Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Некоторые психологические механизмы инкультурации
Для специалистов, изучающих процессы инкультурации, очень важным является вопрос об их механизмах. Окончательного отве-га на этот вопрос пока нет, но ученые обычно выделяют четыре психологических механизма инкультурации: имитация, идентификация, чувства стыда и вины. Имитацией называется осознанное стремление ребенка подражать определенной модели поведения. Обычно в качестве примера выступают родители, но дети могут ориентироваться в своем поведении на учителей, известных людей (политиков, артистов, журналистов и т.п.). Ребенок имитирует не только конкретные операции, например, поведение за столом, но и то, чему обучают его родители (например, правильно мыть голову и пр.). Потом, спустя годы, он будет так же обучать собственного ребенка. Имитация может быть связана и с неприятными моментами. Если ребенка наказывают, обижают, он вначале проделает это со своими игрушками, а когда подрастет — то и со своими детьми. Считается, что взрослые, обижающие детей, сами подвергались оскорблениям в детстве. Иногда родители просят детей слушаться их совета и не делать так, как делают они сами. Если при этом их не наказывают, дети склонны слушаться. Так, если дети любят и уважают своего отца, °н может удержать их от курения, даже если сам курит. Идентификация — это способ усвоения детьми родительского введения, установок и ценностей как своих собственных. Дети воспринимают особенности личности родителей и других, тесно вязанных с ними людей. Часто дети выбирают профессии своих Родителей, чтобы стать похожими на них. 1 Если имитация и идентификация являются позитивными мщ низмами инкультурации, то стыд и вина — негативными. Первы{ способствуют формированию определенного поведения, вторые J запрещают или подавляют его. Хотя чувства стыда и вины Teed связаны друг с другом, они не во всем совпадают. Чувство стьЫ появляется, если вас застали на месте преступления, разоблачи ли и опозорили. Если ребенок без спроса утащит конфеты щ будет подсматривать или подслушивать за родителями и его зас< танут за этими занятиями, он будет чувствовать себя подавлен ным и униженным. Чувство вины связано с теми же переживаниями, но для ей появления не нужно разоблачения. Достаточно голоса своей сове сти, который говорит, что вы поступили плохо, и вы будете му чаться от сознания совершенного вами плохого поступка. То ed речь идет о наказании самого себя. Литература 1. Борисов А. Роскошь человеческого общения. — М., 2000. 2. Гидденс Э. Социология. — Челябинск, 1991. 3. Брасов B.C. Социальная культурология. — М., 1996. 4. Кравченко А.И. Культурология. — М., 2000. 5. Минюшев Ф.И. Социальная антропология. — М., 1997. 6. Смелзер Н. Социология. — М., 1994. Глава 5 Динамика культуры Понятие «культурная динамика» и ее основные формы (инновация, обращение к культурному наследию, культурное заимствование). Культурная диффузия и ее современные формы. Культурная динамика в эпоху глобализации. Значение культурных изменений для взаимодействия культур 5.1. Изменения культуры 5.1.1. Источники и механизмы изменений культуры За десять тысяч лет своего развития человеческая культура прошла путь от каменного топора до освоения космоса. Она никогда не оставалась неподвижной: зародившись, развивалась и распространялась из одного региона в другой, передавалась от прошлых поколений настоящим и будущим, все время пополнялась новыми материальными и духовными продуктами. Многочисленные и разнообразные виды культурных изменений были определены в культурной антропологии понятием «культурная динамика», которое подразумевает все виды изменений, происходящие в культуре и человеке под воздействием внешних и внутренних причин. Сегодня с помощью этого понятия в целом ряде гуманитарных наук описываются разнообразные модификации культуры, их причины, источники и результаты. Изменения являются неотъемлемым свойством культуры и включают в себя как внутреннюю трансформацию культурных явлений (их изменения во времени), так и внешние перемены (взаимодействие между собой, передвижение в пространстве и т.п.). Благодаря этому происходит поступательное движение культуры, ее переход от одного состояния к другому. Внешние изменения проявляются как через расширение уже существующих, так и через возникновение качественно новых культурных форм. При этом изменения в культуре протекают либо Форме активизации, либо в форме замедления, что находит свое Сражение в темпах и ритмах динамики культуры, а также в раз-личнь1х ее видах и формах. В процессе культурных изменений рождаются, фиксируются и РаспР°страняются различные элементы культурного опыта. Зна- 86_________ Раздел I. Культурно-антропологические основы Ыщ чение, влияние и степень распространения этих элементов зав| сит во многом от источника их возникновения. В культурной щ тропологии принято выделять следующие источники культурно! динамики: инновации, обращение к культурному наследию, J имствования, культурная диффузия. 1 Инновации представляют собой изобретение новых образо! символов, норм и правил поведения, новых форм деятельности направленных на изменение условий жизни людей, формировщ ние нового типа мышления или восприятия мира. Причина]! возникновения новаций являются неприятие отдельными инд| видами или группами господствующих культурных ценностей регулятивных норм, традиций, обычаев, правил поведения и щ иск своих собственных путей культурного и социального само! верждения. Это означает, что новации возникают как в традищ онных, так и в модернизированных культурах. На массовом урор не создателями культурных инноваций нередко выступают вых! цы из других стран или другой социокультурной среды, оказыи ющиеся гетерогенными для данного общества. [( История происхождения тех или иных новаций показывав что их носителями выступают те слои общества, которые не на! дят себе достойного места в культурной действительности или | ществующих типах культурной деятельности. Однако всякое Ф вовведение в той или иной степени обречено на непринятие. Е$ оно оказывается несовместимым с традиционными основами уф туры, если на него отсутствует спрос, если в нем нет заинтере! ванности у какой-либо группы общества, тогда оно не нахо! своего места в данной культуре. История культуры знает мно/' ство примеров того, как культурные нововведения отторгал we предавались забвению, если они не отвечали потребностям и| тересам соответствующей социокультурной среды. И напро! социальный заказ рождал поток культурных новаций, кото| получали признание всего общества. Обращение к культурному наследию как источник культурадинамики означает переоценку и использование в новых ycfl виях всей совокупности культурных достижений данного об* ства и его исторического опыта. Такое наследие обладает1" общества вневременной культурной ценностью, так как к #j относятся уникальные культурные достижения, не зависяшг времени их появления, которые переходят к новым поколеИ[ и в новые эпохи. вЛ^Динамика культуры_______________________________ 87 Диалектика культурной динамики состоит в постоянном переходе оТ ПРОШЛОГО к настоящему и будущему. Накопленному опы-прошлого противостоит повседневная практика настоящего, ебующая постоянной расшифровки прежнего культурного опы-„а его приспособления, отбора и интерпретации. Ценности и символы, воплощенные в памятниках прошлого, ста-ювятся важным фактором новой культуры. При этом они должны ie только сохраняться, но и воспроизводиться, раскрывая свой смысл дя новых поколений. Обращение к культурному наследию прошло-о призвано обеспечить поддержание привычных смыслов, норм и енностей, сложившихся в обществе. Эти смыслы, нормы и ценно-ги превращаются в каноны или образцы, проверенные многолетен практикой; следование им обеспечивает привычные условия изни. Те элементы культурного наследия, которые передаются из жоления в поколение и сохраняются в течение длительного време-й, обеспечивают самобытность культуры. Содержание самобытности ютавляют не только традиционные явления культуры, но и более щвижные ее элементы: ценности, нормы, общественные институты. Значительную роль в культурной динамике играют культурные имствования, то есть использование предметов, норм поведения, нностей, созданных и апробированных в других культурах. Дан-1й вид культурной динамики развивается в тех случаях, когда одна льтура подвергается влиянию другой, более развитой. Однако при эм большинство людей менее развитой культуры, несмотря на шствование элементов другой культуры, сохраняют многие обы-д, нормы и ценности, присущие их родной культуре. Культурные заимствования являются наиболее распространении источниками культурных изменений по сравнению со все-другими. Этот источник культурной динамики может носить с прямой (через межкультурные контакты индивидов), так и 'венный характер (через действие СМИ, потребляемые товары, >азовательные учреждения и т.д.). Однако в процессе заимство-[ия народ-реципиент заимствует не все подряд, а лишь то, что яется близким его собственной культуре, может принести яв-3 или скрытую выгоду, даст преимущество перед другими на-ами, отвечает внутренним потребностям данного этноса. Характер, степень и эффективность культурных заимствова-[ ОгФеделяют, в основном, следующие факторы: ■ интенсивность контактов (частое взаимодействие культур ве-к быстрому усвоению инокультурных элементов);
А 5^инамика культуры___________________ ^^_____ 89 сдовий и возможностей отдельных народов. Благодаря этим провесам происходит проникновение и распространение необходимых культурных новаций среди тех народов и культур, где эти новации по объективным причинам сами появиться не могут. Даже в регионе обитания одного народа, как правило, полезные новации не создаются параллельно и одновременно, они обычно возникают в каком-то одном месте, а затем быстро распространяются по всей близлежащей территории и зачастую заимствуются всеми соседями. Это и есть диффузия культуры в ее реальном проявлении. Таким образом сложилось цивилизационное единообразие Западной Европы. Каналами культурной диффузии служат миграция, туризм, деятельность миссионеров, торговля, война, научные конференции, ярмарки, обмен специалистами и др. Все эти формы культурной диффузии могут распространяться в вертикальном и горизонтальном направлениях. Горизонтальная диффузия происходит между культурами нескольких этносов, социокультурных групп или отдельными индивидами. Поэтому данное направление еще можно назвать межгрупповой диффузией. Примером диффузии подобного рода может служить заимствование сотрудниками милиции жаргона, манер поведения и общения криминального мира в результате их частых контактов с преступниками. Вертикальная диффузия культур развивается между культурами с неравным статусом, поэтому ее можно назвать стратификационной культурной диффузией. Тип стратификационной диффузии можно проследить на примере одежды, которая зачастую символизирует статусные различия людей. В современном обществе она превращается в канал диффузии культурных ценностей из одной социальной группы в другую. Финансовые возможности среднего класса сегодня позволяют ему покупать модную одежду, которую прежде носил только высший класс. Современные высококвалифицированные рабочие на Западе являются на работу в костюмах, которые раньше слу-№ли отличительным символом высшего класса. Современная миссия культурной диффузии свидетельствует, Что она не утратила своего значения в культурной жизни народов, поскольку, как правило, имеет положительные социальные последствия для любого общества. Передача культурных ценностей >т одного народа к другому, а также из одного социокультурного Сл°я в другие ведет одновременно к демократизации общества и Росвещению населения. При этом сама культура становится бо-Лее Демократичной. 90__________ Раздел I. Культурно-антропологические основы Щ 5.3. Изменения культуры в эпоху глобализации Культурная диффузия как процесс стихийного и никем не коц тролируемого заимствования культурных ценностей имеет как ц0 зитивные, так и негативные аспекты. С одной стороны, она позв^ ляет народам больше общаться между собой и узнавать друг о щ ге. Общение и познание способствуют сближению народов. С щ гой стороны, чрезмерно активное общение и заимствование опаса потерей культурной самобытности. Распространение одинаковы культурных образцов по всему миру, открытость границ для кэд турного влияния и расширяющееся культурное общение заставу ют говорить о процессе глобализации современной культуры. Глобализация культуры представляет собой процесс интегр ции отдельных этнических культур в единую мировую культуру \ основе развития транспортных средств, экономических связей средств коммуникации. В межкультурной коммуникации она вь ражается в расширении культурных контактов, заимствовании кул турных ценностей и миграции людей из одной культуры в другу! В настоящее время процесс глобализации охватил самые ра ные сферы нашей жизни. Финансы, идеи и люди ныне мобильн как никогда. Закономерно, что глобальные финансовые и тощ ные рынки, средства информации и миграционные потоки пр вели к бурному росту культурных обменов, которые выражаются стремительно возрастающем количестве прямых контактов меж государственными институтами, социальными группами и инд видами различных стран и культур. В ходе этих контактов исчез ет множество традиционных форм жизни и способов мышлей Но одновременно процесс глобализации ведет к возникновеш новых форм культуры и образов жизни. Благодаря широкой дс тупности определенных товаров и идей локальные культуры и няются и вступают между собой в необычные комбинации. Г{ ницы между своими и чужими стираются. Эта смесь культур j блюдается не только в жизни отдельных индивидов — она все 6oJ становится характерной чертой для целых обществ. Именно поэт му Организация Объединенных Наций провозгласила 2001 год I дом диалога между культурами. Новые формы культуры и идентичности непросто понят! точки зрения наших привычных представлений о том, что та* культура. Культурные различия между людьми обычно детер^ fuBA^Динамика культуры______________________________ 91 ированы их самобытными историческими корнями. Однако со-еМенный технический прогресс и глобальные политические, экономические и культурные изменения привели к тому, что наша планета оказалась пронизана густой сетью коммуникаций, озабочена общими глобальными проблемами выживания, а государства й народы, ее составляющие, несмотря на противоречия и коренные различия между ними, успешно находят способы и средства взаимопонимания, все более тяготеют к утверждению на планете единой глобальной культуры. Внутри этой формирующейся системы уже устанавливаются различия, выявляется сходство, осознается разнообразие мира, и поэтому становится чрезвычайно важным уметь определять культурные особенности составляющих ее элементов, чтобы понять друг друга и добиться взаимного признания. Глобальными становятся структуры и идеи, например идеалы красоты, права человека или организационные принципы. Однако их практическое оформление или претворение в жизнь могут существенно различаться в каждом конкретном случае. С культурологической точки зрения, глобализация представляет собой диалектический процесс. Интеграция и дифференциация, конфликты и сотрудничество, универсализация и партикуляризация не исключают друг друга, а являются взаимно предполагающими тенденциями развития. В ходе глобализации некоторые идеи и структуры современной жизни действительно распространяются по всему миру. В то же время культурные особенности отдельных народов на фоне глобальных процессов приобретают все более резкие очертания или вообще впервые осознаются как таковые. Глобализация — не автоматический процесс, который завершится бесконфликтным и идеальным миром. Она таит в себе как новые возможности, так и новые риски, последствия которых для нас могут быть более значимыми, чем во все предыдущие эпохи. Прекращение противостояния между Востоком и Западом не привело к установлению стабильного мирового порядка. Процесс глобализации имеет ярко выраженную тенденцию к унификации ^льтур, что вызывает у некоторых наций потребность в культурном самоутверждении и желание сохранить собственные культурные и индивидуальные ценности. Целый ряд государств и культур демонстрирует свое активное, нередко агрессивное и взрывное по форме самоопределение, освобождение от патерналистского влияния со т°роны традиционно доминировавших государств и культур, кате-4>ическое непринятие глобальных культурных изменений. Всеобщему процессу открытия различных границ они противопоставляют р 92 ___________ Раздел I. Культурно-антропологические основы Мкж растущую непроницаемость своих собственных и гипертрофирован! ное чувство гордости своей культурной самобытностью. Все это уСу| губляется наличием нерешенных исторических проблем, главны! образом геополитических, ведущих к изменению границ политим экономических пространств, появлению «горячих точек», преврацД нию границ между культурами в военные рубежи. Историческая практика свидетельствует, что в самом процесс! культурной глобализации изначально заложен определенный кол фликтный потенциал, поскольку зачастую приходится пересматрц| вать или отказываться от некоторых традиционных принципов! ценностей собственной культуры. Различные общества реагирую| на чуждые изменения по-разному. Диапазон сопротивления про, цессу слияния культур достаточно широк — от пассивного неприя! тия ценностей других культур до активного противодействия щ распространению и утверждению. В результате мы являемся свиде| телями многочисленных этнорелигиозных конфликтов, национа! листических настроений в политике, региональных фундаментали! стских движений. Это в большой степени относится к традицион! ным культурам Кавказа, к исламской культуре, архаичным культ]! рам Африки, некоторых стран Латинской Америки и Азии. Внутри глобальной культуры формируются и сосуществуют раз! личные позиции и точки зрения, и это не делает всех людей одина! ковыми. Глобализация не устраняет разнообразие способов жизш людей, она лишь создает новые формы, которые частично интегри! руют предшествующие. Процесс глобализации культуры реализщ ется в настоящее время в разных формах во всех областях человек ческой деятельности: экономике, политике, науке, искусстве, спорте! туризме, личных контактах и т.д. Ни одна культура, социальная группа или этническая общность не остаются в стороне от этоЛ процесса. При этом наиболее значимые изменения происходят ■ трех самых важных сферах человеческой жизнедеятельности: ■ сфере новых технологий и информационных систем (систе! ■ области этнических отношений на планете; ■ процессе развития мировой экономической системы. межкультурные контакты благодаря созданию новых транспорт» ных средств и новых форм коммуникации. Резко возросла под вижность людей: сверхзвуковые самолеты могут доставить ceroflf ня человека в любую точку планеты за считанные часы. Результв том этого стала доступность непосредственных контактов с куль| ^5_Динамика культуры___________________________ 93 турами, которые ранее казались загадочными и странными. При прямом контакте с ними различия осознаются не только в одежде пишевом рационе, кухонной утвари, но и в восприятии времени и пространства, в отношении к женщинам и старикам, в способах и средствах ведения дел и т.д. Однако особенно важную роль в развитии культурного взаимодействия сыграли новые средства массовой коммуникации. Космические спутники позволили людям получать информацию из всех регионов мира. О значении этой формы коммуникации убедительно свидетельствуют такие данные: в наши дни в мире насчитывается 1,2 млрд телевизоров и 180 млн персональных компьютеров. Сегодня интенсивно создается мировая телевизионная система ABC с круглосуточным вещанием, передачи которой будут первоначально принимать телезрители в 90 странах мира. В свою очередь развитие спутниковой связи привело к созданию системы Интернет, которая в настоящее время является самой быстроразвивающейся системой коммуникации. Так, за последние два года масштабы распространения Интернет увеличились в три раза, а пользователи этой системы находятся более чем в 100 странах мира. Кроме того, необходимой и жизненно важной детерминантой глобальных изменений культуры стал этнический фактор, который нашел свое выражение в быстром росте численности населения планеты. Динамика этого процесса имела следующую статистику: в 1965 г. в мире насчитывалось 3,3 млрд людей, к 1995 г. население увеличилось до 5,7 млрд человек, а в октябре 1999 г. общая численность народонаселения нашей планеты превысила 6 млрд человек. Эти цифры означают, что в последние годы прирост населения составлял в среднем 100 млн человек в год. В свою очередь, в масштабе всей планеты это также означает, что ее население увеличивается на 3 человека в секунду, на 10 600 человек в час и на !54 000 в день. Современные темпы роста народонаселения вле-кут за собой обострение целого ряда глобальных проблем суще-ствования всего человечества. Сегодня около 1 млрд человек в мире не получают полноценного питания, а недостаток пищи соответственно настраивает одну нацию против другой. Появляющиеся ежегодно 100 млн человек в соответствующей пропорции ^°стряют нехватку ресурсов и могут стать причиной борьбы за Задание ими для сохранения своей жизни. Для многих стран и НаРодов все острее становится проблема чистой питьевой воды, 94 _________ Раздел I. Культурно-антропологические основы MjCty которая через пятьдесят лет станет самым ценным природные ресурсом. Уже сегодня начинает ощущаться нехватка рыбы в Ми* ровом океане и т.д. Все усиливающееся обострение этих проблем требует предотвратить надвигающиеся конфликты и вынуждает все народы к взаимопониманию и сотрудничеству. 5.4. Значение культурных изменений для взаимодействия культур Процессы глобализации и культурной динамики, как показывает практика, не ведут к формированию единой мировой культуры. Современная культура остается множеством самобытных культур, находящихся в диалоге и взаимодействии друг с другом. Культурные изменения ведут только к универсализации, но никак не к однообразию. Но эти процессы заставляют критически взглянуть на собственную культуру и присущий ей тип человека, выявить их межкультурные границы. Современные исследования культурной антропологии показывают, что культурная самобытность любого народа неотделима от культурной самобытности других народов, что все культуры подчиняются «законам» коммуникации. Поэтому все большее значение приобретают способности к пониманию чужой культуры и точек зрения, критический анализ оснований собственного поведения, признание чужой культурной самобытности, умение включать чужие истины в свою позицию, признание правомерности существования многих истин, умение строить диалогические отношения и идти на разумный компромисс. Происходящие культурные изменения все больше подчиняются логике культурной коммуникации. Сосуществование людей в современной цивилизации невозможно без стремления к согласию между культурами, которое может быть достигнуто только путем диалога между ними. В этом диалоге ни одна культура не может претендовать на право исключительного голоса или единственно верного миросозерцания. Отношения между культурами должны строиться на принципах консенсуса и плюрЗ' лизма. Реальным основанием для такого типа отношений служит наличие в каждой культуре позитивных общечеловеческих ценностей, которые можно использовать для межкультурного консенсуса- Таким образом, культурная динамика развивается в направлен^ сотрудничества между культурами, основанного на культурном пл#' г\ава_5- Динамика культуры____________________________ 95 пализме. Культурный плюрализм представляет собой адаптацию человека к чужой культуре без отказа от своей собственной. Он предполагает овладение человеком ценностями еще одной культуры без ущерба для ценностей своей собственной культуры. При культурном плюрализме ни одна культура не теряет своей самобытности и не растворяется в общей культуре. Он подразумевает добровольное овладение представителями одной культуры привычками и традициями другой, обогащающее собственную культуру. Литература______ 1. Велик А.А. Социальная форма движения. — М., 1982. 2. Динамика культурных и социальных связей. — М., 1992. 3. Динамика культуры: теоретико-методологические аспекты. — М., 1989. 4. Певяш И.Я. Культурология. — Минск, 2000. 5. Морфология культуры: структура и динамика. — М., 1994. 6. Пригожий А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. Социальные 7. Факторы и механизмы развития культуры. — М., 1984. 8. Ширшов И.Е. Динамика культуры. — М., 1990. Контрольные вопросы 1. Дайте определение понятия культура и объясните его многозначность. 2. В чем состоит актуальность культуры сегодня? 3. Что такое традиция, обычай и норма в культуре? 4. Что такое ценность (дорогая вещь; нравственный идеал; то, без чего 5. Бывают ли бескультурные люди и в чем проявляется это их качество? 6. Какие достижения человеческой культуры вы считаете наиболее важ 7. В чем сущность понятий свой и чужой! Чем они отличаются друг от друга? 8. Что такое этнос и этническая принадлежность? 9. Является ли этническая принадлежность формой этноцентризма? 11. Как вы понимаете термин идентичность и какие ее формы присущи 12. Что такое функция и какие функции выполняет культура в жизни че 13. Можно ли делить культуры на хорошие и плохие, сильные и слабые, 14. Как вы оцениваете свою культуру в сравнении с другими? 15. Что такое инкультурация и социализация? В чем их отличие друг от 96 ___________Раздел I. Культурно-антропологические основы MjCI( 16. Чем отличаются первичная и вторичная стадии инкультурации? .*| 1 7. Кто такие агенты инкультурации? Какова их роль в процессе инкуль. турации? 18. Что вы знаете о психологическим механизме инкультурации? 1 9. Сравните понятия динамика и развитие? 20. Каково соотношение изменчивости и устойчивости в культуре? | 21. Какие формы социокультурной динамики вы знаете? 22. Что такое глобальная эволюция? 23. Возможна ли единая мировая культура без национальных различий? Практические задания 1. Охарактеризуйте общечеловеческие нормы поведения людей. 2. Как происходит смена норм в жизни общества? 3. Проанализируйте систему конкретных ценностей и определите тип 4. Вспомните известные вам культурные нормы и покажите их действие. 5. Охарактеризуйте общечеловеческие нормы поведения людей. 6. Как происходит смена норм в жизни общества? 7. Проанализируйте систему конкретных ценностей и определите тип 8. Вспомните известные вам культурные нормы и покажите их действие. 9. Попросите своего однокурсника другой национальности рассказать,
10. Постарайтесь вспомнить случаи и обосновать причины ваших анти 11. Обоснуйте, почему вы считаете свою культуру «своей», а чужую «чу 12. Может ли какая-либо другая культура стать для вас «своей»? 13. Что такое функция? Какие функции выполняет культура в жизни че 14. Можно ли делить культуры на хорошие и плохие, сильные и слабые, 1 5. Как вы оцениваете свою культуру в сравнении с другими? 16. Расскажите о играх, в которые вы играли в детстве. 17. Подготовьте небольшое сообщение о том, как воспитывают детей в 18. Попробуйте привести примеры действия психологических механиз 19. Охарактеризуйте основные формы культурной динамики. 20. Объясните на каком-либо примере влияние процесса глобализаций 21. Можете ли вы привести примеры культурной диффузии от русской Раздел II Основные положения теории коммуникации. Межкультурная коммуникация |
|||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 359. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |