Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Общественно-политическое развитие страны
В условиях тоталитарного государства любые преобразования могли осуществляться лишь сверху, по инициативе руководства. Поэтому они и начались после смерти И.В.Сталина – создателя и гаранта деятельности тоталитарной системы, поскольку ни один из его соратников не хотел ее сохранения в прежнем виде. Разумеется, никто и не помышлял о коренном ее изменении. После непродолжительной борьбы за власть, выразившейся в аресте и расстреле Л.П.Берия и отстранении на вторые роли Г.М.Маленкова, начинается возвышение Н.С.Хрущева. С его именем связан период, вошедший в историю нашей страны под названием «оттепели». Началась массовая реабилитация незаконно осужденных по политическим обвинениям. Всего за 1954 – 1961 гг. было реабилитировано 737 182 чел. Новая линия на десталинизацию общественно-политической жизни получила закрепление и развитие в решениях ХХ съезда КПСС (февраль 1956 г.). На закрытом заседании съезда Н.С.Хрущев выступил с докладом «О культе личности и его последствиях». В нем рассказывалось о «завещании» В.И.Ленина и его критике отрицательных черт И.В.Сталина (при жизни Сталина письмо Ленина не публиковалось), о расстреле подавляющего большинства депутатов XVII съезда партии, об убийстве С.М.Кирова, о поведении И.В.Сталина в первые дни войны, репрессиях 40-х годов и многом другом. Несмотря на то, что Н.С.Хрущев заострил внимание только на репрессиях против партийных кадров, доклад получился резко обличительным. Многие делегаты съезда испытали душевное и психологическое потрясение. Последствия данного события оказались очень серьезными. Падение авторитета верховной власти, информация, переворачивающая все устоявшиеся представления и догмы, дали толчок к пробуждению общественного самосознания. После съезда был предпринят ряд практических шагов по восстановлению законности и правопорядка. Вышел целый ряд указов Президиума Верховного Совета СССР о снятии ограничений со спецпереселенцев, им были выданы паспорта. Принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, улучшавшее правовое положение бывших военнопленных; в начале 1957 г. восставлены Калмыцкая, Чечено-Ингушская, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская АССР. Но не были возвращены на роду крымские татары и немцы Поволжья, привлеченные к освоению целинных земель. В течение 1956 – 1957 гг. принимались новые нормативные акты, регламентирующие деятельность прокуратуры, Верховного Суда, продолжалась реорганизация и изменение кадрового состава органов внутренних дел и госбезопасности. Расширялись законотворческие полномочия союзных республик. Из уголовного кодекса была убрана печально известная 58 статья - об ответственности за политические преступления. Однако период оттепели отнюдь не означал становления демократического государства. В постановлении ХХ съезда «О культе личности и его последствиях», принятом по докладу Н.С.Хрущева, в качестве причин репрессий назывались негативные личные качества И.В.Сталина и сложная международная обстановка 1930-х гг., вызвавшая неизбежные ограничения демократии – сам же политический курс сомнению не подвергался; подчеркивалось, что «культ личности И.В.Сталина не изменил и не мог изменить демократической природы социалистического строя». Но события «оттепели» невозможно переоценить. Партийная номенклатура, жившая при Сталине в постоянном страхе репрессий, постаралась впредь обезопасить себя, гарантировав себе личную и имущественную безопасность, неприкосновенность. А установившаяся стабильность обеспечивала и безопасность рядовых граждан. Был сделан важный шаг от тоталитарной диктатуры к авторитарному режиму власти. Властные амбиции Н.С,Хрущева при вертикальной системе власти партийно-бюрократического аппарата вели ко все большей концентрации руководящих полномочий в руках лидера. В марте 1958 г. он стал Председателем Совета Министров СССР, совместив два главных поста в государстве. Меры, принятые властью по преодолению сталинизма, приоткрытие «железного занавеса» – все это всколыхнуло советское общество, создало благоприятные условия для развития культуры и науки. Происходило оздоровление нравственного климата в связи с реабилитацией пострадавших из-за репрессий. Было восстановлено доброе имя многих деятелей науки и искусства: Н.И.Вавилова, В.Э.Мейерхольда, О.Э.Мандельштама и др. В конце 1950-х годов значительно расширились международные культурные связи: происходили фестивали зарубежных фильмов, гастроли театральных трупп, выставки зарубежного изобразительного искусства. Реорганизации подверглись органы управления культурой, что также проводилось на волне демократизации общества. Появились новые творческие союзы – Союз художников СССР, Союз писателей РСФСР и др. Однако политика Н.С.Хрущева в области идеологии и культуры носила крайне противоречивый характер. На нее негативное влияние оказал низкий культурный уровень главы партии и правительства, его авторитарный характер. Политическое развитие СССР в 1960 – 1970-е годы носило крайне противоречивый характер. Программа КПСС, принятая в 1961 г. на ХХII съезде партии, содержала ряд положений, направленных на демократизацию общества. Провозглашалось превращение государства диктатуры пролетариата» в общенародное демократическое государство. Пути дальнейшего развития общества определялись как «возрастание роли общественных организаций и передачи им функций государственных органов». Фактически же последовательно проводилось в жизнь положение о «возрастании руководящей роли КПСС как ядра советской политической системы», «руководящей и направляющей силы общества», осуществляющей руководство всеми остальными общественными организациями (Советами народных депутатов, профсоюзами, комсомолом и т.д.), которые рассматривались лишь как «приводные ремни от партии к массам». Н.С.Хрущев пытался компенсировать этот подход развитием внутрипартийной демократии. В Устав КПСС было внесено положение об обязательном обновлении на каждых очередных выборах ЦК КПСС на ¼, горкомов и райкомов – на 1/3. Однако после снятия Хрущева эти положения были убраны из Устава. В начале 1960-х годов положение в экономике страны, особенно в аграрном секторе, осложнилось. Немалую роль сыграли в этом и ошибки руководства страны. В результате на Пленуме ЦК КПСС в октябре 1964 г. Н.С.Хрущев был снят со всех руководящих постов. Первым секретарем ЦК КПСС был избран Л.И.Брежнев, председателем Совета Министром СССР стал А.Н.Косыгин. Курс на возрастание руководящей роли партии проводился неизменно все последующие годы. Партийные комитеты получили право контроля за деятельностью администрации. Создалось положение, когда для занятия любой должности необходимо было иметь партийный билет. В 1977 г. была принята новая Конституция СССР. В ней в особую главу была выделена проблема прав и свобод. Вместе с тем законодательно закреплялась (ст.6) руководящая роль коммунистической партии. Существование других партий Конституцией не предусматривалось. Высшими органами власти в стране провозглашались Советы народных депутатов. Практически же все важнейшие решения принимались на съездах партии и заседаниях Политбюро ЦК КПСС. Сама практика выборов в Советы позволяла подобрать послушный состав депутатов. Хотя выборы были равными, тайными и прямыми, избирателям предлагалась лишь одна кандидатура. Кандидатуры выдвигались коллективами предприятий, но подбирались партийными комитетами по разнарядке, спускаемой сверху с тем расчетом, чтобы были представлены все слои населения (например, надо было выдвинуть мужчину, рабочего, беспартийного, от 30 до 40 лет). Естественно, такой состав Советов мог только одобрять предложенные резолюции. Решающая роль принадлежала аппарату, который формировал списки, проводил выборы, разрабатывал проекты резолюций. Советы не имели финансовых рычагов для проведения своих решений в жизнь: все налоги, поступавшие в бюджет, перераспределялись централизованно, все средства находились в распоряжении центральных министерств и ведомств. Постепенно складывалась партийно-государственная номенклатура, ставшая руководящим слоем общества. Она была заинтересована в стабильности, выступала против любых перемен. В конце 1960-х – 1970-е годы обозначились оппозиционные настроения в советском обществе. Наиболее ярко они проявились в диссидентском движении. Диссидентское движение классифицируют по следующим основным направлениям: правозащитное движение («политики»), религиозные течения (евангельские христиане), национальные движения. В 1982 г. умер Л.И.Брежнев. Сменивший его на посту Генерального секретаря ЦК КПСС и Председателя президиума Верховного Совета СССР Ю.В.Андропов пытался проводить более энергичную политику, действуя преимущественно административными мерами (в частности, был взят курс на укрепление трудовой и производственной дисциплины, на борьбу со взяточничеством, коррупцией). Но осуществить сколько-нибудь серьезные перемены Ю.В.Андропов не успел. После его смерти в 1984 г. руководителем страны стал К.У.Черненко, старый и тяжело больной человек, находившийся у власти менее года. Период 1981 – 1985 гг. получил в народе название «пятилетка пышных похорон». Недееспособность политического руководства способствовала нарастанию в советском обществе кризисных явлений.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 258. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |