиться к тому, чтобы его послание было как можно более понятным, четким и убедитель­ным. Подготовленное сообщение кодируется, то есть превращает­ся в символическую форму. После этого оно по выбранному кана­лу передается получателю. Могут быть использованы речь, пись­мо, а также доступные сегодня средства связи, среди которых все большую роль играют электронные средства передачи информа­ции. Получатель — это также человек со своими личностными характеристиками, безусловно, отличными от качеств отправите­ля. Поэтому, когда получатель принимает сообщение и декодиру­ет его, расшифровка послания происходит не полностью, а с час­тичными искажениями. Затем получатель реагирует на сообще­ние на когнитивном, эмоциональном или поведенческом уровне и обеспечивает обратную связь. Она тоже является сообщением, которое проходит те же этапы, пока не придет к отправителю.

На этапах кодирования, передачи и декодирования информа­ции возможны помехи. При кодировании помехи возникают из-за ограниченного количества символов, неточности в самом по­слании. Во время передачи сообщения помехи носят в основном технический характер (плохая слышимость, видимость и т.п.). При Декодировании получатель сообщения в силу иного жизненного °пыта, социального положения и других причин может припи­сать символам, использованным в сообщении, иное значение, чем отправитель, и в силу этого понять послание не так, как хотел °тправитель. Поэтому эффективность коммуникации тесно свя­зана с уменьшением помех. Можно свести к минимуму техничес-^е помехи при передаче сообщения, нужно стремиться к макси­мальному упрощению языка послания. Но унифицировать про­цессы восприятия информации, носящие индивидуальный харак-ТеР, полностью невозможно. Поэтому эффективность коммуни­кации никогда не будет абсолютной.


"I

108 Разд&\ II. Основные положения теории коммуникации. МК^

Существенную роль в процессе межличностной коммуника,. ции играют не отмеченные в схеме, но очень важные психологи, ческие и социальные характеристики акта общения.

К психологическим компонентам акта коммуникации прежде всего относятся коммуникативное намерение, замысел и цель, то есть мотивационная сторона общения. Они определяют, что, за. чем и почему хочет сообщить автор получателю, а также понима* ние сообщения, то есть когнитивную составляющую.

Коммуникативное намерение — это желание вступить в обще­ние с другим человеком. Такое намерение присутствует у вас, ког­да вы приглашаете кого-то на прогулку, но отсутствует, если вы идете гулять в одиночку.

Замысел сообщения — это информация в исходном виде, кото­рую автор хочет передать получателю, проект, идея предстоящего сообщения.

Цели сообщения обычно делятся на две группы: ближайшие, непосредственно выражаемые автором, и более отдаленные, дол­говременные. Среди ближайших целей обычно выделяют интел­лектуальные, связанные с получением информации, выяснением позиций и мнений, разъяснением и критикой. Также есть цели, ' связанные с установлением характера отношений: развитие или прекращение коммуникации, поддержка или отвержение партне­ра, побуждение к действию

За ближайшими целями часто стоит целевой подтекст, углуб­ляющий и усложняющий сообщение. Это — более отдаленные цели коммуникации. Так, человек, поддерживающий не очень интересный для него разговор, может преследовать более отда­ленную цель установления хороших отношений со своим партне­ром. Люди обычно скрывают или маскируют свои отдаленные цели коммуникации, но их можно выявить по общему характеру ком­муникативного акта, по непроизвольным (вербальным или невер­бальным) проявлениям автора сообщения.

Понимание сообщения состоит в истолковании адресатом по­лученного сообщения. Оно связано с тем, насколько полно будет декодировано это сообщение.

К социальным компонентам коммуникативного акта относят­ся статусные и ситуативные роли его участников, а также исполь­зуемые ими стилевые приемы.

Статусная роль указывает на поведение, предписанное чело* веку его социальным (возрастным, половым, должностным и т.п.)


, ивл2. Межличностная коммуникация_________________ 109

положением, или статусом. В начале каждого коммуникативного акта от его участников требуется адекватное осознание как соб­ственной социальной роли, так и роли партнера. Без этого невоз­можно правильно ориентироваться в ситуации и выбрать нужную манеру поведения. Это можно сделать при представлении друг другу незнакомых людей, называя одну из его основных соци­альных ролей (мой друг, мой начальник и т.д.) либо определяя это самостоятельно по внешнему виду и поведению человека.

Ситуативные роли выявляются уже в процессе коммуникации. Они существенно влияют на характер коммуникативного акта. Так, человек может быть лидером, стремящимся играть ведущую роль и контролировать весь процесс коммуникации; посредником, сле­дящим за ходом коммуникации и уравновешивающим интересы разных людей; капризным ребенком, нарушающим любые запре­ты и выступающим с нестандартными суждениями; гибким чело­веком, готовым приспособиться к любой ситуации.

Стилевые характеристики участников коммуникативного акта проявляются в особенностях их речевого стиля, в используемых ими коммуникативных стратегиях и тактиках. Оценивая речевой стиль человека, можно выделить людей, говорящих только в од­ном неизменном стиле. Они не способны проявить языковую гиб­кость и в любой ситуации говорят одинаково. Человек с высоким уровнем языковой компетенции, с одной стороны, стремится со­хранить свой стиль общения в разных ситуациях, но, с другой стороны, может менять его в зависимости от обстоятельств обще­ния. Также есть разные стили слушания — от умения (желания) До полного неумения (нежелания) слышать.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 365.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...