Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Социально-экономическое развитие




К моменту смерти И.В.Сталина параметры социально-эконо-мического состояния страны были неоднозначны. В области промышленности завершалось послевоенное восстановление. Развертывалось новое крупное промышленное строительство, особенно на востоке страны, в Прибалтике, Поволжье, Закавказье. В аграрном секторе экономики подавляющая доля ресурсов изымалась в пользу индустриального сектора, возможности решения зерновой проблемы были ограничены, техническая оснащенность сельского хозяйства была низкой, положение жителей села не улучшалось. В начале 1950-х годов в село шло всего лишь около 20% от общей суммы капиталовложений в промышленность. В 1953 г. большинство крестьянских изб продолжало освещаться свечами, керосиновыми лампами и даже лучинами.

Новый Председатель Совета Министров Г.М.Маленков заявил о том, что теперь надо увеличить выпуск потребительских товаров, направить больше капиталовложений на развитие легкой промышленности, в кратчайший срок обеспечить население достаточным количеством продуктов питания. В первую очередь надо было остановить деградацию деревни.

В 1953 г. была проведена налоговая реформа, вдвое уменьшены налоги с приусадебных участков. Теперь налог взимался только с земли, а не со скота и деревьев. В сентябре того же года были значительно (в 3-6 раз) повышены закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, в 2,5 раза снижен налог с колхозников. Была расширена самостоятельность колхозов и совхозов, они избавлялись от мелочной опеки райкомов партии. 1953 г. был поворотным годом в истории советской деревни. Она перестала рассматриваться только как источник средств и ресурсов для промышленности.

Зерновая проблема в стране стояла крайне остро, требовались немедленные чрезвычайные решения. Возникла мысль резко увеличить производство зерна за счет введения в оборот дополнительных земель на востоке страны (в Сибири, Казахстане). В стране имелся избыток трудовых ресурсов и необрабатываемые плодородные земли. В феврале-марте 1954 г. была принята программа освоения целинных и залежных земель, на освоение целины отправлялись свыше 500 тыс. добровольцев (главным образом, молодежь). В восточных районах было создано свыше 400 новых совхозов. Освоение целины было последним всплеском экстенсивного развития сельского хозяйства. Несмотря на ряд допущенных ошибок и просчетов, оно позволило временно решить зерновую проблему, накормить страну. Доля сбора зерна на вновь освоенных землях составила 27% от общесоюзного урожая.

К середине 1950-х годов индустриализация в СССР была в основном завершена. Появилась возможность, наряду с развитием промышленности, решать задачи повышения благосостояния населения, развития науки, образования, культуры.

Однако сложившаяся еще в 1930-е годы система управления экономикой, рассчитанная на чрезвычайные обстоятельства, на мобилизацию всех средств и ресурсов страны для достижения какой-либо одной главной цели, не считаясь с издержками, не могла функционировать в новых условиях. Попытки планировать развитие всех, без исключения, отраслей народного хозяйства, централизованно перераспределять всю произведенную продукцию, сырье, ресурсы, комплексно решать задачи развития промышленности, сельского хозяйства, науки, культуры, благосостояния были заведомо обречены на неудачу. Невозможно было предусмотреть все вопросы и руководить их решением из единого центра.

Первые попытки реформирования системы управления экономикой относятся к 1957 г. Вместо отраслевых министерств были созданы Советы народного хозяйства (совнархозы), руководившие развитием экономики непосредственно в регионах. Однако эта реформа не принесла ожидаемых результатов, более того, отсутствие централизованного руководящего и координирующего органа привело к усилению межрегиональных противоречий, к нарушению единой научно-технической политики и, как следствие, к замедлению темпов научно-технического прогресса. Административно-бюрократические методы управления не изменились, а численность бюрократии многократно возросла, так как в каждом совнархозе существовали отраслевые управления, структура которых дублировала структуру прежних министерств.

Правительство Н.С.Хрущева, ставшего в 1958 г. Председателем Совета Министров, допустило ряд крупных просчетов в развитии сельского хозяйства. Волюнтаристские кампании по широкому внедрению кукурузы, увеличению сдачи мяса государству под лозунгом «Догоним и перегоним Америку по производству мяса», ликвидации приусадебных участков свели на нет весь положительный эффект, который дали реформы 1953 г., затормозили прогресс начавшей было подниматься деревни. С 1963 г. начались массовые закупки зерна за рубежом.

Следующей попыткой стали реформы 1965 г. Новая система управления ликвидировала совнархозы и воссоздала отраслевые министерства. Вместе с тем значительно были расширены права предприятий, снизилось число плановых показателей, спускаемых сверху. Основным показателем становился объем реализованной продукции в денежном выражении. Чтобы повысить материальную заинтересованность предприятий, изымалась и перераспределялась не вся прибыль, а часть ее. Из прибыли, оставшейся в распоряжении предприятий, создавались фонды развития, за счет которых предполагалось проводить техническое перевооружение, а также фонды жилищно-культурного строительства и материального стимулирования. В перспективе намечался перевод предприятий на полный хозрасчет. Планировалось, что за счет прибыли предприятия будут проводить техническую реконструкцию, строить жилье для рабочих, Дворцы культуры и спортивные сооружения, выплачивать премии трудящимся и к тому же перечислять часть прибыли государству.

В сельском хозяйстве вновь были повышены закупочные цены, взят курс на увеличение капиталовложений, на повышение технической вооруженности села.

Эти реформы дали определенный положительный эффект, но кардинального изменения не произошло. Командно-административная система отторгла попытки перехода к экономическим методам управления. Возрожденные министерства вновь стали регламентировать всю деятельность предприятий. Если в 1957 г. до образования совнархозов их было 37, то в 1970 г. – свыше 100. Реформа не затрагивала интересов основной массы работников, не влияла непосредственно на их положение.

В течение 1970 – 1980-х годов происходило неуклонное снижение темпов экономического развития страны. Так, прирост производства промышленной продукции в 1980 – 1985 гг. по сравнению с 1965 – 1970 гг. сократился в 2,5 раза, темпы роста сельскохозяйственного производства и роста национального дохода упали в 2 раза, более чем в 2 раза уменьшились и темпы роста производительности труда.

В начале 1970-х годов в качестве основного направления развития советской экономики был провозглашен курс на интенсификацию. Говорилось о необходимости «соединить достоинства научно-технической революции с преимуществами социализма». Фактически же экономика продолжала развиваться экстенсивно. Уже в 1970-е годы промышленность СССР столкнулась с проблемой нехватки людских и материальных ресурсов. Однако задания пятилетних планов по внедрению высокоэффективных технологий хронически не выполнялись. В это время около 50 млн человек в народном хозяйстве были заняты ручным трудом. Рост производства достигался в основном за счет увеличения производства сырья и топлива. Нефть и газ стали основой экспорта. Страна превращалась в сырьевой придаток развитых стран.

Причиной этого явления было то, что курс на интенсификацию не был подкреплен экономическими стимулами, противоречил сложившейся практике директивного централизованного планирования.

Во-первых, составление государственных планов осуществлялось на основе уже достигнутого уровня развития техники и технологий. В условиях развернувшейся в мире научно-технической революции, ускорения научно-технического прогресса процесс морального устаревания оборудования сократился с 20 – 30 до 5 – 7 лет. Планирование осуществлялось на 5 лет вперед, выделялись капиталовложения, строились заводы, начинался выпуск продукции, но уже к началу пятилетки закладывался тот уровень, который фактически являлся пройденным этапом.

Во-вторых, пятилетние планы были ориентированы на постоянное увеличение объемов производства. Вводились в строй новые, современные предприятия, но наряду с ними работали и предприятия, построенные в годы первых пятилеток. Закрыть предприятие было практически невозможно, так как это вело к уменьшению объемов производства. Поэтому производительность труда росла крайне медленно.

В-третьих, основными показателями был объем реализованной продукции в денежном выражении, причем в условиях монополизма производителей реализованная продукция была равнозначна произведенной: выбора у потребителей не было. Вследствие этого предприятия, не заинтересованные в снижении материало- и энергоемкости продукции, проводили политику ее удорожания. Советские машины и оборудование становились неконкурентоспособными на мировых рынках. В строительстве, где основным показателем был объем освоенных капиталовложений, рос объем незавершенного строительства – строили одновременно больше, чем позволяли наличные ресурсы, средние сроки ввода объектов в 2,5-3 раза превышали нормативные. Постепенно складывался своего рода затратный механизм в экономике.

Наконец, планирование от достигнутого вело к незаинтересованности предприятий во внедрении крупных изобретений и технических усовершенствований. Резкий рост производства автоматически вел к увеличению производственных планов. Внедрение новой техники становилось невыгодным.

Структурный кризис поразил в 1970-е годы и экономику Запада, но она успешно осуществила переход на энерго- и ресурсосберегающие технологии и уже к началу 1980-х годов вышла на качественно новый уровень научно-технического прогресса. В 1970 – 1982 гг. в США было обновлено 66% оборудования, в Японии и Канаде – 82 %, в странах ЕЭС – 70-75%. Наша же экономика оказалась невосприимчивой к этим достижениям.

Несмотря на значительное увеличение капиталовложений (за 1965 – 1985 гг. капиталовложения в сельское хозяйство составили свыше 670 млрд р.), производство продукции агропромышленного комплекса росло крайне медленно. Импорт зерна вырос от 2 млн т в 1970 г. до 44 млн т в 1985 г. – на его покупку шли практически все доходы от экспорта нефти.

Фактически продолжалась политика выколачивания средств из деревни – колхозы и совхозы вынуждены были покупать дорогую и некачественную сельхозтехнику, оплачивать непрерывно дорожающие услуги ремонтников, мелиораторов. К середине 1980-х годов стало ясно, что система управления экономикой, созданная в 1930-е годы, превратилась в своего рода «механизм торможения». Основными его чертами были:

1) сверхцентрализация: деятельность предприятий была регламентирована десятками показателей, сотнями нормативных актов;

2) оплата труда не была напрямую связана с его результатами, регулировалась системой ставок и окладов, спущенных из центра;

3) цены на продукцию не складывались в результате рыночной конъюнктуры, а утверждались государственными органами ценообразования.

Данная система сковывала самостоятельность и инициативу, порождала незаинтересованность в результатах труда.

В середине 1950-х годов произошел определенный поворот в социальной политике страны. Индустриализация, оборонное строительство, восстановление разрушенного войной хозяйства – все это достигалось за счет жизненного уровня населения. Отставание социальной сферы стало тормозом дальнейшего развития страны, для роста производительности общественного труда объективно требовалось создание условий для отдыха, повышения образовательного уровня, полноценного питания и др. С 1956 по 1965 гг. было проведено поэтапное повышение заработной платы. В 1956 г. была сокращена до 42 часов рабочая неделя. В том же году был принят Закон о пенсиях, бывший по тем временам лучшим в мире (самый низкий пенсионный возраст, максимальная пенсия 120 р. при средней зарплате 75 р.). Резко возросла обеспеченность населения больницами, школами, дошкольными детскими учреждениями. Значительно улучшилось и приблизилось к стандартам развитых страны питание советских людей.

До середины 1950-х годов государственное строительство жилья практически не велось. С середины 1950-х годов начался переход к индустриальному строительству жилья. За 1959 – 1965 гг. было построено жилья столько же, сколько за все предшествующие годы советской власти. По числу строящихся квартир в 1960-е годы СССР занимал первое место в мире, причем строилось благоустроенное жилье, с водопроводом, канализацией, ванной. Интенсивно шла газификация жилого фонда. Все это позволило к началу 1970-х годов перейти к поквартирному принципу расселения семей.

Повышался и уровень образования населения. В конце 1950-х годов был осуществлен переход ко всеобщему среднему образованию.

В 1970-е годы повышение жизненного уровня населения было объявлено стратегической целью государства. Однако фактически утверждался остаточный принцип финансирования социальных программ – на социальные нужды выделялось то, что оставалось от финансирования тяжелой индустрии, обороны. Темпы роста благосостояния населения в 1980 – 1985 гг. по сравнению с 1965 – 1970 гг. снизились в целом примерно в 2-3 раза. Сюда входят такие показатели, как Национальный доход, использованный на потребление и накопление, денежные доходы на душу населения, розничный товарооборот торговли, объем реализации бытовых услуг и т.п.

Если в VI пятилетке на строительство жилья было выделено 23% общего объема капиталовложений, то в VIII - 17%, в IX – 16 %, в X - 14%, в XI - 16%. Очереди на получение жилья в 5-6 раз превысили вводимый жилой фонд.

На развитие здравоохранения выделялось менее 4% национального дохода (в развитых странах - 6 - 10%). Только в 1980 г. в бюджете страны стали выделяться средства на охрану окружающей среды. В результате средняя продолжительность жизни в СССР снизилась с 69 лет в 1969 г. до 66,7 лет в 1985 г. (в США – 75 лет, в Японии – 77 лет). По уровню детской смертности мы занимали 55 – 56 место в мире. На строительство объектов культуры в 1970 – 1980 гг. выделялось лишь 0,7% общего объема капиталовложений. В результате – рост пьянства, преступности.

Единственное, в чем находил выражение курс на повышение благосостояния, - это рост номинальной заработной платы (в среднем 75 р. – в 1956 г., 210 р. – в 1985 г.), но этот рост не обеспечивался соответствующим ростом производства продуктов питания и товаров народного потребления. В результате в 1970-е годы катастрофический характер начинает принимать проблема дефицита, очередей за товарами. Начались инфляционные процессы. С 1971 по 1985 гг. объем денежной массы вырос в 3 раза. Один рубль 1985 г. по товарному обеспечению был равен 54 копейкам 1961 г.

Между тем в западных странах, несмотря на кризис в экономике, наблюдался подъем благосостояния. Формировался новый уровень потребностей – разрыв между СССР и Западом стал приобретать качественный характер.

В рамках различных исторических теорий период 1953 – 1985 гг. рассматривается следующим образом.

Сторонники историко-материалистического подхода считают, что в этот период в соответствии с программой строительства коммунизма страна делает резкий рывок во всех областях жизни. Однако в 1970-1980-е годы (период «развитого социализма») происходит замедление темпов экономического роста, политическое руководство во главе с Л.И.Брежневым утрачивает политическую волю к реформированию социально-экономической и политической сфер. В СССР возникла «потомственная» партийно-государственная элита, которая была заинтересована в сохранении создавшегося положения. В стране нарастают кризисные явления. К середине 1980-х годов становится очевидной необходимость придания динамизма в рамках советской модели развития, требуется преодолеть деформации социализма, накапливающиеся с 1930-х годов. 

По мнению представителей историко-либеральной теории, реформы Н.С.Хрущева проводились старыми, командно-административными методами, После отстранения Н.С.Хрущева от власти страна вернулась к «неосталинизму». Нарастающая неэффективность советской системы была следствием ее нежизнеспособности, недемократической политической системы, нерыночной сущности экономики.

Приверженцы модернизационного направления считают, что в конце 1950-х – начале 1960-х годов в СССР с Запада вместе с либеральными ценностями пришла идея конвергенции, т.е соединения преимуществ капиталистической и социалистической систем. Но в то время как на Западе началась новая технологическая революция, государственная экономика СССР продолжала развиваться по экстенсивному пути. Позднее идея конвергенции получила своеобразное объяснение в «новом политическом мышлении» М.С.Горбачева и привела к изменению политического курса страны – к «перестройке».

 

 

Тесты

1. Кто входил в тройку лидеров после смерти И.В.Сталина?

а) В.М.Молотов, К.Е.Ворошилов, Л.М.Каганович;

б) А.Н.Косыгин, Н.А.Булганин, А.И.Микоян;

в) Г.М.Маленков, Л.П.Берия, Н.С.Хрущев;

г) В.М.Молотов, Н.С.Хрущев, А.Н.Косыгин.   

2. В чем состояла главная задача перехода от отраслевой системы управления к территориальной?

а) возродить ленинские принципы управления экономикой;

б) сделать систему управления экономикой более гибкой, децентрализованной;

в) сократить бюрократический аппарат;

г) обеспечить концентрацию сил и ресурсов на основных направлениях развития народного хозяйства.

3. Чем был вызван поворот в социальной политике Советского государства в середине 50-х годов?

а) с завершением индустриализации появилась возможность решить, наряду с экономическими, и социальные задачи;

б) на смену диктатуре Сталина пришел либеральный курс Н.С.Хрущева, проявлявшего заботу о людях;

в) низкий уровень благосостояния вызывал недовольство народа, угрожая существованию большевистской диктатуры;

г) расширение контактов с Западом выработало у советского руководства понимание необходимости повышения жизненного уровня населения.

4. Каковы причины Карибского кризиса 1962 г.?

а) интервенция с территории США на Кубу в 1961 г.;

б) экономическая блокада Кубы правительством США;

в) ввоз США на Кубу ракет среднего радиуса действия с ядерными боеголовками;

г) угроза новой интервенции на Кубу со стороны США.

5. В чем состояла суть экономической реформы 1965 г. в промышленности?

а) во введении госзаказа, включающего лишь часть произведенной продукции;

б) в разрешении использовать договорные цены;

в) в расширении прав предприятий, сокращении числа плановых показателей, хозрасчета, создании на предприятиях фондов за счет части прибыли;

г) в создании производственных объединений, разрешении предприятиям выпускать акции.

Тема XII. СОВЕТСКИЙ СОЮЗ В ГОДЫ «ПЕРЕСТРОЙКИ»

(1985 – 1991)

______________________________________________________________










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 292.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...