Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Осуществление новой экономической политики




(1921 - 1928). Образование СССР

 

В длительной и ожесточенной Гражданской войне Советское государство, возглавляемое большевиками, одержало победу над интервентами и белогвардейцами. Но эта победа досталась дорогой ценой. После окончания войны страна оказалась в тяжелейшем по­ложении. Экономика была почти полностью разру­шена. Промышленное произ­водство по сравнению с 1913 г. сократилось в 7 раз. Численность рабочих – более чем в 2 раза. Объем сель­скохозяйственного производства составил 60% от довоенного уров­ня. Положение еще более ухудшилось ввиду неурожая 1921 г. В ре­зультате хозяйственной разрухи в стране ощущался острый недос­таток самых необходимых продуктов и предметов потребления: хле­ба, жиров, мяса, соли, обуви, одежды, спичек, керосина, мыла и т.д.

Хозяйственная разруха тяжело отразилась на положении рабо­чего класса и крестьянства, вызвала изменения в политических настроениях масс. В стране разразился глубокий политический кризис. На многих промышленных предприятиях вспыхнули забастовки протеста. Но наиболее сильное брожение шло в крестьянстве, выражав­шем недовольство не только тяжелым материальным положением, но и всей системой мер политики военного коммунизма, прежде всего продразверсткой. Это возмущение во многих районах страны пере­росло в крестьянские восстания. Наиболее яркое выражение это нашло в кронштадтских событиях марта 1921 г.

Оценивая сложившуюся в стране ситуацию, В.И.Ленин вынужден был признать чрезвычайную опасность положения. Подавляя восстания и мятежи вооруженной силой, руководс­тво коммунистической партии вместе с тем в тактическом плане пересмотрело свою политическую линию и перешло к новой экономической политике (нэпу). Основные ее проблемы были рассмотрены на Х съезде РКП(б) в марте 1921 г. Важнейшим выступ­лением на съезде был доклад Ленина «О замене разверстки нату­ральным налогом». Устанавливался продналог вдвое мень­ший продразверстки. Остальной частью товарной продукции кресть­яне могли распоряжаться по своему усмотрению: продать на рынке, обменять на промышленные товары и т.д. Наряду с указанной мерой неизбежно вставал вопрос о свободе торговли. Без этого мелкото­варное крестьянское хозяйство не могло развиваться. Советское правительство вынуждено было пойти на разреше­ние торговли сначала в рамках местного оборота, а затем в масш­табах всей страны. С первых лет нэпа, наряду с государственной и кооперативной торговлей, широкое развитие получает частная.

Чтобы насытить рынок продуктами широкого потребления и товарами хозяйс­твенного назначения, было решено до­пустить развитие мелкой и средней частной промышленности - в этих целях денационализировать или сдать в аренду мелкие и средние предприятия и стимулировать рост кооперативных.

Что касается крупной промышленности, которая находилась в наибольшем упадке и на восстановление которой средств не хвата­ло, было решено привлечь к ее возрождению иностран­ный капитал и сохранившийся еще до известной степени внутренний частный капитал, а также развивать особого рода формы госкапи­тализма (концессию и аренду) и смешанные предприятия на основе паритетного вложения государственных средств и частного капитала. При этом предполагалось, что основные командные высо­ты в экономике (основная часть крупной промышленности, транс­порт, финансы, монополия внешней торговли, средства связи) ос­танутся в руках государства.

Таким образом, новая экономическая политика исходила из концепции допущения капиталистических элементов в экономике страны. Вместе с тем это предполагало состязание, борьбу на рынке и в конечном счете постепенное вытеснение остатков буржуазных классов.

В исторической литературе новая экономическая политика рассматривается с разных позиций. Марксистская концепция предполагает, что нэп являлся политикой переходного периода от капитализма к социализму, т.е. был стратегической линией, определенной второй программой партии. Но существуют и другие оценки, заключающиеся в том, что нэп являлся тактикой, обходным маневром, рассчитанным на выход из сложившегося кризиса.         

В период нэпа политика советской власти в деревне проводилась весьма противоречиво, с постоянными резкими колебаниями от относительной свободы рыночных отношений к административному вмешательству. Тем не менее результаты нэпа в сельском хозяйстве были довольно позитивными. Вся валовая продукция сель­ского хозяйства в 1928 г. составила 124% к уровню 1913 г., в том числе земледелия – 117%, животноводства – 137%.

Первостепенной задачей советской власти стало восстановле­ние и дальнейшее развитие промышленного производства. К концу 1922 г. в стране было создано более 120 трестов, 40% из которых подчинялись центральным органам государственного  управления и около 60% имели местное значение. Тресты функциони­ровали на принципах полного хозяйственного расчета. Для сбыта их продукции и заготовки сырья и материалов были созданы синди­каты. За период с 1921 по 1928 г. производительность труда в крупной государственной промышленности увеличилась в 3,4 раза, превысив уровень 1913 г. на 35,2%. Значительную долю в экономи­ке страны занимало частнохозяйственное и мелкотоварное произ­водство, государственный капитализм.

В результате в 1928 г. довоенный уровень промышленного производства был превзойден на 32%, а в крупной промышленности - на 53%.

Существенное значение в восстановлении народного хозяйства имело оздоровление финансовой системы. С осени 1921 г. началось проведение денежной реформы. В октябре 1922 г. Госбанк выпустил в оборот банковский билет (червонец), имевший золотое обеспече­ние. К весне 1924 г. денеж­ная реформа была завершена, обесцененные совзнаки полностью изъяты из оборота. Торговый оборот и финансовая система начали строиться на основе твердой валюты, которая была принята за рубежом как конвертируемая.

Однако в период нэпа народное хозяйство страны переживало трудности и противоречия. Наиболее ярко проявились эти тенденции в трех кризисах нэпа: 1) кризисе сбыта промышленных товаров осенью 1923 г., явившемся следствием адми­нистративного повышения цен на товары народного потребления; 2) товарном голоде во второй половине 1925 г., вызванном отста­ванием производства товаров народного потребления: 3) хлебозаготовительном кризисе 1928 г.

С конца 20-х годов в экономической политике партийно-госу­дарственного аппарата усилились рецидивы военно-коммунистических методов. Началось наступление на частное предпринимательст­во, государственно-капиталистические формы хозяйствования, приведшее к их окончательной ликвидации. Вместо экономических стали внедряться командно-административные методы управления народным хозяйством.

Тем не менее в годы нэпа вектор движения показывал пози­тивные результаты, произошел подъем производительных сил в го­роде и деревне. По большинству основных социально-экономичес­ких показателей значительно был превзойден довоенный уровень.

Образование СССР. Октябрьская революция 1917 г. привела к распаду Российской империи. Произошла дезинтеграция бывшего едино­го государственного пространства, просуществовавшего несколько веков. Большевистская идея мировой революции сыграла активную роль в развертывании объединительного процесса. Во главе его стояла РСФСР, власти которой были заинтересованы в восстановлении унитарного государства на территории бывшей Российской империи.

В связи с победой советской власти на основной территории бывшей Российской империи возникла еще одна предпо­сылка объединительного процесса – единый характер политического строя (диктатура пролетариата в форме Республики Советов), с общими чертами организации государственной власти и управления. В большинстве республик власть принадлежала национальным коммунистическим партиям, входившим в состав РКП(б). Неустойчивость международного положения молодых советских республик в условиях капиталистического окружения также диктовала потребность в объединении.

Потребность объединения диктовалась также общностью исторических судеб народов многонационального государства, наличием многолетних хозяйственных и культурных связей и сложившимся экономическим разделением труда.

Основные принципы национальной политики советской власти способствовали объединительным процессам. Они включали в себя: принцип равенства всех наций и народностей; признание права наций на самоопределение, которые были провозглашены в «Декларации прав народов России» (1 ноября 1917 г.) и «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа» (3 января 1918 г.).

Война и иностранная интервенция вызвали необходимость создания оборонительного союза большевист­ских сил центра и национальных регионов. Летом 1919 г. сложился во­енно-политический союз советских республик. 1 июня 1919 г. был подписан декрет «Об объединении советских республик России, Украи­ны, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым империализ­мом». На его основе создавалось единое военное командование, объединялись совнархозы, транспорт, комиссариаты финансов, труда. Военно-политическое единство советских республик сыграло важную роль в разгроме объединенных сил интервенции.

Федерация республик рассматривалась большевиками как nepeходный этап «в преддверии мировой революции», обязательный шаг на пути к союзу и преодолению таких «буржуазных пережитков», как на­циональные различия. Летом 1922 г. был подготовлен проект партийно-государственной комиссии, известный какплан «автономизации», который предусматривал вхождение независимых республик в состав РСФСР на правах автономий. На такой форме межгосударственного объединения настаивал И.В.Сталин. В.И.Ленин осудил проект объединения Сталина и высту­пил против чрезмерного централизма, за необходимость сохранения формального суверенитета и атрибутов независимости каждой респуб­лики как национально-политического условия укрепления Советского государства. Он предложил форму федеративного союза как «добро­вольного и равноправного объединения» самостоятельных советских республик, передававших на паритетных началах ряд своих суверен­ных прав в пользу общесоюзных органов власти.

Первый Всесоюзный съезд Советов открылся 30 декабря 1922 г. В нем приняли участие 2215 делегатов. Съезд в основном утвердил Декларацию и Договор об образо­вании СССР в составе четырех республик—РСФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР и ЗСФСР (в которой еще раньше были объеди­нены Азербайджан, Армения и Грузия).

Декларация законодательно закрепляла принципы устройства со­юзного государства: добровольность, равноправие и сотрудничество на основе пролетарского интернационализма. Доступ в Союз оставался открытым всем советским республикам, которые могли возникнуть в ходе мировой революции. Договор определял порядок вхождения отдельных республик в состав СССР, компетенцию высших органов государственной власти. Декларировалось право свободного самоопределения, однако механизм осуществления этого права не был определен.

Съезд избрал Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК СССР) – верховный орган власти в перерывах между съездами,

В январе 1924 г. была принята первая Конституция СССР, согласно которой высшим органом власти объявлялся Съезд Советов СССР. В перерывах между съездами верховную власть осуществлял ЦИК СССР, который состоял из двух законодательных палат – Сoвeтa Союза и Совета Национальностей. ЦИК СССР образовывал правительство – СНК. Создавалось три вида комиссариатов: общесоюзные, союзно-рес-публиканские и республиканские.

Со времени принятия первой Конституции СССР и до Конституции 1936 г. проис­ходил процесс образования новых союзных и автономных республик, автономных областей и национальных округов.

Образование СССР способствовало развитию экономики, культуры, преодолению отста­лости некоторых республик. В ходе национально-государственного строительства проводилась политика «подтягивания» отсталых нацио­нальных регионов. С этой целью из РСФСР в Среднюю Азию и Закав­казье переводились фабрики, заводы с оборудованием и частью квалифицированных кадров. Сюда направлялись огромные ассигнова­ния на ирригацию, строительство железных дорог, электрификацию. В бюджеты республик делались большие налоговые отчисления.

Национальная политика со­ветского правительства имела позитивные результаты в области разви­тия культуры, образования, системы здравоохранения в советских республиках. В 20 – 30-е годы здесь были созданы национальные шко­лы, театры, издавались газеты, литература на языках народов СССР.

Таким образом, образование многонационального союзного государства отвечало многим историческим и культурным традициям народов, проживавших на территории бывшей Российской империи. Создание СССР способствовало укреплению геополитического положения нового государства в рамках мирового сообщества. Однако первоначальная приверженность большевиков идее унитаризма отрицательно сказалась на дальнейшем развитии многонациональной государственности, которая после 1936 г. существовала уже в рамках оформившейся административной системы. К концу 1930-х годов в СССР произошел окончательный переход к унитарной модели государства в ее сталинском варианте.

 

2. Формирование советской общественно-экономической

модели в конце 1920-х – начале 1940-х годов

Форсированная индустриализация и коллективизация сельского хозяйства.   В середине 1920-х годов в основном завершилось восстановление народного хозяйства. По сравнению с передовыми странами мира уровень производства был низок. Перед правящей коммунистической партией встал вопрос о перспективах развития страны. В результате ожесточенной внутрипартийной борьбы победила сталинская линия на построение социализма. По мнению руководства, для этого не­обходимо было создать материально-техническую базу, адекватную социалистическому обществу, что возможно было сделать только путем индустриализации страны. Индустриализация нужна была также для того, чтобы обеспечить экономическую самостоятельность и обороноспособность страны в условиях капиталистического окружения, война с которым считалась неизбежной. Нужно иметь в виду, что про­цесс индустриализации – это общецивилизационная закономерность развития экономики. Индустриализация начала осуществляться и в дореволюционной России, но была прервана мировой, а затем гражданской войнами.

Во второй половине 1920-х годов в руководстве правящей пар­тии и Советского государства сформировались и столкнулись два варианта дальнейшего развития страны: 1) Н.И.Бухарина, А.И.Рыкова и их сторонников; 2) И.В.Сталина и его окружения.

Вариант Н.И.Бухарина и А.И.Рыкова, нашедший отражение в первом пятилет­нем плане, предполагал осуществление индустриальных преобразо­ваний на основе совершенствования механизма нэпа и осуществле­ния следующих задач: провести техни­ческое перевооружение всех отраслей народного хозяйства, обес­печивая их поступательное, взаимосвязанное и пропорциональное развитие; посредством режима экономии, сокращения администра­тивно-хозяйственного аппарата, рационализации, снижения себес­тоимости продукции, внедрения принципов хозрасчета, рентабель­ности и других экономических рычагов увеличить внутрипромышленные накопления для капитального строительства; по мере созда­ния материально-технических предпосылок увеличить удельный вес социалистического сектора экономики, а также повысить жизненный уровень и культуру народа.

Данному варианту отдавалось предпочтение в 1926 – 1927 гг., и он отразился в постановлениях XV съезда ВКП(б) (декабрь 1927 г.). В течение 1928 г. Госплан и ВСНХ подготовили проект перво­го пятилетнего плана. В мае 1929 г. V съезд Советов принял закон о пятилетнем плане на 1928/29 – 1932/33 хозяйственные годы. Главная задача первой пятилетки состояла в том, чтобы создать в стране мощную индустрию, способную ос­настить новой техникой промышленность, сельское хозяйство, транспорт и другие отрасли. Задания первой пятилетки были напряженными, но реаль­ными: первые два года пятилетний план успешно выполнялся.

Однако в дальнейшем в план были внесены кардинальные из­менения. Что же произошло? К концу 1929 г. полностью сложилась сталинская концепция индустриализации, и ее сторонники одержа­ли победу в острой борьбе с группой Н.И.Бухарина, А.И.Рыкова, М.М.Томского. Их обвинили в правом уклоне, в уступках кулачеству и нэпманам, ведущих якобы к реставрации капитализма. Сущность политического курса заключалась, прежде всего, в свертывании нэпа и организации «развернутого наступле­ния социализма по всему фронту», в отказе от экономических ме­тодов руководства народным хозяйством и полном переходе к адми­нистративно-командным методам управления экономикой. Задачу ин­дустриализации Сталин и руководители ВСНХ видели в форсировании темпов развития тяжелой промышленности в ущерб другим отраслям и материальному благосостоянию народа. Предпола­галось решить эту задачу, игнорируя объективные законы развития экономики, посредством скачка, достигнутого административным «подхлестыванием страны». Исходя из этих установок, XVI съезд ВКП(б) (1930) утвердил новые, чрезвычайно завышенные задания на последние годы пятилетки (в 1930 г. – 32% прироста промыш­ленной продукции, в 1931 г. – 45%, в 1932 г. – 36%). Замена ре­альных заданий фантастическими скачками привела к диспропорци­ям, прорывам в материально-техническом снабжении, росту инфля­ции, резкому спаду темпов производства (5,5% в 1933 г.) и т.п.

Несмотря на крупные издержки в развитии экономи­ки, самоотверженный труд и энтузиазм советских людей позволили в конечном итоге добиться позитивных результатов в подъеме про­мышленности. Темпы ее роста были достаточно высокими, что особенно впечатляло на фоне разразившегося в 1929 г. самого разру­шительного мирового экономического кризиса, продолжавшегося до начала 1933 г. и сменившегося затем длительной депрессией.

При разработке второго и особенно третьего пятилетних планов (на 1933 – 1943 гг.) сталинское руководство внесло су­щественные коррективы в экономическую политику. Из опыта «большого скачка» были сделаны выводы, прежде всего значительно снижены темпы роста промышленного производства: 16,5% на вторую пятилетку и 14% - на третью.

В целом выполнение заданий второго и третьего пятилетних планов шло лучше, чем первого. Сбой в росте производства прои­зошел в 1937 – 1939 гг. в связи с репрессиями, которые обруши­лись на руководителей предприятий и инженерно-техническую ин­теллигенцию. Выполнение третьего пятилетнего плана было прерва­но войной.

Крутой поворот в политике индустриализации, осуществленный в конце 1929 – первой половине 1930 г., предопределил резкие изменения в аграрной политике сталинского руководства. Первый пятилетний план не предусматривал проведения сплошной коллекти­визации сельского хозяйства, однако в 1929 г. в статье Сталина «Год великого перелома» этот курс был провозглашен. Вскоре принимается решение о переходе к политике «ликвидации кулачества как класса».

В процессе форсированной коллективизации были допущены грубейшие административные перегибы и извращения, вызвавшие массовое недовольство крестьян. Они проявились в огромном коли­честве писем в органы власти, в массовом забое скота, самолик­видации хозяйств, в политических выступлениях против властей.

Всего за январь-март 1930 г. произошло около 2200 массовых выступлений, в которых участвовало более 700 тыс. чел.  В этих условиях сталинское руководство дало директивы о ликвида­ции перегибов при организации колхозов и нормализации полити­ческой обстановки в деревне. Однако в 1931 г. началась новая волна раскулачивания и коллективизации, к концу 1932 г. сплош­ная коллективизация в основном была завершена: в колхозах сос­тояло 62,4% крестьянских хозяйств.

Каковы же были социально-экономические последствия ста­линской «революции сверху» в сельском хозяйстве? В результате коренной ломки веками сложившихся хозяйственных форм и уклада деревенской жизни задания пятилетки не только не были выполнены, но и произошел спад производства продукции во всех отраслях: снизилась урожайность зерновых, сократилось по­головье скота. Вследствие падения производства,  изъятия у крестьянства большой части продукции и из-за засухи 1931 и 1932 гг. южные районы страны зимой и весной 1932 – 1933 гг. поразил го­лод, в результате которого погибло от 3 до 4 млн чел. Про­изошел процесс «раскрестьянивания» деревни, образования нового социального слоя – колхозников, которые были отделены от средств производства, лишены собственности на производимую про­дукцию и права распоряжаться ею по своему усмотрению. Оконча­тельно коллективизация была завершена в годы второй пятилетки. К концу 1937 г. по СССР было вовлечено в колхозы 93% всех крестьянских хозяйств.

Анализируя результаты форсирования производства с конца 1920-х до конца 1930-х годов, большинство исследователей отмечают, что экономический скачок у нас состоялся. С точки зрения экономического прогресса в стране осуществился переход к индустриальному типу производс­тва. По общему объему промышленного производства страна вышла на 2-е место в мире и 1-е – в Европе. Национальный доход за 1929 – 1941 гг. вырос более чем в 5 раз, валовая продукция – в 3,5 раза. В социально-экономическом плане произошла смена мно­гоукладной экономики специфическим вариантом деформированной «социалистической» (в действительности – государственно-монопо­листической) экономики. Изменилась социально-классовая структу­ра общества. Были ликвидированы нэпманская буржуазия и зажиточное крестьянство – кулачество. Многократно возросла численность рабочего класса, повысился его образова­тельный и культурный уровень. Вместо единоличного крестьянства возник новый класс – колхозное крестьянство. Сформировалась многочисленная советская интеллигенция. Это был стремительный процесс насильственного преобразования экономики и социальной структуры общества, установления его новой модели под флагом социализма.

Оформление политической системы в СССР в 1920 – 1930-е годы. Политическая система включает в себя совокупность государственных органов и политических организаций. Она характеризует взаимоотношения власти и общества и степень возможности населения влиять на политические процессы.

Система органов государственной власти к началу 1920-х годов состояла из Советов рабочих и крестьянских депутатов разного уровня (от Верховного до сельского и поселкового). По замыслам основателей советского государства в них должна была соединиться законодательная и исполнительная власть. Советы являлись выборными органами. До 1936 г. избирательное право ограничивалось классовым принципом. В реальной жизни законодательные права советов были ущемлены, а исполнительная власть все больше переходила к партийным органам. В начале 1920-х годов в стране из всех политических партий осталась только одна коммунистическая – ВКП(б). Остальные политические партии были ликвидированы в ходе революции 1917 г. и Гражданской войны. В 1922 г. были запрещены последние партии – меньшевиков и эсеров. Таким образом, в СССР сложилась однопартийная система, а политическая оппозиция была возможна лишь в рамках правящей партии. На ход и развитие советской политической системы большое влияние оказывал фактор внутрипартийной борьбы. После запрещения в 1921 г. фракций и группировок внутри ВКП(б) возможности политической оппозиции резко сузились. Однако потребности выбора пути развития вызывали постоянные дискуссии среди лидеров партии. Особенно они обострились после смерти В.И.Ленина в 1924 г. Сформировалось два основных направления: ортодоксальное (Л.Д.Троцкий) и национал-большевистское (Н.И.Бухарин, И.В.Сталин). Первое направление исходило из необходимости подготовки мировой революции и невозможности построения социализма в одной стране. Второе акцентировало внимание на необходимости установления социально-экономической стабильности и создания внутренних условий для построения социализма в СССР. Эта борьба выразилась в личностном противостоянии лидеров и выходу на лидирующие позиции к концу 1920-х годов И.В.Сталина. Он уверенно шел к власти, используя противоречия между Л.Д.Троцким, Л.Б.Каменевым, Г.И.Зиновьевым, Н.И.Бухариным, А.И.Рыковым и другими ведущими членами партийного руководства. Борьба закончилась утверждением единоличной власти И.В.Сталина в партии и государстве. Сталин установил режим дикта­туры внутри партии и по отношению ко всему народу.

Политическая система, сложившаяся в СССР в настоящее время многими исследователями называется тоталитарной. Выделяют следующие базовые признаки этого феномена: 1) централизованная система управления экономикой и контроля ее развития в целом; 2) господство единственной массовой партии, ставшей, по сути, партией-го-сударством; 3) навязывание всему обществу моноидеологии; 4) система всеобъемлющего и всепроникающего полицейского контроля, в том числе тайного, за образом действий и мышлением людей, особенно политически неблагонадежных.

В сложившейся системе господствовал культ власти, носителем которого являлся руководитель партии и государства. На XVII съезде ВКП(б) (январь 1934 г.) культ личности достиг своего апогея. Сталина возвели в сан «ве­ликого вождя советского народа и всего мирового пролетариата».

В результате совершился переход от монопольного господства одной партии к режиму личной власти Сталина. В укреплении этого режима особая роль отводилась карательным органам Советского государства: ОГПУ-НКВД, прокуратуре, судам. Была подведена за­конодательная база под судебное и внесудебное преследование представителей бывших эксплуататорских классов и сословий, оп­позиционеров, инакомыслящих, всех несогласных с политическим курсом Сталина.

Маховик репрессий, начавший набирать обороты в конце 1920-х –начале 1930-х годов, приобрел характер массового террора в се­редине и второй половине 1930-х годов. Поводом послужило убийство С.М.Кирова 1 декабря 1934 г. Власти тотчас же приняли чрезвычайные меры. 1935 – 1938 гг. представляют собой вершину сталинских реп­рессий. Их масштабы установить точно не представляется возможным. Разные исследователи утверж­дают, что количество заключенных в Советском Союзе в конце 1930-х годов составляло от 3 до 5 млн чел. Из них «за контрреволюционные и другие особо опас­ные государственные преступления» были приговорены к смерти: в 1937 – 1938 гг. – 681692 чел., в 1939 – 1943 гг. – 39069 чел., в 1944 – 1948 гг. –  11282 (в 3,5 раза меньше, чем в пре­дыдущем пятилетии), в 1949 – 1953 гг. – 3894 (в 3 раза меньше, чем в предыдущем пятилетии и в 10 раз меньше, чем в 1939 – 1943 гг.). Разумеется, даже и последняя цифра страшна: в среднем насчитывалось около 780 приговоренных к смерти за год, 65 человек в месяц!

Массовые реп­рессии обусловили создание системы исправительно-трудовых учреж­дений, находящихся в подчинении созданного в 1930 г. при ОГПУ Главного управления лагерей (ГУЛАГ). Заключенные этих лагерей использовались на лесозаготовках, в деревообрабатывающей про­мышленности, на новостройках пятилеток.

Усиление репрессивного законодательства и пик массовых репрессий совпали по времени с принятием Конституции СССР 1936 г., которую советская пропаганда объявила «самой демократической конституцией в мире». Она закрепила те экономи­ческие и социальные преобразования, которые произошли в резуль­тате политики «большого скачка». Были провозглашены также га­рантии прав советских людей на отдых, образование, охрану здо­ровья, социальное обеспечение в старости. Утверждалась новая избирательная система в Советы всех уровней на основе полного, всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании. Однако зафиксированные в Конституции основные демократические права человека и принципы судопроизводства находились в несовместимом противоречии с реальностью, которая существовала в стране в 1930-е годы.

Наряду с созданием тоталитарного режима власти в 30-е годы завершается процесс формирования административно-командной системы (АКС) управления народным хозяйством страны. В чем заключалась ее основная сущность? В 1932 г. Всесоюзный Совет Народного Хозяйства (ВСНХ) был преобразован в три наркомата: тяже­лой, легкой и лесной промышленности. Ликвидируются облсовнархозы, создаются областные отраслевые управления, а для руководс­тва многими крупными предприятиями - институт уполномо­ченных Наркомтяжпрома и Наркомлеспрома. К концу 30-х годов ко­личество наркоматов возрастает до 20. Таким образом, создается строго централизованная система управления предприятиями по вертикали, вместо принципов нэпа утверждаются командно-адми­нистративные методы руководства народным хозяйством. Эту сис­тему дополняют такие чрезвычайные органы, как политотделы, созданные в 1933 – 1934 гг. при совхозах и МТС, на железнодорожном, водном транспорте, в гражданском воздушном флоте.

Таковы основные черты политической системы, которая утвердилась в СССР в конце 1920-х – 1930-е годы.

Итак, сторонники историко-материалистического подхода полагают, что в 1930-е годы в СССР был в основном построен социализм, который в силу объективных и субъективных факторов оказался деформированным, государственным, административно-командным. Согласно историко-либеральному подходу партия-государство пыталось реализовать утопическую задачу – построить в стране коммунизм, разжечь мировую революцию. Для достижений этих целей была создана жесткая мобилизационная система, с административно-нерыночной экономикой, ключевую роль в которой играл тоталитарный режим.

Для сторонников модернизационной теории 1930-е годы – это время превращения традиционного аграрного общества в индустриальное в рамках социалистической модели. Результат модернизации – превращение СССР во вторую после США промышленно развитую державу мира. Представители локально-исторического направления пишут о создании советской цивилизации, унаследовавшей многие характерные черты (коллективизм, антибуржуазность значительной части населения) от предшествующих эпох.

 

Внешняя политика СССР

 

Внешнеполитический курс Советской России после окончания гражданской войны основывался на двух положениях, сформулированных В.И.Лениным: 1) принцип пролетарского интернационализма, предусматривавший взаимную помощь в борьбе международного рабочего класса и национально-освободительных движений в колониальных и зависимых странах. Для реализации этого принципа в 1919 г. в Москве был создан Коммунистический Интернационал. В него вошли многие левосоциалистические партии Европы, Азии и Латинской Америки, перешедшие на большевистские (коммунистические) позиции; 2) принцип мирного сосуществования Советской республики с капиталистическими государствами, который был официально провозглашен в декларации советской делегации на Генуэзской конференции в 1922 г. Он был обусловлен необходимостью укрепления позиций Советского государства на международной арене, выхода из политической и экономической изоляции, обеспечения безопасности его границ. Он означал признание возможности мирного сотрудничества и развития экономических связей с Западом, для которых существовали объективные возможности и условия в виде закономерной тенденции международного разделения труда. Противоречивость двух этих принципиальных положений вызывала нередко непоследовательность внешнеполитических акций Советского государства.

Но и политика стран Запада в отношении Советской России была не менее противоречивой. С одной стороны, они стремились задушить новую политическую систему, изолировать ее в политическом и экономическом плане, установить против нее «санитарный кордон». С другой стороны, ведущие державы мира преследовали цель получить доступ к ее сырьевым ресурсам, восстановить веками сложившиеся с ней экономические связи, разрыв которых пагубно отражался на их экономике.

В 1921 – 1922 гг. были заключены торговые соглашения России с Англией, Австрией, Швецией, Норвегией и др. Одновременно были подписаны договоры с соседними государствами, образовавшимися в результате распада Российской империи – Польшей, Литвой, Латвией, Эстонией, Финляндией.

Советская дипломатия принимала меры по укреплению отношений Советского государства с его восточными соседями. В 1921 г. РСФСР подписала равноправные и взаимовыгодные договоры с Ираном, Афганистаном и Турцией. Эти договоры расширяли сферу влияния Советской России на Востоке. Советско-монгольский договор 1921 г. означал установление прочного сотрудничества и взаимопомощи между двумя странами. Части Красной Армии, введенные в эту страну, поддержали монгольскую революцию и укрепили народную власть, установленную ее лидером Сухэ-Батором.

По предложению советского правительства в апреле 1922 г. состоялась общеевропейская конференция в Генуе. В ней участвовало 29 государств, в том числе ведущие – Англия, Франция, Германия, Россия, Италия.

Западные державы предъявили Советской России требования выплатить долги царского и Временного правительства (18 млрд р. золотом); вернуть национализированную собственность западных владельцев; отменить монополию внешней торговли и открыть дорогу иностранным инвесторам.

Советская делегация выступила с декларацией принципов своей внешней политики, прежде всего мирного сосуществования и сотрудничества государств с различной социально-экономической и политической системой, выдвинула программу всеобщего сокращения вооружений и запрещения наиболее варварских методов ведения войны. Вместе с тем выдвинула свои условия решения конфликтных вопросов: компенсировать причиненный интервенцией ущерб (39 млрд р.); предоставить России долгосрочные кредиты для восстановления хозяйства. В этом случае станет возможным решение вопроса о долгах.

В результате переговоры зашли в тупик. Однако советская делегация добилась дипломатического успеха. Германия в силу своего тяжелого политического и экономического положения пошла на сотрудничество с советской Россией. В Рапалло, предместье Генуи, был подписан советско-германский договор об установлении дипломатических отношений и широком экономическом сотрудничестве. Обе страны отказались от взаимных денежных претензий. Это был прорыв политической и экономической изоляции России.

В 1924 – 1925 гг. началась полоса официального признания СССР многими государствами мира, прежде всего Европы. Первыми заключили дипломатические отношения с нашей страной Англия, Франция, Италия, Швеция, Мексика и др. Это было обусловлено тремя причинами: приходом в ряде стран к власти правосоциалистических партий, широким общественным движением в поддержку СССР и экономическими интересами капиталистических государств. Из ведущих западных держав только США отказывались признать СССР.

Во второй половине 20-х годов Советский Союз продолжал укреплять свои международные позиции. В 1926 г. был подписан договор о ненападении и нейтралитете с Германией. В 1928 г. СССР присоединился к пакту Бриана – Келлога, содержавшего призыв к отказу от войны как средства решения межгосударственных споров. В это же время советское правительство выступило с проектом конвенции о сокращении вооружений, который не был принят странами Запада.

Деятельность Коминтерна и политика СССР на Востоке осложняли взаимоотношения с Западом. В знак протеста против финансовой помощи советских профсоюзов английским горнякам, проводившим всеобщую стачку, Великобритания в 1927 г. разорвала дипломатические и торговые отношения с СССР, которые, правда, через несколько лет были восстановлены. В 1929 г. из-за поддержки Советским Союзом Коммунистической партии Китая в ее борьбе против гоминдановского правительства произошел вооруженный конфликт в районе Китайско-Восточной железной дороги. За ним последовал разрыв советско-китайских отношений, восстановленных в начале 30-х годов.

В крайне напряженной международной атмосфере конца 20-х – 30-х годов внешняя политика СССР прошла три основных этапа: 1) 1928 – 1933 гг.: в Европе союзнические отношения с Германией, противостояние буржуазно-демократическим странам, на Востоке – продвижение в Китай и активизация в Афганистане и Иране; 2) 1933 – 1939 гг.: сближение с Англией, Францией и США на антигерманской и антияпонской основе, стремление сохранить сферы влияния на Востоке и избежать прямой конфронтации с Японией; 3) 1939 – июнь 1941 г.: сближение с Германией и Японией.

В условиях нарастания агрессии со стороны гитлеровской Германии и ее союзников Советский Союз предложил создать систе­му коллективной безопасности в Европе путем заключения системы договоров, которые делали бы невозможным развязывание войны в Европе. В 1934 г. СССР вступает в Лигу наций, в 1935 г. заключает договоры о взаимопомощи с Францией, Чехословакией. Однако позиция Анг­лии, не желавшей усиления СССР и не доверявшей сталинской дип­ломатии, не позволила продолжить создание такой системы. 

С середины 30-х годов мир втягивается в новую войну. До этого времени Советское государство, хотя и не всегда последовательно, демонстрировало свое миролюбие и заинтересованность в мирном сосуществовании с капиталистическими странами. Однако авторитарные методы руководства во внутриполитической жизни, набиравшие силу в эти годы, находили отражение и в международной поли­тике.

Агрессия Германии заставила Англию и Францию пойти весной 1939 г. на переговоры с СССР, которые, однако, к середине ав­густа 1939 г. зашли в тупик. Ответственность за это несли обе стороны. Англия и Советский Союз не проявили готовности к комп­ромиссу.

23 августа 1939 г. был заключен пакт о ненападении между Советским Союзом и Германией. Суть договора содержалась в четы­рех статьях секретного протокола. В нем говорилось о разграни­чении «сфер влияния» в Восточной и Юго-Восточной Европе. Фин­ляндия, Эстония, Латвия, Бессарабия признавались сферой влияния СССР. Несколько позже, по «Договору о дружбе и границах» между СССР и Германией от 28 сентября 1939 г. в «сферу влияния» Со­ветского государства была включена Литва. Предусматривалось включение в состав Советского государства восточных областей Польши.

1 сентября 1939 г. Германия напала на Польшу, началась вто­рая мировая война. 17 сентября 1939 г. части Красной Армии вступили в Западную Украину и За­падную Белоруссию, а вскоре было оформлено присоединение этих территорий к СССР. Они вошли в состав соответственно Украинской и Белорусской союзных республик.

К осени 1939 г. обострились отношения с Финляндией. Обе стороны были настроены решительно и не желали идти ни на какие компромиссы. 30 ноября советские войска вторглись в Финляндию. Война затянулась, возникла реальная угроза вме­шательства в нее Великобритании и Франции (на стороне Финляндии). Поэтому 12 марта 1940 г. Советскому Союзу пришлось пойти на заключение мира, по которому он получил город Выборг с прилегающей территорией на Карельском перешейке и порт Петсамо на севере.

Параллельно с советско-финским конфликтом важные процессы происходили в Прибалтике. При поддержке правительства СССР ле­вые политические силы прибалтийских стран во главе с коммунис­тами добились отставки прибалтийских правительств, формирования органов власти, занявших дружественную к Советскому Союзу пози­цию, введения дополнительно крупных воинских частей. 3-5 авгус­та 1940 г. на VII сессии Верховного Совета СССР было принято решение о принятии Литвы, Латвии, Эстонии в состав СССР.

В 1940 г. советское правительство поставило перед Румынией вопрос о возвращении Бессарабии, отторгнутой от Советской России в 1918 г., и о передаче Северной Буковины, населенной в основ­ном украинцами. Румыния вынуждена была удовлетворить эти требования. 2 августа 1940 г. VII сессия Верховного Совета СССР приняла закон об образовании Молдавской СССР, а Северная Буковина вошла в состав Украины.

Период с осени 1939 г. по июнь 1941 г. характеризовался достаточно активным экономическим и политическим сотрудничест­вом Советского Союза с фашистской Германией. Благодаря заклю­ченным соглашениям ослаблялась экономическая блокада Германии со стороны Англии. В то же время мы получали из Германии пер­воклассное оборудование для нашей промышленности.

В целом внешняя по­литика Советского Союза в 1939 – 1941 гг. обеспечила почти два года мирной жизни, укрепление обороноспособности страны. Вместе с тем она привела к таким негативным последствиям, как изоляция от западных демократий, переход в стан врагов СССР Финляндии и Румынии, определенное укрепление позиций Германии.

 

Тесты

 

1. В чем заключались причины кризиса сбыта промышленной продукции 1923 г.?

а) начало проведения денежной реформы;

б) переход промышленных трестов на хозрасчет;

в) перепроизводство продукции промышленными предприятия          ми;

г) практическая реализация троцкистского лозунга «диктатуры    промышленности», искусственное вздувание синдикатами-монополистами цен на промышленную продукцию.

2. Каковы результаты осуществления политики нэпа?

а) полностью негативные, завершилось неудачей;

б) ввергло экономику в состояние перманентного кризиса;

в) полностью позитивные результаты;

г) наряду с большими позитивными результатами в восстановлении сельского хозяйства, промышленности, транспорта, торговли обнаружились серьезные недостатки и противоречия.

 3. Каковы основные принципы образования СССР?

а) Советский Союз был образован на основе двухсторонних договоров самостоятельных Советских республик Украины, Азербайджана, Белоруссии, Армении, Грузии с РСФСР;

б) эти республики вошли в РСФСР на правах автономных республик;

в) было создано унитарное, централистское государство;

г) СССР был образован на основе вхождения в него на равных правах с РСФСР Белорусской и Украинской Советских республик, ЗСФСР (Азербайджанской, Армянской, Грузинской республик).

4. Чем была предопределена сплошная коллективизация сельского хозяйства?

а) замедлением темпов роста индивидуальных крестьянских хозяйств к концу 1920-х годов, исчерпанием их прогрессивного развития;                              

б) хлебозаготовительным кризисом 1928 – 1929 гг.;

в) первым пятилетним планом развития народного хозяйства СССР на 1928/29 – 1932/33 гг.;

г) сталинской политикой «большого скачка», форсированной индустриализацией страны. 

5. Каковы были основные итоги индустриализации страны?

а) индустриализация не состоялась, страна осталась аграрно-индустриальной;

б) преимущественное развитие получила легкая промышленность;

в) полностью сохранилась диспропорция в развитии экономических районов страны;

г) страна превратилась в мощную индустриально-аграрную державу с высоким уровнем развития производства средств производства, с созданием крупных промышленных центров по всей стране, в том числе в национальных республиках.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 268.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...