Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Внешняя политика СССР. Противостояние двух систем




 

Международное положение СCСР к моменту смерти Сталина характеризовалось напряженными отношениями и жесткой конфронтацией со странами Запада.

Послесталинское руководство видело одно из средств ослабления международной напряженности в активизации и расширении контактов со странами Запада и мира в целом. В 1954 – 1956 гг. были восстановлены дипломатические связи с ФРГ и Австрией. Было подписано соглашение о прекращении войны с Японией, с ней восстановились дипломатические и торговые отношений. Устанавливались контакты с руководством Югославии. Подписанная в 1955 г. декларация предусматривала сотрудничество сторон в области экономики, науки и культуры.

Особое внимание уделялось развитию взаимоотношений с развивающимися странами – Индией, Индонезией, Египтом, Бирмой, Афганистаном и др. Советский Союз оказывал им помощь в строительстве промышленных и сельскохозяйственных объектов. За время пребывания Н.С.Хрущева у власти было построено в разных странах мира около 6000 предприятий.

Изменения во внешней политике СССР, начавшиеся после смерти И.В.Сталина, нашли отражение в решениях XX съезда КПСС (февраль - март 1956 г.), провозгласившего возможность предотвращения мировой войны (ранее советская дипломатия исходила из тезиса о неизбежности войн при империализме). Основным принципом внешней политики СССР провозглашался принцип мирного сосуществования. Он включал в себя отказ от применения силы или угрозы силой; невмешательство во внутренние дела; уважение суверенитета, территориальной целостности и нерушимости границ; сотрудничество на основе равноправия и взаимной выгоды. Вместе с тем подчеркивалось, что мирное сосуществование не означает отказа от классовой борьбы, просто эта борьба теперь принимает форму соревнования двух систем.

Решения XX съезда провозглашали новый курс советской внешней политики. Но нельзя не учитывать, что этот курс проводился часто непоследовательно, на практике нередки были отступления от декларируемых принципов. Политика противоборства двух лагерей продолжалась. Да и само мирное сосуществование уже с конца 60-х годов рассматривалось как «форма классовой борьбы».

50 – 60-е годы ХХ в. были весьма противоречивым периодом. С одной стороны, участились контакты между лидерами СССР и западных стран, состоялось несколько встреч в верхах, активно обсуждались проблемы сокращения гонки вооружений. Был заключен ряд соглашений, значительно улучшивших международную обстановку. В 1963 г. СССР, США и Англия заключили договор о запрещении ядерных испытаний в космическом пространстве и под водой. Это решение резко уменьшило опасность радиоактивного заражения планеты – в 1970 г. содержание радиоактивного стронция-90 на земной поверхности составило 5% от уровня 1966 г. В 1967 г. был подписан договор, запрещающий выводить все виды оружия массового уничтожения в космос, в 1968 г. – договор о нераспространении ядерного оружия, призванный предотвратить вовлечение в гонку ядерных вооружений новых стран. Эти договоры снизили опасность возникновения ядерной войны, хотя гонка вооружений продолжалась. Так, США увеличили число своих стратегических ракет наземного базирования с 294 в 1962 г. до 1054 в 1968 г.

С другой стороны, в этот период мир пережил ряд острейших международных кризисов, ставивших человечество на грань войны. Наиболее опасными из них были Суэцкий 1956 г., Берлинский 1961 г. и Карибский 1962 г.

В октябре 1956 г. в ответ на национализацию Египтом Суэцкого канала началась англо-франко-израильская агрессия против этой страны. Советский Союз потребовал прекращения агрессии, угрожая применением военной силы. Это была первая и удачная попытка советского правительства «обеспечить мир с позиции силы». СССР имел теперь ракетно-ядерное оружие и получил возможность, по словам Н.С. Хрущева, заставить «империалистов под угрозой гибели их стран не развязывать мировую войну».

В августе 1961 г. части народной армии ГДР установили контроль над всей, до сих пор открытой, границей между ГДР и Западным Берлином. Была возведена Берлинская стена, существовавшая вплоть до 1990 г. Эта акция вызвала резкое противодействие западных стран, привела к усилению противостояния в центре Европы.

Самым опасным их международных кризисов был Карибский, происшедший в октябре 1962 г. После отражения в 1961 г. попытки интервенции с территории США, опасаясь ее повторения, правительства СССР и Кубы решили разместить на Кубе советские ракеты с ядерными боеголовками. США в ответ установили морскую блокаду Кубы и потребовали немедленного вывода ракет. Правительство СССР расценило действия США как агрессивные и заявило, что в случае нападения на Кубу или попытки перехватить советские морские суда ответит ракетно-ядерным ударом по территории США. Мир был поставлен на грань войны. В этих условиях обе стороны проявили реализм и способность идти на компромиссы. СССР вывел с Кубы ракеты, США сняли блокаду, дали гарантии невмешательства во внутренние дела Кубы, согласились в виде компенсации ликвидировать свои военные базы в Турции.

В 1964 г. началось крупномасштабное военное вмешательство США в Юго-Восточной Азии, переросшее в открытую интервенцию против Вьетнама, продолжавшуюся до 1973 г. Во вьетнамской авантюре участвовало 500-тысячная американская армия, было задействовано 32% стратегической авиации США. Мощность бомб, сброшенных на Вьетнам, превысила мощность бомб, сброшенных на Европу в ходе второй мировой войны. Советский Союз оказывал экономическую и военную помощь Вьетнаму.

Неоднозначно развивались и отношения внутри так называемого «социалистического лагеря». Политика противостояния двух блоков приводила к стремлению подавить всякое инакомыслие. На словах провозглашалась необходимость учета национальной специфики, суверенности социалистических государств, на деле же проводился сталинский принцип «кто не с нами, тот против нас», навязывалась административно-бюрократическая модель общественного устройства, любая попытка вести самостоятельную политику рассматривалась как измена делу социализма. СССР по-прежнему был «старшим братом», определявшим основные направления деятельности союзников.

После разоблачения «культа Сталина» XX съездом начались процессы демократизации в социалистических странах. Произошла смена сталинистских правительств. Были реабилитированы и выпущены из тюрем многие жертвы политических репрессий. Ряд из них (Л.Свобода, В.Гомулка) впоследствии возглавили правительства своих стран. Процессы демократизации шли крайне болезненно. В Венгрии в 1956 г. они вылились в антикоммунистическое восстание и гражданскую войну. Правительство СССР в этих условиях приняло решение о вводе в Венгрию советских войск. Это решение вытекало из логики противостояния двух блоков, но резко осложнило международную обстановку, подорвало авторитет Советского Союза и внесло раскол в мировое коммунистическое движение. В этот же период усилились антисоветские выступления в Польше.

В начале 1960-х годов развернулась полемика с Югославией, руководство которой обвинялось в «ревизионизме». Не все страны согласились с выводами XX съезда, критикой сталинизма; на сталинских позициях оставались руководители Китая, Албании, Северной Кореи. В 1962 г. полемика с Албанской партией труда привела к разрыву межгосударственных отношений. С 1963 г. усилились трения между КПСС и КПК, что привело к ухудшению межгосударственных отношений и даже вооруженным столкновениям на границе весной и летом 1969 г. в районе острова Даманский (Дальний Восток) и Семипалатинска (Казахстан). На протяжении 70-х годов Китайская Народная Республика рассматривалась как потенциальный противник.

С другой стороны, правительство Чехословакии, взявшее курс на последовательную демократизацию общества, внедрение элементов рыночной экономики, построение «социализма с человеческим лицом», пошло по этому пути значительно дальше, чем позволяли рамки так называемого социалистического пути развития. Это вызвало резкое недовольство руководства СССР. В 1968 г. была предпринята интервенция объединенных вооруженных сил Варшавского Договора для наведения порядка в Чехословакии. То, что в 1956 г. в Венгрии было крайней мерой, вызванной чрезвычайными обстоятельствами, теперь превратилось в норму взаимоотношений между социалистическими странами. Ввод войск в Чехословакию привел к падению не только авторитета СССР, но и популярности коммунистических идей. У части населения социалистических стран возникли устойчивые антисоветские настроения.

В 1960 – 1970-е годы окончательно рухнула колониальная система. Освободившиеся страны стали играть все большую роль в мировой политике. Советский Союз проводил активную политику сотрудничества с развивающимися странами, поддерживал наиболее радикальные режимы, провозглашавшие курс «социалистической ориентации». Эта политика вызвала негативную реакцию Запада, рассматривавшего ее как попытку распространить советскую систему на весь мир. Ареной противоборства двух блоков становились азиатский и африканский континенты.

В Юго-Восточной Азии советское руководство поддерживало национально-освободительные движения в Таиланде, Лаосе, Камбодже, в Африке – антиимпериалистические группировки в Анголе, Заире, Мозамбике. В свою очередь, США поддерживали там силы прозападной, антикоммунистической ориентации.

С 1970 г. начинается период, вошедший в историю как период разрядки международной напряженности. В потеплении международного климата были заинтересованы как Запад, так и Восток. В конце 1960-х годов капиталистические страны были охвачены энергетическим кризисом – появилась заинтересованность в развитии торговых взаимоотношений с СССР, крупнейшим производителем нефти и газа. США глубоко увязли в Индокитае. Им необходимо было посредничество Советского Союза, чтобы уйти оттуда с наименьшими потерями. Советский Союз, находясь перед лицом нараставшей угрозы со стороны Китая, также был заинтересован в улучшении отношений с Западом. Продажа нефти и газа позволяла развивать взаимовыгодную торговлю со странами Запада. Наконец, и на Востоке и на Западе росло понимание недопустимости ядерной войны, ширилось антивоенное движение, с которым правительства не могли не считаться.

В 1970-е годы был подписан ряд соглашений, понизивших опасность ядерной войны, оздоровивших международную обстановку (1972 г. – договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО), соглашение об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1); 1973 г. – соглашение между СССР и США о предотвращении ядерной войны; 1974 г. – договор об ограничении подземных испытаний ядерного оружия и др.). Эти соглашения не означали прекращения гонки вооружений. Они лишь отсекали некоторые, наиболее опасные направления.

Значительный шаг был сделан в области обеспечения европейской безопасности. В течение 25 лет после войны не было мирного договора между СССР и Германией, правительство ФРГ не признавало происшедших в результате войны территориальных изменений, требовало возвращения к границам 1937 г. В 1970 г. были подписаны договоры ФРГ с СССР, Польшей и Чехословакией, в 1971 г. – четырехстороннее соглашение СССР, США, Англии Франции по Западному Берлину; в 1972 г. – договор об основах отношений между ФРГ и ГДР. Тем самым был ликвидирован очаг направленности в Европе, официально признаны границы, сложившиеся в результате Второй мировой войны.   

Наметились тенденции распространения процесса разрядки и на другие континенты. В 1973 г. было заключено соглашение о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме. Был ликвидирован очаг войны в Юго-Восточной Азии. После падения последнего фашистского режима в Португалии получили независимость Ангола, Мозамбик, Гвинея-Бисау, которые в течение долгих лет вели войну за независимость.

Расширились торгово-экономические взаимоотношения СССР с развитыми капиталистическими странами. Их удельный вес во внешнеторговом обороте СССР вырос с 15% в 1960 г. до 33,6% в 1980 г.

Кульминацией разрядки явилось проведение в августе 1975 г. в Хельсинки (Финляндия) совещания глав правительств 33-х европейских государств, США и Канады, в результате которого был подписан Заключительный акт, регламентирующий основные принципы взаимоотношений между государствами (мирное сосуществование, уважение суверенитета всех государств, незыблемость существующих границ, неприкосновенность личности). Этот акт зафиксировал и узаконил положение, сложившееся в послевоенной Европе.

Однако и в годы разрядки противостояние двух военно-политических лагерей продолжалось, невиданный масштаб приобрела гонка вооружений. В экономике СССР резко усилились позиции военно-промышленного комплекса. Был выдвинут лозунг «создания и поддержания военно-стратегического паритета» – равенства с США по всем видам вооружений. 1970-е годы были периодом самых интенсивных советских усилий в создании и накоплении всех видов вооружений. Мы фактически превзошли США по численности армии, количеству танков, самолетов, подводных лодок, стратегических ракет. Эта политика подрывала доверие к нам западных партнеров и самым катастрофическим образом отражалась на нашей экономике. США превосходили СССР по валовому национальному продукту в 3-4 раза, а затраты на вооружение были равноценны.

Не всегда продуманной была политика в отношении стран «третьего мира». Военно-блоковая логика, стремление увеличить число союзников привели к неразборчивости в выборе политических партнеров, к установлению союзнических отношений с режимами диктаторского типа (Ирак, Сирия, Ливия, Эфиопия). Следует отметить, что такую же блоковую политику проводили и США, поддерживая антидемократические режимы, провозглашавшие антикоммунистические и антисоветские ориентиры. Эти действия порождали бесчисленные конфликты, дестабилизировали разрядку, возрождали атмосферу противостояния.

К концу 1970-х годов изменилась и экономическая ситуация. В СССР замедлились темпы экономического развития. В торговле с Западом наша страна все более выступала в роли отсталой страны «третьего мира», продающей сырье и энергоносители в обмен на машины и оборудование, потребительские товары и продукты питания. За период 1970 – 1985 гг. доля топлива и энергоносителей в экспорте СССР выросла с 15 до 52,7%, а экспорт машин и сбор оборудования упал с 21,5 до 13,9%. Большинство стран Запада постепенно переходили на энерго- и ресурсосберегающие технологии, их заинтересованность в торговле с СССР стала падать.

Начало резкому обострению международной обстановки, возврату к политике «холодной войны» положило решение о вводе советских войск в Афганистан в 1979 г. «для оказания помощи афганской революции». Это решение привело к десятилетней интервенции, стоившей 15 тысяч жизней и миллиардных затрат. Оно было однозначно воспринято на Западе как отказ от разрядки. США отказались ратифицировать Договор ОСВ-2, подписанный в 1979 г., предприняли экономические санкции против СССР, бойкотировали Московскую Олимпиаду. Советскую интервенцию осудила Генеральная Ассамблея ООН.

Введя войска в Афганистан, где не было угрозы со стороны НАТО, Советский Союз оказался в глазах мирового сообщества державой, вмешавшейся в чисто внутренний конфликт в суверенном государстве во имя своих интересов. Угрозу в действиях СССР увидели Китай, Иран, Пакистан. Советский Союз оказался в международной изоляции.

В это же время было принято решение о модернизации советских ракет среднего радиуса СС-20, направленных против Западной Европы, об оснащении их разделяющимися самонаводящимися боеголовками. В ответ западноевропейские страны обратились к США с просьбой разместить в Европе американские ракеты среднего радиуса. Советский Союз в свою очередь разместил тактические ракеты с ядерными боеголовками в ГДР и Чехословакии.

Милитаристские тенденции возобладали и на Западе. Президент Рейган взял курс на жесткую конфронтацию с СССР. Советский Союз был объявлен «империей зла». Все события в мире однозначно рассматривались через призму противоборства двух сверхдержав, любые изменения в мире (социальные и национально-освободительные движения и др.) объяснялись «происками коммунистов». Была выдвинута доктрина «ограниченной ядерной войны», предусматривающая нанесение первого обезоруживающего удара по пусковым установкам ракет и центрам управления. Развернулись работы по созданию системы противоракетной космической обороны (СОИ). Гонка вооружений набирала новый виток, грозила принять непредсказуемые масштабы.

К середине 1980-х годов политика противостояния двух блоков зашла в тупик. Развернувшаяся гонка вооружений разоряла страну. Необходимы были решительные перемены.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 272.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...