Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Как оценить степень физиологической готовности ребенка к школьному обучению?
Показателем для оценки физиологической зрелости служат данные о соответствии длины и массы тела возрастным нормативам, начало смены молочных зубов на постоянные, а также данные об изменениях в пропорциях тела ребенка в сторону свойственных школьному возрасту. Рост детей 6-7 лет в норме достигает 120 см и более, вес превышает 20 кг. Готовность организма к выполнению длительных и постоянных школьных нагрузок можно определить через пробу: филиппинский тест. Его показатель положителен, когда ребенок пальцами правой руки, положенной сверху на голову в ее вертикальном удержании, может полностью закрыть ладонью ушную раковину до мочки. Тест на задержку дыхания позволяет оценить выносливости организма и волю ребенка. Проводится индивидуально. Для проведения теста необходим секундомер или часы с секундной стрелкой. Инструкция. Покажи, какой ты сильный. Положи руку чуть выше живота. По моему слову вдохни как обычно и задержи дыхание. Постарайся не выдыхать как можно дольше. Постарайся, ведь ты сильный. Раз, два, не дыши! … Молодец, ты очень сильный! Секундомер следует включить, как только ребенок задержит дыхание. В момент начала выдох, секундомер останавливают. В норме задержка дыхания составляет 18-22 секунды. Если показатель ниже 18 секунд, то ребенок будет сильно уставать от школьных нагрузок, что может негативно сказаться на его здоровье. Для таких детей целесообразнее выбирать школы с минимальной учебной нагрузкой. Если показатель выше – это свидетельствует о достаточно хорошей готовности к школе, в том числе и физической.
На основании проведенной диагностики заполняется диагностическая карта, являющаяся основой проектирования работы на год. Как проектировать работу на год? Необходимо выделить приоритетные задачи для данной группы. Они определяются выявленными проблемами и наличием устойчивых позитивных проявлений большинства детей. С этой целью анализируются вертикальные столбцы таблицы. В нашем примере к задачам, требующим особого внимания, следует отнести формирование самооценки и самоконтроля, развитие произвольного внимания, развитие интереса к школе. Далее анализируются горизонтальные линии и выявляются особенности готовности к школе каждого ребенка. Что проектировать, если выявлено много проблем? Если у ребенка много показателей оценено как недостаточно развитые, следует выделить наиболее важные из них и проектировать работу по их развитию. Приоритет следует отдавать развитию показателей, характеризующих готовность ребенка принять роль школьника. Особое внимание обращать на детей, испытывающих разного рода проблемы в общении со взрослыми и сверстниками. Если выявлена неготовность к принятию роли ученика: Воспитывайте интерес к школе: через проведение экскурсий, рассказы о школе, просмотр фильмов и пр. развивайте познавательные интересы через экспериментирование, исследовательскую деятельность. Используйте систему игр, способствующих развитию произвольного поведения (это игры с правилами на сдерживание, на запрет). Организуя продуктивные виды деятельности, активно используйте «пошаговые модели», которые помогают ребенку самому организовать процесс деятельности. Вам помогут книги: Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментирование в детском саду. – СПб., 2007. Руководство практического психолога. Готовность к школе: развивающие программы/Под ред. И.В. Дубровиной.- М., 1999. Если выявлена неготовность к взаимодействию с новым окружением. Развивайте умение общаться, вступать в контакт, договариваться. Вам помогут книги: Пазухина И.А. Давай познакомимся! СПб., 2004. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников. Диагностика, проблемы, коррекция. – М., 2005. Если выявлена неготовность к освоению учебной деятельности Используйте игры на развитие психических процессов. Развивайте исследовательскую деятельность ребенка. Вам помогут книги: Гатанов Ю.М. Развиваем логику и сообразительность.- М., 2001. Савенков А.И. Путь к одаренности. Исследовательское поведение дошкольников. – М., - СПб., 2004. Если выявлена физиологическая неготовность. Возможно, ребенок еще мал по возрасту. Для ускорения физиологического созревания прежде всего требуются: правильная пища (без консервантов, химических добавок), правильный режим (прогулки, полноценный сон), физическая активность. Можно рекомендовать посещение бассейна.
Сводная таблица готовности детей к школе
▲- зеленый цвет, показатель проявляется стабильно ▲ - желтый цвет, показатель проявляется нестабильно
▲ - красный цвет, показатель проявляется редко или не проявляется
Для выявления отношения детей к предстоящему обучению воспитатель использует беседы о школе. Они включают вопросы, позволяющие выявить отношение и знания о школе, мотивацию школьного обучения, источники знаний о школе. Примерное содержание вопросов следующее: 1. Хочешь ли ты учиться в школе? Почему? (Вопрос выявляет желание поступить учиться в школу и его мотивировку.) 2. Расскажи, что ты знаешь о школе? (Вопрос выявляет объем сведений о школьной действительности, которыми располагают дети.) 3. От кого ты узнал о школе и школьниках? (Вопрос выявляет источники информации о школе.) 4. Как ты готовишься к школе? (Вопрос направлен на выявление представлений детей о содержании подготовки к школе.) 5. Как ты будешь учиться в школе? Почему ты так думаешь? (Вопрос выявляет осознание детьми своих возможностей с позиции готовности к предстоящему школьному обучению.) (Бабаева Т.И. «Совершенствование подготовки детей к школе в детском саду», Л., 1990, С. 77)
Приложение 2. Хочу ли я в школу Тест для дошкольников из книги «Скоро в школу!» (С.К. Нартова-Бочавер, Е.А. Мухоротова, М., 1995, С.11-13)
1. Когда я пойду в школу, у меня появится много новых друзей. 2. Мне интересно, какие у нас будут уроки 3. Думаю, что буду приглашать на свой день рождения весь класс. 4. Мне бы хотелось, чтобы урок длился дольше, чем перемена. 5. Интересно, что в школе предлагают на завтрак? 6. Когда я пойду в школу, то буду хорошо учиться. 7. Самое лучшее в школьной жизни – это каникулы. 8. Мне кажется, в школе больше интересного, чем в детском саду. 9. Мне хочется в школу, потому, что многие ребята из моего дома уже учатся. 10. Если бы мне разрешили, я бы пошел учиться уже в прошлом году. Обратитесь к ребенку: «Если бы кто-нибудь стал за тебя говорить, согласился бы ты или нет с этими словами?» - и зафиксируйте его ответы в таблице. Если он согласится с высказыванием, поставьте после косой черты крестик (1 балл), если нет – оставьте пустое место.
Подсчет результатов.
1-3 балла – Ваш ребенок полагает, что неплохо живет и без школы. Следует задуматься! 4-8 баллов – да, хочется идти в школу. Только уточним, для чего? Если больше баллов в первой строке, то Ваш ребенок в основном мечтает о новых играх и друзьях. Если же больше баллов во второй строке, то он вполне представляет себе основное предназначение школы, и оно не вызывает пока отвращения. 9-10 баллов – прекрасно, если Ваш ребенок сохранит свое отношение к школе на последующие 11 лет! Приложение 3. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 219. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |