Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Способы акцентирования и ориентации в газете и журнале.




Первое, на что обращает внимание читатель, подходя к газетному киоску, естественно, первая полоса издания. Следовательно, именно ее задача – привлечь, «зацепить» потенциального покупателя, быть интереснее в содержательном и красочном оформлении. От газеты, как и во времена метранпажей, требуется, чтобы все было «как на ладони», ведь простота и ясность внешней формы, удобочитаемость и привлекательность внешнего облика печатных изданий всегда ценилась и будет цениться впредь.

Удобство пользования периодическим изданием предполагает легкость и кратковременность первоначального ознакомления с его содержанием. После беглого просмотра издания читатель должен составить достаточно полное представление как об общем тематическом и жанровом наполнении номера, так и об отдельных его частях. Ведь нередко такой просмотр определяет, купит ли человек данное издание и станет ли тратить время на его прочтение. Также первополосные анонсы выполняют и рекламную функцию.

Удобочитаемая газета – это, как правило, хорошо организованное, смоделированное издание, в котором каждый тематический раздел имеет собственное место. В таком издании читатель без труда находит интересующие его рубрики. Названия тематических разделов ( «Сего дня», «Расследование», «Нежный возраст», «Тайны ХХ века» и др.) принято выносить в верхнюю, колонтитульную часть полос, где они, окруженные пробелами, образуют значительное графическое «пятно». Оригинальными приемами оформления выделяются специальные страницы-вкладыши, приложения, «газеты в газете». Здесь можно встретить и смену форматов, другой цвет бумаги (например, экономический вторник в «МК» персикового цвета), другую гамму шрифтов, другой логотип. По этим признакам читатель легко ориентируется в характере и содержании различных частей одного и того же издания.

Публикации выделяют заголовками – броскими и выразительными, как в литературном, так и в графическом отношении. В современных газетах и журналах собственно заголовки, выявляющие суть содержания, обычно сопровождаются лидами (врезами), названиями рубрик, другими элементами, другими элементами, образуя на сером фоне текстов графически насыщенные блоки. Это и притягивает к ним внимание читателя.

Заголовок должен быть соразмерным с объемом материала: чем крупнее публикация, тем больше должен быть кегль шрифта в заголовке. Это элементарное правило. Крупный, броский заголовок может быть и у сравнительно небольшого материала, если его содержание чрезвычайно важно. Можно выделить публикацию заголовком, набранным отличным от традиционных шрифтовых гарнитур, принятых в данном издании. Для такого отступления от традиции должны быть веские основания.

Компьютерная техника позволяет дизайнерам создавать оригинальные заголовочные шрифты, приковывающие внимание читателей. Такие заголовки уже не редкость, но зачастую их авторам не удается гармонично сочетать в них традиционное и новаторское начало.

Крупные тексты смотрятся живее и доступнее, если их членят внутренними подзаголовками, дающими названия отдельным частям текста. Они делают возможным выборочное чтение, а также украшают, разнообразят полосы своими вкраплениями в текстовые массы.

Иллюстрации также повышают интерес к материалам. Фотографии, рисунки, чертежи, диаграммы, схемы притягивают к себе внимание. Полосы без них «слепые», невыразительные. Продуманное иллюстрационное оформление газет составляет существенную часть их дизайна.

Функции, проблематика, направленность на ту или иную читательскую аудиторию определяют отвечающие этому типу издания количественные соотношения текстов и иллюстраций. Считается, что чем «желтее» газета, тем больше в ней иллюстраций, особенно фотографий звезд эстрады и кино.

Хотя дизайнеры могут придать повышенную значимость материалу за счет выделительных шрифтов, следует избегать шрифтовой пёстрости, т. к. она рассеивает внимание читателя. Шрифтовой акцент должен служить подсказкой читателю: это важно, то особенно (хотя бы в жанровом отношении).

Сильное, ударное средство выделения – дополнительный цвет. Он не только образует яркие акцентированные места на газетных полосах, но в значительной степени формирует их эстетику. Цветные рамки, заголовки, подложки одновременно и выделяют публикации на черно-белом фоне, и украшают их.

 

Размерные элементы издания

Размерные стереотипы есть не что иное, как унифицированные размерные характеристики издания, его составных частей и элементов оформления. Размерные стереотипы включают в себя, например, объем и формат издания, ширину колонки, форматы иллюстраций, кегли текстовых шрифтов, соотношения кеглей титульных шрифтов и размеров публикаций, оптимальные объемы материалов и другие характеристики.

Газетные издания используют один из трех форматов ряда А, и в зависимости от этого редакция имеет дело с определенными форматами полос. При этом одни газеты (например, качественные) применяют на всех страницах колонки одинаковой ширины (так называемые постоянные, или основные, форматы набора), которые не меняются по нескольку лет. Однако и в этих изданиях прибегают к столбцам другой ширины при оформлении вводок, подписей под иллюстрациями и т. д.

Довольно постоянны кегли текстовых шрифтов.

Все перечисленные размерные характеристики: объем издания, его формат, формат полосы, ширина и количество колонок, величина межколонных пробелов, кегль текстовых шрифтов — стабильны, как правило, на протяжении длительного времени. Поэтому данные характеристики можно рассматривать как готовые размерные стереотипы или как их основу, которую необходимо унифицировать, систематизировать и зафиксировать в техническом паспорте издания, например так:

«Газета имеет объем 3 печ. л. (12 страниц формата A3).

Формат полосы - 14 кв. 36 п. х 21 кв. 32 п. (265 х 390 мм).

Основной формат набора — 2'/, кв. (40 мм).

Величина межколонных пробелов — '/, кв. (5 мм)».

Изменяющиеся размерные характеристики — это, например, объем материала, формат иллюстрации, кегль заголовочного шрифта (хотя здесь важнее, пожалуй, величина всего заголовочного комплекса).

Для унификации кеглей заголовков можно использовать различного рода рекомендации, например Техническую инструкцию по набору и верстке. Здесь даются, скажем, максимальная и минимальная величины для основного заголовка, рубрики, внутренних подзаголовков. В изданиях соответствующего типа подобные документы служили неплохой основой для разработки некоторых размерных стереотипов и фиксации их в техническом паспорте журнала или газеты.

Как правило, ширина любой иллюстрации кратна формату набора: она ставится на одну, две, три колонки (2%, 4'/2,7'/, кв. в приведенной в качестве примера газете). Более или менее постоянна и их высота — 25 строк на одну колонку, 20 (25) строк или 35 (40) строк на две (в первом случае — горизонтальный, во втором — вертикальный фотоснимки), 25—30 строк на три колонки. Итак, что касается иллюстраций, то по вертикали они имеют отклонения до 20%.

По горизонтали в нашей газете колебаний не бывает. Поэтому сразу можно рассматривать эти данные не как динамичные, нестабильные характеристики, которые в результате наших усилий должны быть превращены в стереотипы, а как постоянные, жесткие показатели размеров.

Однако при таком подходе к моделированию динамичных величин невозможно говорить о пропорциональности различных характеристик, гармонии размеров. Добиться максимального эстетического соответствия величин различных комплексов можно, разработав модульную сетку.

Для этого шаблон (контур полосы определенного формата) делят на произвольное количество прямоугольников, имеющих субъективно определяемые ширину и высоту. Отдельный прямоугольник и будет представлять собой модуль, т. е. искусственную, разработанную для данного издания единицу измерения полосы и ее составных частей.

Как правило, создают модульные сетки профессиональные художники, которые используют при их разработке гармонические пропорции на основе «золотого» сечения, ряда Фибоначчи и т. п.


33. Виды верстки. Приемы макетирования.

Вёрстка – макет-е,графич.план;монтаж печатн.формы

Виды:

1)по конфигурац(прямая и ломаная)

2)по направл-ти(вертик,горизонт,смешанн)

3)по располож.матер-лов относит.центра(симметр и ассимметр)

Самая современная:смеш.,прям,асимм.

Приемы макетирования.

1.Планово-композиционный. Разверстываются как обознач. В плане.

2. Традиционный.В чердаке или подвале более крупный, который по диагонали уравновешивается другой крупной публикацией(мельница)

3. «Гвоздевой».Ударная публикация в зрительном центре, вокруг мелкие заметки.

Подборка – объединение нескольких материалов на основе какого-либо общего их качества. Старейшая форма подачи материалов, которая облегчает восприятие; позволяет глубже разработать тему.Способы объединения материалов в подборку:

поставить рубрику;

отбить подборку линейками или заключить ее в рамку;

поставить иллюстрации;

единообразно оформить заголовки,

единообразно оформить текст.

Выбранный комплекс из перечисленных средств закрепляется за данной подборкой и повторяется из номера в номер. Сильными средствами выделения являются закрепление за подборкой постоянного места на полосе, постановка подборки в определенный день недели.


Виды правок

В практике редактирования сложилось несколько методик подготовки текста к опубликованию, основными из которых являются: 1) правка-вычитка, 2) правка-сокращение, 3) правка-обработка, 4) правка-переделка. Каждая из них имеет свои цели.

     1.Цель правки-вычитки — чтение текста «насквозь» для решения вопроса о возможности опубликования материала.

     При этом редактор решает следующие задачи:

     1) отмечает возможные смысловые, композиционные, стилистические недочеты;

     2) обращает внимание на правильность использования фактических данных: имен собственных, цифр, дат, цитат, соответствие подписей под иллюстрациями, фотографиями, изображениями и т. д.;

     3) проверяет сопоставимость единиц измерения, статистических данных;

     4) проверяет соответствие заголовка, подзаголовка тексту, его основной мысли.

     Этот вид правки проводится при ознакомительном чтении. Вычитку обычно поручают опытному редактору, задача которого — заметить недостатки текста и указать на них, но не править его в целом, за исключением фактических ошибок и опечаток.

                    2. Правка-сокращение имеет целью уменьшение объема текста, доведение его до заданного размера. Причинами этого могут быть какие-либо конъюнктурные изменения или технические соображения.

     Правка-сокращение — это уже прямое вмешательство в структуру текста, поэтому редактор должен учитывать, в первую очередь, смысловые и синтаксические особености материала.

     При таком виде правки текста могут быть сокращены смысловые компоненты разного уровня: отдельные части, абзацы, предложения (содержащие, например, однотипные примеры, факты одного смыслового ряда, частности, ненужные поробности и т. п.), словосочетания, слова. 

     3. Правка-обработка — это литературная шлифовка текста с целью подготовки к опубликованию окончательного варианта текста с максимальным сохранением авторской манеры изложения, его стиля и с полным учетом результатов редакторского анализа (замечаний редактора). Это самый распространенный вид правки, при которой в текст могут вноситься разнообразные изменения, направленные на совершенствование формы текста, уточнение идеи автора, его замысла: сокращение, дописывание отдельных фрагментов, замена слов и оборотов речи, изменение синтаксических структур, композиции текста и т. д.

     4. Цель четвертого вида правки — правки-переделки — создание нового варианта текста на основе представленного авторского материала: редактор, строго основываясь на сообщенных, проверенных фактах, облекает мысль автора в литературную форму. При этом возможны некоторые изменения жанровой струкуры текста или его целевого назначения. По рекомендации редактора правка-переделка может осуществляться и самим автором.

     Помимо традиционных видов редакторской правки, при подготовке текста к опубликованию используется корректорская правка —вычитка текста, подготовленного редактором, с целью достижения полного соответствия его литературным нормам, внесения необходимых орфографических и пунктуационных исправлений (устранения допущенных орфографических и пунктуационных ошибок).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 331.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...