Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Как оценивать готовность к взаимодействию с новым социальным окружением?
Этот вид готовности предполагает сформированность коммуникативных умений, освоение ребенком норм и правил поведения и общения в различных общественных местах (в детском саду, на улице, в магазине, в театре, в цирке, в семье и пр.). Роль коммуникативного компонента в общей структуре психологической готовности к школе столь велика, что дает основание некоторым психологам (М.И. Лисина, Г.И. Капчела, Е.О.Смирнова) рассматривать его как ключевой. Необходимо помнить, что общение обязательно предполагает взаимность, обоюдность. Это ни в коем случае не воздействие на другого и не подчинение ему. В общении должны быть активны оба партнера и обращение каждого направлено на ответ другого. При диагностике общения необходимо учитывать две стороны - активность и чувствительность к партнеру. Активность проявляется в стремлении обратить на себя внимание, высказать что-то свое, развить тему разговора, предложить что-то необычное. Чувствительность к партнеру выражается во внимании к нему (в интересе к его словам и действиям, во взглядах), в готовности ответить на его предложение, в способности услышать и понять. Обе стороны одинаково важны для полноценного общения, однако их выраженность может быть различной у разных детей и в разных ситуациях. Оценивая особенности взаимодействия ребенка со сверстниками, необходимо обращать внимание на следующие показатели поведения детей: Инициативность – отражает желание ребенка привлечь к себе внимание сверстников, побудить к совместной деятельности, к выражению отношения к себе и своим действиям, разделить радость и огорчение. Критерии: ребенок не проявляет активности (или проявляет крайне редко), играет в одиночестве или пассивно следует за другими (требуется помощь в развитии инициативности); ребенок часто проявляет инициативу, но не бывает настойчивым (требуется поддержка инициативности); ребенок активно привлекает окружающих детей к своим действиям и предлагает различные варианты взаимодействия. Чувствительность к воздействию сверстников – отражает желание и готовность ребенка воспринять его действия и откликнуться на предложения. Чувствительность проявляется в ответных на обращениях сверстника действиях ребенка, в чередовании инициативных и ответных действий, в согласованности собственных действий с действиями другого, в умении замечать пожелания и настроения сверстника и подстраиваться под него. Критерии оценки: ребенок в редких случаях реагирует на инициативу сверстников, предпочитая индивидуальную игру (необходимо развивать умение видеть и слышать другого); ребенок не всегда отвечает на предложения сверстников (необходимо развивать умение понимать другого); ребенок с удовольствием откликается на инициативу сверстников, активно подхватывает их идеи и действия. Преобладающий эмоциональный фонобщения – проявляется в эмоциональной окраске взаимодействия ребенка со сверстниками: позитивной, нейтрально-деловой и негативной. Отмечается, что более характерно для ребенка: негативные эмоции при взаимодействии, нейтрально-деловые или позитивные эмоции. Если преобладает положительный фон или положительные и отрицательные эмоции сбалансированы, то это свидетельствует о нормальном эмоциональном настрое по отношению к сверстнику. Если же преобладающим является негативный фон (ребенок постоянно раздражается, кричит, оскорбляет сверстников или дерется), такой ребенок требует особого внимания. В статьях Т.И. Бабаевой, Т.А. Березиной, Л.С. Римашевской можно найти экспериментальные диагностики, направленные на оценку особенностей взаимодействия ребенка со сверстниками. Их можно использовать в качестве дополнительных методов диагностики для уточнения данных наблюдения. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 283. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |