Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Л, Влияние окружающей среды на инкультурацию
Каждому человеку на протяжении всей его жизни приходит! ся осваивать множество социальных ролей, поскольку процесс*^ социализации и инкультурации продолжаются всю жизнь. Ка#'| дая социальная роль включает множество культурных норм, лрз| ^.пл4. Освоение культуры___________________________ 79 у ДДР^_—----------------- —«--- -^> _J> п ла стереотипов поведения, невидимыми социальными нитя-(правами, обязанностями, отношениями) она связана с дру-Ы ми ролями. До глубокой старости человек меняет свои взгля-на жизнь, привычки, вкусы, правила поведения, роли и т.п. Все эти изменения происходят под непосредственным влияни-м еГо социокультурного окружения, в непрерывном контакте с которым находится человек и вне которого инкультурация невозможна. Исследования зарубежных ученых показали, что есть три способа передачи культурной информации, необходимой человеку для освоения: ■ вертикальная трансмиссия, в ходе которой социокультурная ■ горизонтальная трансмиссия, при которой освоение куль ■ непрямая трансмиссия, при которой индивид обучается у Данные способы передачи культурной информации позволяют предположить, что в процессе инкультурации задействовано довольно большое количество людей, социальных групп, общественных институтов. Все они называются агентами (конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей) и институтами (учреждения, влияющие на процесс инкультурации и направляющие его) инкультурации. Их можно разделить на несколько групп, в зависимости от тех функций, которые они выполняют. ■ Опекуны — осуществляют уход за ребенком, удовлетворяют ■ Авторитеты — прививают ребенку культурные нормы и цен ■ Дисциплинаторы — распределяют наказания. ■ Воспитатели — обучают ребенка, целенаправленно переда ■ Компаньоны — занимают равное положение с ребенком и ■ Сожители — проживают в одном доме с ребенком. Все эти функции реализуются следующими агентами инкуль-турации: 80 _________ Рлзде \ I. Культурно-антропологические основы MrM m Семья — в любой культуре она является основной ячейкой! в которой происходит инкультурация. Это может быть как боЛ шая (многопоколенная) семья традиционных обществ, так и \М лая (нуклеарная) семья современного общества. ■ Группа друзей одного возраста — именно в контакте с| ■ Школа — она дает не только формальное образование, ноц! ■ СМИ — газеты, журналы, периодические издания, радио,! Различные организации — церковь, спортивные, политичес! кие организации, кружки по увлечениям также дают индивиду! важную информацию о мире, в котором он живет. На разных этапах жизненного пути эти факторы действуют! по-разному. В раннем детстве (до трех лет) ведущую роль в ин| культурации играет семья и особенно забота матери о своем ре-| бенке. Ведь в отличие от других млекопитающих, довольно быс-1 тро овладевающих основными навыками, необходимыми дляг выживания, человеческий ребенок, чтобы выжить, нуждается в! заботе других людей, которые будут его кормить, одевать, а са| мое главное — любить. Исследования детей, лишенных роди-1 тельской любви, тесного контакта с матерью, показали, что они! демонстрируют более низкие показатели интеллектуального раз-1 вития, у них формируется менее устойчивая психика (вплоть до! развития психических заболеваний). В особенно тяжелых ситуа-1 циях (известны примеры, когда дети содержались своими мате-1 рями взаперти в одиночестве, или случаи так называемых мауг-| ли), когда время было уже упущено, эти дети уже не могли стать! полноценными людьми, овладев лишь простейшими навыками! социальной жизни. Также известно явление госпитализма — вреД'| ных последствий пребывания детей в казенных детских учрежде'1 ниях, где с ними занимались, но они были лишены родителъс-1 кой ласки и любви. По сравнению с обычными детьми они де'| А ^Освоение культуры____________________________ 81 оястрировали более высокий уровень заболеваемости и смертности, отставание в физическом и умственном развитии. Поэтому отношения младенца с родителями, братьями, сест-ами, родственниками, друзьями семьи являются определяющими в ранний период инкультурации. Причем, если в европейском обществе главными агентами социализации и инкультурации являются родители и прежде всего мать, то в традиционных обществах в воспитании ребенка принимают участие все члены общи-нЫ иди рода, к которому он принадлежит. Примером такого рода служит кавказское аталычество. Аталыком называли приемного отца, обычно близкого родственника, в семью которого родители отдавали своего ребенка. Получали назад они его только после совершеннолетия. Приемного сына воспитывали с не меньшей заботой и нежностью, чем родных детей, с которыми у него устанавливалась близость, равная кровному родству. Воспитание в чужой семье практиковалось в Японии, где ребенка отдавали на сторону в 10-летнем возрасте. В русской дореволюционной деревне кроме родителей большую роль в воспитании играли члены большой крестьянской семьи и всего мира — общины. Основная цель этого периода — формирование у ребенка мотивации на привязанность к другим людям, что выражается в доверии, послушании, желании сделать им приятное. Уже к трем месяцам дети демонстрируют избирательное поведение, они выражают любовь, страх, радость, узнают родителей и знакомых, отличают их от незнакомцев. В возрасте от трех до пятнадцати лет на ребенка все больше действуют и другие факторы инкультурации: общение со сверстниками, школа, СМИ, контакты с ранее незнакомыми взрослыми людьми (учителя, воспитатели, врачи, руководители кружков и т.д.). В это время дети получают навыки оперирования с предметами с Целью достижения какого-то практического результата. Они способны создавать образы, в том числе у них формируется образ мира (позже он превратится в картину мира). Они знакомятся со знаками и символами, а позже с понятиями, овладевают абстрак-тньщ мышлением, учатся создавать абстракции и идеализации. На основе чувства удовлетворенности или неудовлетворенности Развивается и эмоциональная сфера. Так, постепенно, окружающие ребенка общество и культура становятся для него единствен-Но возможным и существующим миром, с которым он себя полостью идентифицирует. 82 ___________ Раздел I. Культурно-антропологические основы МЩ Разумеется, в каждой культуре пути достижения этих целей f их конкретное наполнение имеют свои особенности. Эти осо, бенности изучает отдельное направление в этнологии — этщ графия детства. Классическим примером подобного исследова* ния было изучение способов воспитания детей в США и Японщ американским культурным антропологом Р. Бенедикт, проделанное еще в годы Второй мировой войны. Хотя ее исследование было основано только на письменных источниках (художестве^ ной литературе, учебниках по воспитанию детей, опубликован, ных дневниках и т.п.), она получила очень интересные результат ты. Так, в США ребенка с первых дней жизни приучали к более или менее строгой дисциплине. Это выражалось в четко уста? новленном режиме сна и кормления (к проснувшемуся раньше времени ребенку нередко даже не подходили), в фиксированное, переводе на искусственное вскармливание и т.д. В Японии J мать всегда и везде носила младенца с собой, кормила его в лю{ бое время, а от груди отрывала только перед рождением друга! ребенка. Но американцы спокойно относились к тому, что ребе| нок пачкает пеленки до года, а нередко и дольше. Японцы Л приучали ребенка проситься в туалет уже в первые месяцы его жизни. Если ребенок этого не делал, его отлучали от матери щ тех пор, пока не достигался желаемый результат. Американского! ребенка поощряли к активности и самостоятельности, японской го — к послушанию и дисциплине. В 1950-е годы группа американских ученых во главе с Г. БаррИпровела обширные исследования, в которых оценили практику, воспитания в 104 культурах разных народов. Оказалось, что это можно сделать по двухполюсной шкале. На одном полюсе — обу| чение уступчивости (послушанию, ответственности за поручен! ное дело), на другом — обучению самоутверждению (стремлению/' к достижениям, самостоятельности и независимости). Таким образом, все культуры можно расположить на этой шкале в завит • симости от ориентации воспитания в ней. Так, в русской культур преобладает воспитание уступчивости и учета интересов коллек| тива, чем стремление к достижениям, хотя в последние годы эЛ соотношение начинает меняться. Но даже внутри каждой отдельной культуры инкультурадЙ-также зависит от классовых, расовых и этнических различий. Св<4 специфическое влияние оказывают также субкультуры, существУ] ющие в данной культуре. Степень инкультурации может бып г^р44А)своение культуры____________________________ J&& ной. Наивысший потенциал инкультурации и социализации £наруживается у интеллигентных людей. Элита общества, как травило, состоит из них. Это социально активные и культурно состоявшиеся люди. Объясняется это тем, что представители зысшего слоя общества обычно имеют более гибкое отношение ' власти и авторитетам, поэтому они учат своих детей осмысли-зать факты и отвечать за свои решения, поощряют стремление к :амостоятельности. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 272. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |